Техническое обслуживание муфты сцепления и коробки перемены передач трактора МТЗ- 80

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 08:11, дипломная работа

Краткое описание

Высокие технико-экономические показатели тракторов «Беларусь» широко известны в нашей стране и за рубежом. Они поставляются во все почвенно-климатические зоны Советского Союза и экспортируются более чем в 70 стран мира. Убедительным подтверждением высокого технического уровня и качества тракторов семейства «Беларусь» является и тот факт, что все основные модели удостоены государственного Знака качества, а на различных международных выставках и ярмарках тракторам МТЗ-80 и МТЗ-82 присуждено шесть золотых медалей.

Содержание

Ведение 4
1. Главное сцепление тракторов МТЗ-80 5
2. Устройство и работа 5
3. Техническое обслуживание и регулировка 7
4. Ремонт трансмиссии 9
5. Технологическая карта 12
6. Техническая безопасность при ремонте и обслуживании сцепления 14
Заключение 16
Приложения 17

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.rtf

— 2.11 Мб (Скачать файл)

   Способ крепления фрикционных накладок заклепками имеет ряд недостатков. В процессе эксплуатации диски с такими накладками коробятся, их толщина становится неравномерной. Фрикционные накладки по толщине используют не более чем на 40 %, так как при дальнейшем изнашивании фрикционных накладок головки заклепок повреждают соприкасающуюся с фрикционной накладкой поверхность нажимного, промежуточного дисков или маховика. Поэтому возникает необходимость заменять частично изношенную накладку новой. Этого можно избежать с помощью приклеивания фрикционных накладок.

   После удаления старых накладок диски зачищают до металлического блеска шлифовальной машиной или дробеструйной установкой. Склеиваемые поверхности обезжиривают тампоном, смоченным ацетоном. После просушивания в течение 10 мин на них наносят клей ВС-ЮТ и выдерживают не менее 5 мин на воздухе при температуре 18…20°С.

   Ведомый диск сцепления соединяют с фрикционными накладками и укладывают в приспособление. Между собранными дисками 3 (см. приложение 3) размещают промежуточные кольца 4. Динамометрическим ключом 2 создают давление не менее 0,1 МПа. Смещение накладок относительно диска не должно превышать 0,5 мм.

   Для полимеризации клеевого слоя приспособление с дисками устанавливают в электропечь и выдерживают в течение 40 мин при температуре 180 °С. Диски охлаждают до 70 °С в отключенной печи, а затем на воздухе до температуры 35 °С.

   После этого разбирают приспособление, проверяют качество склеивания внешним осмотром и простукиванием, зачищают подтекание и наплывы клея. Нажимной и промежуточные диски изготовляют из серого чугуна. Они могут иметь следующие дефекты: износ, задиры и коробление рабочих поверхностей, трещины и изломы. Нажимной и промежуточный диски сцеплений протачивают или шлифуют до выведения следов дефекта. При этом толщина диска не должна стать менее допустимой. Например, толщина нажимного диска двигателей СМД-60, СМД-62 и СМД-64 после ремонта должна быть не менее 24,5 мм.

   При износе поверхности паза или отверстия под ведущие пальцы паз опиливают, а отверстие рассверливают под увеличенный размер ведущих пальцев.

   Валы сцеплений изготовляют из стали 45. Их основные дефекты -- износ посадочных мест под подшипники качения, уплотнение и муфту включения; износ и повреждение шлицев, шпоночных канавок и резьб.

   Изношенные по высоте кулачки отжимных рычагов наплавляют порошковыми или другими электродами, посредством которых получают наплавленный слой высокой твердости, и шлифуют под номинальный размер по шаблону.

   Изношенные отверстия в отжимных рычагах под палец или игольчатый подшипник развертывают под палец увеличенного размера или рассверливают для установки втулки. Массы отжимных рычагов одного сцепления у большинства двигателей не должны отличаться более чем на 10 г, а у двигателей СМД-60, СМД-62 иСМД-64 -- на 15 г.

    Основной дефект пружин нажимных дисков -- потеря упругости, которую следует проверять. Например, при сжатии пружины сцепления двигателей СМД-60, СМД-62 и СМД-64 до 54,0 мм ее упругость должна быть не меньше 450 Н. Пружины, устанавливаемые на одно сцепление, подбирают по длине и упругости.

