Компоновка и технические характеристики ЗИЛ-4972 и ЗИЛ-4906

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 21:25, реферат

Краткое описание

Завод имени Лихачева (далее ЗИЛ) начинает свою историю с 1916 года. Именно в этом году было принято решение об основании Автомобильного завода АМО. Изначально на нем планировалось производство Фиатов образца 1915 года. Но в 1918 году проект национализировали, а производство приостановили. К этому моменту на заводе успели собрать более тысячи грузовиков итальянского типа. С 1919 года по 1923 год ЗИЛ занимался в основном ремонтом автомобилей и производством моторов. Так же, завод участвовал в танковой программе, в течение которой было изготовлено 24 танковых двигателя

Содержание

Введение
История создания комплекса ПЭМ «490»
Компоновка ЗИЛ-4906
Первые испытания ЗИЛ-4906
Тактико-технические характеристики ЗИЛ-4906
История создания ЗИЛ-4972
Компоновка ЗИЛ-4972
Первые испытания ЗИЛ-4972
Тактико-технические характеристики ЗИЛ-4972
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

спас техника и бм.docx

— 2.04 Мб (Скачать файл)

При проведении испытаний в горных условиях при падении барометрического давления в зависимости от высоты над уровнем моря было отмечено снижение мощности двигателя. При барометрическом давлении 760 мм рт. ст. (г. Москва) двигатель ЗИЛ-49061 развивал мощность 158 л.с.; при 684 мм рт. ст. (г. Фрунзе, 841 м над уровнем моря) — 134,5 л.с; при 624 мм рт. ст. (п. Тамга, 1623 м) — 114,4 л.с; при 554 мм рт.ст. (п. Застава 2600 м) - 87 л.с; при 498 мм рт.ст. (пер. Сары-Майнок, 3442 м) - 63,9 л.с.; при 462 мм рт.ст. (пер. Баскаун, 4000 м) — 50 л.с.

На тактических учениях в горных условиях автомобиль ЗИЛ-49061 обеспечивал посадку (высадку) и транспортировку двух космонавтов в скафандрах и группы сопровождения (4 человека). Пассажирский салон был удобен для круглосуточного дежурства в течение 72 ч оперативно-тактической группы (4 человека). Машина даже могла проводить поиск космонавтов, двигаясь по руслу горных рек со скоростью 4—7 км/ч.

С 23 по 29 июня 1977 г. ЗИЛ-49061 в сопровождении трех ЗИЛ-131 совершил пробег по горным и равнинным асфальтированным дорогам по маршруту Тамга — Фрунзе — Ташкент — Самарканд — Бухара — Каган протяженностью 1470 км.

В г. Кагане начался повторный этап южных испытаний в условиях жарко-пустынного климата. Проверялась работа систем автомобиля при температуре окружающего воздуха до +48°С в тени. Здесь ЗИЛ-49061 преодолел 3994 км (3667 км по асфальтированным и 27 км по песчаным и грунтовым дорогам).

   
   

 

 

   

Выход ЗИЛ-4906 на берег.

Система охлаждения двигателя в целом испытания выдержала. После установки 4-рядного радиатора (тропического исполнения) температура охлаждающей жидкости снизилась на 4-6° С. Исключение обдува аккумуляторов и приборов РНК уменьшало температуру в этом месте до +45 — +55°С, но несколько повышало температуру охлаждающей жидкости двигателя на 5-7°С за счет ухудшения условий отвода горячего воздуха из мотоотсека.

При образовании бензопаровых пробок в системе питания хорошо показал себя электробензонасос фирмы «Лукас», который периодически следовало включать при температуре воздуха -30 — +40°С и постоянно при температуре выше +40°С. Была испытана установленная в кабине водителя дополнительная система кондиционирования воздуха с питанием от штатного компрессора кондиционера пассажирского салона. Хотя она оказалась недостаточно эффективной, но послужила важным этапом в совершенствовании систем кондиционирования. Удачным признали выбор места установки воздушного фильтра для забора свежего воздуха в пассажирский салон: попадание в салон пыли и песка фактически полностью исключалось. В целом все системы машины испытания выдержали.

