Особенности организации транспортной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 18:13, курсовая работа

Краткое описание

Транспорт (от лат. transporto -перемешаю) представляет собой отрасль производства, обеспечивающую жизненно необходимую потребность общества в перевозке грузов и пассажиров.
Транспорт входит в состав инфраструктуры производства, обслуживающей основные отрасли экономики: до6ывающую,
перерабатывающую промышленность и сельское хозяйство. Инфраструктура включает в себя также связь, энергетику, систему материально-технического снабжения.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ Р.Ф.
3. Создание Программы по устранению проблемы. ОРГАНАМИ ВЛАСТИ.
4. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
5. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
6. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
7. УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ.
8. РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
9. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ.
10. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
11. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовой.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)
 
 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

ПЕРМСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 
 
 

По предмету территориальная организация населения 
 
 

Тема: “Особенности организации транспортной системы Р.Ф. ” 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                          Выполнил: студент группы ГМУ06д

                                                               Дубровских Павел Олегович

                                                                   Проверила: Григорьевых Ю.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Г. Пермь 2008 г. 
 
 
 

Содержание. 

1. ВВЕДЕНИЕ.

2. СОДЕРЖАНИЕ  ПРОБЛЕМЫ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ  Р.Ф.

3. Создание Программы  по устранению  проблемы. ОРГАНАМИ ВЛАСТИ.

4. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ  И НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

5. РЕСУРСНОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

6. МЕХАНИЗМЫ  РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

7. УПРАВЛЕНИЕ  РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ.

8. РЕЗУЛЬТАТЫ  РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

9. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ  ПРОГРАММЫ.

10. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

11. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1. Введение. 

   Транспорт (от лат. transporto -перемешаю) представляет собой отрасль производства, обеспечивающую жизненно необходимую потребность общества в перевозке грузов и пассажиров.

Транспорт входит в состав инфраструктуры производства, обслуживающей основные отрасли экономики: до6ывающую,

перерабатывающую промышленность и сельское хозяйство. Инфраструктура включает в себя также связь, энергетику, систему материально-технического снабжения.

Транспорт как отрасль производства представляет собой совокупность средств и путей сообщения, нормальную деятельность которых обеспечивают различные технические устройства и сооружения.

   Средства  сообщения - это подвижной состав (автомобили, прицепы, полуприцепы на антомо6ильном транспорте; локомотивы, вагоны на железнодорожном транспорте; суда, баржи на водных видах транспорта и т. п.).

   Пути  сообщения - это пути, специально предназначенные и оборудованные для движения подвижного состава данного вида транспорта (автомобильные дороги, железнодорожный, речной пути и Т. п.).

   Технические устройства и сооружения - это комплекс грузовых и пассажирских станций, терминалов, погрузочно-разгрузочных пунктов, ремонтных мастерских, заправочных станций, средств связи и сигнализации, систем управления и Т.Л.

   В понятие «транспорт» входят также  отдельные элементы (подвижной состав, дороги, терминалы и др.), взаимодействующие между собой для выполнения определенных работ, поэтому необходимо рассматривать транспорт как систему. Система представляет собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей (элементом), подчиненных определенному принципу. Транспорт рассматривают как элемент большой системы - экономики в целом - или как подсистему экономики, предназначенную обслуживать экономические связи в сфере

Обращения всеми видами транспорта, включая  городской, промышленный (технологический) и специализированный.

   Транспорт — стратегически важный комплекс, н значительной степени определяющий мощь государства, так как обеспечивает нужды общества в перевозке грузов и пассажиров.

   Общественная  собственность, характерная для  социалистического периода жизни нашей страны, сменилась практически на всех кипах транспорта на другие форты собственности благодари акционированию и приватизации. Если ранее вопросы управления (координации) видами транспорта были рассредоточены в отдельных транспортных министерствах, то в настоящее время они (кроте железнодорожного транспорта) сосредоточены в Министерстве транспорта Российской Федерации. В рыночных условиях несколько изменился подход к единой системе транспорта. Появившуюся сегодня конкуренцию нужно рассматривать не как противопоставление одного вида транспорта другому, а как явление, стимулирующее развитие транспорта, поиск новых прогрессивных технологий транспортировки для снижения стоимости транспортных услуг и повышения скорости доставки. Уменьшение стоимости и сокращение времени транспортировки расширяет сферы применения определенного вида транспорта, а следовательно, повышает его значимость на рынке транспортных услуг.

   Стоимость транспортных услуг существенно  сказывается на конечной стоимости перевозимых грузов, поэтому заказчик изыскивает возможности перевозки своих товаров более дешевым видом транспорта. Перевозка пассажиров является социально значимой. Затраты на транспорт не должны превышать определенного процента бюджета семьи. Во многих государствах мира предусмотрены дотации на транспортные расходы отдельным слоям населения.

   Рыночные  отношения усилили поиск каждого  транспортного предприятия своей ниши на рынке транспортных услуг. Надо отметить, что в связи с огромной территорией нашей страны есть четко обозначенные сферы применении каждого вида транспорта: по дальности, скорости и комфортности перевозки пассажиров; по расстоянию, скорости и видам грузов (например, перевозка сырья на значительные расстояния предпочтительнее по железной дороге). Есть регионы практически с единым видом транспорта, например отдаленные районы Сибири и Дальнего Востока. Но существуют регионы (и сферы деятельности), в которых заказчик может выбирать вид транспорта исходя из своих потребностей.

