Современное состояние и тенденции развития автомобилестроения Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 10:01, автореферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования. В условиях рыночной системы хозяйствования возникает объективная необходимость определения тенденций развития как экономики в целом, так и отдельных ее отраслей, оценки возможностей их развития.
Вторая половина ХХ века характеризовалась появлением большого числа прогнозов социально-экономического развития Китая вплоть до 2050 года. Однако из всех прогнозов адекватным требованиям времени был стратегический план модернизации страны, предложенный в начале 80-х годов Дэн Сяопином. Концентрированное выражение этот план получил в «Трехшаговой» экономической стратегии развития Китая, рассчитанной до середины ХХI века.

Вложенные файлы: 1 файл

Китай.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

В-вторых, объединение (слияние) крупных компаний ведет не только к повышению объема выпуска автопродукции,  но и к взаимному обмену технологиями изготовления комплектующих, сервисных сетей.

В-третьих, индустриализация всех процессов, что ведет к повышению производительности труда.

В-четвертых, имеет место широкий ассортимент автомобильной продукции в пределах  одной марки.

В-пятых, предъявляются жесткие требования к соблюдению высокой экологичности выпускаемой продукции.

В-шестых, высокий уровень научно-технического оснащения каждого рабочего места, в результате чего на сборку одной машины в США уходит в среднем 22часа.

Если катализатором развития автопромышленности является рынок, то движущей силой развития конкурентоспособного производства является развитие инновационных технологий. Поэтому в зарубежных компаниях большое внимание уделяется научным исследованиям. Так, например, научными исследованиями в General Motors до всеобщего кризиса занималось 15 тыс. работников, Ford – 12 тысяч, а в Chraysler - 7тысяч.

Анализ состояния зарубежного автомобилестроения показал, что основными направлениями его развития в докризисный период были характерны:

во-первых, приоритет в развитии технического оснащения и расширения научных исследований;

во-вторых, разработка моделей автомобилей, работающих на новых источниках энергии (объекты исследований новых источников энергии для автомобилей вошли в список «863-х» важнейших государственных технических задач).

В 2005г. в Китае выпущено  издание «Политический курс развития новых источников энергии для автомобилей», в 2006 г. принято решение, согласно которому для автомобилей, работающих на смешанной энергии, назначаются обязательные налоговые льготы. Первым шагом в разработке и внедрении энергии смешанного типа является модель Chery, запущенная в 2004г., представительская модель ECO-Нybfid, работающая на смешанной энергии топлива и электричества, производство которой начато в 2007году.

К началу второго десятилетия текущего столетия Китай создал фундаментальные знания в сфере имущественного права на новые источники энергии, создал законченную целостную систему ключевых комплектующих и узлов техники, работающей на новых источниках энергии.

В решении Госкомитета по вопросам планирования, регулирования и подъема автомобильной промышленности от 14 января 2009г. устанавливается и подчеркивается необходимость прорыва, введения инноваций для выхода Китая на мировые уровни развития.

Для постепенного и более  ускоренного развития отрасли принимаются меры по увеличению количества квалифицированных кадров для автомобилестроения. Большое внимание в этом должно быть уделено подготовке высокопрофессиональных менеджеров и рабочих.

Важным условием в подготовке управленческих кадров должны стать расширение кругозора и компетенций менеджеров до уровня высокоразвитых стран. От этого будет зависеть увеличение численности рабочих кадров.

Развитие автомобильной промышленности Китая, как показал анализ, ориентировано на движение по законам рыночной экономики. Особенность экономической политики КНР состоит в том, что Правительство создает условия для развития предприятий как субъектов рыночной конкуренции, но в тоже время регулирует рыночные отношения, создавая благоприятную обстановку как для инвестирования в отрасль, так и для стимулирования сбыта автомобилей. Особое внимание уделяется строительству дорог, развитию альтернативных источников энергии, формированию обстановки для добросовестной конкуренции, сдерживанию нелегальных операций, развитию правовой системы, гарантирующей заключение только законных торговых сделок, охране порядка на рынках.

Анализируя опыт развития национального автомобилестроения Китая и передовых стран, полагаю, что основные тенденции в развитии отрасли будут иметь место, если:

- автомобилестроение  ждет новая волна научно-технических, экономических и социальных преобразований;

- произойдет увеличение производства и спроса на автомобили, использующие альтернативные виды топлива.

Все это в свою очередь  потребует:

- рационализации структуры производства автомобильной продукции;

- повышения конкурентоспособности автомобильной продукции и отрасли;

- усиления процессов интеграции предприятий (Государственной Совет автомобильной промышленности Китая 14 января 2009г.  принял решение о реорганизации и объединении крупных автомобильных предприятий);

- дальнейшее усиление процесса разработки собственных марок автомобилей на основе существующих моделей, а именно «модель FAW», «модель Chery», «модель Changan».

 

Выводы

В ходе проведенного диссертационного исследования было установлено:

1. К началу второго десятилетия XXI века отрасль автомобилестроения Китая обладает рядом признаков вхождения в состав ведущих отраслей мирового производства автомобилей.

 Если в 2000г. Китай  по объему производства автомобилей занимал 11-ое место среди мировых держав, то в 2009г. он становится третьей крупной в мире страной-производителем автомобильной техники.

