Расчет тяговых характеристик тепловозов с электрической передачей и электровозов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 13:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение физических процессов,, происходящих в колесно-моторном блоке (КМБ) тепловоза при преобразовании электрической энергии в механическую, и создании силы тяги. На основании рассчитанных параметров тягового электродвигателя (ТЭД) строится тяговая характеристика тепловоза с нанесением на ней ограничений по конструктивным параметрам и условиям сцепления колеса с рельсом.

Содержание

Введение
1. Типы электрических передач локомотивов
1.1 Электрическая передача постоянного тока
1.2 Электрическая передача переменно-постоянного тока
1.3 Электрическая передача переменного тока
1.4 Описание с изображением основных узлов тяговой характеристики тепловозов с гидромеханической и гидравлической передачей мощности.
2. Физические основы преобразования энергии в электрических машинах.
2.1 В тяговом двигателе постоянного и переменного тока
2.2. В генераторах постоянного и переменного тока
2.3. В трансформаторах
3. Создание силы тяги локомотива
4. Назначение и конструкция тяговых электродвигателей тепловозов
4.1. Назначение тяговых электродвигателей
4.2. Конструкция основных узлов и элементов тягового электрического двигателя тепловоза
5.Расчетная часть курсового проекта.
5.1. Определение параметров ТЭД на номинальном режиме
5.2. Расчет характеристики намагничивания ТЭД при различных режимах нагрузки и возбуждения
5.3.Расчет и построение внешней характеристики тягового генератора тепловоза
5.4. Расчет и построение электромеханических и электрических тяговых характеристик ТЭД с учетом параметров КМБ
5.5. Расчет и построение тяговой и токовой характеристик с учетом ограничений
6. Электроподвижной состав.
6.1. Электровозы постоянного тока
6.2. Электровозы переменного тока
6.3 Электропоезда
7. Выводы

Вложенные файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА РФ.docx

— 868.16 Кб (Скачать файл)

Для уменьшения нагрева главных  полюсов, вызываемого воздействием вихревых токов, сердечники набирают из отдельных листов электротехнической стали. Собранные листы спрессовывают  и соединяют заклепками. В отверстие  листов запрессовывают стальной прямоугольный  стержень, в который вворачивают  болты, крепящие полюса к остову.

Добавочные  полюсы обеспечивают улучшение процессов коммутации (снижение искрения) при работе коллекторно-щеточного узла ТЭД. По своим размерам они меньше главных и несколько отличаются от них по конструкции (в частности, сердечник добавочного полюса цельный, отлитый из стали).

Обмотки возбуждения добавочных полюсов включены последовательно  с якорной обмоткой. Обмотки возбуждения  главных полюсов соединены между  собой так, чтобы полюса (северный и южный) чередовались между собой (рис.4.4). Катушки добавочных полюсов  соединены гибкими проводами, а  главных - шинами из медной ленты, изолированными асбестовой, резиновой и стеклянной лентами .

Рис.4.3.

Якорь электродвигателя состоит из стального сердечника и коллектора, насаженных на вал двигателя. На конец вала напрессовано малое зубчатое колесо (шестерня), передающее вращающий момент от двигателя через зубчатую передачу на колесную пару.

Сердечник якоря набран из листов электротехнической стали, толщиной 0,5 мм. По торцам сердечник удерживается на валу нажимными шайбами, которые установлены на вал с большим натягом.

На окружности сердечника якоря расположены продольные пазы, в которых размещены изолированные  проводники якорной обмотки, закрепленные стеклотекстолитовыми клиньями. Клинья предотвращают перемещение проводников  в пазах под действием центробежных сил, возникающих при вращении якоря. Лобовые части обмотки якоря (передние и задние) закреплены бандажами из стеклобандажной ленты. В последнее время начинают применять стеклометаллические бандажи.

Чтобы повысить электрическую  и механическую прочность изоляции обмоток, якорь и полюса пропитывают  в лаке ПЭ-933 (полиэфирноэпоксидном).

Рис.4.4. Схема соединения обмоток тягового электродвигателя

Для соединения проводников  обмотки якоря с источником электроэнергии служит коллекторно-щеточный узел.

