Мировая транспортная система и её роль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 16:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучить мировую транспортную систему и её роль в обеспечении мирохозяйственных связей.
Задачи работы - изучить историю формирования транспортной системы, выделить особенности функционирования разных видов транспорта, их недостатки и достоинства, отличия друг от друга, определить роль транспортной системы в развитии мирохозяйственных связей.

Содержание

Стр.
1. Введение…………………………………………………………………2
2. Глава 1. История формирования мировой транспортной системы…………………………………………………………………..3
3. Глава 2. Особенности функционирования разных видов транспорта………………………………………………………………..7
4. Глава 3. Роль транспортной системы в развитии мирохозяйственных связей……………………………………………………………………..15
5. Заключение……………………………………………………………….19
6. Список использованных источников…………………………………...20

Вложенные файлы: 1 файл

мир. транс. сист. и её роль.docx

— 670.25 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                          Стр.                                                                                   

  1. Введение…………………………………………………………………2
  2. Глава 1. История формирования мировой транспортной системы…………………………………………………………………..3
  3. Глава 2. Особенности функционирования разных видов транспорта………………………………………………………………..7
  4. Глава 3. Роль транспортной системы в развитии мирохозяйственных связей……………………………………………………………………..15
  5. Заключение……………………………………………………………….19
  6. Список использованных источников…………………………………...20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Развитие мирового хозяйства  невозможно без транспортной системы. Она включает в себя совокупность автомобильного, железнодорожного, трубопроводного, морского, речного, воздушного видов  транспорта. Главными её особенностями являются быстрое развитие, постоянное появление новых видов транспорта, внедрение новых технологий, конкуренция между разными видами транспорта. Транспорт обеспечивает перемещение грузов и пассажиров на далёкие, средние и близкие расстояния.

Целью данной работы является изучить мировую транспортную систему  и её роль в обеспечении мирохозяйственных  связей.

Задачи работы  - изучить  историю формирования транспортной системы, выделить особенности функционирования разных видов транспорта, их недостатки и достоинства, отличия друг от друга, определить роль транспортной системы в развитии мирохозяйственных связей.

Следует заметить, что изучение данной темы будет актуально всегда. Ведь транспортная система не строит на месте, она развивается и значительно отличается от сформированной ранее. Сейчас транспорт добился большей комфортабельности, стал доступнее, повсеместно распространённым. Поэтому её следует изучать и на современном этапе развития. Для нашей страны развитие мировой транспортной системы является важным. Ведь Беларусь находится в центре Европы и через нашу территорию проходят важные для мирового сообщества пути сообщения.

Работа разделена на три  главы, в каждой из которых соответственно подробно изложено: формирование транспортной системы мира, особенности разных видов транспорта, роль транспортной системы в развитии мирохозяйственных  связей. Полный объём работы – 21 стр., количество использованных источников  - 16.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ  ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ

Считается, что мировая  транспортная система полностью  сформировалась в  XX в. Однако, она и по сей день продолжает развиваться и не стоит на месте.

Важнейшим показателем развития мировой и региональных транспортных систем является обеспеченность их территорий транспортной инфраструктурой. В частности, коэффициент обеспеченности инфраструктурой  можно рассчитать по формуле 

,

где     А – основные фонды транспортной инфраструктуры, дол.;

           Р – численность населения района/страны/региона;

           S – площадь экономически активной территории района;

           Q – объём продукции, произведённой промышленными и   

                 сельскохозяйственными предприятиями  на территории района, дол.                                                                                                                    

[2]

Одним из важнейших этапов формирования мировой транспортной системы можно считать эпоху  научно-технической революции (НТР). Ведь именно тогда произошла «транспортная революция» 60-70-х гг. XX в., способствовавшая резкому удешевлению перевозок грузов и пассажиров.

Во время раннего индустриального  общества (конец XIX – первая половина XXв.), когда в структуре грузовой массы преобладали дешёвые массовые грузы, такие как: лес, уголь, зерно, руды, и транспортная составляющая в цене достигала 30 – 40%, главной задачей транспорта было снижение затрат на перевозку. Эта задача решалась с помощью укрупнения партий товаров и увеличения грузоподъёмности транспортных средств.

