Вклады транспортной системы в экономику страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 21:33, реферат

Краткое описание

Развитие транспортного комплекса является одной из приоритетных задач экономической политики государства. С эффективным развитием транспорта связано полноценное функционирование всей экономической системы, успешная интеграция Казахстана в мировую экономику, стабильное социально-экономическое положение страны. Укрепление рыночных отношений и структурные трансформации в экономической системе республики за последнее десятилетие коренным образом изменили основы жизнедеятельности транспортной системы, принципы функционирования транспортных предприятий и само значение транспорта в общественной жизни.

Вложенные файлы: 1 файл

Medvedev_referat_ispravlenny.docx

— 41.72 Кб (Скачать файл)

Введение

 

В реферате мы рассмотрим роль, место и вклады транспортной системы Республики Казахстан в экономику страны, а также новые направления развития транспорта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Вклады транспортной системы в экономику страны

 

 

Развитие транспортного комплекса является одной из приоритетных задач экономической политики государства. С эффективным развитием транспорта связано полноценное функционирование всей экономической системы, успешная интеграция Казахстана в мировую экономику, стабильное социально-экономическое положение страны. Укрепление рыночных отношений и структурные трансформации в экономической системе республики за последнее десятилетие коренным образом изменили основы жизнедеятельности транспортной системы, принципы функционирования транспортных предприятий и само значение транспорта в общественной жизни.

Основная цель транспортной отрасли Казахстана, как отмечается в Транспортной стратегии, - опережающее ее развитие, способное в полном объеме удовлетворять потребности экономики и населения в транспортных услугах. Для ее реализации необходимо в полной мере использовать преимущество, связанное с расположением страны, являющейся транзитным мостом между Европой и Азией. Казахстан ввиду своего геополитического положения и экономического потенциала является активным сторонником интеграции в систему международных связей и участником глобальных экономических процессов. Активное участие в интеграционных процессах в Евроазиатском регионе, предстоящее присоединение к Всемирной торговой организации позволят Казахстану более полно реализовать внешнеэкономический потенциал не во всех, а лишь в наиболее конкурентоспособных секторах экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Нынешний уровень  и направления развития транспортной  системы

 

 

Одной из основ могущества Древнего Рима были высококачественные дороги, некоторые из которых сохранились до сих пор. В 30-е годы прошлого века в США реализация долгосрочной программы строительства дорог стала важнейшим фактором выхода из Великой депрессии. Для Казахстана, входящего в десятку крупнейших по площади государств мира, стоит задача превращения географического пространства в коммуникационный ресурс. 

Неслучайно президент Нурсултан Назарбаев, поставив перед Казахстаном амбициозную цель войти в число тридцати самых развитых государств, особое внимание уделил развитию транспортной инфраструктуры. 

В Послании народу Казахстана «Казахстанский путь–2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» президент заявил: «Транспортная инфраструктура – это кровеносная система нашей индустриальной экономики и общества. Я много раз говорил о том, что развитой страны без качественных современных магистралей не бывает. Кроме того, для Казахстана пути сообщения имеют важное значение в плане его расположения между Европой и Азией, Севером и Югом».

На правительственном уровне развитие транспортно-логистического комплекса осуществлялось в рамках принятой в 2006 году Транспортной стратегии Казахстана до 2015 года, затем в рамках Программы по форсированному индустриально-инновационному развитию была принята Программа по развитию транспортной инфраструктуры на 2010–2014 годы. В целях выполнения задач, поставленных президентом в Стратегии «Казахстан-2050», в прошлом году была принята Программа развития и интеграции инфраструктуры транспортной системы до 2020 года. 

Такой системный подход позволил нашей стране в короткие сроки решить задачу, которая в первые годы независимости выглядела трудноразрешимой. Казахстан, оставаясь формально государством, не имеющим выхода к морю, на практике выход к морю себе обеспечил. Сегодня через систему современных железнодорожных магистралей мы связаны с портами на Тихом, Индийском и Атлантическом океане. Кроме того, наша страна находится в центре международных транспортных коридоров «Восток-Запад» и «Север-Юг», связывающих Европу с Индией и Китаем.

Мировая практика международных перевозок свидетельствует, что конкурентоспособность транспортных маршрутов связана не только с решением технических проблем. Часто решающее значение имеет согласованная всеми заинтересованными сторонами политика по развитию международных транспортных коридоров.

Многовекторная внешняя политика Казахстана, обеспечившая высокий уровень политического и экономического партнерства со всеми сторонами, участвующими в создании международных транспортных коридоров, стала нематериальным, но крайне важным фактором развития трансконтинентального транзита.

 

 

2.1 Основные направления развития транспортной системы

 

Комплексное развитие транспортной системы и поставленные перед ней цели и задачи позволяют выделить следующие основные направления государственной транспортной политики, в равной степени важные для каждого вида транспорта:

- совершенствование системы государственного регулирования деятельности транспорта;

- формирование и развитие транспортной инфраструктуры;

- развитие рынка транспортных услуг;

- региональное развитие транспортной системы;

- повышение безопасности транспортных процессов;

- повышение эффективности использования транзитного потенциала Казахстана;

- инновационное развитие в сфере транспорта;

- повышение научного и кадрового потенциала в сфере транспорта.