Коллектор состоит из медных пластин клинообразного сечения, изолированных  друг от друга миканитовыми прокладками. Эти пластины набирают на коллекторной втулке, которую после формирования коллектора насаживают на вал электродвигателя. К каждой коллекторной пластине припаяны проводники якорной обмотки, укладываемые в пазы сердечника якоря по определенной схеме.

Коллектор, соединен с внешней  цепью, через угольно-графитовые стержни, называемые щетками. Щетки устанавливают  в специальные обоймы (щеткодержатели), кронштейны которых закрепляют на остове ТЭД через изоляторы. Для надежного  контакта щеток с поверхностью коллектора служит пружинное нажимное устройство.

Вал якоря ТЭД, изготовленный  из высококачественной стали, вращается  в двух роликовых подшипниках, запрессованных в ступицы подшипниковых щитов. В подшипниковом щите, расположенном со стороны коллектора, устанавливают опорно-упорный подшипник, а с противоположной стороны - опорный. В полости подшипников, закрытых крышками, по специальным трубкам запрессовывают смазку.

Отличительной особенностью тяговых двигателей локомотивов  является наличие моторно-осевых подшипников (МОП), которые служат опорой электродвигателя на ось колесной пары. МОП вмонтированы в специальные разъемные приливы остова двигателя и состоят из бронзовых вкладышей, смазочного устройства и крышки, закрепленной болтами. Крышка МОП служит резервуаром для смазки, которая подается к вкладышам подшипника при помощи специальных систем: циркуляционной (смазка под давлением с использованием шестеренчатого насоса) и польстерной (смазка с использованием войлочных фитилей). В зависимости от конструкции ТЭД, данные системы могут использоваться как поодиночке, так и совместно.

В заключение рассмотрим особенности  системы, которая обеспечивает нормальную работу тяговых двигателей - системы охлаждения. Во время работы ТЭД обмотка якоря и другие детали нагреваются. Для их охлаждения применяют принудительную вентиляцию (рис.4.5).

Охлаждающий воздух, подаваемый специальным вентилятором по гибким рукавам-гармошкам к вентиляционному  люку остова ТЭД, проходит через двигатель  двумя потоками: один над коллектором, сердечником якоря и в зазорах  между полюсами, другой под коллектором, через вентиляционные отверстия  в сердечнике якоря. Оба потока соединяются  в корпусе ТЭД со стороны, противоположной  коллектору, и выходят наружу через  специальные окна (люки).

Рис.4.5 Схема охлаждения тяговых  электродвигателей на локомотивах

Внутри остова ТЭД поддерживается небольшое избыточное давление воздуха, препятствующее попаданию пыли, влаги, снега.

Вентиляторы охлаждения ТЭД  могут иметь механический привод от дизеля или электрический от специальных  электродвигателей (мотор-вентиляторы). Обычно один вентилятор охлаждает несколько тяговых двигателей, установленных на одной тележке. На некоторых тепловозах применяют централизованную систему охлаждения тяговых электрических машин и аппаратов.

5. Расчетная часть курсового проекта

Для тягового привода рабочими называют: электромеханические характеристики тягового электродвигателя: скоростную nд=f(Iд), моментную Mд=f(Iд) и характеристику к.п.д. ηд=f(Iд); электротяговые характеристики Fкд=f(Iд), V=f(Iд).

5.1 Определение  параметров ТЭД на номинальном  режиме

Электромеханические характеристики отражают изменение механических параметров nд и Мд на валу двигателя в зависимости от силы тока Iд. Моментную характеристику ТЭД Мд=f(Iд) рассчитывают, с учетом формулы (2.8), по выражению

Мдм.Фд.Iд.ηм, Н.м, (5.1)

где Мд - вращающий момент на валу ТЭД;

ηм - механический к.п.д. двигателя, равный 0,96-0,98.

