Устройство принцип работы основные неисправности и ремонт системы смазки двигателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 19:48, курсовая работа

Краткое описание

Система смазки - предназначена для снижения трения между сопряженными деталями двигателя. Кроме выполнения основной функции система смазки обеспечивает:
охлаждение деталей двигателя;
удаление продуктов нагара и износа;
защиту деталей двигателя от коррозии.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 71.45 Кб (Скачать файл)

           Государственное бюджетное образовательное учреждение                                                                                                                                                    
                        среднего профессионального образования 
                      Благодарненский агротехнический техникум. 
 
                                                                                 Утверждаю: 
                                                                       Зам директора ГБОУ СПО БАД 
                                                                      
                                                                           _____________________ 
 
Профессия СПО 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта». 
 
                                           Курсовая работа 
 
Тема: Устройство принцип работы основные неисправности и ремонт системы смазки двигателя 
 
Студент: Кувыкин Валерий Александрович  
 
Группа:234 
 
Работа выполнена: 
 
 
Рецензия:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
 
 
Оценка работы руководителем:_______________________________________ 
 
 
Руководитель работы_____________________________ В.В.Бочаров 
                                                                                                _____________2013г. 
 
 
 
 
 
 
                                            Благодарный 2013г.                                                                                                
 
 
 
Система смазки - предназначена для снижения трения между сопряженными деталями двигателя. Кроме выполнения основной функции система смазки обеспечивает:

охлаждение  деталей двигателя;

удаление  продуктов нагара и износа;

защиту  деталей двигателя от коррозии.

Система смазки двигателя имеет следующее устройство:

поддон  картера двигателя  
смаслозаборником;

масляный  насос;

масляный  фильтр;

масляный  радиатор;

датчик  давления масла;

редукционный  клапан;

масляная  магистраль и каналы.


Схема системы смазки

Поддон  картера двигателя предназначен для хранения масла. Уровень масла в поддоне контролируется с помощью щупа, а также с помощью датчика уровня и температуры масла.

Масляный  насос предназначен для закачивания масла в систему. Масляный насос может приводиться в действие от коленчатого вала двигателя, распределительного вала или дополнительного приводного вала. Наибольшее применение на двигателях нашли масляные насосы шестеренного типа.

Масляный  фильтр служит для очистки масла от продуктов износа и нагара. Очистка масла происходит с помощью фильтрующего элемента, который заменяется вместе с заменой масла.

Для охлаждения моторного масла используется масляный радиатор. Охлаждение масла в радиаторе осуществляется потоком жидкости из системы охлаждения.

Давление масла в системе контролируется специальным датчиком,  установленным в масляной магистрали. Электрический сигнал от датчика поступает к контрольной лампе на приборной панели. На автомобилях также может устанавливаться указатель давления масла.

Датчик  давления масла может быть включен  в систему управления двигателем, которая при опасном снижении давления масла отключает двигатель.

На  современных двигателях устанавливается датчик контроля уровня масла и соответствующая ему сигнальная лампа на панели приборов. Наряду с этим, может устанавливаться датчик температуры масла.

Для поддержания постоянного рабочего давления в системе устанавливается  один или несколько редукционных (перепускных) клапанов. Клапаны устанавливаются непосредственно в элементах системы: масляном насосе, масляном фильтре.

Принцип действия системы смазки

В современных двигателях применяется комбинированная система смазки, в которой часть деталей смазывается под давлением, а другая часть – разбрызгиванием или самотеком.

Смазка  двигателя осуществляется циклически. При работе двигателя масляный насос  закачивает масло в систему. Под  давлением масло подается в масляный фильтр, где очищается от механических примесей. Затем по каналам масло  поступает к коренным и шатунным шейкам (подшипникам) коленчатого вала, опорам распределительного вала, верхней  опоре шатуна для смазки поршневого пальца.

На  рабочую поверхность цилиндра масло  подается через отверстия в нижней опоре шатуна или с помощью  специальных форсунок.

