Общая характеристика транспорта в России. Роль транспорта в экономике страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 13:16, реферат

Краткое описание

Органическими частями транспортной системы являются железные дороги, морские и судоходные речные пути, автомобильные дороги, трубопроводы для транспортирования нефти и газа, сеть воздушных авиалиний. Помимо путей сообщения, транспорт располагает и средствами для перемещения грузов — это автомобили, локомотивы, вагоны, суда и другой подвижной состав.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 22.24 Кб (Скачать файл)

Общая характеристика транспорта в России. Роль транспорта в экономике страны.

Органическими частями  транспортной системы являются желез­ные  дороги, морские и судоходные речные пути, автомобильные дороги, трубопроводы для транспортирования нефти  и газа, сеть воздушных авиалиний. Помимо путей сообщения, транспорт  распола­гает и средствами для перемещения  грузов — это автомобили, локомотивы, вагоны, суда и другой подвижной  состав. К техниче­ским устройствам  и сооружениям транспорта относят  станции, де­по, мастерские, ремонтные  заводы, предприятия технического об­служивания  и т.п. 

В зависимости от стратегии и задач фирмы, компании определяют выбор транспорта для  доставки груза. При этом учиты­вается размещение производства, технико-экономические  особен­ности различных видов транспорта, определяющие сферы их ра­ционального использования. 

В настоящее время  в России продолжается начавшееся в 90-е годы ХХ в. разгосударствление и  приватизация транспортного и складского хозяйства. Интенсив­но формируется  и систематизируется рынок транспортных и транспортно-экспедиционных услуг. 

Следует добавить, что  общегосударственный парк транспортных средств находится в неудовлетворительном состоянии, т.к. не развивается строительство  новых транспортных средств с  использованием новых технологий и  как следствие не происходит обновление старого подвижного состава. Технические  характеристики эксплуатируемых транспортных средств и систем значительно  от­стают от современного мирового уровня Западных стран, и, в первую очередь, по экономичности, безопасности, техническому состоянию и другим важным показателям. 

Степень износа транспортных средств в целом по транспортному  комплексу составляет свыше 50%, а  по воздуш­ным судам — 70%. 

Неразвивающееся производство, стабильный рост цен, инфляционные процессы и сни­жение платежеспособности клиентов способствуют снижению инвестиций в развитие транспорта. Поэтому значительно  уменьшены за­пуски и обновление транспортных средств. Все виды транспорта имеют свою материально-техническую  базу, документацию и технико-эксплуатационные показатели ра­боты. Детально все эти  элементы изучают специалисты транспор­та, а работники обеспечивающие транспортно-информационные потоки  должны иметь представление  о таких эле­ментах, которые встречаются  им в практической деятельности при  решении транспортно-обеспечивающих задач. 

"Внимание высшего  государственного руководства России  к развитию транспорта и транспортной  инфраструктуры в нашей стране  более чем оправдано. Эта тема  рельефно прозвучала в президентском  Послании Федеральному Собранию  РФ 2007 года. 

Развитие транспорта и транспортной инфраструктуры в  России имеет особое значение как  для экономики, так и для обеспечения  национальной безопасности, для сохранения и укрепления единства нашей страны.   Исключительно велико значение многих видов транспорта и для интеграционных процессов в рамках СНГ. Здесь, в  частности, особую роль играет железнодорожный  транспорт. 

Россия и другие страны СНГ при лидирующей российской роли в развитии транспорта и транспортной инфраструктуры могут и должны сыграть  значительно более крупную роль в глобализирующейся экономике, характеризующейся прежде всего  опережающим ростом внешней торговли по отношению к росту ВВП отдельных  стран. 

Сейчас особенно важную роль играет именно интеграция различного типа транспортных магистралей, транспортных узлов и самой современной  системы транспортного обеспечения  и логистики - приема, обработки грузов, их перевалки, работы таможни и т.п. 

