Устройство, техническое обслуживание и ремонт газораспределительного механизма автомобиля: ЗИЛ 130

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2014 в 21:34, дипломная работа

Краткое описание

Цель: исследование устройства, технического обслуживания и ремонта газораспределительного механизма автомобиля «ЗИЛ-130»
Для достижения поставленной цели я определил основные задачи, которые необходимо решить:
• Рассмотреть назначение, устройство и принцип работы газораспределительного механизма
• Проанализировать техническое обслуживание и ремонта газораспределительного механизма
• Раскрыть основные неисправности газораспределительного механизма
и способы их устранения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......…3
1. Назначение, устройство и принцип работы газораспределительного механизма ЗИЛ 130………………………………………………………………….........4
1.1 Назначение……………………………………………………...…….…....…....4
1.2 Устройство газораспределительного механизма………………..…….…........4
2 Принцип работы газораспределительного механизма……………………………….…………………………………………….……...11
3 Техническое обслуживание и ремонт газораспределительного механизма………………………………………………………………………………….…13
3.1 Техническое обслуживание …...........................................................................13
3.2 Ремонт газораспределительного механизма ………………………………...16
4 Основные неисправности механизма и способы их устранения…………......18
5 Охрана труда и техника безопасности …………………………………….…...21
Заключение…………………………………………………………………………23
Литература………………………………………………………………….......…..25

Вложенные файлы: 1 файл

грм зил-130.docx

— 1.13 Мб (Скачать файл)

Постоянство фаз газораспределения сохраняется только при соблюдении теплового зазора в клапанном механизме. Увеличение этого зазора приводит к уменьшению продолжительности открытия клапана, и наоборот.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Техническое обслуживание и  ремонт газораспределительного  механизма.

3.1 Техническое обслуживание.

Проверка и регулировка зазоров в клапанах двигателя необходимы при появлении стуков в клапанах. Перед регулировкой зазоров необходимо снять провода высокого напряжения, отъединив их от свечей зажигания, отвернуть гайки крепления крышек головок цилиндров и снять крышки с прокладками. Зазоры между клапанами и коромыслами регулируют на холодном двигателе регулировочным винтом с контргайкой, установленным на коротком плече коромысла.

Регулировку зазоров первым способом производят в следующем порядке. Установить поршень первого цилиндра в в. м. т. (такт сжатия) при помощи установочного зубчатого указателя (рис 9). Для этого следует повернуть коленчатый вал до совмещения метки на шкиве вала с меткой ВМТ на указателе.

Рис 9: Установка поршня первого цилиндра в в.м.т при помощи зубчатого указателя:

(1 – метки на шкиве; 2 – зубчатый  указатель (цифры показывают угол  поворота коленчатого вала в  градусах)

 В этом случае оба  клапана, впускной и выпускной, первого  цилиндра будут закрыты, а между  стержнем клапана и нажимным  концом коромысла образуется  самый наибольший зазор, который  измеряют щупом и, если нужно, регулируют.

Для регулировки зазора надо, придерживая отверткой регулировочный винт (рис 10, а), ослабить ключом контргайку, после чего вложить щуп между стержнем клапана и нажимным концом коромысла и вращать отверткой регулировочный винт (рис 10, б) устанавливая необходимый зазор. Затем, оставив щуп в зазоре, закрепить регулировочный винт контргайкой при помощи ключа и отвертки (рис 10, в). После регулировки зазор должен быть равен 0,25—0,30 мм для впускного и выпускного клапанов, при этом щуп 0,25 мм должен проходить свободно через зазор, а щуп 0,30 мм не должен проходить.

