Камаз 5410

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 21:13, курсовая работа

Краткое описание

Рост парка автомобильного транспорта, улучшение его эксплуатационных свойств приводят к повышению скорости и интенсивности движения, плотности транспортных потоков. Это усложняет дорожные условия перевозок, повышает аварийность, вероятность дорожно-транспортных происшествий и наездов, увеличивает загрязнение окружающей среды и уровень шума. В этих условиях правильный выбор подвижного состава, соответствующего своими эксплуатационными свойствами характеристикам перевозимого груза и условиям его доставки, дает возможность разрабатывать оптимальную стратегию и повышать безопасность перевозок.
Большое значение

Содержание

Введение
1.Характеристика базового транспортного средства
1.1.Конструкция ТС
2.Характеристика груза
2.1.Универсальные контейнеры
2.2.Перевозка грузов пакетами и на поддонах
3.Размещение груза на транспортном средстве
4.Определение центров масс транспортного средства, груза и нормальных реакций дороги
5.Определение аэродинамических параметров транспортного средства
6.Расчет тяговой и динамической характеристик
7.Расчет ускорения
8.Расчет скоростной характеристики
9.Расчет тормозных свойств транспортного средства
10. Определение показателей устойчивости, маневренности
10.1.Устойчивость автомобиля
10.2. Маневренность автомобиля
11.Расчет топливной характеристики

Вложенные файлы: 1 файл

Селиванов.docx

— 944.68 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Рисунок 6.1 - Зависимость  δ=f  (номер передачи)

 

 

Тяговая и  динамическая характеристики рассчитываются с учетом данных внешней скоростной характеристики двигателя, эксплуатационных параметров ТС и дороги.

 

Тяговая характеристика

,                                         (6.2)

где

Ме = ¦(nе);    (6.3)

 

 

,                                   (6.4)

где V - скорость, м/с.

 

 

На основании  выражений (6.2), (6.3) и (6.4) строится зависимость  РТ = ¦ (V) для каждой передачи, представленная на рисунке 6.2

 

Рисунок 6.2 - Тяговая характеристика КамАЗ-5410

 

 

 

Динамическая характеристика

 

                                               (6.5)

 

где значения РТ и РВ берутся соответственно из графиков РТ = ¦ (V) и РВ = ¦ (V), Gа - вес автомобиля, Н, т.е. вес в кг умножается на 9,8.

 

Для определения максимальной скорости ТС на прямой передаче, на графике Д = ¦ (V) строится кривая РСУ = ¦ (V) которая показана на рисунке 6.3

 

 

 

 

 

Рисунок 6.3 - Максимальная скорость на прямой передачи

 

Для определения  максимальной скорости ТС на прямой передаче, на графике Д = ¦(V) строится кривая РСУ = ¦(V), где

 

,    (6.6)

где Рс – сила суммарного дорожного сопротивления движению;

¦ - коэффициент сопротивления качению.

 

,   (6.7)

 

где¦О = 0,014 – 0,018, V – скорость, м/с.

 

На основании  выражения (6.7) строится зависимость ¦ = ¦ (V), данные которой используются при расчете выражения (6.6) (см. таблицу 6.2), которая показана на рисунке 6.4 Точка пересечения кривой РСУ = ¦ (V) с кривой Д = ¦ (V) даст искомую величину максимальной скорости движения ТС на прямой передаче. Также необходимо построить зависимость РС = ¦ (V)

 

 

 

 

Рисунок 6.4 - Сопротивление качению в зависимости  от скорости

 

 

Рисунок 6.5 - Тяговая характеристика

 

Ускорение ТС рассчитывают для каждой передачи в зависимости от cкорости по формуле

J= .        (7.1)

Значения  элементов, входящих в выражение (7.1), берутся из зависимостей Д = ¦(V), ¦ = ¦(V) и d = ¦(номер передачи).

Материалы раздела представить описательной теоретической частью и зависимостью J= ¦(V).

 

 

 

7. Расчет ускорения

 

Ускорение ТС рассчитывают для каждой передачи в зависимости от cкорости по формуле

.   (7.1)

 

Значения элементов, входящих в  выражение (7.1), берутся из зависимостей Д = ¦(V), ¦ = ¦(V) и d = ¦(номер передачи).Зависимость J= ¦ (V) показана на рисунке 7.1.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 7.1 - Зависимость ускорения от скорости

8. Расчет скоростной  характеристики

 

Скоростная характеристика автомобиля рассчитывается, используя зависимость  J= ¦ (V). На рисунке 8.1 представлен фрагмент графика ускорений, где шаг интегрирования

 

ΔV = (Vi+1 - Vi) (8.1)

Тогда ΔV, м/с

ΔV0= Vi =0,9;

ΔV1=1,4-0,9=0,5;

ΔV2=1,9-1,4=0,5;

ΔV3=2,3-1,9=0,4;

 

Для каждого шага интегрирования время  разгона

 

, (8.2)

где

jср = 0,5 (ji + ji+1). (8.3)

Тогда Δtрi, с

;

 

;

;