Здесь необходимо внедрение  самых передовых технологий, в  том числе все более сложных  компьютерных систем с соответствующими программными продуктами, и все более  совершенных навигационных систем, особенно с использованием такой  системы космической навигации, как ГЛОНАСС. 

"Рост объемов  перевозок, развитие транспортной  инфраструктуры, средств транспорта  станет еще одним "локомотивом"  для роста и различных средств  связи, навигации, обработки данных  на основе отечественных технологий  и будет способствовать, в том  числе, развитию отечественной  электроники". 

Транспортно-коммерческие системы: понятие, основные черты и  свойства 

Наиболее распространенное и используемое в отечественной  литературе определение транспортной системы гласит: «Транспортная система  — это  функционально-адаптированная сис­тема с обратной связью, выполняющая  те или иные транспортно-обеспечивающие и распределительные операции и  функции. 

Она, как правило, состоит из нескольких подсистем  и имеет развитые связи с внешней  средой»1. 

В качестве транспортной системы можно рассматривать  грузо (товаро) отправителя, перевозчика  и грузо (товаро) получателя и т.п. 

Цель транспортной систе­мы — доставка товаров и  изделий в заданное место, в нужном ко­личестве и ассортименте, в  максимально возможной степени  под­готовленных к производственному  или личному потреблению при  заданном уровне издержек с минимальными финансовыми расходами. 

Зарубежные ученые и специалисты в области  транспортного  обеспечения чаще используют понятие  «Транспортная цепь/цепь поставок», а транспортную систему трактуют как процесс «планирования и  ко­ординации всех аспектов физического  движения материалов, ком­понентов и  готовой продукции для минимизации  общих затрат и обеспечения желаемого  уровня сервиса». 

С позиций системного подхода к организации бизнеса  можно дать следующее определение. 

Транспортная система  — это относительно устойчивая сово­купность  звеньев (структурных/функциональных подразделений компании, а также  поставщиков, перевозчиков, потребителей и транспортно-обеспечивающих посредников), взаимосвязанных и объединенных единым управле­нием корпоративной  стратегии организации бизнеса. 

Использование понятие  «транспортная сеть» позволяет  дать более короткое определение. 

Транспортная система  — совокупность транспортно-логистической  сети и системы администрирования, формируемая компанией для реали­зации  своей  обеспечивающей стратегии (тактики). 

Для транспортно-обеспечивающих систем первой категории полноты  охвата взаимосвязанных компонентов  характерно выполнение функций организации  упаковки  продукции, готовой к  отправлению, и ее транспорти­ровки к потребителям. Такая система  обеспечивает  функциональность на выходе путем правильного и своевременного реагирования на ежедневные пики и  колебания в заявках потребителей и не­предвиденные задержки при  доставке продукции в процессе удов­летворения  этих заявок. Для  транспортно обеспечивающих систем второй степени полноты охвата компонентов характерно распространение  их компетенции до вы­ходов собственно производства. Подобные системы наряду с охва­том системы транспортировки  продукции к потребителям и скла­дов готовой к отправлению продукции, что свойственно системам первой степени полноты, охватывают также внутриорганизационные склады готовой продукции. В функции таких систем входят обра­ботка заказов, обслуживание потребителей, хранение готовой продукции на предприятии и управление внутриорганизационными запа­сами готовой продукции. 

Для   транспортно-обеспечивающих систем третьей степени полноты  охва­та обеспечивающих компонентов  характерно распространение их компетенции  до­полнительно (по сравнению  с  системами второй степени полноты  охвата компонентов) на отправные терминалы, систему обеспечения коммерческого  транспорта расходными и функциональными  материалами и  компонентами, транспортно-навигационное  обеспечение  и экспедиционное сопровождение, обеспечение своевременности, комплексности  и качества непосредственно до места  доставки В соответ­ствии с этой расширенной компетенцией такие  транспортно-обеспечивающие системы, дополни­тельно к рассмотренным  ранее, выполняют функции управления транспортировкой, самим транспортным средством, сопровождением, сохранностью и приемкой грузов в системе грузопотоков так же дает возможность обеспечить комплекс финансово-юридических гарантий при помощи совокупного транспортно-экспедиционного  обслуживания. 

