Расчет тяговых характеристик тепловозов с электрической передачей и электровозов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 13:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение физических процессов,, происходящих в колесно-моторном блоке (КМБ) тепловоза при преобразовании электрической энергии в механическую, и создании силы тяги. На основании рассчитанных параметров тягового электродвигателя (ТЭД) строится тяговая характеристика тепловоза с нанесением на ней ограничений по конструктивным параметрам и условиям сцепления колеса с рельсом.

Содержание

Введение
1. Типы электрических передач локомотивов
1.1 Электрическая передача постоянного тока
1.2 Электрическая передача переменно-постоянного тока
1.3 Электрическая передача переменного тока
1.4 Описание с изображением основных узлов тяговой характеристики тепловозов с гидромеханической и гидравлической передачей мощности.
2. Физические основы преобразования энергии в электрических машинах.
2.1 В тяговом двигателе постоянного и переменного тока
2.2. В генераторах постоянного и переменного тока
2.3. В трансформаторах
3. Создание силы тяги локомотива
4. Назначение и конструкция тяговых электродвигателей тепловозов
4.1. Назначение тяговых электродвигателей
4.2. Конструкция основных узлов и элементов тягового электрического двигателя тепловоза
5.Расчетная часть курсового проекта.
5.1. Определение параметров ТЭД на номинальном режиме
5.2. Расчет характеристики намагничивания ТЭД при различных режимах нагрузки и возбуждения
5.3.Расчет и построение внешней характеристики тягового генератора тепловоза
5.4. Расчет и построение электромеханических и электрических тяговых характеристик ТЭД с учетом параметров КМБ
5.5. Расчет и построение тяговой и токовой характеристик с учетом ограничений
6. Электроподвижной состав.
6.1. Электровозы постоянного тока
6.2. Электровозы переменного тока
6.3 Электропоезда
7. Выводы

Вложенные файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА РФ.docx

— 868.16 Кб (Скачать файл)

Результаты вычислений следует  оформить в виде таблицы 5.4, две верхние  строки которой содержат точки гиперболического участка внешней характеристики ТГ.

По данным таблицы 5.4 можно  построить искомые графики скоростной nд=f(Iд) (рис.4) и моментной Mд=f(Iд) (рис.5) характеристик ТЭД для различных режимов возбуждения.

Таблица 5.4

IГ

2778

3000

3500

4000

4500

5000

5778

UГ

768

711

609

533

474

426

369

Iд

463

500

583

666

750

833

963

ПП

Фд,Вб

0,066

0,067

0,07

0,073

0,075

0,077

0,08

Мд,Нм

2310

2533

3085

3676

4253

4849

5824

nд,об/мин

1059

966

791

664

575

503

420

ОП1

Фд,Вб

0,047

0,05

0,054

0,057

0,061

0,064

0,067

Мд,Нм

1645

1890

2380

2870

3459

4030

4878

nд,об/мин

1487

1294

1027

851

707

606

501

ОП2

Фд,Вб

0,033

0,035

0,037

0,04

0,043

0,046

0,05

Мд,Нм

1155

1323

1630

2013

2438

2897

3640

nд,об/мин

2118

1848

1498

1213

1018

843

672


5.3. Расчет и  построение электромеханических  и электрических тяговых характеристик  ТЭД с учетом параметров КМБ

Электротяговые характеристики Fкд=f(Iд) и V=f(Iд) отражают изменение механических параметров на ободе колеса. Поэтому они также называются электромеханическими характеристиками ТЭД, отнесенными к ободу колеса локомотива.

Зависимость силы тяги Fкд на ободе колеса, развиваемой двигателем, от тока якоря Iд можно рассчитать по известной моментной характеристике Mд=f(Iд) и параметрам колесно-моторного блока. При этом взаимная связь величин Fкд и Мд определяется соотношением

Fкд=2.Мд.μ.ηз/Dк, Н, (5.15)

где Dк - диаметр колеса локомотива по кругу катания, м;

μ - передаточное число зубчатой передачи колесно-моторного блока;

ηз - к.п.д. зубчатой передачи, равный 0,975.

Значения параметров μ  и Dк принимаются в соответствии с заданием к курсовой работе.

Скоростная характеристика V=f(Iд), отнесенная к ободу колеса, рассчитывается по электромеханической характеристике nд=f(Iд) ТЭД с учетом того, что скорость движения локомотива принято выражать в км/ч:

V=0,188.nд.Dк/μ, км/ч. (5.16)

Результаты расчетов следует  занести в таблицу 5.5.

Полученные электромеханические  характеристики ТЭД, отнесенные к ободу  колеса, необходимы для построения тяговых характеристик локомотивов.

