Методика проведения теоретического и практического экзаменов по переподготовки водителей категории «В» на категорию «D»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 18:48, курсовая работа

Краткое описание

Вместе с тем, основными виновниками аварий по-прежнему остаются водители, по вине которых произошло 83,2% всех ДТП. В каждом шестом ДТП виновным является молодой водитель, поэтому состояние безопасности дорожного движения напрямую зависит от качества их подготовки.
В ходе формирования материалов к заседанию рабочей группы, на прошлой неделе была получена статистическая информация, характеризующая состояние дорожно-транспортных происшествий за последние 4-е месяца. Можно констатировать, что тенденции по всем направлениям не изменились

Содержание

Введение 4
1 Общий раздел 5
1.1 Квалификационные требования к водителям транспортных средств на категории 6
1.2 Стандарт РФ на переподготовку водителей с категории «В» на категорию «D» 8
2 Теоретические основы обучения переподготовке водителей категории «В» на категорию «D» 16
2.1 Примерный учебный план переподготовки водителей категории «В» на категорию «D» 16
2.2 Организация учебного процесса на переподготовку водителей с категории «В» на категорию «D» 18
3 Практические занятия по вождению переподготовки водителей с категории «В» на категорию «D» 20
3.1 Примерный тематический план занятий переподготовки водителей категории «В» на категорию «D» 20
4 Учебно-материальная база переподготовки водителей категории «В» на категорию «D» 30
4.1 Перечень учебного оборудования переподготовки водителей категории «В» на категорию 30
4.2 Использование учебного автодрома для переподготовки водителей категории «В» на категорию «D» 32
4.3 Учебный автомобиль для переподготовки водителей категории «В» на категорию «D» 35

5 Методика проведения теоретического и практического экзаменов по переподготовки водителей категории «В» на категорию «D» 37
5.1 Методика проведения теоретического экзамена переподготовки водителей категории «В» на категорию «D» 37
5.2 Методика проведения практического экзамена на закрытой от движения площадке или автодроме (Первый этап) 42
5.3 Методика проведения практического экзамена в условиях реального дорожного движения (Второй этап) 48
Заключение 53
Библиографический список 62

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Методы подготовки водителей.doc

— 447.00 Кб (Скачать файл)

Контрольное занятие

На автодроме (площадке для учебной  езды) проверяются: начало движения, движение по кольцевому маршруту с остановками у заданного ориентира и стоп-линии; движение по "змейке" передним ходом. Въезд в габаритный дворик, разворот в нем с применением заднего хода и выезд передним ходом; постановка на габаритную стоянку и в "бокс" задним ходом; преодоление габаритного тоннеля передним и задним ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево); начало движения на подъеме; разгон и торможение с остановкой у стоп-линии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.3 Учебный  автомобиль для  переподготовки  водителей категории «В» на категорию «D»

 Переподготовка водителей, имеющих водительское удостоверение категории «В», на категорию «D» будет осуществляться на автобусе ΠAЗ-4234, имеющий габаритные размеры:

                              

Технические характеристики ПАЗ 4234

  Класс автобуса

средний

Назначение

городской / пригородный

Длина / ширина / высота

8165мм/2500мм/2960мм

База

4345 мм

Масса снаряженная, полная

6370 / 9995 кг

Минимальный радиус разворота

8,7 м

Максимальная скорость

95 км/ч

Контрольный расход топлива

17,1л на 100км

Емкость топливного бака

105 л

Общее число мест (в  т.ч. посадочных)

50 ( 30+1)

Ресурс двигателя/КПП/мостов

400000 км

Ресурс кузова

8 лет

Система отопления салона

Воздушная, использующая тепло системы охлаждения

Наличие ABS

есть

Рулевое управление

МАЗ-64229 с гидроусилителем

Количество дверей

2


 

Потребность в автотранспортных средствах для обеспечения учебного процесса рассчитывается по формуле:

 

 

                

где n - количество автотранспортных средств;

Т -  количество часов вождения по программе  («D»  -   69 чacoв5  в

соответствии с «Примерной программой подготовки водителей автотранспортных средств»);

К - среднегодовой контингент обучающихся;

t - время работы автомашины:

-t = 7 часов - один мастер (инcτpyκτop)

-t =14 часов - два мастера (инструктора);

24,5 - среднее количество рабочих дней в месяц;

11 - количество рабочих месяцев в году;

1 - дополнительный автомобиль на случай поломки и т.п.

Расчет:   Среднегодовой   контингент   обучающихся,   приведенный   к

очной форме обучения - К = 30 человек. Подготовка ведется по программе

Водитель автотранспортных средств  категории «D», Т = 69 часов. Обучение  ведут два мастера (инструктора), t - 14 часов,

 

Так при среднегодовом  контингенте обучающихся, приведенном  к очной форме обучения - 30 человек, образовательное учреждение должно иметь не менее 2 транспортных средств, при условии двухсменной работы мастеров п/о (инструкторов) на одно транспортное средство.