    Для сборки сцеплений используют стенды и приспособления, применяемые для разборки. Для сохранения усилия нажимных пружин в кольцевые выточки нажимного диска иногда подкладывают шайбы толщиной, равной толщине слоя металла, снятого при протачивании и шлифовании нажимного и промежуточного дисков. Вращением регулировочных гаек добиваются такого положения, при котором поверхности кулачков отжимных рычагов находятся в одной плоскости и на определенном расстоянии от поверхности трения нажимного диска. Например, у двигателей СМД-60 и СМД-62 расстояние между рабочей поверхностью нажимного диска и упорной плоскостью кольца отжимных рычагов должно составлять 77±0,5 мм.

    Собранное сцепление балансируют на балансировочном стенде или приспособлении. В случае необходимости устанавливают балансировочные болты или сверлят несквозные отверстия на нерабочей поверхности нажимного диска.

    Для правильной взаимной установки шлицевых ступиц ведомых дисков и обеспечения их соосности с маховиком используют технологический шлицевой вал, который своим хвостовиком устанавливают во внутреннее кольцо шарикового подшипника (см. приложение 4).

Окончательно сцепление регулируют после установки на двигатель и сборки трактора.

 

5. Технологическая карта

 

Таблица: Трудоемкость: 0,06 чел.-ч

№№ п/п

Содержание работ и методика их проведения

Технические требования

Приборы, инструмент, приспособления и материалы

Проверка муфты сцепления (трудоемкость 0,03 чел.-ч)

1

Перед постановкой трактора на обслуживание, убедитесь в том, что тормоза работают нормально и проверьте работоспособность муфты. Для этого включите прямую передачу, не отпуская педали муфты, затормозите задние колеса и установите максимальную частоту вращения коленчатого вала двигателя. Затем плавно и осторожно отпуская педаль муфты сцепления, наблюдают за работой двигателя и муфты.

Впереди трактора не должны находиться люди. Тормоза должны быть исправными. При исправной муфте двигатель останавливается (глохнет) и отсутствует специфический запах, возникающий, когда пробуксовывает муфта. Не загружайте двигатель до полной остановки. Переключение передачи должно быть бесшумным

Линейка

2

 Если двигатель не глохнет, а только уменьшается частота вращения коленчатого вала и из сухого отсека идет дым со специфическим запахом, значит муфта пробуксовывает. Причины пробуксовывания: нарушение регулировок, попадание масла в сухой отсек, износ накладок

Запрещается эксплуатация трактора, если пробуксовывает муфта

3

По окончании проверки работоспособности муфты сцепления выключите передачу и отпустите тормоза. Перегоните трактор на пост обслуживания

Трактор перегоняйте на первой передаче

4

 После остановки двигателя измерьте линейкой полный и свободный ход педали. При зазоре меньше 35 мм и больше 65 мм отрегулируйте механизм управления муфтой

 Погрешность измерения не более ±2 мм. Свободный ход 45--55 мм

Регулировка механизма управления муфтой сцепления (трудоемкость 0,03 чел.-ч)

5

Отвинтите болты 4 (рис. 5.1) крепления кронштейна и завинтите до упора в кронштейн болт 5, освободив таким образом педаль 2 от воздействия пружины сервоустройства. Освободите вилку 8 тяги 1, отпустите контргайку 7 и, изменяя длину тяги, установите нормальный ход педали. Соедините вилку 8 с педалью 2 и зажмите контргайку 7.

Свободный ход педали устанавливайте 45--50 мм (по подушке педали)

Линейка; ключи 17 и 19 мм; плоскогубцы; обтирочный материал -- 0,01 кг

Рис. 5.1. Регулировка свободного хода педали муфты сцепления трактора: 1 - тяга муфты сцепления; 2 - педаль сцепления; 3 - кронштейн; 4 - болт; 5 - упорный болт; 6 - пружина сервоустройства; 7 - контргайка; 8 - вилка тяги сцепления

6

Поверните кронштейн 3 против часовой стрелки (в крайнее верхнее положение) до упора в болты 4 и, завинтив их, закрепите в этом положении кронштейн. Отвинчивая упорный болт 5, установите педаль до упора в пол кабины. Проверьте свободный ход педали. При зависании педали на участке свободного хода еще раз отвинтите болты 4 и поверните кронштейн 3 по часовой стрелке или отвинтите упорный болт 5, настолько, чтобы пружина надежно возвращалась в исходное положение

