Современное состояние и тенденции развития автомобилестроения Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 10:01, автореферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования. В условиях рыночной системы хозяйствования возникает объективная необходимость определения тенденций развития как экономики в целом, так и отдельных ее отраслей, оценки возможностей их развития.
Вторая половина ХХ века характеризовалась появлением большого числа прогнозов социально-экономического развития Китая вплоть до 2050 года. Однако из всех прогнозов адекватным требованиям времени был стратегический план модернизации страны, предложенный в начале 80-х годов Дэн Сяопином. Концентрированное выражение этот план получил в «Трехшаговой» экономической стратегии развития Китая, рассчитанной до середины ХХI века.

Вложенные файлы: 1 файл

Китай.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

- положение, согласно которому  экстенсивный рост основных фондов должен сопровождаться своевременным их обновлением на основе опережающих инновационных технологий, что позволит, по мнению автора, уйти от тяжеловесной структуры основных фондов и сделать их более ликвидными. В условиях рыночной системы хозяйствования это позволит усилить адаптацию предприятий к динамично изменяющимся требованиям рыночной среды;

- обоснование необходимой согласованности политики открытости экономики Китая с государственным регулированием, что позволит ориентировать предприятия на соблюдение государственных интересов;

- обоснование необходимости использования опыта зарубежных стран в области организации производства и управления, что позволит ускорить качественные изменения в организационно-управленческой системе с учетом национальных, исторически сложившихся особенностей качества труда. Это важно и потому, что уровень мирового автомобилестроения достиг больших высот. Если не использовать опыт лучших производств, это предопределит низкую конкурентоспособность национальной автомобильной промышленности. Интеграция китайских компаний с зарубежными автомобильными корпорациями будет способствовать повышению их результативности;

- положение о целесообразности правительственной поддержки национального автомобилестроения в части вложений капитала в развитие идей разработки и создание автомобилей, работающих на альтернативных источниках энергии;

- предложение по использованию  в национальном автомобилестроении различных моделей функционирования:

-модель «FAW», основанная на международном сотрудничестве;

- модель «Chery», основанная на внутреннем применении капитала;

- модель «ChangAn», использующая глобальные источники ресурсов;

- модель «ShangHai Dazhou», ориентированной на создание национальной технологической платформы автомобилей.

Практическое значение диссертационного исследования состоит в том, что теоретические положения, выводы и рекомендации, связанные с формированием и развитием автомобилестроения КНР в условиях смешанной экономики могут быть использованы для повышения эффективности при разработке национальных марок автомашин и повышению их качества.

Обоснованность  и достоверность полученных результатов обеспечивается принятой методологией исследования, обобщением репрезентативной фактологической информации, сформированной из научных и производственных  источников, законодательных и нормативных документов КНР, регламентирующих деятельность организаций и предприятий национального автомобилестроения (135 источников).

Апробация и реализация результатов диссертационного исследования проведена при обсуждении его отдельных положений на международной и внутривузовских конференциях в МГТУ «МАМИ», а также на заседании кафедры «Маркетинг и менеджмент». Результаты опубликованы в сборниках научных трудов и материалах конференций. Также результаты исследования используются при чтении курсов на факультете Мировой экономики Московского института государственного и корпоративного управления.

Положения (идеи), выносимые на защиту:

- оценка состояния  автомобилестроения Китая, позволяющая  определить наиболее эффективные направления его развития;

- оценка влияния автомобилестроения Китая на развитие его экономики, позволяющая выделить и обосновать наиболее эффективные направления этого влияния;

- использование зарубежного опыта в области применения передовых технологий, что позволяет значительно улучшать качество автомобилей китайского производства. Сегодня это важная проблема поскольку качество автомобилей является узким местом китайского автомобилестроения;

- концептуальные основы развития отечественного автомобилестроения, позволяющие обосновать основные направления развития автомобилестроения Китая;

- предложение по использованию в китайском автомобилестроительном комплексе различных моделей функционирования, как важнейшего фактора его диверсификации.

Публикации результатов  исследования в открытой печати. По теме диссертации опубликовано 6 работ, в том числе два в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ.

