Роль и место транспортных услуг на туристском рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 10:16, реферат

Краткое описание

Цель – изучить современное состояние транспортной системы России и выявить роль транспорта на туристском рынке
Задачи:
Определить роль транспортной системы на туристском рынке
Выявить проблемы развития транспортной системы в России
Изучить отраслевую структуру всех видов траспорта в России

Содержание

Введение
Роль и место транспортных услуг на туристском рынке
Проблемы развития транспортной системы России
Отраслевая структура транспортной системы
Железнодорожный транспорт.
Морской транспорт.
Автомобильный транспорт.
Воздушный транспорт.
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Транспортная система России.docx

— 68.28 Кб (Скачать файл)

Следует напомнить, что туризм начал развиваться именно на железной дороге, когда 5 июля 1841г. английский предприниматель  Томас Кук организовал путешествие  для 570 человек по железной дороге в  поезде, где пассажирам был предоставлен комплекс услуг, включавший в себя питание  и духовой оркестр для развлечения.

В нашей стране железнодорожный  туризм активно начал развиваться  во времена Советского Союза. Первые путешествия на дальних туристско-экскурсионных  поездах были организованы Центральным  советом по туризму и экскурсиям совместно с Министерством путей  сообщения еще в 1960-х годах. Тогда  было организовано пять туристско-экскурсионных  поездов, которые обслуживали чуть более 2000 человек.

Содержание, формы и виды железнодорожных туристических  поездок были весьма разнообразны. Самыми массовыми стали путешествия  в графиковых поездах, следующих по регулярному расписанию. В 1980-х годах ежегодно путешествовало более 4 млн. человек. Иные формы железнодорожного туризма представляли собой поездки на специальных туристско-экскурсионных поездах, предназначенных только для туристов.

К 1983г. существовало уже более 1600 туристских рейсов, услугами которых  пользовались около 650 тыс. человек. При  этом продолжительность путешествий  варьировалась от одного до 32 дней. Такой вид отдыха постепенно становился все более популярным, завоевывая симпатии любителей туризма и  экскурсий.

Самым популярным маршрутом  считалось «Транссоюзное железнодорожное путешествие», начинавшееся во Владивостоке и проходившее через Сибирь, Москву, Ленинград, Ригу, Таллинн, Вильнюс, Киев, Крым. Пользовались спросом и маршруты по древним русским, крупнейшим украинским, кавказским городам и городам Прибалтики, а также маршрут по Кругобайкальской железной дороге и др. Помимо внутрисоюзных путешествий на туристских поездах организовывались поездки в зарубежные страны (8,25).

После распада Советского Союза, к сожалению, туризм утратил  свой массовый характер. И сегодня  понятие «железнодорожный туризм»  используется лишь в узких кругах и не принимается даже многими  специалистами. Тем не менее богатейший опыт, накопленный в советское время, может стать основой для возрождения этого вида отдыха и его развития на совершенно новом качественном уровне.

В России, где на долю железных дорог приходится более 40% пассажирских перевозок, развитие железнодорожного туризма, безусловно, должно представлять особый интерес. Это подтверждают и  результаты исследований, проведенных  специалистами кафедры «Сервис  и туризм» МИИТа на железнодорожных вокзалах Москвы. В ходе исследований было опрошено 3000 пассажиров. При этом на вопрос, как Вы относитесь к развитию железнодорожного туризма, положительно ответили 74%, или 2210 человек, отрицательно - 6% (182 человека), затруднились с ответом 20%, т.е. 608 человек.

Наличие густой сети железных дорог России позволяет организовать разнообразные по географическому  расположению, форме и содержанию маршруты железнодорожных туров. Во внутреннем туризме это кратковременные (часовые) туры длительностью от 3 до 10 ч, совершаемые на электропоездах, однодневные, двух- и трехдневные  и многодневные туры от 5 дней. Наиболее посещаемыми являются Москва и Московская область, Краснодарский край, Санкт-Петербург, Свердловская, Тюменская области, республики Татарстан и Башкортостан, Ставропольский край, Челябинская, Нижегородская и Ростовская области, на долю которых приходится более половины численности российских туристов.

Для реализации железнодорожных  туристских маршрутов существует несколько  вариантов. Например, возможно формирование отдельных туристско-экскурсионных  поездов. Так, большой популярностью  пользуется ретро-поезд «Восточный экспресс», маршруты следования которого весьма различны: из Москвы по Транссибирской магистрали в Китай, в Среднюю  Азию и т.д. На Западно-Сибирской  дороге курсирует туристический  поезд выходного дня «Зимняя  сказка» в Горную Шорию. Действует маршрут по Кругобайкальской железной дороге.