Остальные части двигателя смазываются  разбрызгиванием. Масло, которое вытекает через зазоры в соединениях, разбрызгивается  движущимися частями кривошипно-шатунного  и газораспределительного механизмов. При этом образуется масляный туман, который оседает на другие детали двигателя и смазывает их.

Неисправности системы смазки двигателя

Неисправности масляного насоса, который часто становится виновником понижения давления масла. Вкупе с ним эта проблема с давлением может возникнуть и из-за чрезмерного загрязнения сетчатого фильтра маслоприемника. 
Если необходим ремонт только масляного насоса, то установите автомобиль на смотровую яму или подъемник, отсоедините провода от аккумуляторной батареи и слейте масло из картера двигателя. Снимите брызговик двигателя, отверните гайки крепления подушки передней подвески двигателя к поперечине, поднимите двигатель талью. Отвернув болты крепления, снимите картер двигателя и масляный насос с приемным патрубком. 
Разберите его, промойте и очистите маслоприемник и редукционный клапан от посторонних частиц и возможных загрязнений или отложений. При необходимости замените пружину редукционного клапана или клапан. При обнаружении чрезмерного износа шестерен масляного насоса или его корпуса замените масляный насос. 
Что делать, если вы устранили неисправности масляного насоса, а давление масла в системе смазки понижено? 
Логичнее всего предположить ,что виной тому увеличение зазора между вкладышами, шатунными и коренными шейками коленчатого вала, износ и повреждение резиновых уплотнителей сальников стержней клапанов, износ и закоксовывание поршневых колец или их поломка, повышенный износ юбок поршней и канавок поршневого кольца, износ цилиндров двигателя, увеличенный износ стержней клапанов и направляющих втулок для них, а также закоксовывание прорезей маслосъемных колец или заполнение их масляными отложениями. Из-за этих неисправностей расход масла сильно вырастет и, соответственно, падает давление в его системе. 
Для обеспечения нормального давления масла в системе смазки двигатель необходимо отправить в мастерскую - для ремонта или замены неисправных деталей кривошипно-шатунного механизма и механизма газораспределения специалистами в этой области. 
Бывает так, что уровень масла в картере двигателя ниже нормы. Проверить это можно при помощи щупа не раньше через 5-7 минут после остановки двигателя. Нормальным следует считать уровень масла, если след от него на щупе находится посередине между отметками min и max. 
Если проверка показала, что уровень масла ниже нормы, долить масло в картер двигателя до требуемого уровня, предварительно выявив и устранив возможную не герметичность соединений в системе смазки двигателя. Внешним осмотром двигателя можно убедиться, есть ли течи масла из-под прокладок - крышки привода распределительного вала, крышки клапанного механизма, блока цилиндров, фильтра очистки масла, а также из пробки заливной горловины, через штуцер датчика указателя давления масла из-под крышки маслоотделителя и через уплотнитель масло измерительного щупа. 
Обнаруженные даже небольшие течи масла свидетельствуют о нарушении герметичности системы смазки из-за поврежденных прокладок или сальников либо ненадежных креплений, что абсолютно недопустимо. 
Повышенное давление масла ничуть не лучше, чем пониженное: скорее всего, проблема в вязкости используемого масла, для этого надо проверить его вязкость и качество, если необходимо, замените масло. Обычное дело - повышение давления масла, когда используют летнее масло зимой при низких температурах. 
При замене загрязненного масла следует также заменять и масляный фильтр, а также промывать систему смазки промывочной смесью или жидким маслом. Первая замена масла должна состояться после 5 тыс. км пробега, а далее - через каждые 10 тыс.км. 
Порядок выполнения работ по промывки системы смазки

