Метролгическое обеспечение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 18:19, курсовая работа

Краткое описание

Качество машин и механизмов, их надежность и долговечность в значительной степени определяется точностью обработки деталей при изготовлении. Выполнение требований к точности деталей и сборочных единиц является одним из основных условий взаимозаменяемости. Обеспечение взаимозаменяемости, а, следовательно, и заданного уровня качества изделий подразумевает не только установление комплекса требований ко всем параметрам, оказывающим влияние на взаимозаменяемость и качество изделий (нормирование параметров и их точности), но и эффективный контроль нормируемых параметров.

Содержание

Введение…………………………………………...………………………………3
Описание конструкции и назначение узла………….…………………...……....4
Расчет и выбор посадок подшипника качения………………………….…...….5
Расчёт и выбор посадки с натягом……………….………………………………9
Выбор посадок для сборочного узла и расчет их элементов…………...…….13
Выбор средств измерения деталей…………….…………………………..……16
Расчет рабочих и контрольных калибров………………………………..….…19
Заключение……………………….………………………………………………23
Список использованных источников…….…………………………………..…24

Вложенные файлы: 1 файл

Smirnov_IN_vz_kursach.doc

— 480.00 Кб (Скачать файл)


Оглавление

 

Введение…………………………………………...………………………………3

Описание конструкции и назначение узла………….…………………...……....4

Расчет и выбор посадок подшипника качения………………………….…...….5


Расчёт и выбор посадки с  натягом……………….………………………………9

Выбор посадок для сборочного узла и расчет их элементов…………...…….13

Выбор средств измерения деталей…………….…………………………..……16

Расчет рабочих и контрольных  калибров………………………………..….…19

Заключение……………………….………………………………………………23

Список использованных источников…….…………………………………..…24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Качество машин и  механизмов, их надежность и долговечность  в значительной степени определяется точностью обработки деталей  при изготовлении. Выполнение требований к точности деталей и сборочных единиц является одним из основных условий взаимозаменяемости.

Обеспечение взаимозаменяемости, а, следовательно, и заданного уровня качества изделий подразумевает не только установление комплекса требований ко всем параметрам, оказывающим влияние на взаимозаменяемость и качество изделий (нормирование параметров и их точности), но и эффективный контроль нормируемых параметров.

Эксплуатационные показатели механизмов и машин (долговечность, надежность, точность и т.д.) в значительной мере зависят от правильности выбора посадок, допусков формы и расположения, шероховатости поверхности отдельных деталей. В собранном изделии отклонения размеров, формы, расположения осей или поверхности какой-либо одной детали вызывают отклонения у других. Эти отклонения, суммируясь, приводят к повышенному и неравномерному изнашиванию деталей, снижают точность работы подвижных соединений, вызывают интенсивный износ, очаги задиров, неравномерное распределение напряжений в неподвижных сопряжениях.

Развитие стандартизации норм взаимозаменяемости стимулирует широкую стандартизацию продукции массового потребления - полуфабрикатов, сортового проката, крепежных изделий, электродвигателей, редукторов и пр.

Серийное и массовое производство и эксплуатацию изделий  надлежащего качества возможно организовать только с применением стандартизации норм взаимозаменяемости. Выполнение установленных стандартом требований проверяют измерениями, которые в свою очередь базируются на стандартных единицах, средствах их воспроизведения, процедурах и требованиях к оформлению.

 

 

Описание конструкции и назначение узла

Червячный редуктор — устройство, преобразующее угловую скорость и момент двигателя, используя червячную передачу.

Червячный редуктор предназначен для передачи крутящего момента  от электродвигателя к исполнительным звеньям. Ведущий вал редуктора 5 представляет собой ступенчатый  вал, на котором установлен червяк. Частота вращения ведущего вала составляет 380 об/мин. Передаваемый крутящий момент Т2 = 305 Н·м, радиальная нагрузка консольного участка выходного вала составляет 7400 Н, осевое усилие 2 кН. Ведомый вал 4 воспринимает нагрузку от ведомой шестерни 11 с числом зубьев Z2 =59. Ведомый вал вращается в подшипниках 7. По условиям работы  
редуктора нагрузка на подшипники с сильными ударами и вибрацией, перегрузка до 300 %. Шестерни и валы с подшипниками установлены в корпусе 6, закрываемом крышкой редуктора 1. подшипники закрываются глухими и сквозными крышками 3 и 8; герметичность достигается установкой прокладок под крышки.

