Опыт ликвидации последствий железнодорожной катастрофы в Башкирии (1989г)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 20:56, реферат

Краткое описание

Железные дороги являются ведущим видом транспорта. Протяженность железных дорог в России составляет 125 тыс. км. Этим видом транспорта перевозится основная масса грузов - 50 % и осуществляется большинство пассажирских перевозок - 47 %. Средняя грузонапряженность железных дорог СНГ в 5 раз больше, чем в США, и в 8-15 раз - по сравнению с другими развитыми странами. Самая длинная стальная магистраль мира - Транссиб (9288,2 км).

Содержание

Введение
3 стр
I. Причины возникновения железнодорожных катастроф.
4 стр
II. Классификация ЧС по медицинским и экологическим последствиям.
4 стр
III. Организация медицинской помощи при железнодорожных катастрофах.
6 стр.
IV. Структура санитарных потерь
V. Железнодорожная катастрофа в Башкирии
8 стр
8 стр.
Заключение
13 стр
Список литературы
14 стр

Вложенные файлы: 1 файл

ЖД катастрофа.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

     На месте трагедии остро пахло трупным запахом. Вагоны, почему-то ржавого цвета, лежали в нескольких метрах от путей, причудливо сплющенные и изогнутые. Даже трудно представить, какая температура могла заставить так извиваться железо. Удивительно, что в этом пожаре, на земле, превратившейся в кокс, там где вырывались с корнем электроопоры и шпалы, еще могли остаться живы люди!  

— Военные потом определили: мощность взрыва составила 20 мегатонн, что соответствует половине атомной бомбы, которую американцы сбросили на Хиросиму, — рассказывал председатель сельского совета “Красный восход” Сергей Космаков. Деревья падали в центр взрыва. Ударная волна была такой силы, что в радиусе 12 километров во всех домах выбило стекла. Куски от вагонов находили на расстоянии шести километров от эпицентра взрыва.  

 

Солдатам, работавшим на путях, выдавали по 100 граммов спирта. Трудно представить сколько им пришлось перелопатить металла и обгоревшей человеческой плоти. 11 вагонов было сброшено с пути, 7 из них полностью сгорело. Люди работали ожесточенно, не обращая внимания на жару, зловоние и витающий в этом клейком сиропе почти физический ужас смерти.

 

На месте трагедии путейцы обнаружили огромные суммы денег и ценные вещи. Все они были сданы государству, включая сберкнижку на 10 тысяч рублей. А через два дня выяснилось, что за мародерство арестован ашинский подросток. Троим удалось скрыться. Они, пока остальные спасали живых, срывали с мертвых вместе с обгоревшими пальцами и ушами золотые украшения. Если бы подонка не закрыли под серьезной охраной в Иглино, возмущенные местные жители разорвали бы его в клочья. Молодые менты разводили руками:

- Знали бы, что преступника защищать  придется…

 

 

— Больных привозили на самосвалах, на грузовиках вповалку: живых, в беспамятстве, уже мертвых... — вспоминает врач-реаниматолог Владислав Загребенко. — Грузили в темноте. Сортировали по принципу военной медицины. Тяжело раненных — со ста процентами ожогов — на траву. Тут уже не до обезболивания, это закон: если одному будешь помогать, то потеряешь двадцать. Когда в больнице пошли по этажам, ощущение было, что мы на войне. В палатах, в коридорах, в холле лежали черные люди с сильнейшими ожогами.

После того, как раненных увезли обгоревшие и искореженные куски тел – руки, ноги, плечи собирали по всему лесу, снимали с деревьев и складывали на носилки. К вечеру, когда подошли рефрижераторы, таких носилок, заполненных человеческими останками, набралось около 20. Но и вечером солдаты гражданской обороны продолжали резаками извлекать из вагонов вплавленные в железо остатки плоти. В отдельную кучу складывали вещи, найденные в округе – детские игрушки и книжки, сумки и чемоданы.