По завершении повторных южных испытаний с 22 по 26 июля ЗИЛ-49061 и автомобили сопровождения совершили пробег 1303 км по маршруту Каган — Бухара — Чарджоу — Мары — Ашхабад — Красноводск (в основном, по асфальтированным дорогам). 14 км прошли по сыпучему песку. Иногда в результате движения барханов шоссе было полностью засыпано песком. Через реку Амударью автомобили переправились на прицепной барже, буксируемой катером. Перед г. Красноводск начались затяжные подъемы и спуски по отрогам Копетдага. Через Каспийское море в течение 12 ч переправлялись на пароме, оборудованном каютами для экипажей машин. 3 августа паром прибыл в Баку, после чего автомобили преодолели 335 км до г. Ленкорань, где начался третий этап испытаний — на этот раз в условиях влажного субтропического климата.

Эти испытания проходили при температуре окружающего воздуха до +42°С и относительной влажности воздуха до 94%. За период испытаний машина преодолела 4858 км. Средний эксплуатационный расход топлива по грунтовым дорогам в районе поймы реки Ленкораньки и танкового полигона составил 90,4 л/100 км, по дорогам с твердым покрытием в районе г. Ленкорань - 61,3 л/100 км. Средняя эксплуатационная скорость на грунтовых дорогах достигала 29,5 км/ч, на асфальтированных дорогах - 57,5 км/ч. Все системы автомобиля успешно выдержали и эти непростые испытания.

17 августа автомобили  отправились в обратный путь  по маршруту Ленкорань — Евлах  — Тбилиси — Сухуми — Краснодар  — Ростов-на-Дону — Воронеж  — Кашира — Москва, протяженностью 3242 км. 28 августа они прибыли в  Москву.

С 1 июля по 15 сентября 1977 г. состоялись испытания грузовой машины ЗИЛ-4906 по входу и выходу из воды на водоеме НИИИ-21 и в карьере Раменского горно-обогатительного комбината вблизи деревни Еганово Московской области.

В результате испытаний были разработаны рекомендации по пересечению машиной прибрежной линии. При выходе из воды на твердый грунтовый берег рекомендовалось включать 2-ю передачу в коробке передач и пониженную передачу в раздаточной коробке. При выходе на труднопроходимый берег (песок, болото) нужно было включать не выше 2-й передачи в коробке передач и пониженную передачу в раздаточной коробке.

Опытным путем установили, что вход в воду лучше проводить с включенными винтами на относительно малой скорости, чтобы иметь возможность маневрирования по объезду препятствий, расположенных над и под водой, а также для исключения ударов о подводные препятствия. Если предполагаемый путь по воде не превышал 20 м, то двигаться следовало с вращающимися колесами и винтами на максимальных оборотах двигателя и при нижнем предельном давлении в шинах. Если по воде требовалось пройти свыше 20 м, то после входа в воду (при достаточной глубине) колеса отключались, и движение осуществлялось на винтах с задействованием 3-й передачи в коробке передач и повышающей передачи в раздаточной коробке на максимальных оборотах двигателя. Если глубина водоема была невелика и машина полностью не всплывала, то выключать колеса не следовало.

 

ЗИЛ-4906 преодолевает крутой спуск с уклоном 30°.

Выход из воды следовало производить в следующем порядке. Заранее, не доходя до берега и находясь на плаву, требовалось включить 2-ю передачу в коробке передач и понижающую передачу в раздаточной коробке и, набрав скорость, выходить на берег под прямым углом к линии берега. Если имелось течение, то подход к берегу следовало производить под таким углом, чтобы машина к моменту касания колесами дна была повернута течением перпендикулярно к линии берега. Давление в шинах при этом следовало поддерживать минимальным. Переключать передачи в процессе выхода было нежелательно ввиду большой потери скорости.

В случаях заезда в воду задним ходом необходимо было соблюдать осторожность в связи с возможным заливанием машины через задний борт. Забрызгивания или заливания ветровых стекол при входе в воду с берега с углом поверхности 15° со скоростью 1 км/ч не наблюдалось.

В режиме «винт + колеса» максимальные скорость (7 км/ч) и тяга на швартовых (720 кг) были достигнуты при минимальной разнице между линейной скоростью автомобиля и окружной скоростью колес. Абсолютная максимальная тяга на швартовых 940 кг была получена на 2-й передаче в коробке передач и пониженной передаче в раздаточной коробке в режиме «только винт». Максимальная скорость в режиме «только винт» составляла 8,8 км/ч.