Примечание. Если при регулировке невозможно установить нормальный рабочий ход, разберите муфту сцепления и проверьте фрикционные накладки на ведомом диске. При необходимости замените изношенные накладки

Педаль, отжатая на участке свободного хода, должна под воздействием пружины серво устройства свободно, без зависаний, возвращаться в исходное положение

Линейка; ключи 17 и 19 мм


 

6. Техническая безопасность при ремонте и обслуживании сцепления

 

    Молотки и кувалды должны иметь поверхность бойка слегка выпуклую, гладкую, несбитую, без заусениц, выбоин, вмятин, трещин, наклепов. Их насаживают на деревянные ручки и расклинивают заершенными стальными клиньями. Ось ручки должна быть под прямым углом к продольной оси инструмента.

    Ручки ручного инструмента изготавливают из сухого дерева твердых пород с гладкой, ровно зачищенной, без трещин, заусениц и сучков поверхностью. Рукоятка должна иметь длину в соответствии с размером инструмента, но не менее 150 мм, и стянута металлическими бандажными кольцами. Работа напильниками и другими подобными инструментами без ручек или с неисправными ручками запрещается.

    Ударные инструменты (зубила, крейцмессели, бородки, просечки, керны и т. п.) не должны иметь скошенных или сбитых затылков, заусениц, вмятин, выбоин, трещин и наклепов. При работе зубилом и крейцмесселем для защиты глаз рабочих от отлетающих осколков применяют защитные очки.

    Гаечные ключи используют строго по размерам гаек и головок болтов. Они не должны иметь трещин, забоин и заусениц. Запрещается наращивать или удлинять ключ другими ключами или трубами.

    Раздвижные ключи используют без люфта в подвижных частях. Острогубцы и плоскогубцы не должны иметь выщербленных рукояток. Губки острогубцев должны быть острыми, а плоскогубцев -- с исправной насечкой. Верстачные тиски должны быть в полной исправности, прочно захватывать зажимные изделия и иметь на губках несработанную насечку.

    Электроинструмент должен иметь заземление, надежную изоляцию корпуса и проводов, пневмоинструмент -- надежное соединение с воздухоподающим шлангом.

    Перед работой надевают спецодежду для данного вида работы. Выполняют разборочные и сборочные работы, соблюдая технологическую последовательность, так как ее нарушение связано с применением дополнительных приемов, которые могут быть причиной травмирования.

   Узлы и части ремонтируемой машины массой более 20 кг перемещают подъемно-транспортными средствами с исправными и заранее испытанными схватками и чалочными приспособлениями.

   Обязательно соблюдают порядок укладки и хранения сборочных единиц, не загромождают ими рабочее место.

   Выпрессовывают или запрессовывают различные втулки, подшипники и другие детали специальными оправками, выколотками, съемниками и прессами.

   Стенды и приспособления, предназначенные для разборки и сборки узлов ремонтируемых машин и дающие возможность поворачивать узел на угол, обеспечивающий удобный доступ к отдельным деталям, надежно стопорят в установленном положении, проверив надежность закрепления на нем ремонтируемого узла.

   Работают только исправным инструментом, применяют съемники и другие приспособления, не имеющие дефектов. Съемник в работе устанавливают без перекоса. Запрещается подгонять ключ к размерам гайки или болта, вставляя в зев ключа различные подкладки, а также увеличивать прилагаемое к нему усилие за счет удлинения отрезком трубы или каким-либо другим способом.

   На сборке проверяют совмещение отверстий бородками или специальными установочными приспособлениями, а не пальцами. Снимают и ставят пружины специальными съемниками, щипцами, стяжными болтами или приспособлениями.

    Пневматический или электрический инструмент перед началом работы проверяют вхолостую. Его нельзя держать за шпиндель даже после выключения при кратковременных остановках или при переходе к другому месту работы.

   Закончив сборку, убеждаются в отсутствии посторонних предметов в механизмах и узлах машины или агрегата, чтобы при обкатке не произошло аварии, которая может послужить причиной несчастного случая.

 

Заключение

Основываясь на заданном годовом объеме тракторов я изучил производственную структуру агрегатно ремонтного цеха, рассчитал режимы работ и годовые фонды рабочего времени, произвел расчет производственных и вспомогательных площадей. На основании изученного материала и рассчитанных данных произвел компоновку производственного здания цеха, которая позволяет ремонтировать технику с наименьшими затратами на передвижение объектов ремонта. Наличие подобранных участков мастерской позволяет ремонтировать широкую номенклатуру деталей и узлов.

