Законодательство РФ об охране труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 14:03, контрольная работа

Краткое описание

Это первый в истории нашей страны законодательный акт, специально посвященный одному из важнейших разделов трудового права. И хотя Основы не являются актом прямого действия, для реализации многих статей требуется разработать дополнительно нормативные правовые акты, но предусмотренные в них нормы устанавливают права и гарантии работников на охрану труда, соблюдение которых обязательно для всех хозяйствующих субъектов, а также обеспечивают единый на всей территории России порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях (далее - организации) всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Основы охраны труда…………………………………………………...5
2. Гарантии права работника на охрану труда и ее обеспечение……...13
3. Контроль за созданием законодательства об охране труда…………18
Заключение………………………………………………………………..25
Список использованной литературы…………………………………….27

Вложенные файлы: 1 файл

бжд.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)

9. Организационно-методические  документы (межотраслевые и отраслевые):

- положения - П;

- методические указания - МУ;

- рекомендации - Р.

В целях реализации направления  государственной политики в области  охраны труда об обязательном расследовании  каждого несчастного случая на производстве Правительство Российской Федерации  своим постановлением от 3 июня 1995 года №558 утвердило Положение о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве, а Минтруд России утвердил форму сообщения о групповом несчастном (несчастном случае с возможным инвалидным исходом, несчастном случае со смертельным исходом), форму Журнала регистрации несчастных случаев на производстве, форму Сообщения о последствиях несчастного случая на производстве и Порядок заполнения акта о несчастном случае на производстве по форме Н-1 (постановление Министерства труда Российской Федерации от 1 августа 1995 года №44). Новое Положение, которое введено в действие с 1 августа 1995 года, заменило собой постановление Президиума ВЦСПС и Госрпроматомнадзора СССР от 17 августа 1989 года №8-12 "Об утверждении Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве".

Правительство Российской Федерации поручило Минтруду России давать необходимые разъяснения  по применению нового Положения, которые  будут иметь обязательный характер для всех организаций.

Разногласия по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев, непризнание работодателем несчастного случая, отказ в проведении его расследования и составление акта по форме Н-1, несогласие пострадавшего или его доверенного лица с содержанием акта рассматриваются органами Федеральной инспекции труда при Министерстве труда Российской Федерации или судом. В этих случаях подача жалобы не является основанием для неисполнения работодателем решений государственного инспектора по охране труда.

Государственный инспектор  по охране труда при необходимости (по жалобе, при несогласии с выводами расследования обстоятельств и причин несчастного случая, при сокрытии несчастного случая и по другим причинам) имеет право самостоятельно проводить расследование несчастного случая независимо от срока давности его происшествия.

По результатам расследования  составляется заключение, которое является обязательным для работодателя и  может быть обжаловано в органы Федеральной  инспекции труда при Министерстве труда Российской Федерации или  суд.

Лица, виновные в нарушении требований настоящего Положения, привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Основы  охраны труда предусматривают обеспечение работников специальной одеждой, специальной обувью, средствами коллективной и индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием, необходимыми профилактическими средствами за счет работодателей. В настоящее время эти вопросы регулируются нормативными правовыми актами, принятыми в основном Госкомтрудом СССР и ВЦСПС, среди них:

- инструкция о порядке  обеспечения рабочих и служащих  специальной одеждой, специальной  обувью и другими средствами  индивидуальной защиты (утверждена  постановлением Госкомтруда СССР  и ВЦСПС от 24 мая 1983 года №100/п-9);

- перечень производств,  профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с вредными условиями труда (утвержден постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 7 января 1977 года № 4/П-1);

- правила бесплатной  выдачи лечебно-профилактического питания (утверждены постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 7 января 1977 года № 4/П-1);

- инструкция о порядке  бесплатной выдачи молока или  других равноценных пищевых продуктов  рабочим и служащим, занятым на  работах с вредными условиями труда (утверждена постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 16 декабря 1987 года № 731/П-13).

Основы устанавливают компенсации  и льготы за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями  труда, не устранимыми при современном  техническом уровне производства и организации труда.

Порядок предоставления тех или  иных льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда  также регулируется нормативными документами  разработанными Госкомтрудом СССР и  ВЦСПС:

- список производств, цехов,  профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (утвержден постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25 октяюря 1974 года № 298/П-22);

- инструкция о порядке применения  Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (утвержден постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 21 ноября 1975 года № 369/П-16).

Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 123 утверждено разъяснение "О некоторых вопросах, связанных с предоставлением дополнительных отпусков, предусмотренных действующим законодательством".

2. ГАРАНТИИ ПРАВА РАБОТНИКА НА ОХРАНУ ТРУДА И ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

В Основах законодательно определены конкретные права работника на охрану труда, которые дополняют трудовые права работников, определенные статьями 2, 25, 108, 129, статьями Х КЗоТ Российской Федерации. Эти права достаточно велики и соответствуют международным требованиям. Одним из главных является право работника на рабочее место с безопасными и здоровыми условиями труда, на получение достоверной информации от работодателя или государственных и общественных органов о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте работника, о существующем риске повреждения здоровья. Работник имеет право отказаться от каких-либо необоснованных последствий для него от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья до устранения этой опасности.

Многие права работников изложенные в Основах должны быть заложены при  оформлении трудовых отношения с  работодателем. Порядок оформления трудовых отношений между работодателем  и работником определен статьей 15 КЗоТ Российской Федерации, в соответствии с которой между указанными сторонами заключается трудовой договор (контракт).

