Международные транспортные коридоры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 16:36, реферат

Краткое описание

Международные транспортные коридоры (МТК) - современная тенденция развития мирового транспорта, новый элемент международной транспортной инфраструктуры, обеспечивающий межнациональные групповые потоки. Объективная необходимость международных транспортных коридоров для мировой экономики и России объясняется основными причинами:
Тенденция к интеграции мировой экономики и внешней торговли и формирование глобальных рынков, в том числе и рынка транспортных услуг. Процесс формирования интеграционных экономических пространств требует интеграции рациональных транспортно-коммуникационных сетей.

Вложенные файлы: 1 файл

МТК-Транссиб Нагимова.docx

— 41.45 Кб (Скачать файл)

Международные транспортные коридоры (МТК) - современная тенденция развития мирового транспорта, новый элемент международной транспортной инфраструктуры, обеспечивающий межнациональные групповые потоки. Объективная необходимость международных транспортных коридоров для мировой экономики и России объясняется основными причинами:

  1. Тенденция к интеграции мировой экономики и внешней торговли и формирование глобальных рынков, в том числе и рынка транспортных услуг. Процесс формирования интеграционных экономических пространств требует интеграции рациональных транспортно-коммуникационных сетей.
  2. Усиление роли и значения в мировой экономике стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), в первую очередь, стран восточной и юго-восточной Азии (Китай, Япония, Южная Корея). Страны экспортноориентированной модели развития, имея выгодное приморское положение, для экспорта товаров на рынки Европейского союза используют логистику морского коридора через южные моря и Суэцкий канал. Например, сроки доставки контейнеров из портов Южной Кореи и Японии в страны Западной Европы – 30-35 суток. Поэтому данные страны для уменьшения стоимости и сроков доставки грузов ищут реальные альтернативы морскому пути (например, железнодорожный транспорт).
  3. Евроазиатская специфика экономики – географического и геополитического положения России, которая находится в центре геограстратегического  треугольника – ЕС, Восточная Азия, Северная Америка. Поэтому использование транзитного потенциала России – своеобразная «точка роста» национальной экономики, имеющая мультипликативный эффект формирования в России рынка международных грузовых перевозок, экспорт транзитных услуг – серьезный импульс развития отраслевых и региональных рынков и доходы от международного транзита.

В мировой логистике используется классификация МТК по следующим  признакам:

    1. По виду пути:
      • наземные (железнодорожные и речные пути, автомобильные дороги);
      • морские (морские пути);
      • наземно-морские (железнодорожные, речные и морские пути, автомобильные дороги);
      • воздушные (воздушные трассы гражданской авиации).
    1. По мировым зонам функционирования:
      • панъевропейские (критские);
      • евроазиатские;
      • Северо-Восточная Азия.
    1. По отношению к РФ:
      • проходящие по территории РФ;
      • не проходящие по территории РФ.
    1. По отношению к регионам РФ. Классификация по данному признаку имеет принципиальное значение при решении проблемы распределения транспортной ренты от функционирования МТК, проходящего по той или иной административной территории. Данный признак может предусматривать три класса МТК:
      • общероссийские;
      • окружные;
      • территориальные.
    1. По видам перевозок:
      • грузовые;
      • пассажирские;
      • грузопассажирские.
    1. По видам транспорта:
      • железнодорожные;
      • речные;
      • автомобильные;
      • морские;
      • воздушные;
      • трубопроводные;
      • смешанные.
    1. По составу инфраструктур. В зависимости от включения в МТК объектов пограничной инфраструктуры (ПГНИ), промежуточной инфраструктуры (ПРМИ) и портовой инфраструктуры (ПРТИ) можно выделить следующие классы МТК:
      • ПГНИ – ПРМИ – ПГНИ;
      • ПГНИ – ПРМИ – ПРТИ;
      • ПРТИ – ПРМИ – ПРТИ.
    1. По соотношению противоположных грузопотоков:
      • двухсторонние;
      • неравносторонние;
      • односторонние.

Прямыми функциями международных  транспортных коридоров являются обслуживание экспортно-импортных перевозок и международного транзита.