2. Автомобильная промышленность Китая стала основной движущей силой национальногоиндустриально-технологического развития экономики. На каждый заработанный юань в производстве автомобилей такие отрасли промышленности, как металлургия, машиностроение, электроника, др. зарабатывают 2,64 юаня, кроме того, оно стимулирует создание новых рабочих мест.

3. В становлении и развитии  автомобильной промышленности Китая можно выделить четыре этапа развития.

Для первого этапа (13 июля 1953-1966гг.) было характерно производство грузовых автомобилей средней грузоподъемности, а также комплектующих и запасных частей к ним.

 Второй этап ( 1966-1980гг.) характеризовался тем, что производство автомобилей развивалось в направлении расширения модельного ряда. Для этого периода было свойственно заимствование моделей зарубежного производства по приобретаемым лицензиям.

На третьем этапе (1981-1995гг.) происходило формирование материальных основ для будущего развития, что проявилось в увеличении количества предприятий.

Четвертый этап (с 1995г. по настоявшее время) имеет особенность сочетания методов планового ведения хозяйства с рыночными. В это период произошло изменение структуры производства, резко увеличилась доля производства легковых автомашин. В 2002г. продажа машин превысила 1 млн. единиц, в 2008 объем производства достиг 8 млн. 890 тыс. автомобилей. В этот период автомобилестроение стало базой развития индустриализации, а  основой роста отрасли явились динамично развивающийся рынок Китая, урбанизация, строительство дорог.

4. Стремительное развитие национального автомобилестроения стало возможным благодаря принятым мерам и проведению мероприятий, способствующих созданию и развитию автомобилестроения в Китае.

5. В конце 2009 года можно констатировать, что в Китае создана и отлажена основа автомобилестроения, включающая производство легковых автомобилей, грузовиков, пассажирских автобусов, автомобилей специального назначения, запасных частей и комплектующих к ним.

6. К особенностям автомобильной промышленности Китая, определяющим его стремительное развитие, следует отнести:

а) правительственную поддержку, направленную на:

- развитие новых идей, в частности, создание автомобилей, работающих на альтернативном топливе, создание электромобилей;

- формирование профессионально развитой сервисной сети;

- увеличение субсидий на обновление старых автомобилей;

- увеличение производства национальных торговых марок автомобилей;

- приоритетную закупку национальных марок автомобилей на общест-венные нужды;

б) создание фундаментальных основ в сфере имущественного права на новые источники энергии, создание законченной целостной системы ключевых комплектующих и узлов техники, работающей на новых источниках энергии;

в) принятие мер по увеличению количества высококвалифицированных кадров для автомобилестроения;

г) широкое использование зарубежного опыта, это относится, прежде всего, к:

- использованию преимуществ  интернационализации производства, как фактора увеличения потребительского спроса на автомобили (заслуживает опыт компании Volkswagen, деятельность которой успешна на рынке Китая);

- усилению внимания  к цене бренда (это важно потому, что в Китае происходит расширение выхода на внешний рынок национальных марок);

- индустриализации всех процессов (особенно распространен опыт в автомобильной промышленности США);

- уделению внимания высокому качеству технологий в производстве автомобилей (этот опыт заимствован из функционирования автомобильных компаний США в части кооперации между предприятиями);

- внимание к соблюдению  компактности, эстетичности и небольшому объему двигателей (является характерным для Японского автомобилестроения);

- внимание к развитию инновационных технологий (это также характерно для Японии, например: технология впрыскивания бензина, защита окружающей среды);

- поиску и развитию новых методов производства (основы развития автомобилестроения Японии).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные положения  диссертации отражены в следующих научных публикациях (общий объем 1,4 п.л.):

 

1.  Хуан Хуай, Дун Яньхуэй. Перспективы китайско - российского сотрудничества в сфере инновационных технологий // Креативная экономика. – М.: Издательство «Креативная экономика». № 7, 2009.С.63-67. Рекомендован ВАК РФ.

2. Хуан Хуай. Увеличение масштабов производства - основная цель автомобилестроения Китая // Вестник Московского университета «МВД России», N10,2009 г. Рекомендован ВАК РФ.

3. Хуан Хуай. Развитие автомобилестроения КНР // Вопросы экономических наук. - М: Издательство «Компания Спутник +», 2009. №1(34).С.79-80.

4. Хуан Хуай. Автомобилестроение-опорная отрасль промыш-ленности КНР //  Проблемы экономики.  -  М.: Издательство «Компания спутник +» 2009, №1(29). С.110-111.

5. Хуан Хуай. Увеличение финансовых поступлений для технических разработок  // Аспирант и соискатель. - М.: Издательство «Компания спутник +» 2009. №2(50).С.16.

6.  Хуан Хуай. Золотодобывающая промышленность Китая - анализ перспектив ее развития // Современный гуманитарные исследования. - М.: Издательство «Компания спутник +» 2009. №1(26).с.46-47.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хуан Хуай

 

Автореферат диссертации  на соискание степени кандидата  экономических наук

 

«Современное  состояние и тенденции развития автомобилестроения Китая»

 

Подписано в печать                              Заказ                                          Тираж 80

Бумага типографская                           Формат 60х90/16

_________________________________________________________________

МГТУ «МАМИ». Москва, 107023, Б. Семеновская ул., 38




Информация о работе Современное состояние и тенденции развития автомобилестроения Китая