- Прогрейте двигатель. 
- Остановите двигатель и слейте отработанное масло через сливную пробку, не снимая масляного фильтра. 
- Залейте промывочное масло до нижней метки на щупе. 
- Запустите двигатель, давая ему поработать 20-25 минут на малой частоте вращения коленчатого вала (800-1000 об/мин). 
- Слейте полностью промывочное масло. 
- Снимите грязный масляный фильтр. 
- Установите новый масляный фильтр. 
- Вверните пробку сливного отверстия. 
- Залейте новое масло, соответствующее сезону. 
- Плотно закройте горловину крышкой. 
Если же давление масла при исправных приборах контроля по-прежнему высокое, а в двигателе залито масло необходимого качества и сорта, то, возможно, неисправен редукционный клапан масляного насоса, имеется заедание клапана, чрезмерно жесткая пружина, либо слишком загрязнены каналы системы смазки. 
В системе смазки двигателя необходимое давление обеспечивается при нормальной вязкости. Поэтому каждому двигателю в зависимости от сезона, температуры окружающей среды и запыленности района изготовители рекомендуют определенный сорт масла, которое обладает определенной вязкостью и необходимыми смазывающими свойствами. 
В процессе работы автомобиля происходит частичное разжижение масла той частью бензина, который не сгорает при работе двигателя на пере обогащённой смеси, или иногда из-за попадания охлаждающей жидкости в масло при повреждении прокладки головки блока цилиндров. Разумеется, качество масла снижается, уменьшается его вязкость, если масло старое и давно уже нуждается в замене. Давление масла в системе смазки резко уменьшается, т.к. масло с малой вязкостью легко проникает в зазоры между сопряженными трущимися деталями. 
Для обеспечения продолжительного срока службы моторного масла с требуемой вязкостью и необходимым качеством рекомендую вам регулярно следить за исправностью системы вентиляции картера и своевременно производить ее очистку и промывку деталей.  
Весьма вероятной неисправностью в системе смазки может быть неисправное показание приборов контроля давления масла. Если уровень масла и его качество не вызывают сомнений, а давление в системе смазки двигателя все равно ниже нормы, значит, остается проверить, правильно ли работают приборы контроля давления масла - датчик, указатель и контрольная лампа давления масла. Проверить их проще всего, подключив на их место заведомо исправные приборы. Если новые приборы покажут "норму", старые вам уже ставить на место не придется. Смело меняйте на новые. 
Техническое обслуживание системы смазки

1. Через каждые 30 000 - 45 000 км пробега  и раз в три года или ранее,  если на корпусе подшипников  распределительного вала появляются липкие смолистые отложения, систему смазки промывают специальным маслом. После остановки двигателя, слив отработанное масло, не снимая масляного фильтра, залейте специальное масло до отметки min на щупе указателя уровня масла. Пустите двигатель и дайте ему поработать на этом масле 10 минут на малых оборотах холостого хода. Полностью слейте масло и снимите грязный масляный фильтр, залейте новое масло, соответствующее сезону. 
2. Фильтр всегда меняют одновременно со сменой масла. Для снятия масляного фильтра можно воспользоваться зубчатым или кожаным ремнем, хотя вполне подойдут и рукавицы. 
3. При снятии фильтра вытекает масло, поэтому подставьте сосуд. 
4. При установке фильтра необходимо завернуть вручную, руководствуясь указанием по его сборке и разборке. Фланец фильтра следует промыть бензином, резиновое уплотнение слегка смазать маслом. После этого можно заливать масло в карет двигателя.  
5. Старайтесь использовать только масла, рекомендованные в руководстве по эксплуатации автомобиля. 
 
Система смазки ЗИЛ 130

Между отдельными деталями двигателя, поверхности  которых

перемещаются  одна относительно другой,  возникает  сила  называемая  силой

терния. На преодоление сил трения затрачивается  часть мощности  двигателя;

помимо  этого трение приводит к износу деталей  и их нагреву. Уменьшение сил

трения  достигается улучшением качества обработки  поверхности,  применением

антифрикционных сплавов,  шариковых  и  роликовых  подшипников.  Одним  из

наиболее  эффективных  способов  уменьшения  сил  трения  является  смазка.

Смазка, находящаяся между трущимися  поверхностями, разделяет  их,  заменяя

непосредственное  трение деталей трением слоев смазки между собой.  Помимо

этого, масло охлаждает смазываемые  детали и уносит твердые частицы

попавшие между ними.

