Аттестация рабочих мест на примере ООО "Производство"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 14:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи исследования. Цель состоит в изучении и анализе аттестации рабочих мест по условиям труда в организации.
Для достижения цели исследования в работе поставлены и решены следующие основные задачи:
1. Рассмотреть подготовку к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда;
2. Проанализировать оформление результатов аттестации рабочих мест по условиям труда;
3. Рассмотреть аттестацию рабочих мест по условиям труда на примере ООО «».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...……3
ГЛАВА I. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ
МЕСТ ………………………………………………………………………..…..5
1.1. Необходимость аттестации рабочих мест и ее значение в совершенствовании труда………………………………………………….…….5
1.2. Проведение аттестации рабочих мест …………………..…………...7
1.3. Документальное оформление результатов аттестации рабочих мест ………………………………………………………………………………21
ГЛАВА II. АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ НА ПРИМЕРЕ ООО «»………………………………………………….…………………...30
2.1. Характеристика предприятия……………………………….……….30
2.2. Анализ аттестации рабочих мест в ООО «»……..………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….….………….36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК...…………………….…….……...…38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Аттестация рабочих мест на примере ООО Производство.docx

— 87.12 Кб (Скачать файл)

- приведения  в соответствие наименований  должностей (профессий) с наименованиями, указанными в Общероссийском  классификаторе профессий рабочих,  должностей служащих и тарифных  разрядов и т.д.

Кто должен проводить аттестацию

Проводить аттестацию, как и ранее, должны работодатели независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (п. 1 Порядка):

- юридические  лица;

- индивидуальные  предприниматели.

На работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными  предпринимателями, требования Порядка  не распространяются.

Когда проводят аттестацию

Сроки проведения аттестации устанавливает работодатель исходя из того, что каждое рабочее  место должно быть аттестовано не реже одного раза в пять лет (п. 8 Порядка). Это положение осталось неизменным. Однако теперь в Порядке говорится  о том, что указанный срок отсчитывают  от даты завершения предыдущей аттестации. За дату начала проведения очередной  аттестации принимают дату издания  приказа об утверждении состава  аттестационной комиссии и графика  аттестации.

В новом  Порядке отмечено, что аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем  через 60 рабочих дней после ввода  их в эксплуатацию. Ранее п. 7 прежнего Порядка предусматривалось, что  вновь созданные рабочие места  подлежат аттестации после их ввода  в эксплуатацию.

Внеплановая аттестация

Введено понятие внеплановой аттестации. Она проводится (п. п. 47 и 48 Порядка):

- при  вводе в эксплуатацию вновь  организованных рабочих мест - в  полном объеме;

- по результатам  государственной экспертизы условий  труда, проведенной в целях  оценки качества процедуры аттестации;

- при  выполнении мероприятий по приведению  условий труда в соответствие  с государственными нормативными  требованиями охраны труда, а  также мероприятий по улучшению  условий труда;

- замене  производственного оборудования;

- в случае  изменения технологического процесса;

- изменения  средств коллективной защиты.

Результаты  внеплановой аттестации оформляют  в общем порядке. При этом для  каждого рабочего места создается  новая карта аттестации с учетом изменений и дополнений (о ней  и других документах, которые необходимо оформить при аттестации рабочих  мест, мы расскажем в следующем  номере).

Какие рабочие места подлежат аттестации

Аттестации  подлежат все рабочие места компании (п. 4 Порядка). Однако в отдельных  случаях проведение измерений, а  также оценка факторов рабочей среды  и трудового процесса могут угрожать безопасности работников или специалистов, проводящих аттестацию.

В таких  ситуациях аттестационная комиссия выносит мотивированное решение  о том, что измерения и оценка проводиться не будут, условия труда  на данных рабочих местах относятся  к опасным. Такое решение оформляют в письменном виде, оно подписывается членами аттестационной комиссии и прилагается к материалам аттестации.

Аналогичные рабочие места. Существует такое  понятие, как аналогичные рабочие  места. Оценку производственных факторов на таких рабочих местах проводят на основании данных, полученных при  аттестации 20% рабочих мест (но не менее  двух).

