Чикагская конвенция как основной источник международного воздушного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 16:03, реферат

Краткое описание

Чикагская конвенция» — конвенция, которая установила основные принципы работы международной авиации, в частности, правила полетов над территорией страны участницы, принцип национальной принадлежности воздушного судна, облегчение международных полетов, международные стандарты и рекомендованную практику и т.д. Кроме того, акт конвенции включает создание Организации Международной гражданской авиации (ИКАО, ICAO), которая, являясь ассоциированным органом при ООН, должна контролировать исполнение положений конвенции и её приложений. А также корректировать и дополнять эти положения соответственно духу времени.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат право.docx

— 24.48 Кб (Скачать файл)

Вступление

Чикагская конвенция» — конвенция, которая установила основные принципы работы международной  авиации, в частности, правила полетов  над территорией страны участницы, принцип национальной принадлежности воздушного судна, облегчение международных  полетов, международные стандарты  и рекомендованную практику и т.д. Кроме того, акт конвенции включает создание Организации Международной гражданской авиации (ИКАО, ICAO), которая, являясь ассоциированным органом при ООН, должна контролировать исполнение положений конвенции и её приложений. А также корректировать и дополнять эти положения соответственно духу времени.

Документ был  подписан 7 декабря 1944 года в Чикаго, штат Иллинойс, США 52-мя странами-сигнатурами. 26-я ратификация (необходимое условие для вступления конвенции в силу) произошла 5 марта 1947 г., в результате конвенция вступила в силу для ратифицировавших её стран 4 апреля 1947 года. В память об этом событии ежегодно, 7 декабря  отмечается Международный день гражданской авиации, учреждённый Генеральной Ассамблеей ООН в 1996 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

История Чикагской конвенции

Чикагская конференция  по гражданской авиации. Незадолго  до окончания Второй мировой войны, 7 декабря 1944 г., в Чикаго за вершилась работа Международной конференции по вопросам гражданской авиации, в которой приняли участие 52 государства.

Инициаторами  проведения конференции были США. Накануне завершения Второй мировой войны американские авиационные деловые круги были озабочены послевоенной судьбой своих авиационных заводов, которые в мирное время могли быстро перейти на выпуск в больших количествах гражданских самолетов. Чтобы решить проблему их сбыта после войны, американские производители гражданской авиационной техники проявили заинтересованность в том, чтобы американские авиакомпании беспрепятственно осуществляли перевозки по всему миру. Благодаря этому американские перевозчики смогли бы занять лидирующее положение в осуществлении международных воздушных перевозок.

Советский Союз не участвовал в работе Чикагской  конференции, хотя советское правительство  получило приглашение стать ее участником.

Очевидное стремление США обеспечить господство американских авиа

компаний на мировых  воздушных магистралях вызвало  резко недовольство Англии, Канады, Новой Зеландии и Австралии, что  наложило отпечаток на ход работы Международной конференции по вопросам гражданской авиации.

Основная борьба на конференции развернулась по вопросу  коммерческих «свобод воздуха». Попытки США добиться включения в текст конвенции положений о «свободах воздуха» не увенчались успехом: эти вопросы были изъяты из проекта конвенции и закреплены в Соглашении о транзите

при международном  воздушном сообщении (подписали 26 государств) и Соглашении о международном  воздушном транспорте(подписали 11 государств). Конференция завершилась подписанием Заключительного акта,

Временного соглашения о международной гражданской  авиации (подписали 34 государства) и Конвенции о международной гражданской авиации (подписали 38 государств).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание Чикагской  Конвенции

Чикагская конвенция  состоит из преамбулы и четырех  частей, включающих 22 главы и 96 статей. Для понимания основного назначения Конвенции важное место имеет  преамбула, в которой, в частности, говорится о том, что страны заключили  настоящую Конвенцию для того, «чтобы международная гражданская  авиация могла развиваться безопасным и упорядоченным образом и  чтобы международные воздушные  сообщения могли устанавливаться  на основе равенства возможностей и  осуществляться рационально и экономично».

Основными принципами Чикагской конвенции, изложенными  в первой главе части 1 «Аэронавигация»  являются:

- полный и  исключительный суверенитет каждого  государства над воздушным пространством  над своей территорией;

- обязательство  договаривающихся государств не  использовать гражданскую авиацию  в каких-либо целях, несовместимых с духом и целями Конвенции;

-применение Конвенции  только к гражданским ВС в отличие от государственных ВС, используемых на военной, таможенной и полицейских службах;

-обязательство  договаривающихся государств при  установлении правил для своих  государственных ВС обращать должное внимание на безопасность навигации гражданских ВС.

Часть 2 Конвенции  «Международная организация гражданской  авиации», состоящая из 7 глав и 24 статей предусматривает создание ИКАО, является уставным документом этой организации.

Часть 3 Конвенции  «Международный воздушный транспорт» включает 3 главы и 13 статей, в которых  рассмотрены основные вопросы международных  воздушных перевозок.

В части 4 Конвенции  «Заключительные положения», состоящей  из 6 глав и 17 статей, оговорены договорно-правовые условия подписания и регистрации  соглашений в области гражданской  авиации, порядок принятия приложений к Конвенции и поправок к ней, а также положения, касающиеся ратификации, вступления в силу и изменения  Конвенции и присоединения к  ней других государств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Значение и роль Чикагской Конвенции

Природа осуществляемой международным воздушным транспортом  деятельности такова, что она отвергает  суверенное уединение и побуждает  государства к коллективным действиям  по устранению правовых ограничений  и препятствий - неизбежных последствий  абсолютизации суверенности. В истории  международного воздушного права был  определенный период, когда государства  увлеченно занимались созданием  собственных национальных правил полетов. Вскоре выяснилось, что многообразие этих правил таково, что летать по ним  по международным воздушным маршрутам  практически невозможно. Вот почему встал вопрос о необходимости  единообразия правил полетов, что было возможно достичь только коллективными  усилиями в рамках международной  организации. Именно такую задачу поставила  перед ИКАО Чикагская конвенция 1944 года.