К сожалению, сегодня в  России нет достаточного количества специализированного подвижного состава  для путешествий по железным дорогам. Поэтому железнодорожный туризм малокомфортабелен и экономически низкоэффективен, что, в свою очередь, сдерживает его развитие. Для обеспечения высококачественного обслуживания туристов и пассажиров в пути следования необходима модернизация и создание нового специализированного подвижного состава для дальнего и пригородного сообщения (с улучшенным обзором, стилизованного в традициях разных эпох и культур).

Железнодорожный транспорт  может активно участвовать и  в организации международных  туристских маршрутов для российских граждан, используя возможности  отрасли в международном сообщении, а также обслуживать иностранных  туристов, прибывающих в Россию, для организации железнодорожных  туристских маршрутов внутри страны.

По оценке экспертов Всемирной  туристской организации, оптимальной  считается пропорция, при которой  на одного туриста, выезжающего за рубеж, приходится один иностранный турист, прибывающий из-за рубежа, и четверо человек, путешествующих по территории своей страны. Для реализации этой пропорции в полной мере могут использоваться возможности железнодорожного транспорта во всех видах туризма.

Необходимо отметить, что  при развитии индустрии туризма  на железнодорожном транспорте, создании железнодорожных туристических  центров остро встает проблема подготовки высококвалифицированных кадров для  их деятельности. Такая подготовка сегодня ведется в высших учебных  заведениях отраслевой системы образования  по специальностям в области сервиса  и туризма.

Для удовлетворения растущих потребностей в сервисном и туристическом  обслуживании пассажиров руководство  железнодорожного транспорта России приняло  решение о создании на железных дорогах  единой сети сервис-центров. Объединение сервис-центров в единую сеть, налаживание связей между ними позволяет формировать различные туристские продукты по формуле «поезд + ...»: «поезд + гостиница», «поезд + экскурсия», «поезд + спектакль», «поезд + футбольный матч», «поезд + выставка», «поезд + кинофестиваль» и т.д. Железнодорожный транспорт в этом случае имеет определенные преимущества, поскольку практически в любом туристском продукте присутствует основная часть - сама перевозка.

В перспективе в структуре  ОАО «РЖД» планируется создать  компанию, которая будет оказывать  полный комплекс услуг по организации  железнодорожных путешествий на специализированном подвижном составе. Таким образом, компания объединит  в себе функции туроператора, создающего новые маршруты и новые турпродукты, и функции по сотрудничеству с  управлениями железных дорог по предоставлению специальных составов, предназначенных  для перевозок туристов. Кроме  того, планируется создание собственного парка туристско-экскурсионных поездов, а также реализация совместных международных  проектов по разработке подвижного состава  нового поколения для использования  в целях туризма.

Создание единого органа управления туристскими перевозками, в ведении которого должны быть все  вопросы их организации, позволит качественно  изменить уровень железнодорожных  туристских перевозок.

3.2. Морской транспорт.

Морской транспорт играет важную роль во внешнеэкономических связях страны и служит одним из основных источников получения валютных средств. Россия имеет 43 порта и более 20 портовых пунктов.

Крупные порты — Санкт-Петербург, Мурманск, Архангельск, Астрахань, Новороссийск, Туапсе, Находка, Владивосток, Ванино и  др. В связи с освоением природных  ресурсов Крайнего Севера и Дальнего Востока обеспечена круглогодичная навигация в Норильск, на Ямал и  Новую Землю. Здесь наибольшее значение имеют порты Дудинка, Игарка, Тикси и Певек. В 1990-е годы на морском транспорте резко сократилось число судов, их тоннаж, активно идет процесс старения флота (средний возраст судов — 19 лет), 60% российского флота зарегистрировано под иностранными флагами

Приоритетами в развитии этой отрасли транспортного комплекса  являются:

1) системная производственная  специализация торговых портов  в пределах отдельных морских  бассейнов и рациональное взаимодействие  с железнодорожным и автомобильным  транспортом; 

2) развитие морских терминалов  по перевалке экспортных грузов (нефти, нефтепродуктов, химических  грузов, угля) и контейнерных перевозок; 

3) модернизация портов  Северо-Запада и Дальнего Востока,  обеспечивающих работу международных  транспортных коридоров, и переориентация  российских экспортных грузопотоков, перерабатываемых в портах сопредельных  государств, на морские порты  России;

4) повышение конкурентоспособности  судоходных национальных компаний;

5) создание финансово-правовых  условий для регистрации и  работы флота под российским  флагом;

6) в системе управления  отраслью неотложной задачей  является совершенствование законодательной  базы, упорядочение экономических  взаимоотношений в портах. Эти  мероприятия являются основой  увеличения доли российского  флота в перевозках внешнеторговых  грузов и формирования новой  высокодоходной отрасли в экономике  России.

