Мировая транспортная система и её роль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 16:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучить мировую транспортную систему и её роль в обеспечении мирохозяйственных связей.
Задачи работы - изучить историю формирования транспортной системы, выделить особенности функционирования разных видов транспорта, их недостатки и достоинства, отличия друг от друга, определить роль транспортной системы в развитии мирохозяйственных связей.

Содержание

Стр.
1. Введение…………………………………………………………………2
2. Глава 1. История формирования мировой транспортной системы…………………………………………………………………..3
3. Глава 2. Особенности функционирования разных видов транспорта………………………………………………………………..7
4. Глава 3. Роль транспортной системы в развитии мирохозяйственных связей……………………………………………………………………..15
5. Заключение……………………………………………………………….19
6. Список использованных источников…………………………………...20

Вложенные файлы: 1 файл

мир. транс. сист. и её роль.docx

— 670.25 Кб (Скачать файл)

Для повышения эффективности  внешнеторговых и транзитных связей, по словам Смирнова Е.Н., европейские  страны и международные организации  создали системы панъевропейских  коридоров, которые включают в свой состав совокупность магистральных  коммуникаций с обустройством, как  правило, различных видов транспорта, обеспечивающие перевозки пассажиров и грузов в международном сообщении. Таких коридоров было создано 10, а именно:

• №1 Север - Юг: Хельсинки – Таллинн – Рига – Каунас – Варшава;

• №2 Восток - Запад: Берлин – Познань – Варшава – Брест – Минск -  Смоленск - Москва - Нижний Новгород;

• №3 Берлин – Вроцлав – Катовице – Львов – Киев;

• №4 Дрезден – Прага – Братислава – Дьер – Будапешт – Арад -  София – Стамбул;

• №5 Венеция – Триест/Копер – Любляна – Будапешт – Ужгород – Львов;

• №6 Гданьск – Катовице – Жилина;

• №7 р. Дунай (Регенсбург – Вена – Братислава – Будапешт – Констанца/Измаил);

• №8 Дуррес – Тирана – Скопье – София – Пловдив – Бургас; 

• №9 Хельсинки – С.-Петербург – Москва – Украина (Киев);

• №10 Зальцбург – Любляна – Загреб – Белград – Ниш – Скопье – Велес – Салоники; [11]

На рисунке 3.1 цифрами обозначены панъевропейские коридоры. Тут мы можем увидеть, что через территорию Беларуси проходят и включают отечественные транспортные коммуникации два панъевропейских моста: №2 и №9.

Рисунок 3.1 Расположение панъевропейских коридоров [13]

Для управления развитием  каждым коридором созданы руководящие  органы из представителей заинтересованных стран. [2]

По примеру панъевропейских  коридоров были созданы четыре наземных евро-азиатских коридора (рис. 3.2). Их создание было одобрено на Второй Международной евро-азиатской конференции по транспорту, которая прошла в 2000г. в г. Санкт-Петербурге. Система евро-азиатских транспортных направлений включает в себя:

• Трансиб: Европа – Российская Федерация – Япония;

• ТРАСЕКА: Восточная Европа – Чёрное море – Кавказ – Каспийское море – Центральная Азия;

• Южныый: Юго-Восточная Европа – Турция – Исламская Республика Иран;

• Север-Юг: Северная Европа – Российская Федерация;

Рисунок 3.2 Размещение евро-азиатских транспортных коридоров [16]

В результате неравномерности  развития стран, регионов, отраслей хозяйства  создаётся очень сложное сочетание  противоречивых факторов развития транспортной системы. С одной стороны, ускорение  транспортного процесса (скоростные железные дороги, контейнерные сообщения, быстроходные специализированные суда), с другой – снижение ходовых скоростей судов, чтобы поглотить избыточность тоннажа, снижение скоростей т на других видах транспорта с целью уменьшения энергозатрат.

Все эти тенденции и  процессы, происходящие в мировом транспорте, очередной раз убеждают нас в его неотъемлемости от мирового хозяйства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе изучена  транспортная система мира, выявлены особенности разных видов транспорта и роль мировой транспортной системы  в развитии мирохозяйственных связей.

Мировая транспортная система  полностью сформировалась в XX в. Её главными достижениями является формирование контейнерной системы и создание международных транспортных коридоров. Каждый вид транспорта имеет свои особенности, но в тоже время является единой и неотъемлемой частью мировой транспортной системы.