Чикагская конвенция сыграла и продолжает играть огромную роль в развитии современного международного воздушного права. Во-первых, она закрепила универсальные основы регулирования взаимоотношений государств в области регулярных и нерегулярных полетов, осуществляемых в рамках международных воздушных сообщений, как совокупность универсальных обязательных дозволений и предписаний.

Во-вторых, Конвенция выполняет роль объединяющей, нормативной базы, на основе которой развиваются, модифицируются и разрабатываются новые нормативные документы. Так, она послужила основой для принятия в 1963, 1970, 1971 и 1988 гг. Конвенций по борьбе с угоном и захватом самолетов, образовавших правовой фундамент сотрудничества государств в борьбе с террористическими актами в области международной гражданской авиации. В-третьих, Конвенция регулирует и обеспечивает единообразный технологический режим международной аэронавигации путем принятия стандартов и рекомендуемой практики, разрабатываемых ИКАО в соответствии с ее положениями. В-четвертых, Конвенция является уставом ИКАО, определяющим долгосрочные и оперативные задачи деятельности этой международной организации, имеющей статус специализированного учреждения ООН.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Многостороннее регулирование. Универсальные нормы Чикагской конвенции о международных полетах.

Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 г., принятая накануне завершения Второй мировой войны, является главным юридическим документом, применяемым для регулирования деятельности международной гражданской авиации. Одновременно она является Уставом ИКАО и содержит несколько статей, касающихся регулирования международных полетов, включая:

- ст. 1 о суверенитете государства над воздушным пространством:

- ст. 5 о нерегулярных полетах;

- ст. 6 о регулярных воздушных сообщения;

- ст. 7 о каботаже;

- ст. 15 об аэропортовых и подобных им сборах;

- ст. 17 - 21 о национальности и регистрации воздушных судов;

- ст. 22 об упрощении формальностей;

- ст. 23 и 24 о таможенных и иммиграционных процедурах;

- ст. 37 и 38 в части, касающейся стандартов и рекомендуемой практики в отношении упрощения формальностей;

- части ст. 44 о целях ИКАО;

- ст. 77 - 79 об организациях по совместной эксплуатации;

- ст. 81 - 83 о регистрации соглашений и

- ст. 96 об определениях, относящихся к воздушному транспорту.

Важными поправками к Чикагской конвенции являются уже упоминавшаяся ст. 83 bis и ст. 3 bis, подтверждающая принцип неприменения оружия против гражданских воздушных судов в полете, нарушающих суверенитет над воздушным пространством. Последняя поправка была принята ИКАО в 1984 г. после инцидента с южнокорейским самолетом "Боинг-767", сбитым 1 сентября 1983 г. над советской территорией.

Универсальные нормы о нерегулярных полетах содержатся в ст. 5 Чикагской конвенции. В ней одновременно установлены: право нерегулярных полетов, право "совершать посадки с некоммерческими целями без необходимости получения предварительного разрешения", а также право воздушных судов, занятых "в перевозке пассажиров, груза или почты за вознаграждение или по найму, но не в регулярных международных сообщениях", пользоваться "привилегией принимать на борт или выгружать пассажиров, груз или почту при условии, что любое государство, где производятся такая погрузка или выгрузка, имеет право устанавливать такие правила, условия или ограничения, какие оно может счесть желательными".

Последняя формулировка оказалась достаточно емкой, чтобы международные нерегулярные перевозки всецело подпали под национальное регулирование. Более того, при разработке определения термина "регулярные международные воздушные сообщения" в целях толкования и применения ст. 5 и 6 Чикагской конвенции Совет ИКАО признал, что право государства вводить правила, условия и ограничения в отношении принятия на борт или выгрузки пассажиров, груза и почты при коммерческих нерегулярных воздушных перевозках является безоговорочным. Таким образом, на практике регулирование нерегулярных перевозок стало осуществляться преимущественно национальным законодательством.

Относительно режима регулярных полетов следует руководствоваться ст. 6 Чикагской конвенции, которая гласит: "Никакие регулярные международные воздушные сообщения не могут осуществляться над территорией или на территорию Договаривающегося государства, кроме как по специальному разрешению или с иной санкции этого государства и в соответствии с условиями такого разрешения или санкции".

Важное принципиальное значение имеют для регулирования регулярных и нерегулярных полетов положения Чикагской конвенции о суверенитете, о каботаже, об аэропортовых и подобных им сборах, о национальности и регистрации воздушных судов, об упрощении формальностей и о таможенных и иммиграционных процедурах. Их соблюдение является базовой составляющей общего процесса регулирования международных полетов авиаперевозок на основе Чикагской конвенции 1944 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Правовые основы  регулирования деятельности в  гражданской авиации: учеб. пособие/  Сост. Л.П. Кириченко.-Ульяновск: УВАУГА, 2004. -310с.

2. http://aviadoc.narod.ru/icao/konv_1.htm

3. Международное воздушное право. Учебное пособие. — М. : НОУ

ВКШ «Авиабизнес»; издательство «Научная книга», 2006. – 464 с.

 


Информация о работе Чикагская конвенция как основной источник международного воздушного права