Скоростная характеристика nд=f(Iд) определяется из уравнений (2.6) и (2.7), характеризующих состояние электрической цепи ТЭД:

nд=(Uд-Iд.Rд)/(Cе.Фд)

или, принимая Iд.Rд ≈ 0,04.Uд,

nд=0,96.Uд/(Cе.Фд), об/мин. (5.2)

Последовательность расчета  электромеханических характеристик  включает в себя ряд этапов

1) Определение значений  коэффициентов Се и См по формулам (2.9) и (2.10) в соответствии с исходными данными ТЭД.

2) Вычисление силы тока  ТЭД на номинальном режиме  работы 

Iдндн/(Uдн.ηдн).103, А, (5.3)

где Uдн, Рдн, ηдн - номинальные значения напряжения, мощности и к.п.д. двигателя (исходные данные ТЭД).

Величину ηдн можно принять равной 0,90-0,92 для тепловоза.

3) Расчет магнитного потока  возбуждения ТЭД на номинальном  режиме работы

Фдн=0,96.Uдн/(Cе.nдн), Вб, (5.4)

где nдн - номинальная частота вращения вала ТЭД, об/мин.

5.2. Расчет характеристики  намагничивания ТЭД при различных  режимах нагрузки и возбуждения

При расчете электромеханических  характеристик любого электродвигателя используют его магнитные характеристики (кривые намагничивания), то есть зависимости  магнитного потока Фд от тока возбуждения Iв и тока якоря Iд. Их обычно представляют в виде графиков Фд=f(Iв), построенных для различных величин тока якоря Iд, и называют нагрузочными характеристиками.

Для локомотивных ТЭД с  последовательным возбуждением семейство  нагрузочных характеристик Фд=f(Iв,Iд) можно заменить одной кривой Фд=f(Iв), считая Iд=Iв [10]. Однако для определения этой зависимости, которую будем называть универсальной магнитной характеристикой ТЭД, необходимо провести расчеты его магнитной системы и взаимодействия магнитных полей полюсов и якоря. Учитывая, что эти вопросы подробно изучают в дисциплине "Электрические машины", в данной курсовой работе предлагается использовать безразмерные универсальные магнитные характеристики ТЭД.

Они представляют собой зависимости  магнитного потока Фд от тока возбуждения Iв, выраженные относительно значений Фдн и Iвн на номинальном режиме работы ТЭД (табл. 5.1). Определение искомой зависимости Фд=f(Iв) (в абсолютных величинах) осуществляют по точкам безразмерной характеристики путем пересчета по формулам

Фд=(Фддн).Фдн, Вб; (5.5)

Iв=(Iв/Iвн).Iвн, А, (5.6)

считая, что Iвн=Iдн.

Полученные координаты точек  универсальной магнитной характеристики ТЭД необходимо занести в таблицу 5.2 и далее построить график Фд=f(Iв) на миллиметровой бумаге (рис. 1).

Таблица 5.1.

Безразмерные универсальные  магнитные характеристики  
электровозных и тепловозных тяговых электродвигателей

(Iв/Iвн)=(Iд/Iдн)

0,25

0,50

0,75

1,00

1,25

1,50

ддн)

ТЭД электровоза

0,50

0,72

0,88

1,00

1,07

1,11

ТЭД тепловоза

0,52

0,77

0,92

1,03

1,06


Таблица 5.2

0,04

0,06

0,07

0,076

0,078

0,08

185,2

370,35

555,53

740,7

925,88

1111


5) Расчет и построение  зависимостей магнитного потока  Фд от тока якоря Iд ТЭД при разных ступенях ослабления возбуждения.

При выполнении данного этапа  следует заполнить таблицу 5.3. Значения Iд целесообразно задать по точкам универсальной магнитной характеристики в диапазоне (0,25 1,50).Iдн для электровозов и (0,50 1,50).Iдн для тепловозов. Величины тока возбуждения Iв, соответствующие каждому значению тока Iд, составляют

Iв.Iд, А, (5.7)

где α - коэффициент ослабления возбуждения ТЭД.

В данной курсовой работе значения коэффициента α на первой (ОП1) и второй (ОП2) ступенях ослабления возбуждения следует принять равными α2=0,3 0,4 и α1= . Принимаем ,

Значения магнитного потока Фд для каждого сочетания величин тока якоря Iд и коэффициента α можно приближенно определить по построенному ранее графику универсальной магнитной характеристики ТЭД Фд=f(Iв) (рис. 1).