где

 

 

 

;

 

;

;

 

 

Откуда время разгона на конкретной передаче

 

 

tрi = ∑ Δtрi. (8.4)

 

 

Тогда tр1, с

 

 

 

В этом случае конечное значение tр1 будет соответствовать времени разгона на конкретной передаче. Например, для первой передачи от момента П0до момента П1

Рисунок 8.1 - Фрагмент графика ускорений

 

На рисунке 8.2 представлен фрагмент графика скоростной характеристики автомобиля КамАЗ-5410

 

Рисунок 8.2 - Фрагмент графика скоростной характеристики

 

Путь разгона рассчитывается при  допущении неизменной скорости в  каждом интервале ΔV, м/с, равной среднему значению

 

Vср = 0,5 (Vi + Vi+1). (8.6)

Тогда

Vср0=0,45

;

 

 

 

В этом случае путь, проходимый автомобилем  в течение каждого интервала  времени Δtрi, м

 

ΔSрi = Vср Δtрi. (8.7)

Тогда

;

;

 

 

 

Полученные значения преобразовываются  в численный ряд для каждой передачи

 

Sрi = ∑ ΔSрi. (8.8)

Откуда

 

 

При построении скоростной характеристики необходимо учитывать снижение скорости автомобиля за время tп переключения передач (движение накатом) и путь, проходимый за это время. В расчетах tп принимается равным 2 с. Снижение скорости ΔV за время переключения передач рассчитывается без учета внешних сил сопротивления движению и силы тяги. Тогда замедление за период tп

 

Jз = 9,8 ƒ, (8.9)

 

Снижение скорости

 

                                     ΔV = Jзtп.                                 (8.10)

 

Средняя скорость за время tп, с

 

Vср п = (2Vн - ΔV) /2. (8.11)

 

Тогда

 

Sп = Vсрпtп. (8.12)

 

Откуда

 

 

 

Согласно  проделанным расчетам величин для  пути и времени на первой передаче, а также методу перехода с первой передачи на вторую, график строится дальше для остальных передач. Внешний  вид скоростной характеристики автомобиля с пятиступенчатой коробкой передач  показан на рисунке 8.2.

 

 

Рисунок 8.2 - Скоростная характеристика автомобиля КамАЗ-5410

 

 

 

 

9 Расчет тормозных свойств КАМАЗ-5410

 

 

Измерителями тормозной динамичности автомобиля являются замедление, время  и путь торможения, остановочный путь в определенном интервале скоростей. Для их определения необходимо знать  характер замедления во времени.

Расчетная формула остановочного  времени

 

t0 = t1 + t2 + t3 + t4 + t5, (9.1)

 

где t1 - время реакции водителя, t1 = 0,3 - 2,5 с; t2 - время срабатывания привода тормозов, t2 = 0,4 с, для автопоездов - 0,6 с; t3 - время нарастания замедления, t3=0,6 с; t4 - время торможения с установившимся замедлением, t5 - время оттормаживания, для гидропривода t5=0,3 с, для пневмопривода-1,5-2,0 с;

 

                                    (9.2)

 

где V0 - начальная скорость торможения, км/ч;

jн - замедление в режиме наката, приближенно jн = 9,8 ¦,

 где ¦ - коэффициент сопротивления качению,

¦ = 0,007 - 0,015; j - установившееся замедление.

 

                                                  (9.3)

 

где j - коэффициент сцепления шин с дорогой;

g = 9,8 м/с2;

КЭ - коэффициент эффективности торможения (таблица 9.1).

 

Таблица 9.1 - Коэффициенты эффективности  торможения

 

Параметры

Значение  параметров

j

0,8

0,7

0,6

0,5

0,4

КЭ

1,96

1,76

1,48

1,21

1,0


 

Остановочный путь

 

S0 = S1 + S2 + S3 + S4 + S5.                                        (9.4)

 

где

 

(9.5)

 

; (9.6)

 

; (9.7)

 

 

S4 =                                 (9.8)

 

 

,                             (9.9)

 

С учетом выражения (9.4) строятся зависимости Sо = ¦ (Vо) для значений коэффициента j, равных 0,8; 0,6; 0,4. Эта зависимость показана на рисунке 9.1, который построен с учетом времени реакции водителя 1,4с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 9.1 - Скоростная характеристика тормозного режима движения

 

На основании проведенных расчетов строится тормозная диаграмма для  начальной скорости 40 км/ч (рисунок 9.2).