 

 

2.2 Совершенствование системы государственного регулирования деятельности транспорта

 

Наиболее важными условиями развития и эффективного функционирования транспортной системы являются ее сбалансированность и самодостаточность. Именно выполнение этих двух условий позволяет обеспечивать способность транспортной системы своевременно и оперативно реагировать на изменение потребностей экономики и населения в транспортных услугах, определяя направления и степень концентрации усилий на решении тех или иных задач. Вместе с тем, с одной стороны, самодостаточность транспортной системы не исключает участия государства, с другой стороны, излишнее и неоправданное вмешательство в хозяйственную деятельность субъектов транспорта может привести к дисбалансу в развитии и снижению эффективности транспортной системы. Наряду с нормативным правовым обеспечением и правоприменением фискальная политика государства является одним из наиболее действенных и эффективных инструментов государственного регулирования и будет способствовать развитию транспортной системы. Таким образом, совершенствование системы государственного регулирования охватит сферы прямого и косвенного регулирования и включит следующие основные направления:

- совершенствование законодательства в сфере транспорта;

- совершенствование механизмов лицензирования и сертификации субъектов, продукции и услуг транспорта;

- совершенствование тарифно-ценового регулирования на отдельных видах деятельности транспорта;

- совершенствование фискальной политики в сфере транспорта;

- реформирование системы технического регулирования в сфере транспорта;

- повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности (механизма правоприменения) на транспорте;

- повышение уровня взаимодействия центральных и местных исполнительных органов;

- создание единой системы планирования развития и модернизации транспортного комплекса на основе использования индикаторов социально-экономического развития и методов прогнозирования объемов перевозок;

- развитие малого и среднего бизнеса в сфере транспорта;

- создание благоприятного климата и стимулирование финансовых институтов для инвестирования в транспортный комплекс;

- повышение роли общественных объединений;

- реформирование системы технического регулирования в сфере транспорта.

Основные принципы:

- разделение функций и полномочий государства и хозяйствующих субъектов;

- разработка нормативных правовых актов в области технического регулирования (технических регламентов) в сфере транспорта;

- разработка и принятие нормативных правовых актов на основе единых подходов и с учетом функциональных особенностей каждого вида транспорта; развитие отдельных видов транспорта и их инфраструктуры в рамках единого транспортного комплекса;

-  развитие конкуренции и сокращение монопольной сферы на рынке транспортных услуг и услуг инфраструктуры;

- рациональное использование энергетических ресурсов и защита окружающей среды от отрицательного воздействия транспорта.

Стратегические акценты:

- повышение эффективности системы право применения, обеспечивающей адекватное правонарушению административное воздействие и не допускающей злоупотреблений со стороны контролирующих органов;

- государственная поддержка отдельных видов транспортной деятельности; недопущение перекрестного субсидирования.

 

 

 

 

 

2.3 Формирование и развитие транспортной инфраструктуры

 

Уровень развития инфраструктуры определяет степень эффективности транспортной системы. Развитие инфраструктуры транспортной системы будет осуществляться по следующим направлениям:

- создание глобальной системы информационного обеспечения транспортных процессов, а также внедрение современных технических средств контроля и управления движением;

- повышение несущей и пропускной способности магистральной железнодорожной сети, автомобильных дорог общего пользования, улично-дорожной сети городов и внутренних водных путей, а также производственных мощностей морских, речных и воздушных портов;

- формирование оптимальной транспортной инфраструктуры с использованием принципов логистики, создание мультимодальных транспортных коридоров, сети терминалов и транспортно-логистических центров, обеспечивающих технологическое взаимодействие между всеми видами транспорта в процессе организации и осуществления перевозок пассажиров и грузов на основе модифицированной модели меридионального и широтного расположения по направлениям Восток-Запад и Север-Юг;

- развитие и совершенствование в крупных городах Казахстана системы пассажирского транспорта. Создание в городах Астане и Алматы системы скоростного рельсового электротранспорта с организацией выделенных полос его движения на участках особо напряженного пассажиропотока.

Основные принципы: приоритетом в развитии инфраструктуры должно быть обеспечение круглогодичного доступа к ней всех населенных пунктов и объектов промышленности и сельского хозяйства; развитие инфраструктуры должно осуществляться на базе широкого использования достижений мировой науки и техники; планирование объектов инфраструктуры должно увязываться с перспективными планами размещения производительных сил, развития населенных пунктов, аграрного сектора и территориального развития Казахстана; использование инфраструктуры должно осуществляться на коммерческой основе при максимальном покрытии затрат на ее содержание доходами, формируемыми за счет сборов с пользователей; одним из обязательных условий строительства и функционирования объектов инфраструктуры должно быть обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охраны окружающей среды.

Стратегические акценты: комплексное развитие транспортной инфраструктуры как одно из условий создания единой транспортной системы; социально-экономическое развитие страны как основа планирования, модернизации и развития транспортной инфраструктуры; применение инвестиционно-инновационной модели развития транспортной инфраструктуры.

 

 

2.4 Развитие рынка  транспортных услуг

 

Осознавая важность свободной конкуренции и здоровых рыночных отношений для развития отечественного рынка транспортных услуг, государство продолжит проведение политики либерализации рынка и ограничения участия государства в хозяйственной деятельности операторов и других субъектов рынка.

Основные принципы: в основе рыночного регулирования должно быть разделение потенциально конкурентных и монопольных сфер транспортной деятельности и сокращение сферы тарифного регулирования; обеспечение равных условий доступа на рынок транспортных услуг и услуг инфраструктуры для всех хозяйствующих субъектов.

Стратегические акценты: повышение роли общественных объединений перевозчиков, экспедиторов и потребителей транспортных услуг; развитие системы контроля за качеством предоставления услуг в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО; развитие экспорта транспортных услуг и создание благоприятных cусловий для отечественных операторов на международном рынке транспортных услуг.

Информация о работе Вклады транспортной системы в экономику страны