Популярность железнодорожного транспорта идёт на спад, сокращается протяжённость железных дорог. Однако строятся сверхскоростные (скоростью более 200 км/ч) железные дороги, а так же регулярность движения транспорта независима от погоды и времени года. Автомобильный транспорт, наоборот, всё больше набирает популярность. Это объясняется тем, что он один из самых удобных и экономичных видов транспортных средств, а по протяжённости сети дорог является безусловным лидером. Морской транспорт являться несомненным лидером в мировом грузообороте (62 % всего мирового грузооборота). Однако он сильно зависит от погоды и природных явлений. Воздушный транспорт самый скоростной и дорогостоящий. Он осуществляет в основном пассажироперевозки. Трубопроводный транспорт является относительно молодым видом транспорта, в связи с этим он имеет большие перспективы развития. Трубопроводы предназначены только для транспортировки жидких, газообразных и твёрдых видов продукции, таких как нефть, газ, нефтепродукты. Речной транспорт характеризуется невысокой себестоимостью перевозок и затратами на организацию судоходства. Однако он используется в основном рамках одной страны, а не в международном масштабе, а так же существуют страны где, морской транспорт практически отсутствует (Япония, Куба).

Подводя итоги, можно с уверенностью утверждать, что развитие транспорта позволило с меньшими затратами преодолевать территориальный разрыв между районами производства и потребления, между добычей и проработкой сырья и топлива, между местами жительства и работы людей. На сегодняшний день ведутся работы по увеличению скорости передвижения, разработке и внедрению новых транспортных средств, повышению безопасности

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Авчинкин Д.В. Энциклопедия транспорта и транспортных путей мира. - Минск: Право и экономика, 2009. - 800 с.
  2. Введение в курс мировой экономики (эконом. г. з. с.): учебное пособие/ Е.Н. Смирнов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2009. – 416с.
  3. Липец Ю.Г., Пуляркин В.А., Шлихтер С.Б. География мирового хозяйства: Учеб. пособие для студентов. М.: Гуманит. изд. центр ВАЛАДОС, 1999. – 400с.: ил.
  4. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. I: Общая характеристика мира. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Москва: Дрофа, 2008. - 495 с.
  5. Мировая экономика: учебник/ под ред. А.С. Булатова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономисть, 2007. – 860с.
  6. Социально-экономическая география зарубежного мира: учебник/ под ред. В.В. Вольского. – М.: Дрофа, 2005.
  7. Структурные и территориальные сдвиги в мировом хозяйстве: пособие для магистрантов геогр. фак./ А.В Томашевич. – Минск: БГУ, 2010. 147с.
  8. Транспортная система мира. Под ред. С.С. Ушакова, Л.И. Василевского. Изд-во «Транспорт», 1971 г., стр. 1-216.
  9. Экономическая география/В.П. Желтиков, Н.Г. Кузнецов, С.Г. Тяглов. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2001. — 384 с.
  10. Мировая транспортная система: структура и развитие // Бизнес-Центр [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://biznesdays.ru/mirovaya-transportnaya-sistema-struktura-i-razvitie.html. - Дата доступа: 3.11.2011.
  11. Панъевропейский транспортный коридор // Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Панъевропейский_транспортный_коридор. - Дата доступа: 3.11.2011.
  12. Файл:Avtodorogy.jpg // Свободный хостинг изображений [Электронный ресурс].  - Режим доступа: http://i.piccy.info/i5/18/54/1685418/Avtodorogy.jpg. -  Дата доступа: 24.10.2011.
  13. Файл:Paneuropetransport.png // Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Paneuropetransport.png. – Дата доступа: 24.10.2011
  14. Кольца и мосты: евроазиатские транспортные коридоры 2004–2025 гг. // Русский архипелаг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.archipelag.ru/geopolitics/partii/chess-board/bridge. - Дата доступа: 5.11.2011.
  15. Мировая транспортная система // Словарь и энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/25232. - Дата доступа: 24.10.2011.
  16. Режим доступа: http://foto.mail.ru/mail/_13_alesya_7/_myphoto/6.html#. - Дата доступа: 5.11.2011.

 


Информация о работе Мировая транспортная система и её роль