 

 

Расчет и выбор посадок  подшипника качения

Данные для расчета:

  • номер подшипника и класс его точности: подшипник радиально-упорный легкой серии 36310, класс точности 6;
  • радиальная реакция опоры R = 2,0 кН;
  • осевое усилие А = 2 кН;
  • характер нагружения: с сильными толчками и вибрациями, перегрузка до 300%;
  • диаметр отверстия полого вала dотв = 0 (вал сплошной).

 

Анализом условий и  характера работы сборочного узла устанавливаем, что циркуляционно-нагруженными (вращающимися) являются внутренние кольца подшипников качения, сопрягаемые с ведущими и ведомыми валами редуктора. Корпус редуктора является неподвижным. Наружные кольца неподвижны, что определяет местный характер их нагружения. По табл. 8 прил. A определяем габаритные размеры подшипника:

d = 30 мм; D = 62 мм; b = 16 мм; r = 1,5 мм.

1. Определяем интенсивность  радиальной нагрузки на посадочной  поверхности циркуляционно-нагруженного  кольца по формуле:

Н/мм.

Значение КП выбираем по табл. 7 прил. А в зависимости от характера нагрузки, в нашем случае КП = 1,8; значение коэффициента FA выбираем из табл. 2 прил. А в зависимости от величины , в нашем случае для радиально-упорных подшипников FA = 1; значение коэффициента F выбираем по таблице 6 прил. А: F= 1,6.

2. По найденному значению PR для d = 30 мм по табл. 5 прил. Б выбираем основное отклонение на посадочной поверхности внутреннего кольца, в нашем случае основное отклонение к.

3. Для наружного кольца, испытывающего  местное нагружение, в соответствии  табл. 3 прил. Б для разъемного  корпуса с сильными толчками  и вибрациями, перегрузкой до 300 % принимаем посадку JS.

4. Выбор экономически целесообразного квалитета для посадок подшипника на вал и в корпус производим на основании данных табл. 2 настоящих методических указаний.

Посадка подшипника на вал  Ø30 , посадка в корпус Ø62 .

5. По таблицам 9, 10 прил. А и таблицам ГОСТ 25347-82 определяем отклонения для колец подшипника и сопрягаемых с ними деталей соответственно. Строим поля допусков по наружному и внутреннему диаметрам колец подшипника.

Smax = es – EI = 0.026мм;

Smin = ei – ES = -0,017 мм;

 








a)            б)

Рис. 1. Схемы полей  допусков посадки подшипника на вал (а) и в корпус (б).

Для внутреннего кольца:

Nmax = EI - es = 0,023мм.

Nmin = ES - ei 1= 0,002 мм.

6. Определяем максимальный  допустимый натяг  .

,

где значение К:

Условие Nmax < выполняется, т.к. 0,023 < 0,1098.

7. Проверяем достаточность  минимального натяга в посадке  внутреннего кольца на вал.

= = 5.3 мкм.

Условие Nmin ³. не выполняется, поэтому вводим поправку на шероховатость:

= - 5(RaD + Rad) =5.3–5(0.63+0,32) = 0,55 мкм = 0,00055 мм. В том случае, если учет шероховатости не приводит к выполнению условия, то следует выбирать для посадки на вал следующее отклонение допуска вала (табл. 5 прил. A). С учетом поправки на шероховатость условие Nmin ³. выполнено, т.к. 0,002 > 0,00055.

8. Проверяем наличие  посадочного рабочего зазора.

Gp = Gн - ∆d,

 

где Gн = = мм.

Значения Gmax и Gmin берутся по данным табл. 12 прил. А.

 

Uэф = 0,85Nср = 0,85· мм.

∆d=Uэф = ·=0.011

Gp = 0,0305 – 0,0086 = 0,0245 мм. Gp > 0. Условие выполнено.

 

Усилие запрессовки Рзапр:

= = =2919.6 Н.

9. Температура нагрева  подшипника в масле

,

где Sсб = Smin в посадке типа H/g = -0,017 мм;

α = (11,1±1)·10-6 град-1;

= = 36,6 ºС.

 

 

 

Расчёт и выбор посадки  с натягом

Для цилиндрического  редуктора произведем расчет сопряжения «вал - зубчатое колесо».