Система МТК на территории России включает в себя три евроазиатских  коридора – «Север – Юг», «Транссиб» и «Северный морской путь», а  также коридоры регионального значения – панъевропейские транспортные коридоры №1 и №9, коридоры, связывающие северо-восточные провинции Китая через российские морские порты Приморского края с портами стран Азиатско-тихоокеанского региона.

1. Международный транспортный коридор  (МТК) «Север-Юг»

Это мультимодальный маршрут транспортировки  пассажиров и грузов, общей протяженностью от Санкт-Петербурга до порта Мумбаи (Бомбей) 7200 км. Создан для привлечения транзитных грузопотоков из Индии, Ирана и других стран Персидского залива на российскую территорию (через Каспийское море), и далее в Северную и Западную Европу.

Составными  частями МТК «Север-Юг» стали  международные транспортные коридоры № 9 (Финляндия - Санкт - Петербург - Москва с ответвлениями на Астрахань  и Новороссийск) и № 2 (Берлин - Варшава - Минск - Москва - Нижний Новгород - Екатеринбург), транспортная инфраструктура Волги  и Дона, в том числе Волго-Балтийский и Волго-Донской каналы, порты  Астраханской области (Астрахань, Оля) и Дагестана (Махачкала).

Формирование  международного транспортного коридора «Север – Юг» рассматривается  Россией в качестве важного транзитного  направления между странами Северо-Западной Европы, Каспийского бассейна, Персидского  залива, Центральной, Южной и Юго-Восточной  Азии, а также как возможность  дальнейшего развития евроазиатских  перевозок по более короткому  и экономичному маршруту.

Основные  преимущества МТК «Север – Юг»  перед другими маршрутами и, в  частности, перед морским маршрутом  через Суэцкий канал, заключаются  в сокращении в два и более раза расстояния перевозок. При этом стоимость перевозки контейнеров из Германии и Финляндии в Индию будет существенно меньше, чем стоимость транспортировки по морскому пути.

Значительная  часть коридора "Север - Юг" проходит по железным дорогам России, на которые  приходится в зависимости от маршрута 33 - 53% от общей протяженности сухопутной части коридора.

На  нынешнем этапе МТК «Север-Юг»  работает преимущественно в направлении  с юга на север для перевозки  товаров из Индии в Россию. Транзитный грузопоток с севера на юг по МТК  в Индию практически отсутствует, и в России скапливается значительное количество порожних контейнеров индийских  компаний, в основном, из-за отсутствия обратного потока товаров из России в направлении Индии.

Альтернативным  железнодорожным проектом в рамках реализации МТК «Север-Юг» представляется маршрут по восточному берегу Каспийского  моря (Горган (ИРИ) - Этрек - Берекет (Туркменистан) - Узень (Казахстан)). Эта дорога сократит протяженность использующегося сегодня пути через Серахс на 600 км.

Еще одним направлением деятельности МТК  «Север - Юг» является осуществление SWAP - операций (проект «CROS») через каспийский нефтяной порт Нека.

Практическая  реализация задач, стоящих перед  МТК «Север-Юг», требует дальнейшего  совершенствования структуры управления МТК, унификации нормативно-правовой базы участвующих в проекте государств, привлечения к работе в рамках МТК крупных транспортных компаний, совершенствования инфраструктуры, увеличения объема перевозок грузов по всему маршруту в обоих направлениях. С геополитической точки зрения реальное наполнение коридора грузопотоками  будет способствовать укреплению российских позиций в бассейне Каспийского  моря.

2. Северный морской путь

Это кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком, исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике.

Проходит  по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и частично Тихого океана (Берингово). Длина Северного морского пути от Карских Ворот до бухты Провидения около 5600 км. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути составляет свыше 14 тыс. км (через Суэцкий канал — свыше 23 тыс. км).

Северный  морской путь обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири (ввоз топлива, оборудования, продовольствия, вывоз леса, природных ископаемых).