Рабочие места признают аналогичными, если:

- профессии  или должности имеют одно наименование;

- при  ведении однотипного технологического  процесса в одинаковом режиме  работы выполняются одни и  те же профессиональные обязанности;

- используется  однотипное производственное оборудование, инструменты, приспособления, материалы  и сырье;

- ведется  работа в одном или нескольких  однотипных помещениях или на  открытом воздухе;

- используются  однотипные системы вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления  и освещения;

- производственное  оборудование, транспортные средства  и т.п. расположены на рабочем  месте одинаково;

- существует  одинаковый набор вредных и  (или) опасных производственных  факторов одного класса и степени;

- присутствует  одинаковая обеспеченность средствами  индивидуальной защиты (этот пункт  появился в новом Порядке).

Если  все условия исполняются, рабочие  места признают аналогичными. При  выявлении хотя бы одного рабочего места, не отвечающего признакам  аналогичности, оценке подвергаются 100% рабочих мест. После этого определяется новый перечень рабочих мест, подлежащих аттестации.

На аналогичные  рабочие места заполняется одна карта аттестации рабочего места  по условиям труда.

Условия труда и мероприятия по их улучшению, установленные хотя бы для одного рабочего места из 20% аналогичных  рабочих мест, являются едиными для  всех аналогичных рабочих мест (п. 40 Порядка).

Нестационарные  рабочие места. Если рабочее место  не является стационарным, порядок  его аттестации несколько меняется.

Сначала определяют типичные технологические  операции со стабильным набором и  величиной вредных и (или) опасных  производственных факторов. Затем производят оценку этих операций. Время выполнения каждой операции определяется экспертным путем (на основании локальных нормативных  актов), путем опроса работников и  их непосредственных руководителей.

Об ответственности

Теперь  в п. 52 Порядка четко прописано, что ответственность за проведение аттестации, достоверность и полноту  представления информации в государственную  инспекцию труда возлагается  на работодателя. Ответственность за достоверность проведения измерений  и оценок лежит на работодателе и  аттестующей организации. В прежнем  Порядке такой нормы не было.

Напомним, нарушение законодательства о труде  и об охране труда грозит административными  штрафами (ст. 5.27 КоАП РФ). Для должностного лица он составит от 1000 до 5000 руб. (а  если оно было ранее подвергнуто  административному наказанию за аналогичное правонарушение, то это  может повлечь дисквалификацию  на срок от одного года до трех лет). Для  предпринимателей штраф составит от 1000 до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Компания же может расстаться с суммой 30 000 - 50 000 руб., или ее деятельность приостановят на срок до 90 суток.

Распределение обязанностей по проведению аттестации

В новом  Порядке более четко распределены обязанности по организации и  проведению аттестации между ее участниками. 
Аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация. Ее привлекают на основании договора гражданско-правового характера (п. 6 Порядка). Ранее аттестующую организацию привлекали лишь при необходимости.

Аттестационная комиссия

Новый Порядок  предусматривает, что аттестационную комиссию создает работодатель. Он также определяет график проведения работ по аттестации.

Состав  аттестационной комиссии. Аттестационная комиссии должна состоять (п. 10 Порядка):

- из представителей  работодателя (руководители структурных  подразделений, юристы, специалисты  по кадрам, по труду и заработной  плате, главные специалисты, медицинские работники и иные сотрудники). Кто-то из них будет возглавлять аттестационную комиссию;

- специалиста  по охране труда;

- представителя  выборного органа первичной профсоюзной  организации или иного представительного  органа работников;

- представителей  аттестующей организации. Они  и проводят оценку соответствия  условий труда государственным  нормативным требованиям охраны  труда (п. п. 14, 20 и 29 Порядка).

В Порядок  введена норма, которая касается микропредприятий и компаний малого бизнеса. Если аттестация проводится у них, состав аттестационной комиссии может быть сокращен. В нее включают (п. 10 Порядка):

- работодателя (его представителя);

- представителей  аттестующей организации;

- представителей  выборного органа первичной профсоюзной  организации или иного представительного  органа работников (при наличии);

- представителей  организации или специалиста,  привлекаемых работодателем по  гражданско-правовому договору для  осуществления функций службы  охраны труда (специалиста по  охране труда).

