Введение в дисциплину "Трудовое право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 17:28, методичка

Краткое описание

Курс дисциплины введён в программу обучения для технических, сельскохозяйственных и экономических специальностей высших учебных заведений на основе приказа Государственного комитета по образованию № 473 от 9 июля 1990 года. В программу обучения курса БЖД были включены вопросы таких дисциплин как “Охрана труда и техника безопасности”, “Охрана окружающей среды” и “Гражданская оборона”. Позднее, для ряда специальностей вузов, вопросы охраны окружающей среды вошли в отдельный курс – “Экология”.

Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ …………………………………………………………………...5

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………………………….7
1.1. Введение в дисциплину “Безопасность жизнедеятельности” ……………….7
1.2. Основные понятия и определения ……………………………………………8
1.3. Системный анализ безопасности …………………………………………….11
1.4. Психофизиологические особенности человека ……………………………..13
1.4.1. Основные понятия …………………………………………………………..13
1.4.2. Характеристика анализаторов человека …………………………………...15
1.4.3. Формы трудовой деятельности и энергетические затраты человека …....21
1.4.4. Влияние физической нагрузки на физиологию человека ..……………….25
1.4.5. Психические особенности человека ……………………………………….26
1.5. Эргономические основы безопасности жизнедеятельности ……………….28
1.6. Принципы и методы обеспечения безопасности жизнедеятельности …….30

2. НЕГАТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ *
И ЗАЩИТА ОТ НИХ

3. НОРМАТИВНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
ОХРАНЫ ТРУДА


5. ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ .………………….81
5.1. Безопасность в отрасли ……………………………………………………....81
5.2. Безопасность и экологичность в специальных условиях ………………….81
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА*
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………..82
СОКРАЩЕНИЯ ………………………………………………………………….82

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции мучин.DOC

— 326.00 Кб (Скачать файл)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ  АКАДЕМИЯ

 

 

 

 

П.В. МУЧИН

 

 

 

 

БЕЗОПАСНОСТЬ  ТРУДА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2008

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ПРЕДИСЛОВИЕ …………………………………………………………………...5

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ 

    БЕЗОПАСНОСТИ  ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………………………….7

1.1. Введение в дисциплину  “Безопасность жизнедеятельности” ……………….7

1.2. Основные понятия  и определения  ……………………………………………8

1.3. Системный анализ  безопасности …………………………………………….11

1.4. Психофизиологические  особенности человека ……………………………..13

1.4.1. Основные понятия …………………………………………………………..13

1.4.2. Характеристика анализаторов  человека …………………………………...15

1.4.3. Формы трудовой  деятельности и энергетические  затраты человека …....21

1.4.4. Влияние физической  нагрузки на физиологию человека ..……………….25

1.4.5. Психические особенности  человека ……………………………………….26

1.5. Эргономические основы  безопасности жизнедеятельности ……………….28

1.6. Принципы и методы  обеспечения безопасности жизнедеятельности …….30

 

2. НЕГАТИВНЫЕ  ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ *

    И ЗАЩИТА ОТ НИХ

 

3. НОРМАТИВНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ  ТРЕБОВАНИЯ 

    ОХРАНЫ  ТРУДА 

 

 

5. ТЕМЫ  ДЛЯ   САМОСТОЯТЕЛЬНОГО  ИЗУЧЕНИЯ .………………….81

5.1. Безопасность в отрасли ……………………………………………………....81

5.2. Безопасность и  экологичность в специальных условиях ………………….81

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА*

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………..82

СОКРАЩЕНИЯ ………………………………………………………………….82

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 

 

1.1. Введение в дисциплину 

 

Курс дисциплины  введён в программу  обучения для технических,  сельскохозяйственных и экономических специальностей высших учебных заведений на основе приказа Государственного комитета по образованию № 473 от 9 июля 1990 года. В  программу  обучения курса БЖД были включены вопросы таких дисциплин как “Охрана труда  и техника безопасности”, “Охрана окружающей среды” и “Гражданская оборона”. Позднее, для ряда специальностей вузов,  вопросы охраны окружающей среды вошли  в  отдельный курс – “Экология”.

В настоящее время создан Российский союз специалистов по безопасности жизнедеятельности. В ряде российских городов созданы и успешно функционируют филиалы Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ). В структуре академии выделяются национальные и региональные отделения и центры. Национальные отделения созданы (кроме России) в Белоруссии, США, Бразилии, на Украине и др. Научную деятельность МАНЭБ осуществляют проблемные Советы, созданные почти по 50 научным направлениям. Официальным печатным органом академии является “Вестник МАНЭБ”.

Современный человек  живёт  в  мире  опасностей - природных, технических,  экологических и др. Опасности часто взаимодействуют между собой и тем самым зачастую усугубляют последствия. Например, разрушительная сила землетрясения  становится  причиной  массовых жертв,  что,  в  свою  очередь,  может привести к распространению опасных инфекций.