Значение  Северного морского пути как самостоятельного евро-азиатского транспортного коридора очень велико. Это связано с  активизацией освоения российского  нефтегазоносного арктического шельфа, с ростом перевозок Норильского  металлургического комбината - одного из крупнейших в мире производителей и экспортеров цветных металлов.

Проблемы  функционирования Северного морского пути тесно связаны с общими проблемами Российской Арктики. Эффективное использование  Северного морского пути возможно только при условии решения ряда неотложных проблем, связанных с необходимостью создания нормативно-правовой базой  его функционирования; обеспечении  круглогодичного навигационного цикла  всех трасс Северного морского пути, независимо от сезонов и степени  ледовитости; увеличении и обновлении парка ледоколов; обеспечении навигационной безопасности по всей трассе; создании по всей трассе условий для сервисного обслуживания международного транспортного коридора (грузовых терминалов, центров связи, логических центров и т.д.).

Велики  роль и значение Северного морского пути в развитии экономики и транспортных связей Северо-Востока России и, прежде всего, Республики Саха (Якутия), Магаданской области и Чукотки, на долю которых в настоящее время приходится основная часть запасов и добычи алмазов, золота, олова, большие запасы железных руд и других полезных ископаемых. 

Альтернатива  Северному морскому пути — транспортные артерии, проходящие через Суэцкий или Панамский каналы. Однако если, например, расстояние, проходимое судами из порта Мурманск в порт Иокогаму (Япония) через Суэцкий канал, составляет 12840 морских миль, то Северным морским путём — только 5770 морских миль.

Роль СМП как национальной транспортной коммуникации заключается  в том, что этот путь является важнейшей  частью инфраструктуры экономического комплекса Крайнего Севера и связывающим  звеном между западными районами страны и российским Дальним Востоком. Он объединяет в единую транспортную сеть крупнейшие речные артерии Сибири. Для некоторых районов Арктической  зоны - Чукотки, островов арктических  морей и ряда населенных пунктов  побережья Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа - морской транспорт  является единственным средством перевозок грузов и жизнеобеспечения населения. Сегодня СМП - это единственный и экономически вполне реалистичный путь к природным кладовым российского Севера, Сибири и Дальнего Востока. 

Завершение строительства  Амурско-Якутской магистрали (АЯМ) на участке  Беркакит-Якутск позволит использовать интересный вариант «Европа –  СМП – река Лена – АЯМ –  Транссиб – АТР».

3. Центральный коридор

Центральный коридор соединяет  страны Западной Европы со странами АТР, с выходами на Казахстан, Монголию, КНР, а в перспективе – на Корейский  полуостров и в Японию. Основой  коридора являются железнодорожный  МТК «Транссиб (ТСМ)», автомагистраль «Байкал» и другие автодороги. Главное  значение для РФ в ближайшей и  более отдаленной перспективе имеет  Центральный коридор. В первые годы XXI века по нему перевозилось в западном направлении около 40 тыс. контейнеров в год, тогда как только Япония и Республика Корея ежегодно отправляют более 7 млн. контейнеров через Суэцкий канал. Первоочередной задачей является реконструкция Транссиба, портов Ванино и Восточный. В дальнейшем необходимо осуществлять строительство железнодорожных выходов в Республику Корею и к проливу Невельского, строительство тоннеля или мостового перехода на Сахалин, реконструкцию Сахалинской железной дороги, строительство тоннеля под проливом Лаперуза на Хоккайдо. Проведение этих мероприятий позволит выйти к 2015-2020 годам на объем перевозок в 300-600 тыс. условных контейнеров в год.

Транссибирская магистраль. Ее значение и роль в логистике  России.

Транссибирская магистраль, или Транссиб, – самая длинная  железная дорога на планете. Её важность для России трудно переоценить. Гигантская магистраль  соединяет Европейскую часть, Урал, Сибирь и Дальний Восток России. Если же говорить шире, она связывает российские западные и южные порты, а также железнодорожные выходы в Европу (Санкт-Петербург, Калининград, Новороссийск) с тихоокеанскими портами и железнодорожными выходами в Азию (Владивосток, Находка, Ванино, Забайкальск).

Информация о работе Международные транспортные коридоры