При переходе сначала к  позднему индустриальному, а затем  к постиндустриальному этапу  развития произошли гораздо более  значительные преобразования в транспортной системе. Из-за развития международных  форм производственного кооперирования приобретает особое значение качество транспортного обслуживания. Происходит сдвиг в сторону опережающего развития воздушного и автомобильного транспорта. По мере роста промышленного  производства в мире увеличивается  удельный вес готовой промышленной продукции (генеральные грузы) в  общем объёме перевозимых товаров. В середине XXв. генеральные грузы составляли 25% в международной торговле товаров. В это время происходят изменения в характере международной торговли, что вызывает изменение схем транспортного обеспечения. Это происходит из-за расширения спроса на перевозочною работу на мировых товарных рынках, а главное – в результате новых требований к качеству транспортных услуг, таких как: точность, надёжность, компактность, безопасность.

Решением проблемы стала  унификация грузовых мест, сведение их к нескольким стандартным единообразным  типам. С этой целью и был создан контейнер, стандартная ёмкость  для бестарной перевозки грузов различными видами транспорта. Кроме того, стали применяться трейлеры, пакеты, поддоны и др. [5] Число контейнеров в середине 90-х гг. составило в мире 7,5 млн. единиц, из них 3,4 млн. – длинной 6 м., 4 млн. – 12м. [3] Большое воздействие контейнеризация оказала на морские порты, а так же она повлияла на появление новых транспортных средств – морские суда-контейнеровозы. Морской оборот контейнеров, по словам А.В. Томашевич, уже достигает 80 млн. ед. в год; в них перевозится более 40% всех генеральных грузов. Повысилась надёжность транспортных связей, сформировались трансконтинентальные контейнерные «мосты» в виде комбинации морского транспорта с автопоездами (Транссибирский по маршруту: Япония – Западная Европа и Трансамериканский по маршруту: Западная Европа – Средний Восток). Доля транспортной составляющей в цене товара снизилась до 5 – 10%, так же сократились сроки доставки, и улучшилась сохранность грузов. Благодаря всему этому, цена промышленной продукции существенно снизилась.

Результатом транспортной революции является: появление новых транспортных средств, взаимозаменяемость различных видов транспорта, постоянный рост их конкурентоспособности, увеличение пропускной способности транспортных путей, увеличение вместимости и грузоподъёмности транспортных средств, а так же увеличение их скорости передвижения.

Претерпев радикальные  изменения под воздействием НТР, транспорт в 80 - 90-х гг. XX в. развивался в целом успешно, хотя и ему не удалось избежать кризисных явлений на рубеже 1997–1998 гг. [4] Постепенно начинает расширяться мировая транспортная сеть, повышаться её загрузка, улучшаться качественные показатели, расширятся совместная деятельность различных видов транспорта, быстрыми темпами начинают развиваться отдельные виды транспорта.

Таблица 1.1 демонстрирует  динамику развития отдельных видов  мирового транспорта во второй половине XX в. В ней мы можем заметить, что  одни виды транспортной сети растут быстрыми темпами, это автомобильные дороги, нефтяные трубопроводы, магистральные газопроводы, воздушные пути, а другие останавливают свой рост и стабилизируются, это железные дороги и  судоходные реки и каналы.

Таблица 1.1 – Динамика развития отдельных видов мирового транспорта во второй половине XX в. [4]

Вид транспортной сети

Протяжённость, тыс. км.

1950г.

1970г.

1990г.

2000г.

2005г.

Железные дороги

1320

1248

1210

1170

1050

Автомобильные дороги

15 540

22 300

23 600

28 000

35 500

Судоходные реки и каналы

560

540

544

550

550

Нефтяные трубопроводы

175

520

600

760

850

Магистральные газопроводы

186

760

900

1200

1400

Воздушные пути

3300

6900

7900

10 500

11 500


 

Проанализировав таблицу 1.1, можно сделать вывод, что быстрее всех развивался автомобильный, трубопроводный и воздушный транспорт. Почти во всех развитых странах мира ухудшились позиции железнодорожного транспорта. Это объясняется тем:

  • автомобили становятся повсеместно распространёнными;
  • судоходные реки и каналы, а так же железнодорожный транспорт не обеспечивают межконтинентальные перевозки;
  • для пассажиров является более удобным воздушный транспорт из-за его быстроты перемещения на далёкие расстояния.