Состав и структура  работы. Диссертационная работа, объемом 165 страниц основного текста состоит из введения, 3 глав, заключения, содержит список использованных информационных источников, включающий 135 наименований, 6 рисунков, 8 таблицы, 4 приложения.

 

Основные идеи и выводы диссертации

           Во введении обоснован выбор темы диссертации и раскрыта ее актуальность, сформулирована цель и поставлены задачи работы, определены предмет и объект исследования, изложены научная новизна и практическая значимость полученных результатов.

           В первой главе «Характеристика развития автомобилестроения Китая» раскрыто состояние автомобильной промышленности Китая, ее роль в экономике страны и проблемы ее развития.

            Китайская автопромышленность, в силу стремления взять все ценное, накопленное в международном автомобилестроении, получает «окно возможностей» для решения фундаментальных проблем, стоящих перед нею. Это относится, прежде всего, к ускорению процесса создания современного автомобилестроения. Как показало исследование, для реализации «окна возможностей» существуют три варианта развития национального автомобилестроения.

Первый, связан с уходом государства практически из всех сфер экономической деятельности в автомобилестроении, ее открытием внешнему миру. Этот сценарий, по мнению автора, может привести к существенному экономическому росту производства автомобилей. Но в этом случае национальные предприятия не смогут конкурировать с зарубежными производителями на равных условиях со всеми вытекающими негативными последствиями для отрасли как единого целого. Это обуславливается отсутствием достаточного опыта у предприятий по самостоятельному ведению дел.

Второй вариант - расширение прямого участия государства в регулировании деятельности отрасли, что приведет к ограничению    предпринимательской активности. Государство и предприятия в этом случае станут заложниками неэффективного методов управления.

 Третий сценарий, основанный на высвобождении частной инициативы и усилении роли государства только в обеспечении благоприятных условий для хозяйствования. Согласно этому сценарию на государство возлагается выполнение следующих основных функций:

- поддержание макроэкономического  и структурного равновесия в  той части, в которой рыночный  механизм оказывается не в  состоянии это сделать;

- выработка стратегии  развития, формирования благоприятного  инвестиционного и предпринимательского климата, а также благоприятных социальных условий функционирования экономики;

- поддержка национальных компаний во внешнем мире, координация их деятельности с целью поддержания и  роста конкурентоспособности национального автомобилестроения в условиях глобализации мирового хозяйства;

- обеспечение экономической безопасности страны.

Третий вариант развития автомобилестроения, полагаю, является наиболее оптимальным, так как он позволяет создать эффективную связь между бизнесом и государством.

Анализ показывает, что все успехи в Китае связаны с умелым проведением государственной политики, благодаря которой в годы всеобщего кризиса автомобильная промышленность пострадала меньше, чем другие отрасли.

В тоже время работа в условиях тесного взаимодействия со многими странами вызывает целый ряд проблем. Они касаются, в первую очередь, характера развития национального автомобилестроения. Позитивное развитие этого направления предполагает необходимость рассмотрения методологических аспектов такого взаимодействия. Эти вопросы рассмотрены во второй главе «Методологические и практические подходы к решению проблем развития отечественного автомобилестроения». Большое внимание уделено разработке методических рекомендаций по выявлению возможностей дальнейшего развития отрасли.

В результате проведенного SWOT анализа отрасли выявлено, что возможностями ее дальнейшего развития является постоянно растущий внутренний автомобильный рынок Китая. Индустриализация, урбанизация, рост численности населения, повышение благосостояния крестьянских хозяйств расширяют емкость  внутреннего потребительского рынка  автомобилей.