2. В другой части задания был спроектирован участок ремонта и модернизации КПП тракторов МТЗ, подобрано и расставлено технологическое оборудование в соответствии с нормами и требованиями. Разработаны мероприятия по охране труда, строительные и противопожарные требования, а также спроектированы элементы производственной эстетики. Все это позволяет организовать технологический процесс ремонта на довольно высоком уровне: правильная расстановка оборудования позволяет продвигаться рабочим без помех; элементы производственной эстетики благоприятно влияют на рабочих, позволяя им работать в полную силу.

3. Произвел расчет складских и вспомогательных помещений, площадей дорог и озеленений и описал генеральный план проектируемого агрегатноремонтного цеха, на основании которого произвел расчет ТЭП.

4. И, наконец, произвёл расчеты технико-экономических показателей проектируемого РОП, в результате которых получили следующие данные:

-  Себестоимость одного условного ремонта - 3 054 916 рублей

-  Производительность труда рабочих - 6 019 832 руб./чел

-  Напряженность использования производственной площади мастерской -110086,8 руб./м2,

-  Энерговооруженность труда - 0,25 кВт/чел;

-  Удельная производственная площадь на единицу условного ремонта - 3,36 м2/усл. рем.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

                

. Сцепление тракторов МТЗ-80: а - устройство; 1 - маховик; 2 - ведомый диск; 3 - отжимной рычаг; 4 - регулировочный винт; 5 - отводка; 6 - тормозок; 7 - вилки выключения; 8 - вал вилки; 9 - нажимная пружина; 10 - опорный диск; 11 - нажимной диск; 12-стушша ведомого диска; 13 - вал; 14 - демпферное соединение; 15 - соединительный диск; б - механизм управления; 1 - педаль; 2 - рычаг педали; 3 - пружина сервоустройства; 4 упорный болт; 5 - болт; 6 - кронштейн; 7- ось кронштейна; 8 - тяга сцепления; 9 - рычаг; 10 - пружина; 11 - тяга тормозка; 12 - резьбовая муфта; 13 - рычаг тормозка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

st.ru


Рис. 4.1. Схема приспособления для разборки и сборки сцепления: 1 -- пружина; 2 -- нажимной диск; 3 -- кожух; 4 -- прихват; 5 -- пневмоцилиндр

 

Приложение 3

 

 

 

 


Рис. 4.2. Схема приспособления для приклеивания фрикционных накладок сцепления:1-- гайка; 2 -- динамометрический ключ; 3 -- диск; 4 -- кольцо; 5 -- основание; 6 -- направляющая труба; 7 -- болт

 

Приложение 4

 

 

 

Рис. 4.3. Установка сцепления в сборе на двигатель: 1, 2 - отжимные пружины; 3 - диск демпфера; 4 - отжимной рычаг; 5 - шлицы вала; 6 - технологический вал; 7 - кожух; 8 - нажимной диск; 9 - промежуточный диск; 10 - шариковый подшипник; 11 - маховик; 12 - ведомый диск

 

Список используемой литературы

 

1. Белоконь Я.Е., Окоча А.И. и др. Тракторы «Беларус» семейств МТЗ и ЮМЗ. Устройство, работа, техническое обслуживание. - Чернигов: Ранок, 2004.

2. Гельман Б.М., Москвин М.В., Сельскохозяйственные тракторы и автомобили: Кн. 2: Шасси и оборудование. - М.: Колос, 1993.

3. Курчаткин В.В., Тараторкин В.М. и др., Техническое обслуживание и ремонт машин в сельском хозяйстве. - М.: Изд. центр «Академия», 2003.

4. Ленский А.В и др., Трактор МТЗ-50 и его модификации. Техническое обслуживание. - М.: ГОСНИТИ, 1982.

5. Филатов Л.С., Гимейн С.М. Справочник по технике безопасности в сельском хозяйстве.

6. Филатов Л.С. Механизатору о безопасности труда: Справочник в вопросах и ответах. - М.: Росагропромиздат, 1990.

 


 


 


 


 


 



Информация о работе Техническое обслуживание муфты сцепления и коробки перемены передач трактора МТЗ- 80