Наконец,  транспортно-обеспечивающие системы четвертой степени пол­ноты охвата компонентов распространяют свою компетенцию на все элементы и стадии  сбытового и транспортного  процесса, включая планирование и  управление собственно  всеми стадиями транспортировки грузов. 

Транспортно-обеспечивающая система обладает определяющими  свойства­ми, характерными для любой  системы, но конкретизированными применительно  к задачам  транспортного обеспечения  коммерческой деятельности. 

Комплексность и  делимость. Элементы транспортно-обеспечивающей си­стемы должны работать как единое целое для реализации потен­циальной способности к объединению и  совместной работе. Взаимозависимость  элементов. Между элементами транспортного  обеспечения коммерческой деятельности всей системы существуют вполне определенные связи как ор­ганизационного (в  том числе договорного) характера, так и техно­логические и производственные, более существенные, чем элементы, оказавшиеся вне этой системы. 

Организованность  совокупности элементов. Потенци­альные возможности элементов  транспортно-обеспечивающей системы образо­вывать взаимосвязи  и объединяться в единую совокупность реализовываются в  системе, если к этим  частям будут применены  оп­ределенные организующие воздействия, направленные на дости­жение целостности. 

Интеграционные качества. Это свойство заключается в том, что  транспортно-обеспечивающая система, как единое целое, проявляет ка­чества, которыми элементы  транспортно-материальных и информационных по­токов, объединяемых в  систему, по отдельности не обладают. Для этого свойства есть емкое  выражение: эффект суммы превышает  сумму эффектов. 

Сложность. Сложность  транспортно-обеспечивающих систем характеризу­ется такими основными признаками, как  наличие большого числа элементов (звеньев); многофакторный характер взаимодействия между отдельными элементами; содержание функций, выполняе­мых системой; структура  организованного управления; воздейст­вие на систему неопределенного числа  стохастических факторов внешней среды. 

Иерархичность. Подчиненность  элементов более низкого уровня (порядка, ранга) элементам более  высокого уровня, что ка­сается линейного  или функционального  транспортного  управления. 

Эмерджентность (целостность). Свойство системы вы­полнять заданную целевую функцию, реализуемое только  транспортно-обеспечивающей системой в целом, а не отдельными ее звеньями или под­системами. 

8. Структурированность.  Предполагает наличие опреде­ленной  организации структуры  транспортно-обеспечивающей  системы, состоя­щей из взаимосвязанных  объектов и субъектов управления  и обеспечивающих ее декомпозицию. 

Для  функциональных транспортно-обеспечивающих систем важным фактором является спо­собность быстро реагировать на изменения рынка, а также учиты­вать различные  изменения внешней среды. К этим изменениям внешней среды могут  относиться изменения спроса и предложе­ния на товары и услуги,  модернизация оборудования, изменение авто­мобильных, ж/д и др. транспортных тарифов, ввод или вывод из строя тех или  иных транспортных каналов, изменения  ставок  в тарифах экспедиционного  обслуживания. 

Ввиду таких особенностей все элементы  транспортно-обеспечивающих сис­тем представляют собой единую систему, имеющую обратную связь  и гибко реагирующую на все  происходящее. 

Характер выполняемых  транспортно-обеспечивающих операций изменяется по ходу функционирования системы под воздействием изменяю­щихся  внешних условий. 

Транспортно-обеспечивающие системы для целей исследования и проектиро­вания подразделяются на подсистемы, звенья и элементы. 

Подсистемой транспортно-обеспечивающей системы называется выделен­ная  в соответствии с организационной  структурой совокупность элементов  и звеньев  транспортной  системы, которая позволяет решать задачи  транспортно-обеспечивающего администрирования  системы в це­лом и/или управления комплексом  транспортно-обеспечивающих функций в от­дельной сфере бизнеса  компании. 

Информация о работе Общая характеристика транспорта в России. Роль транспорта в экономике страны