  1. Методика проведения теоретического и практического экзаменов по переподготовки  водителей категории «В» на категорию «D»

 

5.1  Методика проведения  теоретического экзамена переподготовки  водителей категории «В» на категорию «D»

Содержание экзамена

1. Экзамен проводится  с целью проверки теоретических  знаний и определения возможности допуска кандидатов в водители к практическому экзамену либо в случаях, предусмотренных Правилами, вынесения решения о возможности выдачи водительского удостоверения.

2. При проведении теоретического  экзамена проверяется знание  кандидатом в водители: 
Правил дорожного движения Российской Федерации (далее - ПДД) и Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (далее - Основные положения по допуску ТС к эксплуатации); 
основ безопасного управления транспортным средством (далее - ТС); 
законодательства Российской Федерации - в части, касающейся обеспечения безопасности дорожного движения, а также уголовной, административной и иной ответственности водителей ТС; технических аспектов безопасного управления ТС; факторов, способствующих возникновению дорожно-транспортных происшествий; элементов конструкции ТС, состояние которых влияет на безопасность дорожного движения; 
методов оказания доврачебной медицинской помощи лицам, пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях (далее - ДТП).

3. Экзамен проводится  по вопросам, включенным в экзаменационные билеты (далее - билеты), утвержденные Главным управлением ГИБДД МВД России. Билеты сгруппированы в комплекты для соответствующих категорий ТС: 
комплект 1 («А» и «В») - для кандидатов в водители ТС категорий «А», «В»; 
комплект 2 («С» и «D») - для кандидатов в водители ТС категорий «В-С», «С», «D», «трамвай» и «троллейбус».

4. Каждый билет содержит 20 вопросов. На каждый вопрос приведено  несколько ответов, один из которых правильный.

Организация проведения экзамена

1. Форма проведения экзамена- индивидуальная. Экзамен может приниматься как от одного, так и от нескольких кандидатов в водители одновременно.

2. Теоретический экзамен  проводится одним из методов: 
методом письменного опроса по билетам; 
методом программированного контроля знаний. 
Метод проведения экзамена выбирается с учетом обеспеченности экзаменационного подразделения техническими средствами приема экзаменов.

Примечание: По мотивированной просьбе кандидата в водители по решению начальника экзаменационного подразделения метод проведения экзамена может быть изменен

3. Для ответа на  билет кандидату в водители  предоставляется 20 минут. По истечении указанного времени экзамен прекращается.

4. Хронометраж времени  ведется экзаменатором с момента  подачи команды, разрешающей кандидатам в водители приступить к работе с билетом.

5. Последовательность  ответов на вопросы билета  выбирается кандидатом в водители самостоятельно.

6. Экзамен проводится  в помещении (экзаменационном  классе), оборудованном рабочими местами для кандидатов в водители и экзаменатора. 
Планировка и оборудование экзаменационного класса должны позволять экзаменатору осуществлять визуальный контроль за действиями кандидатов в водители.

Порядок проведения экзамена

1. Экзаменатор знакомит  кандидата в водители с формой, методами и порядком проведения экзамена, порядком работы с билетом в зависимости от метода приема экзамена, разъясняет систему оценки.

2. Независимо от метода  проведения экзамена экзаменационный  билет формируется следующим  образом. 
Все экзаменационные вопросы объединены в 4 группы по 40 тематических блоков, состоящих из 5 вопросов каждый (первая группа содержит все вопросы №№ 1-5 экзаменационных билетов, утвержденных ГУГИБДД МВД России; вторая - №№ 6-10; третья - №№ 11-15 и четвертая - №№ 16—20). Билет состоит из четырех тематических блоков, каждый из которых выбран случайным образом из соответствующей группы. 
Перегруппировка вопросов внутри тематических блоков не допускается.

3. При проведении экзамена  методом письменного опроса по  билетам экзаменатор предлагает кандидату в водители выбрать билет. 
На каждый вопрос билета кандидат в водители из числа предложенных ответов выбирает один наиболее полный и правильный ответ. Номер выбранного ответа на каждый вопрос кандидат в водители заносит в графу с номером соответствующего вопроса экзаменационного листа чернильной или шариковой ручкой. После ответа на все вопросы билета или истечения установленного времени экзаменационный лист подписывается кандидатом в водители и вместе с билетом сдается экзаменатору. 
Экзаменатор проверяет правильность ответов на вопросы билета. 
Ответ на вопрос, имеющий исправления или подчистки, считается неправильным. 
При наличии неправильных ответов их номера отмечаются экзаменатором в экзаменационном листе и указываются номера правильных ответов в строке "Отметки экзаменатора".