 

 

В Уфе, Челябинске, Новосибирске, Самаре срочно освобождались места в стационарах. Чтобы вывести раненых из больниц Аши и Иглино в Уфу, задействовали вертолетное училище. Машины садились в центре города в парке Гафури за цирком — это место в Уфе и по сей день называют “вертолетной площадкой”. Машины взлетали каждые три минуты. К 11 утра все пострадавшие были доставлены в городские больницы. К обеду приехали бригады врачей из Ленинграда и Москвы.

     Первый больной поступил  в 6 часов 58 минут. С восьми утра до обеда — пошел массовый поток пострадавших. Ожоги были глубокие, практически у всех — ожоги верхних дыхательных путей. У половины пострадавших было обожжено более 70% тела.     Среди пострадавших было много детей

Американские врачи, как узнали, прилетели из Штатов, сделав обход, сказали: “Выживет не больше 40 процентов”. Как при ядерном взрыве, когда главной травмой бывает именно ожог. Половину из тех, кого они считали обреченными, вытащили.

В штабах в эти дни царила невыносимая  обстановка.

Прибывшие из Днепропетровска на второй день после трагедии отец и молодая девчонка, светились счастьем. Они приехали к сыну и мужу, в молодой семье - двое малышей.

- Нам не нужны списки, - отмахиваются. – Мы знаем, что он выжил.  В «Правде» написали на первой  странице, он детей спасал. Знаем,  что лежит в 21-й больнице.

Действительно, молодой офицер Андрей Донцов, возвращавшийся домой, прославился, когда вытаскивал из горящих вагонов детей. Но в публикации было указано, что у героя – 98% ожогов.

 

В морге работали афганцы  

Самую тяжелую работу взяли на себя воины-интернационалисты. Афганцы вызвались помогать спецслужбам там, где не выдерживали даже видавшие всякое врачи. Трупы погибших не помещались в уфимском морге на Цветочной и человеческие останки складировались в машинах рефрижераторах. Учитывая, что на улице стояла невозможная жара, запах вокруг импровизированных ледников был невыносимый, а мухи слетались со всей округи. Эта работа требовала от добровольцев выносливости и физической силы, все прибывавших погибших требовалось размещать на спешно сколоченных полках, навешивать бирки, сортировать. Многие не выдерживали, содрогаясь в рвотных судорогах.  

Родственники, обезумевшие от горя, искавшие своих детей, ничего вокруг не замечали, пристально вглядываясь в обугленные фрагменты тел.

Как родители умудрялись опознать родное тело, для окружающих оставалось загадкой.

Для того, чтобы не травмировать родственников  и уберечь их от посещения морга, в штабы привезли страшные фотоальбомы, разместив на страницах снимки с  разных ракурсов фрагментов неопознанных тел. В этом ужасном сборнике смерти имелись страницы со штампом – «опознаны». Однако многие все-таки ехали в рефрижераторы, надеясь, что фотографии лгут. И на парней, недавно пришедших с настоящей войны, обрушивались страдания, которых они не видали, воюя с душманами. Зачастую парни оказывали первую медицинскую помощь тем, кто падал в обморок и оказывался на грани безумия от горя, или с бесстрастными лицами помогали переворачивать родным обугленные тела.

- Мертвых не оживишь, отчаяние  пришло, когда начали прибывать  живые, - говорили потом афганцы, рассказывая о самых тяжелых переживаниях. 

 

 

Сотрудники КГБ Башкирии, взявшие  на себя все организационные хлопоты (в 1989-м такой структуры как  МЧС не существовало) в эти дни  настоящую работу профессионалов. Граждане, в обычной жизни не представлявшие чем занимаются чекисты, могли убедиться, как четко и слаженно работает контора. Машинописные списки погибших, умерших и выживших в штабах обновлялись ежечасно(!), хотя никаких компьютеров не существовало, а свыше тысячи пострадавших были разбросаны по всем больницам республики. Смерть от ожогов наступает через несколько дней, и в клиниках в первую неделю после трагедии начался настоящий мор. Мать могла позвонить из аэропорта и получить сведения о том, что ее сынок жив, а, доехав до штаба обнаружить фамилию уже в списках умерших. Необходимо было не только зафиксировать смерть человека, который часто не мог назвать даже своего имени, но и организовать отправку гроба на родину, выяснив все данные погибшего. Для опознания требовались зубные карты людей из разных концов СССР, и они разыскивались и доставлялись в кратчайшие сроки, благо в советское время серьезно относилась к диспансеризации населения.

