Т О ремонт трансмисии ГАЗ-53

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 11:06, курсовая работа

Краткое описание

Автомобиль ГАЗ - 53 выпускается Горьковским автозаводом с 1964 года. Кузов - цельнометаллическая платформа с открывающимся задним бортом. Предусмотрена установка тента на пяти дугах. Кабина двухместная цельнометаллическая, оборудована подвесным спальным местом, расположена над двигателем. Автомобиль ГАЗ – 53 заднеприводный с четырёх ступенчатой коробкой передач. Автомобили предназначены для перевозки пассажиров и грузов по всем видам дорог и местности и рассчитаны на эксплуатацию при температуре окружающего воздуха от минус 45 до плюс 400С

Содержание

Введение…………………………………………………………………………

1.Общая характеристика ГАЗ 53………………………………………………

2.ТО и ремонт трансмиссии ГАЗ 53…………………………………………...

3.Назначение трансмиссии и её общие данные……………………………….

Список использованной литературы…………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Т О ремонт трансмисии ГАЗ-.doc

— 1.20 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ремонт трансмиссии

Сцепление.

 

Рис.1. Сцепление и его привод: / — маховик; 2 — картер; 3 — ведомый диск; 4 — нажимной диск; 5 — рычаг нажимного диска; 6 — масленка; 7 — регулировочная гайка; 8 — муфта выключения сцепления; 9— ведущий вал коробки передач; Ю — вилка; // — кожух; 12 — нажимная пружина; 13 — регулировочная гайка; 14—тяга; 15 — оттяжная пружина; 16 — педаль сцепления

                            


Cцепление и привод управления сцепления.

 

Сцепление автомобиля ГАЗ-53-12 (рис. 1) однодисковое, сухое с демпферным устройством на ведомом диске. Оно передает крутящий момент двигателя и служит для временного отсоединения трансмиссии от работающего двигателя, а также для плавного их соединения. Отсоединять трансмиссию от двигателя необходимо при остановке и торможении автомобиля и при переключении передач; плавно соединять их — при троганиц автомобиля с места и после включения передачи Кроме того, сцепление предохраняет детали трансмиссии от значительных перегрузок инерционным моментом, создаваемым вращающимися массами двигателя при резком замедлении вращения коленчатого вала. Установлено в литом алюминиевом картере 2. Кожух 11 сцепления прикреплен к маховику 1 коленчатого вала шестью центрирующими (специальными) болтами. Внутри кожуха помещается нажимной диск. Вращение нажимному диску передается от маховика через три выступа, имеющихся в диске и входящих в окна кожуха сцепления. Крутящий момент от двигателя к коробке передач передается через ведомый диск 3, зажимаемый между торцами маховика 1 и нажимного диска 4 усилием двенадцати пружин 12.

Рычаги 5 выключения сцепления расположены в прорезях выступов нажимного диска и с помощью осей и игольчатых подшипников соединяются с нажимным диском и опорными вилками, которые шарнирно закреплены на кожухе посредством кониче ских пружин и сферических регулировочных гаек 7. Гайки после регулировки закернивают и в процессе эксплуатации рычаги не регулируют.

Нажимной диск отбалансирован в сборе с коленчатым валом и махови ком двигателя, поэтому при смене ведомого диска во время сборки совмещают метки "0" на маховике и кожухе нажимного диска.

Привод управления сцеплением —  механический. Состоит из педали сцепления 16, валика с рычагом, тяги 14, регулировочной гайки 13.

Для смазки втулки педали сцепления на торце валика педалей установлена пресс-масленка 6.

 

 В крайнем заднем положении  педаль удерживается стяжной  пружиной. При этом ограничение  хода педали в заднем положении осуществляется упором педали в наклонный пол кабины через резиновую защитную муфту. Педаль 16 сцепления должна иметь свободный ход в пределах 35 — 45 мм или свободный ход наружного конца вилки 6 — 7 мм при неработающем двигателе, что соответствует зазору 4 мм между концами рычагов нажимного диска и подшипником выключения сцепления. Отсутствие этого зазора приводит к быстрому износу рычагов, выходу из строя подшипника и может привести к сгоранию фрикционных накладок.