Табл. 5.5 Электротяговые характеристики тягового привода локомотива

Iд, A

463

500

583

666

750

833

963

ПП

α=1,00

Fкд, кН

18,5

20,3

24,7

29,4

34

38,8

46,6

V, км/ч

48,5

44,2

36,2

30,4

26,3

23

19,2

ОП1

α1=0,54

Fкд, кН

13,2

15,1

19

23

27,7

32,2

39

V, км/ч

68,1

59,3

47

39

32,4

27,8

23

ОП2

α2=0,3

Fкд, кН

9,24

10,6

13

16,1

19,5

23,2

29,1

V, км/ч

97

84,6

68,6

55,6

49,4

38,6

30,8


5.4. Расчет и  построение тяговой и токовой  характеристик с учетом ограничений

для обеспечения устойчивости локомотивов против боксования устанавливают так называемый расчетный коэффициент сцепления ψк, величина которого меньше потенциального ψо. При этом сила тяги по сцеплению составляет

Fксц= ψк.Pсц, кН. (5.17)

Расчетный (нормативный) коэффициент  сцепления локомотива ψк определяют экспериментальным путем и задают так, чтобы обеспечить практически приемлемую надежность движения полновесных поездов (поездов расчетной массы) по тяжелым подъемам при плохих условиях сцепления.

В данной курсовой работе характеристики сцепления ψк=f(V) можно считать следующими:

для электровозов постоянного  тока

ψк=0,28+3/(50+20.V)-0,0007.V; (5.18)

- для магистральных тепловозов

ψк=0,118+5/(V+27,5). (5.19)

Для построения тяговых характеристик  локомотивов предварительно необходимо рассчитать силу тяги по сцеплению  Fксц при различной скорости движения локомотива. Полученные значения внести в таблицу 5.6.

Таблица 5.6.

Сила тяги локомотива по сцеплению

V, км/ч

0

10

20

30

40

50

60

70

80

ψк

0,3

0,251

0,223

0,204

0,192

0,183

0,175

0,168

0,165

Fксц, кН

406,4

339,8

301,9

276,1

260

247,1

237,1

228,8

223,4


5.6 Построение  тяговых и токовых характеристик  локомотивов

Тяговой характеристикой локомотива называют графическую зависимость касательной силы тяги Fк от скорости движения V при установившихся режимах на разных позициях регулирования (позициях контроллера машиниста).

Токовая характеристика представляет графическую зависимость тока электровоза Iэ или тока тягового генератора (ТГ) тепловоза Iг от скорости V при установившихся режимах на разных позициях контроллера машиниста.

На стадии проектирования локомотивов указанные зависимости  Fк=f(V) и I=f(V) можно построить по электротяговым характеристикам. Для этого необходимо пересчитать данные таблицы 5.5, а именно:

а) определить значения тока локомотива по величинам тока ТЭД:

- ток тягового генератора  тепловоза Iг - по формуле (5.9);

б) определить значения касательной  силы тяги локомотива Fк по величинам силы тяги ТЭД Fкд

Полученные результаты занести  в таблицу 5.7.

Таблица 5.7.

Табл 5.7 Рабочие характеристики локомотива

Iг, A

2778

3000

3500

4000

4500

5000

5777

ПП 
α=1,00

Fк, кН

111

121,8

148,2

176,4

204

232,8

279,6

V, км/ч

48,5

44,2

36,2

30,4

26,3

23

19,2

ОП
α1=0,54

Fк, кН

79,2

90,6

114

138

166,2

193,2

234

V, км/ч

68,1

59,3

47

39

32,4

27,8

23

ОП
α2=0,3

Fк, кН

55,4

63,6

78

96,6

117

139,2

174,6

V, км/ч

97

84,6

68,6

57,6

46,4

38,6

30,8


Порядок построения рабочих характеристик тепловоза заключается в следующем :

1) В координатах V,Iг построить линии ограничений максимального Iгmax и минимального Iгmin тока ТГ.

2) Рассчитать значения  силы тока ТГ, соответствующие  автоматическим переходам ТЭД  с одного режима возбуждения  на другой :

- ток переходов ПП ОП1 IГП-1 (Iгmin+Iгн+160)/2, A; (5.23)

- ток переходов ОП1 ОП2 IГ1-2 (Iгmin+Iгн-20)/2, A. (5.24)

Используя значения IГП-1 и IГ1-2, построить горизонтальные линии переходов ПП ОП1 и ОП1 ОП2.

3) По данным таблицы  5.7 построить график Iг=f(V) (рис.6) и определить скорости тепловоза Vп-1 и V1-2, соответствующие переходам ПП ОП1 и ОП1 ОП2.