Рис 10: Регулировка клапанов:

(а – ослабление контргайки; б – регулировка и проверка  зазора щупом; в –крепление контргайки  и регулировочного винта; г –  порядок нумерации цилиндров; стрелки  показывают порядок работы цилиндров)

Для регулировки зазора в клапанах остальных семи цилиндров надо коленчатый вал повертывать рукояткой на одну четверть оборота (на 90°) и проводить регулировку по указанному методу, причем регулировку зазоров вести последовательно, согласно порядку работы цилиндров 1—5—4—2—6— 3—7—8, который изображен пунктирными линиями со стрелками на (рис 9, г) Чтобы точно провертывать коленчатый вал на одну четверть оборота, надо нанести мелом метки на шкиве коленчатого вала, разметив их под углом 90° при положении поршня первого цилиндра в в. м. т. (такт сжатия).

При втором способе регулируют клапаны одновременно для нескольких цилиндров. Регулировка проводится в следующей последовательности. Установить поршень первого цилиндра в в. м. т. (такт сжатия) по методу, указанному ранее, и отрегулировать зазоры: впускного и выпускного клапанов первого цилиндра, выпускного клапана второго цилиндра, впускного клапана третьего цилиндра, выпускного клапана четвертого цилиндра, выпускного клапана пятого цилиндра, впускного клапана седьмого цилиндра, впускного клапана восьмого цилиндра. Зазоры у остальных клапанов следует регулировать после поворота коленчатого вала на 360° (полный оборот). После окончания регулировки зазоров в клапанах надо поставить крышки клапанов с прокладкой на место и закрепить их ганками с плоскими шайбами. Пустить двигатель и прослушать его работу. Прогретый двигатель должен работать без стуков клапанов, «чиханий» в карбюраторе и «выстрелов» в глушителе.

Для предотвращения перетирания пружин шариков необходимо при любой   разборке двигателя, прошедшего 70 000 км пробега, разбирать механизм вращения выпускного клапана и перевертывать дисковые пружины шариков выработанной стороной вниз.

 

 

 

 

3.2 Ремонт газораспределительного  механизма

Ремонт распределительного вала. Основными дефектами распределительного вала являются: изгиб, износ опорных шеек и шейки под распределительную шестерню, износ кулачков.

Биение промежуточных опорных шеек проверяют при установке вала в призмы на крайние опорные шейки. Допустимая величина биения устанавливается техническими условиями. Если биение превышает допустимую величину, то вал правят под прессом. Изношенные шейки шлифуют на меньший диаметр до одного из ремонтных размеров. После шлифования шейки полируют абразивной лентой или пастой' ГОИ. При этом осуществляют замену изношенных опорных втулок на новые. Внутренние диаметры новых запрессованных втулок обрабатывают разверткой или расточкой резцом под размер перешлифованных шеек распределительного вала. Опорные шейки вала, вышедшие из ремонтных размеров, можно восстанавливать хромированием или осталиванием под номинальный или ремонтный размеры.  Небольшой износ кулачков устраняют шлифованием на копировально-шлифовальном станке. При значительном износе вершину кулачка можно восстановить наплавкой сормайтом № 1 с последующим предварительным шлифованием на электрошлифовальной установке и окончательной обработкой на копировально-шлифовальном станке.

Ремонт клапанов, толкателей, коромысел. Наиболее часто встречающимися дефектами клапанов являются: износ и обгорание рабочей фаски, деформации тарелки (головки), износ и изгиб стержня. Клапаны с небольшим износом рабочей фаски восстанавливают притиркой к седлу. При значительных износах или наличии глубоких раковин и рисок осуществляют шлифование и притирку. После шлифования фаски высота цилиндрической части головки клапана должна быть не менее величины, установленной техническими условиями.

Все клапаны притирают одновременно на специальном станке. Герметичность пары клапана. Седло контролируют прибором, при помощи которого нагнетается под избыточным давлением (0,6—0,7 кгс/см2) воздух. Давление в течение 1 мин не должно резко уменьшаться.

Изгиб стержня и биение рабочей фаски головки относительно стержня проверяют на специальном приспособлении. Контроль осуществляют индикаторами 10 и 11. Допускаемое биение стержня клапана — 0,015 мм на длине 100 мм, а биение рабочей фаски — 0,03. При большем биении стержень клапана правят.