   Современные рыночные условия ведения хозяйства, расширяющие международные связи  и связи внутри страны, требуют  наличия специалистов высокой квалификации, с широким кругозором, не только с знаниями в области одного вида транспорта, но и с пониманием специфики каждого вида и возможностей совместной работы, особенно в мульти- и интермодальных  перевозках.

   Транспорт участвует в производственном процессе любого предприятия, перевозя сырье, полуфабрикаты, готовую продукцию, что является обязательным условием общественного производства. Транспорт объединяет в единое целое все отрасли экономики. Кроме того, он является единственным средством, обеспечивающим циркуляцию товаров путем их перемещения, и как бы продолжает процесс производства, доставляя товар сферу потребления для продажи. Только в этом случае образуется система «деньги – товар - деньги», на которой строится любая экономика.

   Транспорт - очень трудоемкая отрасль, в которого занято более 10 % работающих граждан страны. Транспортная отрасль потребляет 60 % мирового производства жидких нефтепродуктов, 20 % стали, 80 % свинца, 70 % синтетических каучуков, 40 % лакокрасочных изделий и др.

На транспорте одновременно находится примерно 27- 30 млн. тонн различных грузов.

   Затраты на перевозку продукции и погрузочно-разгрузочные работы могут составлять в среднем 15-18 % от общей стоимости перевозимой продукции, но по отдельным видам грузов могут быть значительно выше (например, при перевозке нефтепродуктов они доходят до 40 %, строительных грузов - до 50 %, пищевых продуктов - до 25 %, а сельскохозяйственной продукции -до 100 % в связи с плохим качеством дорог в отдельных регионах).

Одним из показателей уровня развития страны является состояние транспорта.

   Экономическое значение транспорта в жизни общества состоит в обеспечении развития, связи и координации работы всех отраслей экономики.

Транспорт способствует монолитности государства, позволяет маневрировать ресурсами, оперативно разрешать чрезвычайные ситуации. В этом состоит политическое значение транспорта.

   Культурное  значение транспорта состоит в возможности распространения с его помощью эстетических ценностей, что повышает культуру и образование населения. Сам транспорт также стал элементом культуры:

создаются музеи  по всем или отдельным визам транспорта;

проводятся выставки достижений транспортной промышленности;

организуются  общества по распространению идей и достижений на транспорте.

Туризм, являясь элементом культуры, задействует все виды транспорта. Так, на морском транспорте существует сеть круизных маршрутов, которые работают во взаимодействии с наземными видами транспорта. Особая роль в туризме, а главное в экскурсионном обслуживании, отводится автомобильному транспорту.

   Социологическое значение транспорта состоит в экономии времени, облегчении труда и повышении его производительности. Транспорт участвует также в организации досуга людей, т.е. времени, необходимого для восстановления их производственных и творческих способностей. При недостатках в работе транспорта, обслуживающего население, транспортная усталость может снижать производительность  труда на 12 %.

   Неоценимо научное значение транспорта. Потребность в совершенствовании транспорта ставит перед наукой новые задачи, а развитие науки, в свою очередь, позволяет транспорту оказывать услуги населению на более высоком уровне при уменьшении затрат.

   Транспорт имеет большое значение для обороны страны, так как с его помощью возможна быстрая передислокация населения, войск, производства.

   Примером  может служить перебазирование промышленного производства из европейских регионом страны за Урал в самом начале Великой Отечественной войны, что обеспечило нашей стране победу над Германией. 
 
 
 
 

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ  ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ  Р.Ф. 

    Экономическая стратегия Правительства Российской Федерации, зафиксированная в «Основных  направлениях социально-экономической  политики на долгосрочную перспективу», рассматривает  транспортную систему России как важнейшую составную часть производственной инфраструктуры, а ее развитие - как одну из приоритетных задач государственной деятельности.

    Создание  динамично развивающейся устойчиво  функционирующей и сбалансированной национальной транспортной системы  является необходимым условием стабилизации и подъема экономики, обеспечения целостности и обороноспособности страны, повышения уровня жизни.

    Развитие  транспорта в последние годы осуществлялось в соответствии с отдельными целевыми федеральными и отраслевыми программами – «Дороги России», «Возрождение торгового флота России», «Внутренние водные пути» и др. Однако эти программы, разработанные без должной увязки друг с другом, с завышенной ориентацией на федеральный бюджет и не обеспеченные ресурсами, выполнялись с большим отставанием.

    К настоящему времени выполнение программ составляет от 18% до 57%.

    Вследствие  этого на транспорте накопилось много нерешенных проблем, которые могут стать тормозом в осуществлении социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу:

    - основные фонды всех видов  транспорта обновляются недостаточными  темпами, их износ достиг 55-70% и  продолжает нарастать;

    - финансово-экономические механизмы,  в том числе обеспечивающие  воспроизводство основных фондов и инновации,  недостаточно эффективны и не в полной мере адаптированы к особенностям транспорта;

    - значительно снизились подвижность  населения и доступность для  него транспортных услуг, в  том числе по причине неудовлетворительного  состояния материально-технической базы транспортного комплекса, что вызывает дополнительную социальную напряженность в обществе;

  • недостаточен уровень межотраслевой и межрегиональной координации в развитии транспортной инфраструктуры, что ведет к нерациональному расходованию ресурсов и снижению эффективности работы;

    - транспортные технологии не отвечают  современным требованиям эффективного  функционирования транспорта в  условиях рынка, не получили  достаточного развития интермодальные  перевозки, широко распространенные в развитых странах мира;

Информация о работе Особенности организации транспортной системы РФ