Обязанности аттестационной комиссии. Согласно п. 12 Порядка аттестационная комиссия должна выполнять следующие действия:

1. Осуществлять  руководство и контроль проведения  аттестации на всех ее этапах.

2. Формировать  комплект необходимых для проведения  аттестации нормативных правовых  и локальных нормативных актов,  организационно-распорядительных и  методических документов и организовать  их изучение.

3. Составлять  перечень рабочих мест, подлежащих  аттестации (его образец дан в  Приложении N 1 к Порядку).

4. Готовить  предложения по приведению наименований  профессий и должностей работников  в соответствие с их наименованием  в ЕТКС работ и профессий рабочих (ЕТКС должностей руководителей, специалистов и служащих).

5. Присваивать  каждому рабочему месту уникальный  порядковый номер (не более  восьми знаков).

6. Заполнять  и подписывать карты аттестации.

7. Готовить  предложения (при необходимости)  о внесении изменений и (или)  дополнений в трудовой договор  в части обязательства работодателя:

- по обеспечению  работника средствами индивидуальной  защиты;

- установлению  соответствующего режима труда  и отдыха;

- по обеспечению  сотрудников другими гарантиями  и компенсаций за работу с  вредными и (или) опасными условиями  труда.

8. По  результатам аттестации разрабатывать  план мероприятий по приведению  условий труда в соответствие  с государственными нормативными  требованиями охраны труда. Так  сказано в ст. 211 Трудового кодекса.

Аттестующая организация

В новых  правилах четко определены требования к аттестующей организации. Ею может  являться юридическое лицо, аккредитованное  в порядке, установленном Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 N 205н.

Аттестующая организация должна быть независимым  лицом по отношению к компании, на рабочих местах которой проводится аттестация. 
Работодатель вправе привлечь несколько аттестующих организаций. Работа между ними может быть распределена как по количеству рабочих мест, подлежащих аттестации, так и по видам выполняемых на рабочих местах работ.

С аттестующей  организацией работодатель заключает  договор, по которому она обязана:

- произвести  измерения;

- провести  оценку соответствия условий  труда государственным нормативным  требованиям охраны труда;

- оформить  и подготовить отчет об аттестации;

- представить  по требованию работодателя обоснования  сделанных выводов.

При проведении аттестации аттестующая организация:

- определяет  методы проведения измерений  и оценок, количественный и персональный  состав специалистов, проводящих  измерения и оценку;

- исследует  в полном объеме документацию, связанную с организацией работы  по обеспечению требований охраны  труда в компании, на рабочих  местах которой проводится аттестация;

- запрашивает  и получает у работодателя (его  представителя) разъяснения по  возникшим в ходе аттестации  вопросам.

Организация может отказаться от проведения аттестации в случае непредставления работодателем  необходимой документации или отказа обеспечить требуемые нормативной  документацией условия проведения измерений и оценок.

Как проходит аттестация

Аттестационная  комиссия должна оценить соответствие условий труда государственным  нормативным требованиям охраны труда. Для этого последовательно  проводится оценка:

- соответствия  условий труда гигиеническим  нормативам;

- травмоопасности рабочих мест;

- обеспеченности  работников средствами индивидуальной  защиты (далее - СИЗ);

- условий  труда на рабочих местах (комплексная).

Оценка по гигиеническим нормативам

В данном случае аттестующие должны оценить  все имеющиеся на рабочем месте  факторы производственной среды  и трудового процесса, характерные для технологического процесса и оборудования, применяемых на данном месте (п. 15 Порядка).

Перечень  факторов производственной среды и  трудового процесса, подлежащих оценке, формируется исходя из государственных  нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся  измерений показателей вредных  и (или) опасных производственных факторов, а также предложений работников.

Информация о работе Аттестация рабочих мест на примере ООО "Производство"