 

Где Vо = 40 км/ч;

VВ = V0 - 3.6jнt2; (9.10)

VС = VВ - 1,8jt3; (9.11)

VД = VС - 3.6jt4. (9.12)

 

Рисунок 9.2 - Тормозная диаграмма

 

Тормозные свойства относятся к важнейшим из эксплуатационных свойств, определяющих активную безопасность автомобиля, которой понимается совокупность специальных конструктивных мероприятий, обеспечивающих снижение вероятности  возникновения ДТП. Характер торможения зависит от скоростных и дорожных условий. Чем больше коэффициент  сцепления шин с дорогой в  продольном направлении, тем меньше путь, проходимый автомобилем с момента  нажатия педали тормоза до полной остановки. Скорость автомобиля прямопропорционально влияет на величину тормозного пути. Чем  она выше, тем больше необходимо пути для полной остановки ТС, тем  выше вероятность возникновения  ДТП. На характер торможения так же влияют оценочные показатели эффективности  рабочей и запасных тормозных  систем. Для достижения наилучшего торможения ТС, по крайней мере близкого к таковому, используют специальные устройства, например автоблокировочные системы (АБС), которые позволяют автоматически поддерживать скольжение всех колес в режиме, близкому к оптимальному, что обеспечивает наилучшее сочетание устойчивости и эффективности торможения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Определение показателей устойчивости, маневренности

10.1 Устойчивость  автомобиля

 

Устойчивость  автомобиля непосредственно связана  с безопасностью дорожного движения. Нарушение устойчивости выражается в произвольном изменении направления  движения, его опрокидывании или  скольжении шин по дороге. Различают  поперечную и продольную устойчивость автомобиля. Более вероятна и опасна потеря поперечной устойчивости.

Показателями  поперечной устойчивости автомобиля при  криволинейном движении являются максимально  возможные скорости движения по дуге окружности и угол поперечного уклона дороги. Оба показателя определяются из условий заноса или опрокидывания  автомобиля.

Максимально допустимая скорость автомобиля по скольжению, м/с

 

, (10.1)

 

где R - радиус дуги, м; φу - коэффициент поперечного сцепления,

 

φу = (0,5 - 0,85) φ, (10.2)

 

где φ - коэффициент сцепления шин с дорогой в продольном направлении; β - угол поперечного уклона.

Знак "+" в числителе и " - " в знаменателе берутся при  движении по уклону, наклоненному к  центру поворота дороги, если же он наклонен в сторону, противоположную центру поворота дороги, то в числителе  ставится знак " -", а в знаменателе "+".

Тогда

 

 

 

 

 

 

 

 

Где . При β = 0

 

 

 

. (10.3)

 

 

 

Тогда

 

 

 

Максимально допустимая скорость по опрокидыванию, м/с

 

, (10.4)

 

где hц - ордината центра масс груженого автомобиля, м

Тогда

 

.

 

 

При β= 0

 

                                          (10.5)

 

Тогда

 

 

.

 

Потеря автомобилем продольной устойчивости выражается в буксовании ведущих колес, что наблюдается  при преодолении автопоездом  затяжного подъема со скользкой  поверхностью.

Показателем продольной устойчивости автомобиля служит максимальный угол подъема, преодолеваемого автомобилем  без буксования ведущих колес

 

, (10.6)

 

где а - расстояние от центра масс груженого  автомобиля до оси передних колес, м;

L - база автомобиля, м;

hц - высота сцепного устройства прицепа, м; Gа - вес автомобиля-тягача, т;

Gпр - вес полуприцепа, т.

Для одиночного автомобиля

 

. (10.7)

 

 

Тогда

,

 

где

 

 

β

 

На рисунке 10.1 представлена зависимость максимально допустимой скорости автомобиля КАМАЗ 5140 по опрокидыванию в зависимости от радиуса поворота.

 

 

Рисунок 10.1 - Максимально допустимая скорость автомобиля по опрокидыванию

10.2 Маневренность  автомобиля

 

Маневренность автомобиля характеризуется формой и размерами габаритной полосы криволинейного движения (ГПД), под которой понимается площадь опорной поверхности, ограниченной проекциями на нее траекторий крайних  выступающих точек транспортного  средства.

При курсовом проектировании ГПД определяется применительно  к круговому движению автомобиля с минимальным радиусом поворота Rп (приведен в технической характеристике автомобиля).

Построение  ГПД (масштаб 1: 72) одиночного автомобиля (тягача) с управляемыми колесами передней оси (рисунок 10.3) осуществляется следующим  образом. Из центра О радиусом поворота Rп в масштабе проводим кривую траектории внешнего переднего колеса автомобиля. Затем от оси ОО1 откладываем отрезок L, равный базе транспортного средства. Проводим ось А1А. От точки пересечения оси А1А с кривой траектории внешнего переднего колеса откладываем отрезок, равный колеи передних колес. Из середины отрезка проводим перпендикуляр до пересечения с осью ОО1. Точка пересечения является серединой ведущего моста автомобиля. Отложим отрезок, равный колеи задних колес. Получим кинематическую схему ходовой части автомобиля, на которую накладываем масштабное изображение контура общего вида транспортного средства в плане. Затем из центра поворота О последовательно проводим кривые радиусами: Rо - радиус кривизны середины заднего моста; Rн - наружный радиус поворота; Rв - внутренний радиус поворота. Разность между наружным Rн и внутренним Rв радиусами поворота составляет ширину динамического коридора, т.е. ГПД. Разность между Rн и Rо является наружной составляющей Ан, между Rо и Rв - внутренней составляющей габаритной полосы движения Ав.

Информация о работе Камаз 5410