В зависимости от размещения и условий  работы  деталей  масло  может

подаваться  под давлением, разбрызгиванием  и  самотеком.  В  автомобильных

двигателях  применяются все три способа  подвода масла, при этом к  наиболее

нагруженным деталям  масло  поступает  под  давлением,  а  к  остальным  —

разбрызгиванием и самотеком.

Для хранения, подвода, очистки, и охлаждения масла применяют  ряд

приборов маслопроводов и  каналов образующих систему смазки система

смазки  двигателя ЗиЛ-130

Схема системы смазки двигателя ЗИЛ-130.

Масло из поддона  картера  через  маслоприемник  засасывается  в  масляный

насос. Нижняя секция масляного насоса подает масло к радиатору, а оттуда в

поддон катера двигателя. Верхняя  часть под давлением через  канал в  задней

перегородке блока цилиндров подает масло для очистки  в  корпус  масляного

фильтра.

Из   фильтра   масло   поступает   в   распределительную    камеру,

расположенную  в задней  перегородке блока цилиндров,  и далее в два

продольных магистральных  канала,  выполненных  в  левом  и  правом  рядах

цилиндров.  Из  магистральных  каналов  масло  под  давлением  подается  к

направляющим втулкам толкателей, к опорным шейкам распределительного вала

к шатунным подшипникам. Из переднего  конца правого магистрального канала

масло подается для смазки компрессора. В средней шейке  распределительного

вала выполнены отверстия, при  совпадении которых  с  отверстиями  в  блоке

цилиндров раз при каждом обороте распределительного вала  пульсирующая

струя масла подается в каналы головки  цилиндров.  Из  этих  каналов  через

пазы на опорных поверхностях стоек, оси коромысел и зазоры между  стенками

отверстий и болтом, проходящим через  стойки, масло поступает внутрь  полых

осей коромысел и через отверстия в стенках осей к втулкам.

Из зазора между осью коромысел  и отверстием в коромысле масло  через

канал, выполненный в коротком плече, поступает для смазки сферических  опор

штанг, а часть его попадает на стержни клапанов  и механизмы

их поворотов. В передней шейке  распределительного вала имеется  канал  для

подачи масла под давлением  к упорному фланцу. Остальные  детали  двигателя

смазываются разбрызгиванием и  самотеком.

На стенки  цилиндров  масло  выбрызгивается  из  отверстий  в  теле

шатунов в момент их совпадения с  масляным каналом коленчатого  вала

15, г). Масло, снимаемое со стенок  цилиндров маслосъемным  кольцом,  через

отверстия в канавке поршня  отводится  внутрь  поршня  и  смазывает  опоры

поршневого пальца в бобышках поршня и верхней головке шатуна.

Распределительные   шестерни   смазываются   маслом,    поступающим

самотеком по каналам для стока  масла из головки цилиндров.

Масляный насос служит для создания необходимого давления в  системе

смазки. Насос состоит из корпуса, внутри которого расположены

одна или  две  пары  шестерен.  Одна  из  каждой  пары  шестерен  насажена

неподвижно на приводном валике, а другая свободно на оси. Приводной валик

приводится в действие от косозубой  шестерни на распределительном валу. При

вращении шестерен насоса их зубья захватывают масло у входного  отверстия,

проносят у стенок корпуса и  выдавливают в выходное отверстие.

В двигателе ЗиЛ-130 верхняя секция насоса подает  масло  в  систему

смазки и фильтр центробежной очистки, нижняя — к масляному радиатору.

Как  в  двигателе  ЗиЛ-130  масляный   насос   расположен   снаружи

двигателя. Масло  поступает  к  масляному  насосу  через  маслоприемник  с

сетчатым фильтром.

Масляные  фильтры.  Качество  масла   в   двигателе   не   остается

постоянным, так как масло засоряется мелкой металлической пылью,

появляющейся в результате износа деталей, частицами нагара,

образовывающегося в результате сгорания  его  на  стенках  цилиндров.  При

Информация о работе Устройство принцип работы основные неисправности и ремонт системы смазки двигателя