В то же время происходит значительное качественное изменение  сети: растёт протяжённость электрифицированных  железных дорог, автомагистралей с  усовершенствованным покрытием, трубопроводов  с крупным диаметром труб. [6]

В результате в XX в. полностью сформирована мировая транспортная система. Важнейшим открытием стало изобретение контейнера и формирование контейнерной системы. На сегодняшний день основными направлениями развития мировой транспортной системы являются увеличение скорости передвижения, повышение безопасности движения, увеличение, как пропускной способности транспортных путей, так и грузоподъемности транспортных средств, а также разработка и внедрение новых видов транспорта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ  ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РАЗНЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА

Основными видами транспорта принято считать автомобильный, железнодорожный, трубопроводный, воздушный, водный (морской и речной) транспорт. Все вместе они и образуют мировую транспортную систему.

Автомобильный транспорт формировался на протяжении XX в., именно в это время он зарождался и развивался. В наше время он играет большую роль в системе коммуникаций городов и стран. Наступление «автомобильной эры» во многом объясняется тем, что автомобиль – один из самых удобных и экономичных видов транспортных средств. [4] На сегодняшний день мировой автомобильный парк насчитывает около 500 млн. машин, из них 80% сосредоточено в развитых странах.

Самой важной характеристикой  автомобильного транспорта является протяжённость  сети дорог. Ведь она составляет 24 млн. км, или 70% мировой транспортной сети. Исходя из этого, можно утверждать, что автомобильный транспорт является лидером по протяжённости сети дорог. В этом мы можем убедиться, посмотрев на рисунок 1.1. На нём красными линиями изображены, как кровеносные сосуды у человека, автомобильные дороги.

Рисунок 2.1 Автомобильные дороги. [11]

Несмотря на то, что автодорожная сеть в мире уже растёт, не так быстро, как раньше, в ней всё-таки происходят качественные изменения. Так, ещё в 1950г. доля дорог с твёрдым покрытием в общей протяжённости автодорог составляла 1/2, а в наши дни – более 9/10, причем свыше половины этих дорог относятся к усовершенствованным. [4] Начинает появляться всё больше автострад. Впервые они были построены в 1914г. в США.

Исходя из таблицы 2.2 можно сказать, что США является абсолютным лидером по протяжённости автомобильных дорог (составляет 1/4 всей протяжённости) т.к. значительно опережает все другие страны, а Россия, обладающая самой большой территорией, даже не входит в 10-ку  таких стран. Даже Япония с территорией в десятки раз меньше России опережает её по протяженности автомобильных дорог. Это связано с тем сеть автомобильных дорог сосредоточена в более развитых странах и является особенностью автомобильного транспорта в целом.

Таблица 2.2 Первые 20 стран по протяжённости автомобильных дорог. [4]

Страна

Протяжённость автомобильных  дорог, тыс. км.

США

Индия

Бразилия

Китай

Япония

Франция

Канада

Италия

Австралия

Испания

Германия

Россия

Турция

Великобритания

Польша

ЮАР

Индонезия

Мексика

Пакистан

Аргентина

6550

3350

2000

1250

1200

1000

980

820

820

660

650

580

440

430

390

380

375

350

260

240




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Также большой интерес представляет густота автомобильных дорог. Рассматривая этот показатель, становится заметна ещё одна немаловажная особенность автомобильного транспорта: для стран со сравнительно небольшой территорией характерна большая плотность сети автомобильных дорог, а для стран-гигантов – наоборот. Так, например, в Бельгии плотность сети автодорог составляет 4800 км на 1000 км2, а в США он составляет 700 км на 1000 км2.Мировой грузооборот автомобильного транспорта в 2005 г. составлял 3600 млрд. т/ км. Что несколько меньше грузооборота железнодорожного транспорта. А пассажирооборот составил 12000 млрд. пассажир/км., следовательно, можно сделать вывод, что автомобильный транспорт является лидирующим по размерам пассажирооборота.

Таблица 2.3 Первые 10 стран по размерам грузооборота автомобильного транспорта вначале XXI в. [4]

Информация о работе Мировая транспортная система и её роль