Договор перевозки пассажиров и багажа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 00:47, контрольная работа

Краткое описание

В жизни любой страны транспорт занимает особое место.
Транспортная деятельность как отрасль производства сама не создает каких-либо материальных ценностей, но, перемещая продукцию промышленного и сельского хозяйства из мест производства к местам ее потребления, продолжает и завершает процесс материального производства.

Содержание

Введение
1. Содержание и особенности договора перевозки пассажиров и багажа
1.1 Понятие и предмет договора перевозки пассажиров и багажа
1.2 Стороны в договоре перевозки пассажиров и багажа
2. Права и обязанности сторон перевозки пассажиров и багажа
2.1 Права и обязанности пассажиров
2.2 Права и обязанности перевозчика
3. Ответственность за ненадлежащее исполнение договора перевозки
3.1 Общая характеристика и особенности ответственности
3.2 Ответственность перевозчика за несоблюдение сроков доставки пассажира и причинение вреда жизни и здоровью пассажира
3.3 Ответственность за утрату, порчу и повреждение багажа, грузобагажа
3.4 Ответственность пассажира
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КР Транспортное право 13г.docx

— 56.31 Кб (Скачать файл)

В случае задержки отправления  любого вида транспорта международного или местного следования или его опоздания, пассажир вправе в течение 45 дней предъявить претензию об уплате штрафа. При этом к указанной претензии пассажир прилагает проездной документ (билет).

Кроме указанных прав пассажиры  при следовании на транспортном средстве обязаны соблюдать правила, установленные  на каждом виде транспорта. В частности, пассажиры обязаны соблюдать  общественный порядок, правила пользования  транспортными средствами, вокзальными  помещениями, бережно относиться к  имуществу транспортных организаций. За нарушение этих положений пассажир может быть привлечен к административной ответственности.

При обнаружении в сданном  для перевозки багаже предметов, перевозка которых запрещена, перевозчик имеет право прекратить действие договора перевозки багажа и пассажира. Отправитель багажа уплачивает при  этом штраф в размере десятикратной  стоимости платы за перевозку  багажа, если в соответствии с Законодательством  Российской Федерации перевозка  таких предметов не влечет за собой  административной или уголовной  ответственности.

Документом, оформляющим  договор пассажирской перевозки, как  упоминалось выше, является проездной  билет. Он удостоверяет заключение договора и внесение пассажиром проездной  платы.

Одной из важных гарантий прав пассажира является его возможность  отказа от поездки, т.е. отказа от исполнения заключенного договора. При заблаговременной сдаче проездных документов перевозчику  пассажир получает стоимость билета. Утерянные, испорченные пассажирами  проездные документы (билеты) на поезда дальнего и местного следования не возобновляются, если их восстановление или идентификация не могут быть осуществлены железной дорогой, и уплаченные за них деньги не возвращаются. При наличии возможности восстановить или идентифицировать указанные проездные документы (билеты) пассажиру для совершения поездки выдается новый проездной документ (билет) без взимания стоимости проезда. Восстановление проездных документов (билетов) производится только в случае утраты или порчи проездных документов (билетов), оформленных на проезд.

Каждый пассажир имеет  право занимать при проезде одно место. При наличии свободных  мест при приобретении проездного документа (билета) пассажиру могут быть предоставлены  дополнительные места с оплатой  их полной стоимости.

В случае невозможности предоставить пассажиру место в транспортном средстве согласно проездному документу (билету) перевозчик обязан предоставить такому пассажиру при его согласии место в другом классе, вагоне, в том числе более высокой категории, без взимания доплаты. Если пассажиру предоставлено с его согласия место, стоимость которого ниже стоимости купленного им проездного документа (билета), пассажиру возвращается разница в стоимости проезда в порядке, определяемом правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа.

Кроме этого, пассажиры, как  правило за отдельную плату имеют право на дополнительный комплекс услуг. В частности, при проезде в поездах дальнего и местного следования в вагонах с местами для лежания пассажиры по их желанию и за отдельную плату обеспечиваются комплектами постельного белья, кроме поездов (вагонов), где стоимость комплекта постельного белья включена в стоимость проезда. В пассажирских поездах с вагонами повышенной комфортности пассажирам предоставляется платное сервисное обслуживание, стоимость которого включается в стоимость проезда.

Пассажир вправе отказаться от проезда в случае задержки отправления  транспортного средства. При этом перевозчик возвращает пассажиру деньги в размере провозной платы.

Каждый пассажир имеет  право перевозить в транспортных средствах домашних животных и птиц за плату. Порядок перевозки животных и птиц определяется правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа.