Тяга на швартовых при работе одних колес не превышала: на прямом диапазоне - 100 кг, на пониженном - 50 кг. Сила сопротивления машины при различных значениях давления в шинах (0,25-0,75 кг/см2) в среднем составляла 1550 кг.

 

     

Преодоление рва шириной 2 м.

26 августа ЗИЛ-4906 в снаряженном  состоянии испытывался на преодоление  береговой линии реки Пахры  при величине берегового уклона 25° (длина берегового уклона составляла 1,5 корпуса машины). Автомобиль вышел  из воды на берег и преодолел  береговую линию на пониженной  передаче в раздаточной коробке  и 2-й передаче в коробке передач  при вращении гребных винтов  и колес. Столь же уверенно  со скоростью 5-7 км/ч он сошел  с уклона в воду без заливания  заднего борта корпуса и забрызгивания лобовых стекол кабины водителя.

Испытания по определению максимальных углов въезда и съезда проходили на берегу Москвы-реки в районе испытательных подъемов НИИИ-21. ЗИЛ-4906 в снаряженном состоянии въезжал на сухой грунтовый подъем с углом поверхности 27° (угол ограничивался конструкцией корпуса). В снаряженном состоянии машина имела угол съезда 30°. ЗИЛ-4906 съезжал с сухого грунтового подъема с углом поверхности 30°30', прорезая прицепным устройством борозду глубиной 5-6 см и длиной 1,5 м. 22 сентября на полигоне НИИИ-21 состоялись испытания по преодолению двухметрового рва с отвесными стенками, без укреплений. Глубина рва, составлявшая 0,5 м, гарантировала переезд машины без касания колесами дна. Грунт был суглинистый, песчаный, сухой. После первого переезда колеса ЗИЛ-4906 разрушили края кювета. Автомобиль массой 8890 кг уверенно преодолел двухметровый ров на 2-й передаче в коробке передач и пониженной передаче в раздаточной коробке без остановки и переключений передач в трансмиссии.

В поисково-спасательной службе

После завершения всего цикла испытаний колесные машины комплекса «490» в 1981 г. были приняты на снабжение Единой государственной авиационной поисково-спасательной службы (ЕГАПСС) СССР. В том же году в СКБ ЗИЛ началось их серийное производство. Новый комплекс в поисково-спасательных частях постепенно начал вытеснять амфибии ПЭУ-1, ПЭУ-1Б и ПЭУ-1М.

Серийные машины комплекса «490». 1984 г.

Необходимо отметить, что колесные автомобили-амфибии комплекса «490» постоянно совершенствовались. Уже 25 декабря 1976 г. для продолжения всесторонних испытаний в СКБ ЗИЛ собрали еще два опытных образца ЗИЛ-4906 и ЗИЛ-49061. По результатам испытаний двух первых машин на новых образцах отрабатывались более совершенная форма корпуса, более эффективные стеклоочистители с пневматическим приводом, а на грузовой машине — улучшенная крановая установка.

В 1983 г. в СКБ ЗИЛ изготовили опытный образец усовершенствованной грузовой амфибии ЗИЛ-49062, на котором смонтировали более жесткую раму, систему рулевого управления с жесткой механической связью между передними и задними управляемыми колесами, более эффективную систему охлаждения двигателя, трехлопастный гребной винт с доработанной колонкой и модернизированную крановую установку. Эта машина отличалась улучшенным внешним видом с более эффективной светотехникой. Несколько позже на этом образце провели испытания дизельного двигателя ЗИЛ-550 с турбонаддувом мощностью 150 л.с. и стрелового крана-манипулятора как с грузоподъемным, так и с погрузочным оборудованием.

Опытный образец ЗИЛ-49062. 1983 г.

В 1985 г. в СКБ ЗИЛ собрали опытный образец пассажирской амфибии ЗИЛ-49065 (ведущий конструктор — Б.П. Борисов, ведущий испытатель - В.М. Ролдугин), который получил более эффективную систему нормализации микроклимата в пассажирском салоне и кабине экипажа, а также новый радионавигационный комплекс с двухсторонней радиосвязью с экипажами поисково-спасательных самолетов, вертолетов и космических СА. Успешно проведенные испытания ЗИЛ-49065 позволили уже в 1986 г. внедрить в серийное производство хорошо зарекомендовавшие себя элементы конструкции этой машины на ЗИЛ-4906 и ЗИЛ-49061.