Изношенный стержень клапана можно восстановить хромированием или осталиванием с последующим шлифованием до номинального размера. Изношенный торец стержня клапана шлифуют до получения гладкой поверхности.

У толкателей клапанов изнашиваются сферическая и цилиндрическая поверхности. Стержень восстанавливают шлифованием до ремонтного размера или хромированием. При этом отверстие у направляющих толкателей обрабатывают разверткой под размер устанавливаемых стержней или для запрессовки втулки. Втулки изготавливают из серого чугуна и запрессовывают с натягом 0,02—0,03 мм. После запрессовки внутренний . диаметр втулок обрабатывают разверткой, обеспечивая необходимый зазор в соединении. Износ сферической поверхности стержня устраняют шлифованием по шаблону, выдерживая установленную техническими условиями высоту.

В коромысле клапанов изнашиваются втулки, которые заменяют на новые и растачивают отверстие в них до номинального или ремонтного размера. В новой втулке сверлят масляные отверстия. Изношенную сферическую поверхность носка коромысла обрабатывают шлифованием.

 

 

 

 

 

4. Основные неисправности механизма  и способы их устранения

  • Двигатель недостаточно приемист и не может развить полную мощность.

Причины:

1. Нарушены зазоры между  кулачками распределительного вала  и толкателями;

2. Впускные и выпускные  клапана плохо прилегают к  седлам;

Устранение:

1. Отрегулировать зазоры  в приводе клапанов;

2. Заменить поврежденные  клапана;

3. Отшлифовать седла.

  • Двигатель работает не устойчиво или глохнет на холостом ходу.

Причины:

1. Нарушены зазоры между  кулачками распределительного вала  и толкателями;

2. Клапаны обгорели или  деформировались.

Устранение:

1. Отрегулировать зазоры  в приводе клапанов;

2. Заменить поврежденные  клапана;

  • Повышенный расход масла.

Причины:

1. Изношены или повреждены  прокладки стержней клапанов;

2. Сильно изношены клапаны;

3. Сильно изношены направляющие  втулки клапанов.

Устранение:

1. Заменить прокладки  стержней клапанов;

2. Заменить клапаны;

3. Заменить изношенные  направляющие втулки.

 

 

  • Стук клапанов.

Причины:

1. Увеличен зазор между  рычагами привода клапанов и  кулачками распределительного вала;

2. Сломана клапанная пружина;

3увеличен зазор между  направляющим клапаном и стержнем;

4. Изношены кулачки распределительного  вала;

5. Ослаблены контргайки  регулировочного болта.

Устранение:

1. Отрегулировать зазор  между рычагами привода клапанов  и  кулачками распределительного  вала;

2. Заменить клапанную  пружину;

3. Заменить изношенные  детали и отремонтировать головку  блока цилиндров;

4. Заменить распределительный  вал и регулировочные шайбы.

! Если после регулировки  зазоров стук клапанов не исчезает, то это значит, что клапаны  деформированы из-за ударов о  днище поршней. Это происходит  обычно при превышении предельно  допустимых частот вращения коленчатого  вала (примерно 7000 об/мин). Клапаны в  таком случае не подлежат восстановлению  и их необходимо заменить.

  • Повышенный шум распределительного вала.

Причины:

1. Износ рычагов и кулачков  распределительного вала;

2. Износ опорных поверхностей  на корпусе подшипников распределительного  вала.

Устранение:

1. Заменить распределительный  вал и рычаги

2. Заменить корпус подшипников.

  • Низкая компрессия в цилиндрах двигателя.

Причины:

1. Обгорание рабочей поверхности  клапанов;

2. Впускные и выпускные  клапана плохо прилегают к  седлам.

Устранение:

1. Заменить клапаны;

2. Отшлифовать клапаны  и седла.