Основами предусматривается целый  комплекс мер, направленных на управление охраной труда как в целом  в стране, так и в организациях. 
Длительное время охраной труда от имени государства управляли профсоюзы. Им были предоставлены широкие права в области управления, надзора и контроля за охраной труда, они обладали правом законодательной инициативы, организовали разработку и утверждали нормативные правовые акты по охране труда, занимались вопросам обучения, пропаганды, им предоставлялось право приостанавливать работу производственных участков, машин и оборудования, а при явной угрозе жизни и здоровья работающих и запрещать деятельность предприятий, они могли отстранять от должности руководителя любого ранга. Профсоюзами была выработана определенная система управления охраной труда и по многим направлениям, включая научное обеспечение, их деятельность была достаточно эффективной в условиях с общегосударственной собственностью на средства производства. Была создана достаточно прочная система управления охраной труда, приносящая определенный положительный результат.

Кроме того существовала мощная сеть управления охраной труда со стороны  министерств и ведомств, которые непосредственно оказывали влияние на подведомственные предприятия и организации. В этих целях каждое министерство имело в своем составе. В этих целях каждое министерство имело в своем составе. Отдел или Управление охраны труда, велись научные разработки в области охраны труда отраслевыми институтами, лабораториями, центрами.

Вся эта система была быстро разрушена, так как произошли структурные  преобразования в нашем обществе, появились новые виды собственности  и она уже не могла существовать в прежнем виде в новых условиях хозяйствования.

Основами предусмотрено  создание двух органов, занимающихся охраной  труда - орган государственного управления и федеральный орган надзора  и контроля за охраной труда. Государственное  управление охраной труда в настоящее время возложено на федеральный орган исполнительной власти по труду (Минтруд Российской Федерации) и органы исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации (органы по труду субъектов Российской Федерации - министерства, комитеты, управления, отделы). На создание и укрепление системы управления охраной труда в стране направлено постановление охраной труда в стране направлено постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 1995 года № 843 "О мерах по улучшению условий и охраны труда". Данным постановлением на Минтруд России возложено осуществление государственного управления охраной труда в России. В соответствии с этим министерство осуществляет взаимодействие с органами исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации, координирует работу служб охраны труда министерств и ведомств, осуществляет методическое руководство по пропаганде и распространению передового опыта, координирует научно-исследовательскую работу по проблемам охраны труда, организует обучение и проверку знаний работников и проводит другую работу в области условий и охраны труда.

Вопросы управления охраной труда на предприятиях и в их объединениях изложены в статье 8 Основ. В министерствах и ведомствах Российской Федерации, а также концернах, ассоциациях и других объединениях, предприятиях предусмотрено создание служб охраны труда.

Причем законодательно установлено, что такие службы должны создаваться в обязательном порядке. Если она не создаются, то это надо расценивать как нарушение требований законодательства.

Для реализации требований статьи 8 Основ постановлением Министерства труда Российской Федерации 30 января 1995 года №6 утверждены Рекомендации по организации работы службы охраны в организации и разработан примерный договор на проведение работ по охране труда, который был разослан на места письмом от 16 ноября 1994 года № 2207 - КВ.

Этой статье Основ  также в целях организации  сотрудничества по охране труда работодателей  и работников предусматривается  создание совместных комитетов (комиссий) по охране труда, в состав которых  на паритетной основе (т.е. равного представительства) входят представители работодателей, профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов, например, от совета трудового коллектива.

Опыт западных стран  показывает, что путем сотрудничества сторон рынка труда в комитетах  по охране труда можно решать практически все вопросы условий труда и обеспечения его безопасности, так как решения этих органов обязательны как для работодателя, так и для работников.

Используя этот опыт, Министерство труда Российской Федерации постановлением от 12 октября 1994 года № 64 утвердило Рекомендации по формированию и организации деятельности совместных комитетов (комиссий) по охране труда, создаваемых на предприятиях, в учреждениях и организациях с численностью работников более 10 человек. Органами по труду субъектов Российской Федерации предложено оказать предприятиям необходимую помощь по формированию и организации деятельности таких комитетов (комиссий).

Очень важно отметить, что в статье 8 Основ имеется  запись о том, что ответственность  за состояние условий и охраны труда в организациях возлагается на работодателя, а названные органы управления охраной труда создаются в помощь работодателя.

Поэтому в статье 9 Основ  достаточно подробно раскрыты обязанности  работодателя по обеспечению охраны труда в организации, должное выполнение которых позволит созданию безопасных и здоровых условий труда для работников.

Обязанности работника (статья 10 Основ) значительно меньше, но играют важную роль в обеспечении безопасности его труда и они несколько  шире обязанностей, указанных в КЗоТ Российской Федерации (статья 145).

Значительная доля несчастных случаев на производстве происходит по причине незнания правил и норм по охране труда руководителями производства и работниками. За счет устранения этой причины, по мнению специалистов, можно было бы сократить производственный травматизм не менее чем на 30 процентов. Не случайно Основами (статья 12) предусмотрено, что все работники предприятий, включая руководителей, обязаны проходить обучение, инструктаж, проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда. Предусмотрено также, что государство должно обеспечивать подготовку специалистов по охране труда в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования. Вопросы охраны труда должны включаться также в программы начального, среднего и высшего профессионального образования (статья 15 Основ).

В условиях рыночной экономики  никакие меры организационного характера  в системе управления охраной  труда не могут обеспечить необходимых  результатов, если работодатель экономически не будет в них заинтересован. Мы в отличие от других стран не умеем оценивать эффективность мероприятий, направленных на улучшение условий труда, обеспечение его безопасности и подсчитывать потери, связанные с неблагоприятными условиями труда и высоким уровнем производственного травматизма. В этом главная причина недооценки значения охраны труда практически по всей вероятности властных структур. Именно поэтому затягивается решение многих вопросов, связанных с реализацией Основ, в том числе не решаются вопросы финансирования охраны труда в том порядке, который предусмотрен статьей 17 Основ.

Информация о работе Законодательство РФ об охране труда