Уход за сцеплением и  его приводом заключается в периодическом  смазывании упорного подшипника муфты выключения сцепления и в проведении регулировки привода.

Смазка подшипника выключения сцепления осуществляется колпачковой  масленкой 6, расположенной сверху картера сцепления. Для этого нужно дважды выжать в него полностью заправленную колпачковую масленку. Только третья заправка масленки будет подавать смазку в подшипник.

Привод выключения сцепления  регулируют, если свободный ход педали сцепления не соответствует 35-45мм. Регулировка величины свободного хода производится изменением длины тяги 14. Для увеличения свободного хода педали необходимо отвертывать гайку 13.

Преждевременный износ  накладок, разрушение накладок и поломка ступицы ведомого диска по окнам под пружины могут быть вызваны соответственно движением с полувыключенным сцеплением, включением на высокой скорости II или I передачи и неплавным включением сцепления при переходе на третью или прямую передачи и могут встречаться только при неправильной эксплуатации автомобиля.

Неисправности сцепления  и способы их устранения даны в табл. 1

Таблица 1

           Причина неисправности                                       Способ устранения

Неполное выключение сцепления — сцепление "ведет" (трудное включение передач и  шум шестерен в коробке передач  при переключении)

Большой свободный ход  наружного конца вил-

ки сцепления 

Отрегулировать свободный  ход 

ки сцепления

Коробление ведомого диска

Заменить ведомый диск или произвести его правку

Неодновременное нажатие  подшипника вы-

ключения сцепления  на рычаги выключения

сцепления

Отрегулировать взаимное расположение концов

рычагов выключения сцепления

 

Заедание ступицы ведомого диска на шлицах

первичного вала коробки  передач

Устранить заедание на шлицах(зачистить  шлицы)

   

Неполное включение  сцепления — сцепление "буксует" (ощущается специфический запах, наблюдается замедленный разгон, падение  скорости, замедленное преодоление подъема)

Ослабление нажимных пружин

Заменить пружины. В  сцепление устанавливают 

пружины только одной  группы (окрашенные в один

цвет)

Замасливание фрикционных  накладок ведо-

мого диска

Заменить ведомый диск или фрикционные наклад-

ки. В случае небольшого замасливания промыть 

поверхность накладок керосином  и зачистить мел-

кой шкуркой

Чрезмерное изнашивание  фрикционных на-

кладок(дозаклепок), поверхностей трения ма-

ховика и нажимного  диска

Заменить фрикционные  накладки или нажимной

диск. Заменить маховик  или нажимной диск или 

устранить на них задиры и кольцевые риски меха-

нической обработкой

Отсутствует свободный  ход наружного конца 

вилки выключения сцепления

Отрегулировать свободный  ход педали сцепления


Неплавное включение сцепления

Изнашивание фрикционных  накладок (до заклепок)

Заменить ведомый диск или фрикционные накладки

Заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала  коробки передач

Устранить заедание на шлицах

Неодновременное  нажатие  подшипника выключения сцепления на рычаге

Отрегулировать взаимное  расположение  концов рычагов 

Замасливание фрикционных  накладок ведомого диска

См. разд. «Неполное выключение сцепления-сцепление « буксует»

Коробление ведомого диска сцепления 

Ведомый  диск заменить или произвести правку

Заедание рычагов выключения сцепления  в опорах или выступах нажимного диска

Устранить заедание (зачистить  сопрягаемые поверхности)


Шум, писк при нажатии  на педаль сцепления

Отсутствие смазочного материала в подшип

нике муфты выключения сцепления

Смазать подшипник

Износ подшипника муфты  выключения сцеп

лепия

Заменить

Поломка или изнашивание  деталей демпфер 

ного устройства у  ведомого диска

Заменить ведомый диск в сборе


 

Разборка, ремонт и сборка сцепления

Для проведения ремонтных работ сцепление снимают с автомобиля, не снимая двигателя. Для этого автомобиль устанавливают на эстакаду, подъемник или смотровую яму, чтобы обеспечить удобный доступ к сцеплению снизу.