  Неисправности газораспределительного  механизма достаточно сложно  диагностировать. Одни и те же  признаки могут являться следствием  сразу нескольких поломок или  дефектов. Зачастую для того чтобы  выявить неисправность приходиться  перебирать всю головку блока  двигателя. Делать это в гаражных  условиях трудно, и поэтому при  отсутствии необходимых навыков  и инструмента проверку и  ремонт  ГРМ рекомендуется доверять только  квалифицированным специалистам  на станциях технического обслуживания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Охрана труда и техника безопасности

Техника безопасности при проведении ремонтных работ Гараж или бокс, где проводятся ремонтные работы, должен хорошо проветриваться, дверь - легко открываться как изнутри, так и снаружи. Проход к двери всегда держите свободным. При работе двигателя (особенно на пусковых режимах) выделяется оксид углерода (угарный газ) - ядовитый газ без цвета и запаха. Опасная для жизни концентрация оксида углерода может образоваться даже в открытом гараже, поэтому перед запуском двигателя обеспечьте принудительный отсос отработавших газов за пределы гаража. При отсутствии принудительной вытяжки можно запускать двигатель на короткое время, надев на выпускную трубу отрезок шланга и вынув его наружу. При этом система выпуска и ее соединение со шлангом должны быть герметичны.

При работе под автомобилем не полагайтесь только на домкрат. Всегда используйте дополнительные средства поддержки, например, опоры.

Не прилагайте больших усилий при отворачивании или затяжке гаек или болтов (например, гайки ступицы колеса), если автомобиль стоит только на домкрате.

Не запускайте двигатель, не убедившись в том, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении, а стояночный тормоз включен.

Во избежание получения ожогов не сливайте масло до тех пор, пока не остынет двигатель. По этой же причине не дотрагивайтесь до любой из частей двигателя, пока она достаточно не остынет.

   Не вдыхайте пыль  от износа тормозных накладок - она опасна для здоровья.

Не оставляйте на полу масляных и других пятен. Вытирайте их немедленно.

Не используйте неисправные или неподходящие гаечные ключи и другие инструменты: они могут соскользнуть и причинить вам травму.

Не пытайтесь самостоятельно поднимать тяжелые детали: позовите помощника.

Не спешите скорее закончить работу.

Не допускайте присутствия детей или животных внутри или около оставленного без присмотра автомобиля.

Надевайте защитные очки при работе с такими инструментами, как дрель, пескоструйный аппарат и т.п., а также при работе под автомобилем.

Используйте защитный крем для рук перед выполнением грязных работ - это предохранит вашу кожу от инфекции, а также облегчит удаление грязи. При этом руки не должны быть скользкими.

Следите за тем, чтобы предметы одежды и длинные волосы не попали в движущиеся механические части.

Снимайте кольца, часы и т.п. перед выполнением любых работ с автомобилем, особенно с его электрооборудованием.

Проверяйте соответствие массы поднимаемых грузов возможностям подъемного механизма.

Содержите свое рабочее место в чистоте и порядке.

Выполняйте работу в логической последовательности, следите за правильностью сборки.

В случае получения травмы немедленно обращайтесь за медицинской помощью.

 

 

 

 

 

Заключение

Газораспределительный механизм предназначен для своевременного впуска в цилиндры двигателя горючей смеси и выпуска отработавших газов.

Газораспределительный механизм состоит из:

распределительного вала,

рычагов,

впускных и выпускных клапанов с пружинами,

впускных и выпускных каналов.

Распределительный вал располагается в верхней части головки блока цилиндров. Составной частью вала являются его кулачки, количество которых соответствует количеству впускных и выпускных клапанов двигателя. Иными словами, над каждым клапаном расположен свой персональный кулачок. Именно эти кулачки, при вращении распределительного вала, обеспечивают своевременное, согласованное с движением поршней в цилиндрах, открытие и закрытие клапанов. Распределительный вал приводится во вращение от коленчатого вала двигателя с помощью цепной передачи.

Информация о работе Устройство, техническое обслуживание и ремонт газораспределительного механизма автомобиля: ЗИЛ 130