Прогнозируя возможную ситуацию по спаду производства поисковых машин, МосавтоЗИЛ и командование ЕГАПСС СССР в 1989 г. приняли решение (04.05.89 г.) о проведении работ по увеличению назначенного ресурса эксплуатации ПЭМ, находящихся в войсковых частях, от 10 до 20 лет эксплуатации при проведении необходимых ремонтно-восстановительных работ с частичной модернизацией, что позволило продлить срок службы поисковых амфибий. Благодаря проводимым регламентным работам ОГК СТ АМО ЗИЛ (такое название получило СКБ ЗИЛ в 1998 г.) удалось не только поддерживать в технически исправном состоянии парк поисковых машин, находящихся на снабжении в Федеральном управлении авиационно-космического поиска и спасания (ФПСУ) при МО РФ, но и проводить модернизацию их систем. Так, в 2006 г. две пассажирские амфибии комплекса «490» после проведения регламентных работ были оснащены системой спутниковой связи.

Почти 30 лет машины ЗИЛ-4906 и ЗИЛ-49061 находятся в строю поисково-спасательных подразделений, эффективно обеспечивая возвращение на Землю как российских космонавтов, так и экипажей международных экспедиций. Экипажи колесных вездеходов неоднократно первыми обнаруживали приземлявшиеся СА, зачастую прибывали к месту посадки раньше вертолетов, оказывали первую помощь космонавтам. Не только за яркий внешний вид, хорошо видимый в любое время года и в любую погоду воздушными экипажами поисково-спасательных сил, но и за скорость и надежность, колесные вездеходы комплекса «490» космонавты назвали «Синими птицами». Только за последние 10 лет машины комплекса «490» принимали на борт космонавтов и космических туристов из России, США, Японии, Великобритании, ЮАР и Италии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Тактико-технические характеристики ЗИЛ-4906

Технические параметры

ЗИЛ-4906

Колесная формула

6x6

Экипаж, чел.

4

База автомобиля, мм

2400+2400

Колея, мм

2000

Длина по корпусу, мм

9000

Ширина по колесам, мм

2480

Высота по кабине

2537

Высота по ножевой антенне, мм

2944

Дорожный просвет по рычагам подвески, мм

544

Дорожный просвет под днищем корпуса, мм

590

Радиус поворота по переднему внешнему колесу, м:

 

вправо

8,4

влево

9,0

Угол свеса передний

27°

Угол свеса задний

28°

Масса снаряженного автомобиля, кг

8660

Грузоподъемность, кг

3534

Полная масса автомобиля, кг

11810+5%

Распределение полной массы автомобиля, кг:

 

на передние колеса

3860

на средние колеса

3860

на задние колеса

4090

Двигатель

ЗИЛ-130 с доработкой

Тип двигателя

Бензиновый, карбюраторный

Номинальная мощность, л.с./кВт

150/110

Частота вращения при номинальной мощности, мин-1

3200

Максимальный крутящий момент, кгс-м/Н-м

41/402

Частота вращения при макс, крутящем моменте, мин-1

1800

Число и расположение цилиндров

8, V-образное 90°

Диаметр цилиндра, мм

100

Ход поршня, мм

95

Рабочий объем, л

6,0

Степень сжатия

6,5

 

Трансмиссия

 

Сцепление

Двухдисковое, сухое

Коробка передач

Механическая трехходовая

передаточные числа

1-я - 7,44; 2-я - 4,10; 3-я - 2,29; 4-я - 1,47; 5-я - 1,0; ЗХ - 7,09

Раздаточная коробка

Механическая, с межбортовым блокируемым дифференциалом

передаточные числа

1-я - 3,02; 2-я - 1,05

передаточное число на гребные винты

1,0

Бортовая передача

Одноступенчатая, коническая

передаточное число

2,09

Колесный редуктор

Одноступенчатый, цилиндрический

передаточное число

4,27

Шины

16.00-20 мод. И-159

Эксплуатационные данные

 

Объем топливного бака, л

2x250

Объем смазочной системы двигателя, л

8,5

Объем системы охлаждения, л

37

Контрольный расход топлива на 100 км, л

50

Максимальная скорость по шоссе, км/ч

80

Максимальная скорость на воде, км/ч

8,0

Информация о работе Компоновка и технические характеристики ЗИЛ-4972 и ЗИЛ-4906