4. При проведении экзамена  методом программированного контроля  знаний экзаменатор предлагает  кандидату в водители занять  указанное автоматизированное рабочее место (АРМ). 
К автоматизированному комплексу, используемому для приема теоретического экзамена, предъявляются следующие требования. 
Комплекс должен состоять из центрального пульта (ЦП) экзаменатора, к которому подключены АРМ кандидатов в водители. Каждое АРМ должно быть оснащено клавиатурой и монитором. 
Перед началом экзамена на мониторе отображается номер АРМ, категории транспортных средств, на получение права на управление которыми сдается экзамен, а также фамилия, имя, отчество кандидата в водители, назначенного на данное АРМ. Ввод указанной информации должен осуществляться с ЦП экзаменатора*. 
Экзаменационный билет формируется и выводится на экран монитора только после нажатия кандидатом в водители соответствующей клавиши на клавиатуре АРМ. 
В ходе экзамена на экране монитора АРМ кандидата в водители отображаются вопросы билета и время, оставшееся до конца экзамена. 
Графическое изображение вопросов на экране монитора должно быть идентично изображению соответствующих вопросов экзаменационных билетов, утвержденных ГУГИБДЦ МВД России. 
Кандидат в водители должен иметь возможность самостоятельного выбора последовательности ответов на вопросы билета. 
Для исключения в ходе экзамена конфликтных ситуаций, вызванных случайным нажатием клавиш, кандидат в водители должен продублировать выбранный им ответ (например, повторным нажатием соответствующей клавиши). 
Результат экзамена, а также информация о правильности ответов на вопросы билета должны отображаться на экране монитора АРМ кандидата в водители только по окончании ответов на все вопросы билета либо по истечении установленного времени. Одновременно на экран выводится экзаменационный лист с номерами выбранных и правильных ответов, а также затраченное на экзамен время. 
На АРМ кандидата в водители должна быть предусмотрена возможность по окончании экзамена вывести на экран представленные ему вопросы, а также выбранные ответы. 
Результат экзамена с АРМ кандидата в водители должен передаваться на ЦП экзаменатора для распечатки протокола экзамена и экзаменационного листа (в соответствии с установленной формой). 
ЦП экзаменатора должен иметь возможность стыковки с базами данных, используемых в подразделениях ГИБДД МВД России. 
В случае выявления неисправности автоматизированного комплекса в ходе экзамена оценка, выставленная кандидату в водители, аннулируется, и экзамен проводится вновь.

5. Экзаменационный лист  с результатами экзамена подписывается  экзаменатором.

Система оценки

1. Оценка «СДАЛ» выставляется, когда кандидат в водители  в отведенное время ответил  правильно не менее чем на 18 вопросов. В противном случае  кандидату в водители выставляется оценка «НЕ СДАЛ».

2. Если при ответе  на вопросы билета кандидат  в водители пользовался какой-либо литературой или переговаривался с другими лицами, экзамен прекращается и кандидату в водители выставляется оценка «НЕ СДАЛ».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.2 Методика проведения практического экзамена на закрытой от движения  площадке или автодроме (Первый этап)

Содержание экзамена

1. Экзамен проводится  с целью проверки у кандидатов  в водители навыков управления  ТС конкретной категории и  определения возможности допуска к экзамену в условиях реального дорожного движения либо в случаях, предусмотренных Правилами, вынесения решения о возможности выдачи водительского удостоверения.

2. При проведении  первого этапа практического  экзамена у кандидата в водители проверяются соответствующие действия, умение и навыки:

-пользования органами управления ТС, зеркалами заднего вида;

-трогания с места;

-маневрирования в ограниченном пространстве передним и задним ходом;

-построения оптимальной траектории маневра;

-оценки дистанции, интервала, габаритных параметров ТС;

-переключения передач;

-остановки в обозначенном месте;

-постановки ТС на стоянку параллельно краю проезжей части;

-въезда в бокс задним ходом;

-разворота на 180° передним и задним ходом в ограниченном пространстве;

-управления одной рукой мотоциклом;

-движения мотоцикла по колейной доске;

-управление мотоциклом на малой скорости;

-движения автопоезда по прямой задним ходом;

-постановки автопоезда задним бортом к платформе.

3. Первый этап  практического экзамена проводится на закрытой от движения площадке или автодроме (далее - площадка) по комплексам испытательных упражнений для конкретной категории ТС (приложение к Методике проведения первого этапа практического экзамена).

4. Комплексы  испытательных упражнений содержат:

4.1 Для кандидатов  в водители ТС категории «A»  3 упражнения:  
упражнение №1 - "габаритный коридор", "габаритный полукруг", разгон-торможение"; 
упражнение №2 - "змейка", "колейная доска", "управление на малой скорости"; 
упражнение №3 - "габаритная восьмерка".

Примечание: При приеме экзамена на мотоцикле с боковым прицепом выполняется одно испытательное упражнение, включающее следующие элементы: 
"змейка" (шаг: 5 м, ширина коридора: 5 м); 
"габаритная восьмерка" (наружный диаметр кольца: 8 м, расстояние между центрами колец: 6,5 м); 
"разгон-торможение".

Информация о работе Методика проведения теоретического и практического экзаменов по переподготовки водителей категории «В» на категорию «D»