Активная и пассивная безопасность дорожного движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 16:15, реферат

Краткое описание

Увеличение выпуска автомобилей и улучшение их эксплуатационных свойств приводит к повышению скорости и интенсивности движения, плотности транспортных потоков. В результате этого усложняются условия дорожного движения, повышается аварийность. Безопасность дорожного движения зависит от разных причин. Для удобства анализа все факторы, влияющие на дорожное движение и его безопасность условно делят на три взаимодействующих части: автомобиль, водитель, дорога.из трех элементов системы водитель-автомобиль - дорога наибольшей потенциальной опасностью обладает транспортное средство.

Содержание

Введение 3
1.Активная безопасность автомобиля 5
2.Пассивная безопасность автомобиля 22
3.Общие сведения о предприятии 28
Список использованной литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

КР Безопасность.docx

— 59.70 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что тяговая  динамичность автомобиля зависит от его конструктивных параметров и  качества дороги.

Из конструктивных факторов наибольшее значение имеют:

-форма скоростной характеристики двигателя,

-КПД трансмиссии,

-передаточные числа трансмиссии,

-масса автомобиля,

-обтекаемость автомобиля.

Форма скоростной характеристики. Карбюраторный двигатель имеет  более выпуклую характеристику, чем  дизель, что обеспечивает ему больший  запас мощности при той же скорости. Следовательно, будет больше преодолеваемое сопротивление или развиваемое  ускорение.

КПД трансмиссии. КПД трансмиссии  оценивает величину непроизводительных потерь энергии. Уменьшение КПД, вызванное  ростом потерь энергии на трение, приводит к уменьшению силы тяги на ведущих  колесах. В результате снижается  максимальная скорость автомобиля и  максимальный коэффициент сопротивления  дороги.

Применение в холодное время года летних трансмиссионных  масел, имеющих большую вязкость, приводит к увеличению крутящегося  момента, особенно заметному во время  трогания автомобиля с места.

Передаточные числа трансмиссии. От передаточного числа главной  передачи в большой степени зависит  максимальная скорость автомобиля. От передаточного числа первой передачи зависит величина максимального  сопротивления дороги, преодолеваемого  при равномерном движении. Передаточные числа промежуточных ступеней подбирают  таким образом, чтобы обеспечить максимальную интенсивность разгона.

Увеличение числа передач  в коробке улучшает тяговую динамичность автомобиля. Хотя динамические факторы  на первой и последних передачах  в обоих случаях одинаковы, однако, сравнивая максимальные скорости на различных дорогах, видим преимущества четырехступенчатой коробки. Так, на дороге, характеризуемой коэффициентом  сопротивления максимальная скорость автомобиля характеризуемых штриховой  кривой, что вызывает ухудшение динамичности и топливной экономичности автомобиля.

Масса автомобиля. Повышение  массы автомобиля приводит к увеличению силы инерции и сил сопротивления  качению и подъему и, как следствие, к ухудшению динамичности автомобиля.

Обтекаемость автомобиля. Для современных легковых автомобилей  характерны строгие прямолинейные  очертания с плавными переходами, однако нередко зарубежные фирмы  в рекламных целях выпускают  автомобили с кузовами вычурной формы, имеющими необычный внешний вид  и создающими повышенное сопротивление  воздуха.

Для уменьшения сопротивления воздуха ветровое стекло автомобиля располагают наклонно, а выступающие детали устанавливают так, чтобы они не выходили за внешние очертания кузова. У гоночных автомобилей число выступающих частей уменьшают до минимума, а заднюю часть кузова делают вытянутой, добиваясь плавного обтекания ее воздухом.

Силу сопротивления воздуха  у грузовых автомобилей можно  уменьшить, закрыв грузовую платформу  брезентом, натянутым между крышей кабины и задним бортом, или используя  специальные щитки (обтекатели), уменьшающие  завихрения воздуха.

Устойчивость автомобиля

Устойчивость - способность  автомобиля сохранять движение по заданной траектории, противодействуя силам, вызывающим его занос и опрокидывание  в различных дорожных условиях при  высоких скоростях движения.

Различают следующие виды устойчивости:

-поперечная при прямолинейном  движении (курсовая устойчивость). Ее  нарушение проявляется в рыскании (изменении направления движения) автомобиля по дороге и может  быть вызвано действием боковой  силы ветра, разными величинами тяговых или тормозных сил на колесах левого или правого борта, их буксованием или скольжением, большим люфтом в рулевом управлении, неправильными углами установки колес и т.д.;

-поперечная при криволинейном  движении, нарушение которой приводит  к заносу или опрокидыванию  автомобиля под действием центробежной  силы. Особенно ухудшает устойчивость  повышение положения центра масс  автомобиля (например, большая масса  груза на съемном багажнике  на крыше);

-продольная. Ее нарушение проявляется в буксовании ведущих колес при преодолении затяжных обледенелых или заснеженных подъемов и сползании автомобиля назад. Особенно это характерно для автопоездов.

Важно отметить, что нарушение  поперечной устойчивости при прямолинейном  движении (курсовой устойчивости) проявляется  в изменениях направления движения («рыскание» по дороге), что может  быть вызвано следующими причинами:

действием боковых сил (ветра, поперечной составляющей массы и  др.);

моментом, создаваемым различными по величине тяговой или тормозной  силами на колесах левого и правого  борта;

буксованием или скольжением  колес одного борта;

резким разгоном, торможением  или поворотом управляемых колес;

неодинаковой регулировкой колесных тормозов;

неисправностью в рулевом  управлении (большой люфт, заклинивание), разрывом шин и др.

Автомобиль с плохой курсовой устойчивостью занимает полосу, существенно  превышающую габаритную ширину. «Рыскание» по дороге требует от водителя постоянных корректирующих действий с целью  удержания автомобиля на полосе движения.