4) Используя данные таблицы  5.7 и токовую характеристику Iг=f(V),

построить тяговую характеристику тепловоза Fk=f(V); показать ограничения силы тяги по максимальному току ТГ Fkдоп и по сцеплению (таблица 5.6), а также ограничение конструкционной скорости тепловоза Vк.

5) По графику Iг=f(V) определить скорость продолжительного режима тепловоза Vдл, соответствующую номинальной силе тока ТГ Iгн, а по значению Vдл- длительную силу тяги тепловоза.

Полученные значения основных технических параметров локомотива следует внести в таблицу 5.8.

Основные технические  параметры локомотива (тепловоз)

Режим работы

Параметры

Ограничения

сила тяги, кН

скорость, км/ч

1) Продолжительный

Fкдл=200

Vдл=26

------

2) Расчетный

Fкр=309

Vр=17

По сцеп.

3) Трогание с места

Fктр=406

-------

По току


Расчетным режимом работы локомотива называют режим, характеризуемый величинами расчетной силы тяги Fкр и расчетной скорости Vр. По этим параметрам определяют так называемые расчетные нормы массы составов на участках железных дорог.

Расчетный режим тепловозов принято устанавливать по параметрам продолжительного режима работы тяговых электромашин. Если в результате проектирования тепловоза оказалось, что величина Fкдл превышает силу тяги по сцеплению Fксц при скорости Vдл, то значение расчетной силы тяги Fкр и расчетной скорости Vр принимают по точке "порога" тяговой характеристики.

Помимо расчетной силы тяги, другим важным параметром локомотива является сила тяги при трогании с места Fктр. Ее величина может быть ограничена по сцеплению либо по максимальному току локомотива. Первый случай характерен для грузовых и маневровых локомотивах, а второй – для пассажирских.

Значения параметров расчетного режима и трогания, как одни из важнейших характеристик локомотивов, нормируются ПТР .

6. Электроподвижной  состав.

6.1 Электровоз  постоянного тока ВЛ10

Электровоз ВЛ10 предназначен для работы с грузовыми поездами на магистральных железных дорогах РФ, электрифицированных на постоянном токе с напряжением в контактной сети 3000 В.

Все оборудование электровозов рассчитано на надежную работу при  напряжении в контактной сети от 2200 до 4000 В. Изменение температуры окружающего  воздуха вне кузова допускается  от —50 до +40 °С при влажности воздуха 90%, замеренной при температуре +27 °С. Высота над уровнем моря не более 1200 м. Электровоз ВЛ 10 и состоит из двух сочлененных между собой автосцепкой СА-3 секций. На электровозах ВЛ10 выпуска до 1975 г. каждая секция опиралась на две двухосные несочлененные тележки через упругие опоры. На электровозах ВЛ10 выпуска с 1975 г. секции кузова на тележках опираются с помощью люлечного подвешивания, которое в значительной, степени улучшает горизонтальную динамику электровоза.

Сварные рамы тележек обладают повышенной надежностью, в процессе изготовления их подвергают тщательному  контролю с применением современной  аппаратуры. Тележки оборудованы  бесчелюстными буксами с роликовыми подшипниками повышенной долговечности, Перемещение букс относительно рамы происходит за счет деформации сдвига резинометаллических блоков. Рессорное  подвешивание обеспечивает эффективное  смягчение вертикальных толчков  при прохождении электровозом неровностей  пути.

На электровозах ВЛ10 установлено  по восемь тяговых двигателей. Тяговые  электродвигатели имеют последовательное возбуждение, опорно-осевое подвешивание, принудительную вентиляцию и мощность при часовом режиме по 670 кВт. Электродвигатели обладают надежностью и высоким к. п. д. Вращающий момент от тягового двигателя на колесные пары передается двусторонней одноступенчатой цилиндрической косозубой передачей.

Для регулирования частоты  вращения тяговых двигателей предусмотрены  три вида их соединения: последовательное (С), последовательно-параллельное (СП) и параллельное (П). Кроме того, на всех этих соединениях предусмотрена  работа тяговых электродвигателей при ослабленном возбуждении с коэффициентом возбуждения 0,75; 0,55; 0,43; 0,36. Электрические цепи электровоза получают питание от контактного провода через токоприемники, обеспечивающие надежный токосъем при любых скоростях движения электровоза.

Схемы силовых цепей электровозов

а) электровоз постоянного  тока б) электровоз переменного тока

6.2 Электровоз  переменного тока ВЛ80

Информация о работе Расчет тяговых характеристик тепловозов с электрической передачей и электровозов