Порядок снятия сцепления. Снимают коробку передач вместе с муфтой и подшипником выключения сцепления. Отсоединяют от муфты оттяжную пружину и спрессовывают с муфты подшипник. Отвертывают болты крепления и снимают штампованную нижнюю часть картера сцепления. Проверяют наличие на маховике двигателя и кожухе нажимного диска совмещенных меток "О" и, если они отсутствуют, наносят их. Постепенно отвертывают болты крепления кожуха сцепления к маховику, проворачивая при этом коленчатый вал двигателя. Вынимают ведомый и нажимной диски сцепления из картера через нижний люк.

Так как вторая поперечина рамы мешает одновременному снятию ведомого и нажимного дисков, то снимают их последовательно. Через посадочное отверстие для коробки передач поднимают до упора в картер нажимной диск, оставляя внизу возможно больший зазор между маховиком и кожухом сцепления, через который и вынимают ведомый диск (рис. 2). Затем, повернув нажимной диск вниз одной из регулировочных гаек, снимают его, поворачивая таким образом, чтобы остальные регулировочные гайки проходили, не задевая поперечину.

Разборка нажимного диска. Перед разборкой делают метки на кожухе 11 (см. рис. 1), рычагах 5 и нажимном диске 4, чтобы сохранить балансировку при сборке. Кл адут нажимной диск на подставку и устанавливают на стол пресса усилием не менее 30 кгс (рис. 3). Кожух не должен задевать за стол пресса и подставку. На кожух сверху кладут подкладку (рис. 4) так, чтобы она не закрывала три гайки крепления опорных вилок рычагов выключения сцепления. Нажимая прессом на подкладку, сжимают пружины и раз гружают от усилии рычаги выключения сцепления. Отвертывают регулировочные гайки 7(см. рис. 1) опорных вилок рычагов выключения сцепления и плавно отпускают пресс. Снимают кожух сцепления, нажимные пружины 12 и теплоизолирующие шайбы. Расшплинтовывают и вынимают оси рычагов выключения сцепления из ушков нажимного диска. Вынимают иглы подшипников: расшплинтовывают и вынимают оси рычагов выключения сцепления изопорныхвилок. Вынимают иглы подшипников.

 

 

Рис.2 Положение ведомого и нажимного дисковков в момент их снятия: 1 — маховик; 2 — ведомый диск; 3 — нажимной диск

 

Рис3. Снятие кожуха сцепления

 

Осмотр и контроль деталей сцепления. После разборки детали сцепления тщательно промывают и подвергают внимательному осмотру, обращая внимание на надежность заклепочных соединений, отсутствие погнутости, изнашивания, трещин, забоин и обломов на нажимном и ведомом дисках, рычагах, опорных вилках, пружинах, ступице, кожухе, вилке выключения сцепления и на других деталях механизмов.

Рис. 4. Подкладка для  разборки и сборки сцепления

 

 

Фрикционные накладки ведомого диска заменяют, если на их поверхностях имеются следы перегрева, трещины или сильное замасливание, а также если расстояние от поверхности накладок сцепления до головок заклепок менее 0,2 мм. Заменяют одновременно обе накладки, так как разница в толщине накладок нарушит нормальную работу сцепления. Чтобы снять изношенные или поврежденные накладки, высверливают и аккуратно выбивают бородком заклепки крепления накладок к пластинчатым пружинам и диску. Поверхность нажимного диска и маховика при наличии на них задироя и кольцевых рисок исправляют проточкой и шлифовкой. Величина снятого при обработке слоя металла должна быть такой, чтобы толщина нажимного диска после обработки уменьшилась не более чем на 1 мм. В этом случае при сборке для сохранения нажимного усилия устанавливают под теплоизолирующие шайбы дополнительно стальные шайбы, по толщине равные величине снятого металла с поверхности нажимного диска.