Между тем, в аэропорту Уфы приземлялись самолеты со всех концов тогда огромной страны с родственниками пострадавших, их требовалось где-то размещать и отпаивать валерьянкой. Несчастными родителями, искавших своих детей в морге по несколько суток, были заполнены все окрестные санатории. Тех, кому «повезло» больше и родственники были опознаны, на вокзалах встречали медики и уже через несколько часов они улетали в родной город на специально для них организованном самолете.

За катастрофу ответили стрелочники 

 

Когда ветер еще носил пепел  заживо сгоревших, к месту катастрофы пригнали мощнейшую технику. Опасаясь эпидемии из-за незахороненных фрагментов тел, размазанных по земле и начавших разлагаться, выжженную низину в 200 гектаров поспешили сровнять с землей.

За смерть человек, за страшные ожоги  и увечья более тысячи человек  ответили строители.

С самого начала следствие вышло  на очень важные персоны: на руководителей  отраслевого проектного института, утвердивших проект с нарушениями. Было предъявлено обвинение и  заместителю министра нефтяной промышленности Донгаряну, который своим указанием  ввиду экономии средств отменил телеметрию — приборы, которые контролируют работу всей магистрали. Был вертолет, который облетал всю трассу, его отменили, был линейный обходчик — убрали и обходчика.

26 декабря 1992 года состоялся  суд. Выяснилось, что утечка газа из путепровода произошла из-за трещины, нанесенной ему за четыре года до катастрофы, в октябре 1985 года, ковшом экскаватора при строительных работах. Продуктопровод был засыпан с механическими повреждениями. Дело отправили на дорасследование.

Шесть лет спустя Верховный суд Башкирии вынес приговор – всем подсудимым по два года в колонии-поселении. На скамье подсудимых оказались начальник участка, прораб, мастера, строители. “Стрелочники”.

 

 

Заключение:

 

Состав железных дорог  считался наиболее безопасным видом транспорта. Однако более строгий анализ показывает, что по показателям безопасности движения железнодорожный транспорт занимает третье место после автомобильного и воздушного. Статические данные последних лет свидетельствуют о значительном числе пострадавших и погибших в результате крушений пассажирских поездов. Аварийные ситуации при перевозке по железным дорогам опасных и особо опасных грузов приводят к значительным разрушениям, заражению местности и поражению токсичными веществами больших масс людей. При ликвидации последствий таких инцидентов помимо организации медицинской помощи пострадавшим необходимо проведение комплекса природоохранных мер.

 

Инцидент в Башкирии значительно подтолкнул страну к  формированию такого подразделения  как МЧС.

 

 

Список литературы:

    1. А.М. Шелепов, Р.Н. Лемешкин, А.С. Гоголевский, Организационные аспекты ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций. Санкт- Петербург 2011.
    2. С.В. Жуков, Е.Г. Королюк, Избранные лекции по медицине катастроф. – Тверь, 2007
    3. И.И. Сахно, В.И. Сахно, Медицина катастроф, 2001
    4. Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. 3-е изд.М.1996.
    5. Гостюшин А.В. Человек в экстремальных ситуациях. М.,1995.
    6. Репин Ю.В., Шабунин Р.А, Середа В.А, Основы безопасности человека в экстремальных ситуациях. Пособие по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности. Алматы., 2004.
    7. http://www.mkset.ru/news/chronograph/7234/

 

 



 


Информация о работе Опыт ликвидации последствий железнодорожной катастрофы в Башкирии (1989г)