Речной транспорт. Речной транспорт имеет небольшой удельный вес в грузо- и пассажирообороте России. Это связано с тем, что основные потоки массовых грузов осуществляются в широтном направлении, а большинство судоходных рек имеет меридиональное направление. Также негативное влияние оказывает сезонный характер речных перевозок. Речной транспорт уступает другим видам и в скорости движения. Но он обладает и преимуществами: более низкой себестоимостью перевозок, требует меньших капитальных затрат на обустройство путей, чем сухопутные виды транспорта.

Основные виды грузов речного  транспорта: минеральные стройматериалы, лес, а также нефть, нефтепродукты, уголь и зерно. Большая часть  оборота речного транспорта приходится на европейскую часть страны. Важнейшей  транспортной речной магистралью здесь  является Волга с притоком Камой. На севере европейской части России заметную роль играют Северная Двина, Онежское и Ладожское озера, река Нева. Важное транспортное значение имеют  Беломорско-Балтийский канал, Волго-Балтийский водный путь, канал имени Москвы (Москва — Волга) и Волго-Донской  канал. В настоящее время идет создание единой глубоководной системы  европейской части России на транзитных судовых ходах. В связи с освоением  природных ресурсов на востоке страны возрастает транспортное значение Оби, Иртыша, Енисея, Лены и Амура. Особенно заметна их роль в обеспечении  транспортных связей с осваиваемыми районами, где практически отсутствуют  сухопутные транспортные магистрали. Основной проблемой функционирования водного транспорта является проблема финансирования строительства новых судов, погрузочно-разгрузочной техники, ремонта и модернизации гидротехнических сооружений, углубления фарватера и поддержания глубин, необходимых для использования судов «река—море», развития объектов инфраструктуры. В среднесрочной перспективе предполагается провести ряд мероприятий по расширению финансирования отрасли, использования внутренних водных путей, устьевых и речных портов для перевозки пассажиров, экспортно-импортных и транзитных грузов, а также по включению их в число международных транспортных коридоров.

Водный транспорт является одним из старейших. Издавна люди селились вдоль рек и побережий  морей и озер. Водные пути связывали  народы и цивилизации, по ним проходило  освоение новых земель. По мере совершенствования  транспортных средств увеличивались  расстояния, на которые перемещались люди по воде.

Преимущества водного  транспорта в том, что для него не требуется строительства транспортных путей и он потребляет мало топлива, поэтому себестоимость перевозок невелика. Однако по скорости он значительно уступает другим видам, а в условиях нашей страны большая часть рек и акваторий портов зимой замерзает.

Значение морского транспорта для России определено положением ее на берегах морей акватории трех океанов: Атлантического, Северного  Ледовитого и Тихого. Протяженность  морских границ России около 40 тыс. км

Изменились условия использования  Россией важнейших портов бывшего  СССР на Черном, Азовском, Балтийском и  Каспийском морях, а также на Дунае, ставших заграничными для нашей  страны.

В настоящее время у  России остались 8 пароходств из 17 у  бывшего СССР, примерно половина тоннажа  торгового флота. Значительная часть  современных судов, танкеров находится  теперь у государств Балтии и Украины, в т.ч. и крупнейшие порты - в Таллинне, Клайпеде, Риге, Вентспилсе, Одессе и др.

В Калининграде находится  самый западный порт России, один из четырех на Балтийском море, единственный незамерзающий. В Балтийске - главная  база Балтийского флота. В глубине  Финского залива действуют Санкт-Петербургский  и Выборгский порты.

На Черном море, в Туапсе, находится главный нефтеналивной  порт России. На Азовском море остался  единственный порт - Таганрог. Далее  из крупных портов можно назвать  Мурманск, Архангельск, на тихоокеанском  побережье - Владивосток, Находку, Ванино. Через них ведется торговля с  Японией и другими тихоокеанскими странами.

3.3. Автомобильный транспорт.

Автомобильный транспорт  в основном используется для перевозки  небольших потоков грузов на короткие расстояния. Это связано со сравнительно высокой себестоимостью данного  вида транспорта и его малой грузоподъемностью. К достоинствам автомобильного транспорта следует отнести высокую скорость и возможность доставки грузов от «двери до двери» без дополнительных затрат на перегрузку. Обеспеченность автодорогами с твердым покрытием  служит важным показателем развития транспорта в стране. В России 40% сельских населенных пунктов не связаны  с сетью путей сообщения общего пользования. Качество автодорожной сети невысокое: 11% автодорог грунтовые, 1/3 дорог с твердым покрытием не соответствует техническим нормам

Информация о работе Роль и место транспортных услуг на туристском рынке