Полученные точки с  координатами (Iдд) необходимо нанести на миллиметровую бумагу и построить кривые намагничивания двигателя Фд=f(Iд) для режимов возбуждения ПП, ОП1 и ОП2 (рис.2).

Таблица 5.3.

Кривые намагничивания ТЭД  при разных режимах возбуждения

Iд A

185,2

370,4

555,5

740,7

925,9

1111

ПП 

α=1,00

Iв, A

185,2

370,4

555,5

740,7

925,9

1111

Фд, Вб

0,04

0,06

0,07

0,076

0,078

0,08

ОП1 α2=0,54

Iв, A

100

200

300

400

500

600

Фд, Вб

0,026

0,042

0,052

0,062

0,067

0,071

ОП2

α2=0,3

Iв, A

55,6

111,1

166,7

222,2

277,8

333,3

Фд, Вб

0,02

0,027

0,036

0,043

0,048

0,055


5.3.Расчет и  построение внешней характеристики  тягового генератора тепловоза

Для расчета электромеханических  характеристик ТЭД, работающего  на тепловозе, дополнительно необходимо построить внешнюю характеристику тягового генератора Uг=f(Iг). Взаимосвязь токов и напряжений ТЭД и ТГ в данной курсовой работе можно считать следующей:

Uг=Uд; (5.8)

Iг=m.Iд, (5.9)

где m - количество тяговых двигателей на тепловозе, равное числу его движущих осей nос (см. исходные данные).

Порядок построения внешней характеристики ТГ

а) рассчитать мощность ТГ в  продолжительном (номинальном) режиме

Ргн = m.Рдн.103 = Uгн.Iгн, Вт, (5.10)

где Uгн, Iгн - напряжение и ток ТГ на номинальном режиме;

б) определить максимальное напряжение ТГ

Uгmax=Uгн.kг, В (5.11)

и соответствующий ему  минимальный ток ТГ

Iгmin=Pгн/Uгmax, А, (5.12)

где kг - коэффициент регулирования напряжения ТГ.

Значение kг выбирают из диапазона 1,4 1,8 так, чтобы величина напряжения Uгmax не превышала 800 В;

в) определить максимальную силу тока ТГ

Iгmax=(1,25 1,45).Iгн, А (5.13)

и соответствующее ей минимальное  напряжение ТГ

Uгmin=Pгн/Iгmax, В; (5.14)

г) рассчитать гиперболический  участок внешней характеристики ТГ.

Для этого необходимо выбрать 5-7 значений тока ТГ в диапазоне Iгmin ≤ Iг ≤ Iгmax и определить соответствующие им величины напряжения ТГ как Uг=Pгн/Iг, В. Результаты следует занести в две верхние строки таблицы 5.4.

В крайние колонки таблицы  необходимо внести координаты точек, которые  ограничивают гиперболический участок, то есть (Iгmin, Uгmax) и (Iгmax, Uгmin).

д) построить координатную сетку с осями I, U и в ней нанести точки с координатами (Iгmin,Uгmax), (Iгн,Uгн) и (Iгmax,Uгmin).

Через точку с координатами (Iгmin,Uгmax) провести горизонтальную линию, соответствующую ограничению по напряжению ТГ.

Через точку с координатами (Iгmax,Uгmin) провести вертикальную линию, соответствующую ограничению по току ТГ.

Гиперболический участок  внешней характеристики можно построить  по данным верхней части таблицы 5.4. Полученная кривая обязательно должна пройти через точку продолжительного режима работы ТГ с координатами (Iгн,Uгн) (рис. 3).

8) Построенные внешняя  характеристика ТГ Uг=f(Iг) и кривые намагничивания ТЭД Фд=f(Iд) позволяют рассчитать электромеханические характеристики ТЭД тепловоза по формулам (5.1), (5.2) с использованием соотношений (5.8) и (5.9).

Информация о работе Расчет тяговых характеристик тепловозов с электрической передачей и электровозов