Каждый пассажир имеет  право при предъявлении проездного документа (билета) сдать за плату  для перевозки багаж, а перевозчик обязан принять его и отправить. Пассажиры могут предъявить для перевозки багаж, а отправители - грузобагаж с объявленной ценностью, за что взимается сбор. Если у работника перевозчика возникли сомнения в правильности оценки пассажиром или отправителем своего багажа или грузобагажа, он имеет право потребовать вскрытия пассажиром или отправителем багажа или грузобагажа для проверки. Стоимость багажа или грузобагажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре - исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. Продукты питания перевозятся багажом или грузобагажом без объявления ценности и под ответственность отправителя в порядке, предусмотренном правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа.

Собственно, обязанностей у  пассажира две: купить билет и  соблюдать правила поведения  при осуществлении перевозки

Для проезда в транспорте пассажир обязан приобрести проездной билет для разовой поездки туда или туда и обратно либо абонементный билет установленной формы. Нарушение пассажиром данного обязательства ведет к недействительности договора перевозки.

Пассажир обязан оплатить багаж (в том случае, если он у  него есть). Багаж и грузобагаж принимаются к перевозке без вскрытия упаковки. В случае если багаж или грузобагаж предъявлен в неисправной упаковке, перевозчик отказывает в приеме его к перевозке. Запрещается перевозить в составе багажа или грузобагажа деньги, облигации, документы и другие ценности, бьющиеся и хрупкие предметы (стекло, фарфор, телевизоры, приемники и т. п.), упакованные пассажиром или отправителем среди других предметов багажа или грузобагажа, огнестрельное оружие, зловонные, огнеопасные, отравляющие, легковоспламеняющиеся, взрывчатые и другие опасные вещества, а также предметы и вещи, которые могут причинить вред приемосдатчику багажа и грузобагажа, багажу других пассажиров, грузобагажу, транспортному средству или перевозчику. Пассажир обязан соблюдать правила хранения багажа. Вес одного места ручной клади, принимаемой на хранение, не должен превышать 5-50 килограммов в зависимости от перевозчика, и каждое место ручной клади должно иметь приспособление, позволяющее его переносить. Каждая вещь, в том числе привязанная к сдаваемой ручной клади, считается как отдельное место. Запрещается сдавать на хранение животных и птиц, огнестрельное оружие, зловонные, огнеопасные, отравляющие, легковоспламеняющиеся, взрывчатые и другие опасные вещества, а также вещи, которые могут загрязнить или повредить вещи других пассажир. Не допускается сдача на хранение в ручной клади денег, облигаций, документов и других ценностей при отсутствии специализированной камеры хранения.

Пассажир обязан соблюдать  правила внутреннего распорядка на транспортном средстве. В случае нарушения порядка пассажир может быть удален из транспортного средства и привлечен к ответственности без возвращения ему денег, потраченных за билет.

Перевозчики и органы правопорядка имеют право удалить пассажира из транспортного средства в случаях, установленных Правилами. Лица, имеющие право на удаление пассажира из поезда следующие:

а) работники органов внутренних дел;

б) врачебно-медицинский  персонал;

в) сотрудники внутренней службы безопасности.

 

2.2 Права и обязанности перевозчика

По договорам перевозки  перевозчик обязуется перевезти  в пункт назначения пассажиров с  предоставлением им мест в транспортном средстве, их багаж, а также грузобагаж отправителей, выдать багаж, грузобагаж управомоченным на получение на получение багажа, грузобагажа лицам.

В случае невозможности предоставить пассажиру место в транспортном средстве согласно проездному документу (билету) перевозчик обязан предоставить пассажиру при его согласии место в другом ТС, классе, вагоне, без взымания доплаты. В случае если пассажиру предоставлено с его согласия место, стоимость которого ниже стоимости купленного им билета, пассажиру возвращается разница в стоимости проезда.

Перевозчик бесплатно  обеспечивает пользователя услугами:  своевременной и достоверной информацией о времени отправителя и прибытия, стоимости проезда пассажиров и перевозов багажа, грузобагажа, времени работы билетных касс, камер хранения, расположении вокзальных помещений, об оказываемых ему услугах, о предоставляемых гражданам определенных категории льготах. За выдачу справок в письменной форме, а также справок, не связанных с оказанием услуг перевозчика, взымается плата в порядке определенном правилами перевозок.

Перевозчик обязан при  предъявлении пассажиром проездного документа (билета) принять для перевозки  багаж и отправить его.

