Железные дороги Российской империи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 05:00, доклад

Краткое описание

Российское правительство озаботилось вопросами прокладки железной дороги в начале XIX века. Базой для этого направления стал Департамент водных коммуникаций, созданный в 1798 году по утверждённому императором Павлом I проекту. Организацию возглавил Н. П. Румянцев. Департамент при Румянцеве действовал успешно, активно развивался и в 1809 году расширил свои полномочия и был переименован в Управление водяными и сухопутными сообщениями. На базе, построенной Румянцевым, в том же 1809 году был создан военный Институт корпуса путей сообщения.

Вложенные файлы: 1 файл

Железные дороги Российской империи.docx

— 16.18 Кб (Скачать файл)

Железные дороги Российской империи

Российское правительство озаботилось вопросами прокладки железной дороги в начале XIX века. Базой для этого направления стал Департамент водных коммуникаций, созданный в 1798 году по утверждённому императором Павлом I проекту. Организацию возглавил Н. П. Румянцев. Департамент при Румянцеве действовал успешно, активно развивался и в 1809 году расширил свои полномочия и был переименован в Управление водяными и сухопутными сообщениями. На базе, построенной Румянцевым, в том же 1809 году был создан военный Институт корпуса путей сообщения.

История железных дорог в России начинается с 1830-х годов. В 1834 году по приглашению горного ведомства в Россию прибыл австрийский инженер Франц фон Герстнер, который внёс императору Николаю I предложение о строительстве железнодорожной линии. В 1835 году родственник императора граф Алексей Бобринский создаёт акционерное общество, целью которого является финансирование строительства железных дорог. В 1836 году император обнародовал указ о сооружении Царскосельской железной дороги. Она является первой российской железной дорогой и связала Петербург и Царское село. Её строительство началось 1 мая 1836 г., а открытие состоялось 30 октября (11 ноября) 1837 года. Открытие состоялось в Петербурге. Машинистом первого поезда, который состоял из паровоза «Проворный» и восьми вагонов стал сам Герстнер. Поезд совершил свою первую поездку за 35 минут и под аплодисменты встречавших и крики «Ура!» прибыл на станцию Царское село

Следующей железной дорогой в стране стала дорога Санкт-Петербург-Москва (Николаевская железная дорога). Она начала строиться в 1843 г., а движение началось уже 14 августа. Официальное же открытие состоялось в ноябре 1851 года и ознаменовалось пуском первого «всенародного поезда». Поезд состоял из 6 вагонов, где было 17 пассажирских мест первого класса, 63 — второго и 112 — третьего класса. Время в пути составило  21 час 45 минут. Строительство Петербург - Московской железной дороги обошлось в 67 млн. рублей. Эта дорога была полностью государственной.

Активное формирование сети железных дорог Российской империи происходило во 2-й половине XIX века. Это было обусловлено как потребностями экономики, так и военными интересами государства (так, в качестве одной из главных причин поражения России в крымской войне 1850-х годов принято указывать отсутствие сети железных дорог и, соответственно, возможности оперативно перебрасывать вооружённые силы по территории страны). Построенные в это время дороги были как казёнными (Николаевская, Московско-Нижегородская, Петербурго-Варшавская), так и частными (Рязано-Уральская). В это же время были созданы все существующие ныне вокзалы крупных городов. В начале XX века была построена наиболее грандиозная дорога — Транссиб, соединившая европейскую часть страны и Урал с Дальним Востоком. Ещё одна стратегическая дорога — Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД) — была построена на территории соседнего Китая.

 

 

 

 

Ну и под конец - немного статистики:

К 1894 году в России длина железных дорог составляла 32 709 верст(почти 35 млн м). К концу 1909 г. эксплуатационная длина железных дорог общего пользования в Российской Империи достигла 65 991 версты (почти 71 млн м). Кроме того, России принадлежала Китайская Восточная ж. д. (КВЖД) протяженностью в 1617 верст (1,7 млн м). К концу 1910 г. в постройке находилось 5448 верст (5,8 млн м). Подвижной состав к 1910 году: паровозов — 20 004, вагонов товарных — 445 014, пассажирских — 22 369, что на (25-30)% больше по сравнению с 1904 годом.

Построенные до революции 1917 года железные дороги составляют сегодня почти 80% современной сети ОАО «РЖД» (впрочем, это не означает, что во время СССР железных дорог строили совсем мало - просто значительная часть построенной тогда ж/д сети оказалась в странах СНГ).


Информация о работе Железные дороги Российской империи