Сборка сцепления. При сборке ведомого диска приклепывают фрикционные накладки. После развальцовки на головках заклепок недопустимы надрывы и трещины. Торец всех головок заклепок крепления накладок утапливают не менее чем на 2 мм от рабочей поверхности. Расклепанная головка на диске должна быть высотой 0,6 — 0,9 мм, а на пружинных пластинах 0,9 — 1,2 мм, что обеспечивает при сборке ведомого диска утопание расклепанных голввок в отверстиях пружинных пластин и диска. Стальными заклепками диаметром 4X5 мм приклепывают пластины к диску.

Ведомый диск с новыми накладками проверяют на биение плоскости трения (рис. 5). Биение накладок диска, замеренное на радиусе 125 мм, не более 0,7 мм. При большей величине биения диск правят с помощью специальной оправку. Затем его подвергают статической балансировке, применяя специальные балансировочные грузики. Балансируют до баланса ведомого диска не более 18 гс • см.

При сборке нажимного  диска сцепления убеждаются, что сделанные при разборке метки на кожухе 11 (см. рис. 1), нажимном диске 4 и рычагах 5 совпадают, а нажимные пружины 12 центрируются по отбортовкам кожуха. Для предотвращения выпадания игл из отверстий в рычагахустанавливают резиновые шарики диаметром 8,0 — 8,5 мм или обильно смазывают иглы консистентным смазочным материалом (в каждом подшипнике должно быть 19 игл).

 

После сборки регулируют положение головок рычагов выключения                                       сцепления. Если нет специального приспособления, используют свободный маховик. В этом случае нажимной диск, собранный с кожухом сцепления, кладут на поверхностьтрения маховика. Между нажимным диском и маховиком в трех местах помещают шайбы толщиной (12,2±0,02) мм и привертывают кожух к маховику. Завертывая или отвертывая регулировочные сферические гайки 7 опорных вилок, добиваются, чтобы размер от торца маховика до конца каждого рычага был равен (51 ±0,25) мм (рис. 6). При этом разница в размерах каждого рычага не должна превышать 0,3 мм. После регулировки зачекакивают (раскернивают) металл хвостовика каждой сферической гайки в прорезь

J2 2± 0-02 51^5

Рис. 6. Регулировка рычагов  выключения сцепления

 

опорной вилки. Положение  рычагов выключения регулируют только на снятом с автомобиля сцеплении. На автомобиле это делать нельзя.

Если при сборке заменяли рычаги выключения, кожух или нажимной диск, то производят статическую балансировку нажимного диска в сборе путем высверливания металла из бобышек нажимного диска, служащих для установки нажимных пружин. Глубина сверления от края бобышки должна быть не более 25 мм, включая конус сверла. Допустимый дисбаланс нажимного диска не более 25 гс • см.

Сцепление устанавливают  на автомобиль в порядке, обратном снятию: перед установкой сцепления закладывают смазочный материал 1-13 в отверстие шарикоподшипника первичного вала,установленного в маховике, протирают поверхность трения маховика и нажимного диска куском чистой ткани, смоченной в бензине; центрируют ведомый диск по отношению к оси коленчатого вала — в шлицевое отверстие ведомого диска вставляют специальную оправку (рис. 7) таким образом, чтобы ее конец вошел в шарикоподшипник маховика. Для этой цели также используют запасной первичный вал; затягивают болты крепления кожуха к маховику равномерно (во избежание коробления кожуха); при установке вилки выключения сцепления обеспечивают правильное положение лапок на лысках муфты выключения сцепления.

Информация о работе Т О ремонт трансмисии ГАЗ-53