Одним из важных условий  договора является своевременная доставка пассажира в определенное место. Срок доставки пассажира к месту  назначения (а также своевременная  отправка пассажира) является одним  из основных условий. Следует отметить, что статья подобного содержания включена в Гражданский кодекс впервые. Перевозчик несет ответственность  за несвоевременную доставку пассажира, если не докажут, что задержка или  опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортного средства, угрожающей жизни и здоровью пассажиров или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика

Причиненный потребителю нарушением его прав моральный вред подлежит компенсации причинителем вреда только при наличии вины последнего (в отличие от возмещения имущественного вреда, обязанность возместить который возникает, по общему правилу, независимо от вины). Компенсация морального вреда осуществляется, независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков, по решению суда, в денежной форме. Судебная практика складывается таким образом, что зачастую размер компенсации морального вреда определяется судом по аналогии с размером возмещения иного вреда и (или) убытков, то есть - суд взыскивает компенсацию имущественного вреда, например 10 тысяч рублей, и ровно столько же - компенсацию морального вреда.2

 

3. Ответственность за ненадлежащее исполнение договора перевозки

3.1 Общая характеристика  и особенности ответственности

Основные нормы, регулирующие договор перевозки, включены в Гражданский  кодекс Российской Федерации впервые. В них установлено, что в связи  с особыми условиями производственной деятельности, отличающейся от всех других отраслей народного хозяйства, пассажиры, отправители и получатели грузов несут материальную ответственность по перевозкам не по общим гражданским законам, а на основании транспортных уставов и кодексов.

Эти особые производственные условия заключаются в следующем. Свои главные задачи (перевозку пассажиров, выполнения заявок на перевозку, обеспечение  сохранности перевозимых грузов и своевременной доставки их в  пункты назначения) перевозчики осуществляют не односторонне, а совместно с пассажирами, отправителями и получателями. В процессе перевозки транспортные средства и погруженные в них багаж, грузобагаж некоторое время находятся в распоряжении отправителей и получателей (погрузка и выгрузка и средствами клиентуры; определение массы, и т.д.). Ритмичность работы может быть обеспечена при равномерном предъявлении грузов к перевозке и своевременной разгрузке транспортных средств. Поэтому перевозчики не могут нести одностороннюю ответственность за своевременное выполнение перевозочных операций, за сохранность багажа, грузобагажа при погрузке и выгрузке средствами отправителей и получателей, за правильность определения массы и количества мест при взвешивании и пломбировании контейнеров отправителями.3

Основной принцип всех положений и норм ответственности - неукоснительное выполнение нормативных  актов. Поэтому любые предварительные  соглашения перевозчика с отправителями или получателями, имеющие целью изменить или устранить ответственность, возложенную на перевозчика, отправителей или получателей считаются недействительными, а всякие отметки об этом в накладной, если они не предусмотрены Уставом и Правилами перевозок, не имеют силы.

По договору перевозки, наличие  и содержание которого удостоверяется накладной, перевозчик обязан доставить в целости и сохранности вверенный ему отправителем багаж, грузобагаж в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение лицу (получателю), а отправитель - оплатить стоимость перевозки. Эти юридические отношения, оформляемые договором перевозки, и вытекающие из них обязанности, права и ответственность резко отличают договор перевозки от всех других хозяйственных договоров (договора поставки и др.)

Совокупность всех положений  и норм, регулирующих ответственность  по перевозкам и материальные отношения  между транспортными организациями и отправителями, получателями, пассажирами, составляет содержание транспортного права.

Если Устав перевозчика не решает какого-либо вопроса, следует руководствоваться общими нормами гражданского законодательства.

Таким образом, особенностью ответственности за нарушение обязательств по перевозке является также то, что она может наступать не только за нарушение уже заключенного договора перевозки, но и за не совершение действий, связанных с организацией перевозок. Такова ответственность  перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за их не использование, т.е. за не выполнение заявки ст. 794 ГК РФ.

 

3.2 Ответственность перевозчика за несоблюдение сроков доставки пассажира и причинение вреда жизни и здоровью пассажира

Срок доставки пассажира  к месту назначения (а также  своевременная отправка пассажира) является одним из основных условий договора перевозки пассажира. Если раньше перевозочная техника не была достаточно совершенна, то сейчас, когда транспорт постоянно пополняется современной перевозочной техникой, сроки доставки пассажиров должны соблюдаться. И это нашло отражение в законодательстве, регулирующем транспортные отношения.

Статья 795 Гражданского кодекса  устанавливает, что за задержку отправления  транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в  пункт назначения (за исключением  перевозок в городском и пригородном  сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру  штраф в размере, установленном  соответствующим транспортным уставом или кодексом.4

Перевозчики несут ответственность  за несвоевременную доставку пассажира, если нее докажут, что задержка или  опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности  транспортного средства, угрожающей жизни и здоровью пассажиров или  иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.5

Информация о работе Договор перевозки пассажиров и багажа