Анализ показал, что автомобильная отрасль в своем развитии опирается на правительственную поддержку инвестирования в инновационные идеи и разработку новой техники (создание автомобилей на альтернативных источниках энергии, электромобилей, развитие сервисной сети, увеличение субсидий на обновление бракованных старых автомобилей, повышение качества запасных частей и др.). Китайское правительство постоянно увеличивает вложения в новые идеи и разработки в автомобильной промышленности, за время десятой пятилетки оно вложило около 1 млрд. юаней в исследования и разработки новых энергетических ресурсов, с 2006г. правительство защитило программу создания автомобилей на альтернативных источниках энергии. Следующая программа направлена на исследования по созданию электромобилей и замену автомашин, работающих на традиционном топливе на высокотехнологичные автомобили, разработку системных технологий, ключевым элементом которых является интеграция автокомпонентов и производство запасных частей. Это обусловливается созданием единой сервисной сети. Но это, в свого очередь, потребовало увеличение их производства. Для чего их производство сосредотачивается на специализированных предприятиях, а не на автосборочных заводах при этом следует заметить, что массовое производство комплектующих, и запчастей уже в настоящее время является основой экспорта автомобильной продукции ( в 2007г. прибыль от экспорта комплектующих составила 14 млрд. 500млн. долларов, что значительно превысило прибыль от экспорта автомобилей, иными словами экспорт комплектующих становится одной из самых прибыльных отраслей при вывозе технической продукции).

Сегодня можно констатировать, что китайское автомобилестроение полностью сформировалось, создана и отлажена основа автомобилестроения, включающая производство легковых автомобилей, грузовиков, пассажирских автобусов, автомобилей специального назначения, запчастей и комплектующих.

Но в тоже врем в развитий автомобилестроения наблюдается ряд трудностей, сдерживающих его развития.

Ими являются:

-несовершенный механизм  проектирования автомашин;

- недостаточная динамика  выпуска продукции национальных  марок;

- отставание качественных параметров национальной продукции от качества международных марок автомобилей, что влияет на их низкую конкурентоспособность.

Их решение позволит обосновать пути и характер развития отечественного автомобилестроения в будущем.

Эти вопросы рассмотрели в 3-ей Глове диссертации «Основные направления дальнейшего развития автомобильной промышленности Китая»

Необходимость поиска выбора путей и характера развития автомобилестроения Китая.

Обоснование путей и  характера развития отрасли обуславливается не только вышеназванными трудностями, но и появлением новых возможностей развития автопрома Китая. Дело в том, что принципиально изменились условия для его развития. Прежде всего, в результате роста благосостояния многомиллионного населения Китая, промышленного и сельскохозяйственного строительства резко увеличилось потребность в автомобилях. По данным центра развития промышленности внутригосударственные потребности в легковых автомобилях, пассажирских автобусах и грузовых автомобилях возрастут соответственно до 22 млн. 40тыс, 5мли. 410тыс и 4 млн. 980тыс. автомобилей. Китай обладает и благоприятными возможностями для реализации данного прогноза.

Это выражается в том, что Китай обладает низкой себестоимостью рабочей силы.

 

Имеет место:

- во-первых, массовое  развитие комплектующих и запчастей. Ключевыми их потребителями являются 100 отраслей. Производство комплектующих составило главнейшую статью экспорта в 2007г., прибыль от их экспорта составила 14 млрд. 500мли долларов, что превысило прибыль от экспорта собранных автомобилей.

- во-вторых, появление и развитие новых автомобильных двигателей. Новые двигатели включают в себя 5 основных видов двигателей. Основное внимание сосредоточено на изготовлении электромобилей.

- в-третьих, быстрое  развитие производства автомобилей  собственных марок: Сhery, Geely, ChangAn, HuaChen, Lifan и др.

И все же, несмотря на имеющиеся возможности для развития отечественного машиностроения, оно не отвергает современным требованиям мирового автомобилестроения. Поэтому было принято решение о развитии отечественного автомобилестроения на основе использования опыта США, Германии, Японии, Южной Кореи.

Характерным в его использовании, как показало исследование, является комплексный подход, заключающийся как в выделении общего подхода к организации отрасли, так и отдельных частных решений. Этими сторонами являются:

Во-первых, интернационализация производства. Крупные компании имеют свои производства во многих странах мира. Это позволяет им занять преимущественное положение на национальных рынках принимающих стран и повысить конкурентоспособность своей продукции за счет разницы курсов валют, разницы в цене рабочей силы, энергетических и других ресурсов.

Информация о работе Современное состояние и тенденции развития автомобилестроения Китая