Данные для расчета:

  • номинальный диаметр сопряжения d = 120 мм;
  • длина сопряжения ℓ= 0,085м;
  • наружный диаметр втулки d2 = 0,14 м;
  • диаметр осевого отверстия d1 = 0;
  • передаваемый крутящий момент М = 12500 Н•м;
  • осевое усилие P= 0, Н;
  • величины шероховатости поверхностей вала и втулки Rzd,=1,6 мкм; RzD = 3,2 мкм;
  • материал вала и втулки - сталь 45;

 

  1. Определяем удельное контактное эксплуатационное давление Рэ, принимая коэффициент запаса прочности n =1,5:

Рэ = = = 46,4*106 Па,

2. Определяем значение  предела текучести материала  по таблице 2 прил. Г. Для стали  45 значение σт = 3,53∙108 Па.

Вал и втулка испытывают упругие  деформации.

 

3. По графику деформаций (рисунок 1 прил. В) определяем наибольшее допустимое значение Рнбт на границе допустимой зоны деформирования (кривая «б») и рассчитываем значение Рнб , Па,

Рнбт  =0,122.

Рнб=0,122· σт = 0,122·3,53·10 8=0,43066·10 8 Па.

4. По графику (рис 2 прил. В) определяем значение коэффициента

неравномерности распределения  удельного давления χ:

 

.

По соотношениям l/d и d1/d находим значение коэффициента неравномерности распределения удельного давления χ=0,95.

 Определяем наибольшее  значение удельного давления  Рнб.доп:

  1. Определяем коэффициенты формы

вала:

втулки:

где μА и μВ- коэффициенты Пуассона материала втулки и вала соответственно, определяемые по табл.2 прил. А.

6. Рассчитаем значение  наибольшего и наименьшего допустимого  натяга  и .

  1. Рассчитаем поправку на смятие микронеровностей сопрягаемых поверхностей:

Определим величины расчетных  значений минимального и максимального  натягов:

= + Δш = 90,94 +4,8 = 95,74 мкм.

= + Δш = 80,16+4,8 = 80,56 мкм.

  1. По таблицам ГОСТ 25347-82 выбираем стандартную посадку 120 и строим поля допусков (рис. 2). При выборе посадки соблюдаем условия:

.

< .

Рис. 2. Схема полей  допусков посадки с натягом 120 .

Выбранная посадка Ø120 H8/u8 удовлетворяет условиям:

: 80,16 мкм ≥ 133 мкм.

< : 95,74 мкм ≤ 37 мкм.

  1. Определяем наибольшее удельное давление на сопрягаемых поверхностях при наибольшем натяге выбранной посадки:

10. Наибольшее напряжение  во втулке:

Прочность втулки обеспечена, т.к. выполняется условие

σд σт

0,3568∙108 ≤ 0,7136∙108.

 

 

Выбор посадок для сборочного узла и их расчет

 

Номера сопрягаемых  деталей

Наименование

сопрягаемых деталей

Выбранные посадки по ГОСТ 25347-82

7-4

Подшипник - вал

Ø 30 L6 / к6

7-1

Подшипник - корпус

Ø 62Js7 / l6

10-4

Шпонка – вал червячной  колеса

10 N9 / h9

10-11

Шпонка - червячное колесо

10 Js9/ h9

11-4

Червячное колесо – вал

Ø 35 H8/u8

8-6

Глухая крышка - корпус

Ø 62 Js7/ d11

3-1

Крышка сквозная - корпус

Ø 62 Js7 / d9

2-1

Болт - корпус

М8 7H / 8g

2-3

Болт – крышка (наружная)

Ø 8 H12 / 8g

9-6

Штифт - нижний полукорпус

Ø 11 R7 / h6


 

Номера сопряг. деталей

Номинальный размер с отклонениями

Предельные размеры, мм

Схемы полей допусков

Dmax

Dmin

dmax

dmin

Smax

Smin

7-4

 

30

29.992

30.015

30.002

-

-

 

7-1

 

62.015

61.983

62

61.989

0.026

-

 

10-4

 

10

9.964

10

9.964

0.36

-

10-11

 

10.018

9.982

10

9.964

0.054

-

 

11-4

 

35.039

35

35.099

35.060

-

-

8-6

 

62.015

61.985

61.900

61.710

0.305

0.085

 

3-1

 

62.015

61.985

61.900

61.826

0.189

0.085

 

3-1

8.200

10

7.972

7.637

0.563

0.028

2-3

 

8.150

8

7.972

7.637

0.513

0.028

9-6

 

9.987

9.972

10

9.991

-

-

 

Информация о работе Метролгическое обеспечение