В мире растёт число  аварий,  пожаров и катастроф. В них гибнет намного больше людей,  чем на производстве. Отмечается  рост числа стихийных бедствий. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) отмечает значительный рост числа заболеваний неврозом.  В мире насчитывается более 500 миллионов инвалидов, каждый пятый стал им в результате несчастного случая.

В России ежегодно под колёсами автомобилей погибает примерно 30 тысяч человек,  почти 6 тысяч погибает на  производстве. По количеству смертельных исходов от несчастных случаев на каждую тысячу жителей,  Россия более чем в 3 раза опережаем Западную Европу.

В ежегодных  докладах Министерства  по  чрезвычайным  ситуациям  России отмечается,  начиная с 1991 года, постоянное ухудшение безопасности во всех отраслях экономики государства и других сферах жизни общества.

Бедствия часто  носят интернациональный  характер.  Например, авария на заводе “Юнион Карбайд”,  построенного Англией на территории Индии, в 1984 году унесла жизни 3 150 человек. Аварии с нефтяными  танкерами  катастрофичны для побережий многих стран,  катастрофа на Чернобыльской АЭС затронула  практически  большинство стран мира.

Внимание к  условиям  деятельности  человека,  в том числе к вопросам защиты его здоровья,  отмечается на самых ранних стадиях развития   человечества.   Некоторые   научные  труды  Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), Гиппократа (460-377 гг. до н.э.) и других учёных древности посвящены изучению условий труда. Медик эпохи Возрождения Парацельс (1493-1541) изучал  опасности в горном деле. Многим он известен по изречению: “Всё есть яд, и всё есть лекарство, только одна доза делает вещество  ядом, другая лекарством”. Немецкий врач и металлург Агрикола (1494-1555) изложил вопросы охраны труда в работе “О горном деле”.  Итальянский врач Рамаццини (1633-1714) рассмотрел вопросы профессиональной гигиены в книге  “О болезнях ремесленников”. Ряд основополагающих работ по безопасности труда в горном деле  подготовлены М. Ломоносовым (1711-1765). Основы гигиены труда изложены     Ф. Эрисманом (1842-1915) в книге “Профессиональная гигиена физического и  умственного  труда”. Эти же вопросы рассмотрел И. Сеченов в книге “Очерк рабочих движений человека”. Целая плеяда выдающихся учёных занималась  проблемами  безопасности в конце XIX, начале XX века, т.е. с началом интенсивного развития промышленности.

Из международного опыта можно  отметить следующее.

1. Во всех  экономически развитых странах  в последние годы уделяется  всё возрастающее внимание к совершенствованию подготовки  кадров, ориентированных на работу в качестве специалистов и руководителей производств с высоким риском, а также разнообразных служб безопасности, экспертизы и страхования.

2. Как правило,  в этих же странах, охрана труда экономически  выгодна,  и соответственно, статус  специалиста в области безопасности чрезвычайно высок.

 

1.2. Основные  понятия и определения

 

Безопасность  жизнедеятельности  - область знаний,  в которой изучаются опасности,  угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них.

Деятельность - это необходимое условие существования человеческого общества.

Труд - высшая форма человеческой деятельности.

Существует  следующее определение человека, это “Homo agens”, т.е. человек деятельный.

Тогда наиболее общее определение БЖД: это техническая дисциплина, изучающая способы и возможности сохранения здоровья и безопасности человека в его среде обитания,  при любых видах деятельности.

Формы деятельности разнообразны и  охватывают  практические, духовные и интеллектуальные процессы,  протекающие во всех сферах жизни человека. Процесс деятельности, в общем виде, состоит из двух элементов,  имеющих  обратные связи,  обусловленные общим законом реактивности материального мира.

 

      ЧЕЛОВЕК                           СРЕДА ОБИТАНИЯ

 

 

Рис. 1.1. Схема  взаимодействия человека с окружающим миром

 

Система “Человек - Среда обитания” имеет две цели:

1) достижение  определённого эффекта;

2) исключение  нежелательных последствий.

К нежелательным последствиям отнесём пожары, аварии, болезни и т.п.

Опасность, это явления или процессы,  вызывающие такие нежелательные последствия.

Различают опасности реальные и потенциальные,  то есть скрытые. Например, костёр потенциально опасен,  а лесной пожар,  это реальная опасность.

Потенциальную опасность  представляют  в России ядовитые вещества,  которых уже скопилось более 1,5 миллиарда тонн  или  десятки тысяч тонн химического оружия фашистской Германии, затопленного в Балтийском море в 1945 году. Подобных примеров очень много в мире.

Реализация  потенциальной  опасности происходит через определённые условия, то есть причины. Потенциальная опасность автотранспорта может быть реализована, например, через нарушение правил дорожного движения.

Риск, это частота реализации опасности,  это количественная оценка опасности.

Существует аксиома - любая деятельность человека потенциально опасна. В тоже время считается,  что уровнем опасности (риском) можно управлять. Это привело к понятию - приемлемый риск. В основе приемлемого риска лежит осознание недостижимости  абсолютной  безопасности.

Безопасность, это такое состояние системы (или деятельности), когда проявление потенциальной опасности,  то есть её реализация,  исключена с допустимой вероятностью.

Безопасность это  цель,  а БЖД - средство (пути,  методы) её достижения.

В мире  отмечается разный подход к обеспечению безопасности. К примеру,  в России и сейчас мероприятия по охране труда и  технике безопасности зачастую имеют цель - обеспечить абсолютно безопасные условия труда (производства, движения и т.п.). В странах с развитой экономикой чаще всего ставится задача обеспечить допустимый  уровень  риска, при  этом степень риска, может определяться законодательно.  В Голландии,  например,  ведутся карты риска, которые используются, например, уже на стадии проектирования строительства предприятия, при этом с учётом уже имеющегося риска, определяется конечный (суммарный) риск негативного воздействия на человека и окружающую природную среду. В случае превышения  величины суммарно риска допустимого  уровня, проект отклоняется, но возможны и компенсационные выплаты населению за определённое негативное воздействие.

БЖД решает три  взаимосвязанные задачи:

1. Идентификация  опасностей - процесс обнаружения  опасностей и  установления  их  характеристик  (количественных,   временных, пространственных и др.);

2. Защита от  опасностей на основе сопоставления  затрат и выгод;

3. Ликвидация  возможного,  остаточного, сверхдопустимого  риска.

Понятие “опасность”  поглощает существующее стандартное определение “Опасные и вредные производственные факторы”,  так как учитывает все виды деятельности человека.

Потенциальную опасность хранят все системы, имеющие  энергию, химические или биологические активные компоненты.

Существует  наука таксономия,  занимающаяся классификацией  и систематизацией  сложных явлений (объектов).  Поскольку опасность - явление сложное,  то допустимо введение понятия таксономия  опасностей.

Таксономия  опасностей полностью не разработана, так как развитие науки и техники постоянно приносят в жизнь человека всё новые виды опасностей.

Примеры таксономии опасностей.

1. По природе  происхождения опасности разделяются  на природные, технические, антропогенные, экологические и смешанные.

2. По официальному  стандарту (ГОСТ 12.1.0.003-74) - опасности могут быть физическими, химическими, биологическими и психофизиологическими.

3. По  локализации  - опасности  могут быть связанные  с литосферой, гидросферой, атмосферой и космосом.

4. По ущербу - опасности могут сопровождаться  социальным, техническим, экологическим и другими видами ущерба.

Разработана номенклатура опасностей,  например по алфавиту:  «... алкоголь, аномальная температура  воздуха, аномальная подвижность воздуха, аномальное барометрическое давление, аномальное освещение ...; … вакуум,  взрыв, взрывчатые вещества, вибрация, вода...; … качка, кинетическая энергия, коррозия ...; … лазерное излучение, листопад и т.д.».

Квантификация опасностей - это количественная оценка опасностей, определяемая численно, в баллах и др.

Опасность часто оценивают степенью риска.

При идентификации  опасностей устанавливают и  выявляют номенклатуру опасностей,  вероятность  их проявления, пространственную локализацию, возможный ущерб и другие характеристики, необходимые для решения проблемы безопасности.

Реализация  опасности всегда идёт через триаду:

 

“ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ Þ ПРИЧИНЫ Þ НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ”.

                      ОПАСНОСТЬ                                        ПОСЛЕДСТВИЯ

 

Например, лекарство - это потенциальная опасность,  ошибка провизора - это причина, а отравление - нежелательное последствие.

Опасность, причины  и нежелательные последствия - это  основные характеристики  таких событий как пожар,  несчастный случай, дорожно-транспортное происшествие и т.п.

 

1.3. Системный анализ безопасности

 

Система - это совокупность взаимосвязанных компонентов, взаимодействующих между собой таким образом,  что достигается определённый результат (цель).

Под компонентами  (элементами, составными частями) системы  будем понимать не только материальные объекты,  но и отношения (связи) между ними.

Система управления, где один из элементов человек-оператор,  называется  эргатической.

Например, транспортное средство - это техническая система  с элементами эргатической, а пожар - системное явление, где компонентами являются горючее вещество, окислитель и источник воспламенения.

Системный анализ - это совокупность методологических средств, используемых для подготовки  и  обоснования  решений  по  сложным проблемам (например, обеспечение безопасности).

Цель системного анализа опасности состоит в том,  чтобы выявить причины, влияющие на появление нежелательных событий (аварий,  катастроф) и разработать предупредительные мероприятия, уменьшающие вероятность их появления (или повторения).

Известно, что  реализация потенциальной опасности возможна через «причины». Чаще всего имеется целый ряд причин, способствующих проявлению опасности. Причины обычно связаны и образуют совместно с опасностями  цепные структуры. Графическое изображение  таких структур напоминает ветвящееся дерево.

Информация о работе Введение в дисциплину "Трудовое право"