Под потерей автомобилем  устойчивости подразумевают опрокидывание  или скольжение автомобиля. В зависимости  от направления опрокидывания и  скольжения различают продольную и  поперечную устойчивость. Более вероятна и опасна потеря поперечной устойчивости, которая происходит под действием  центробежной силы, поперечной составляющей силы тяжести автомобиля, силы бокового ветра, а также в результате ударов колес о неровности дороги.

Показателями поперечной устойчивости автомобиля являются максимально  возможные скорости движения по окружности и углы поперечного уклона дороги (косогора).

Автомобиль может потерять поперечную устойчивость и во время  прямолинейного движения, если водитель очень резко повернет управляемые  колеса, хотя бы и на небольшой угол. Возникающая при этом центробежная сила может весьма быстро достигнуть значения силы сцепления шин с  дорогой и вызвать занос.

Если скорость автомобиля велика, а коэффициент сцепления  мал, то резкий поворот управляемых  колес вызовет занос автомобиля в течение весьма короткого промежутка времени. В особенно неблагоприятных  условиях это время может оказаться  меньше времени реакции водителя и он не успеет принять мер для  ликвидации начавшегося заноса. Чтобы  избежать потери автомобилем устойчивости, необходимо плавно уменьшать скорость до начала поворота, в особенности  на влажной и скользкой дороге.

Управляемость автомобиля

Управляемость - способность  автомобиля двигаться в направлении, заданном водителем.

Одной из характеристик управляемости  является поворачиваемость - свойство автомобиля изменять направление движения при неподвижном рулевом колесе. В зависимости от изменения радиуса поворота под воздействием боковых сил (центробежной на повороте, силы ветра и т.п.) поворачиваемость может быть:

-недостаточной - автомобиль  увеличивает радиус поворота;

-нейтральной - радиус  поворота не изменяется;

-избыточной - радиус поворота  уменьшается.

Различают шинную и креновуюповорачиваемость.

Шинная связана со свойством  шин двигаться под углом к  заданному направлению при боковом  уводе (смещении пятна контакта с  дорогой относительно плоскости  вращения колеса). При установке  шин другой модели поворачиваемость может измениться и автомобиль на поворотах при движении с большой скоростью поведет себя иначе. Кроме того, величина бокового увода зависит от давления в шинах, которое должно соответствовать указанному в инструкции по эксплуатации автомобиля.

Креноваяповорачиваемость связана с тем, что при наклоне кузова (крене) колеса изменяют свое положение относительно дороги и автомобиля (в зависимости от типа подвески). Например, если подвеска двухрычажная, колеса наклоняются в сторону крена, увеличивая увод.

Дальнейшим развитием  электронных систем, повышающих активную безопасность, является система управления движением (ESP - ElectronicalStabilityProgram,). Она улучшает управляемость и устойчивость автомобиля и выполняет функции АБС и ПБС. ESP получает информацию от датчиков числа оборотов колес, угла поворота рулевого колеса, положения педали акселератора, угловой скорости рыскания, поперечного ускорения и сравнивает траекторию, задаваемую водителем, с действительной. При отклонении от заданного курса система притормаживает определенное колесо и возвращает автомобиль на заданную траекторию.

Информативность

Одним из основных элементов  активной безопасности является информативность, то есть способность автомобиля обеспечивать необходимой информацией водителя и других участников движения. Недостаток информации от других транспортных средств  о состоянии дорожного покрытия и т. д. часто становится причиной ДТП с катастрофическим результатом.

Информативность - свойство автомобиля обеспечивать необходимой  информацией водителя и остальных  участников движения. Недостаточная  информация от других транспортных средств, находящихся на дороге, о состоянии  дорожного покрытия и т. д. часто  становится причиной аварии.

Информативность автомобиля подразделяют на внутреннюю, внешнюю  и дополнительную.

Внутренняя обеспечивает возможность водителю воспринимать информацию, необходимую для управления автомобилем.

Она зависит от следующих  факторов:

 

1.Обзорность должна позволять  водителю своевременно и без  помех получать всю необходимую  информацию о дорожной обстановке. Неисправные или неэффективно  работающие омыватели, система обдува и обогрева стекол, стеклоочистители, отсутствие штатных зеркал заднего вида резко ухудшают обзорность при определенных дорожных условиях.

2.Расположение панели  приборов, кнопок и клавиш управления, рычага переключения скоростей  и т. д. должно обеспечивать  водителю минимальное время для  контроля показаний, воздействий  на переключатели и т. п.

Внешняя информативность - обеспечение  других участников движения информацией  от автомобиля, которая необходима для правильного взаимодействия с ним.

В нее входят:

система внешней световой сигнализации,

расположение световозвращателей,

звуковой сигнал,

размеры, форма и окраска  кузова.

Окраска автомобиля должна обеспечивать световой и цветовой контраст с дорожным покрытием. Автомобили, окрашенные в яркие и светлые тона, реже попадают в аварии, чем автомобили, имеющие защитную окраску - черную, серую, темно-зеленую (их движение кажется  более медленным). Особенно велика вероятность  столкновения с такими автомобилями в условиях ограниченной видимости: в тумане, в сумерках или во время  дождя. Лучшие цвета, в которые следует  окрашивать автомобили, - это оранжевый, желтый, красный и белый.

В темное время суток особенно хорошо видны поверхности, на которые  нанесены краски с включением шаровой  катадиоптрической оптики или металлических  световозвращающих частиц. Значительно увеличивается дальность обнаружения автомобиля в свете фар (до 100 м) при наличии на кузове световозвращающих участков, создаваемых путем нанесения специальных красок.

К цветографической отделке внешней поверхности автомобиля предъявляются два требования:

-сигнальность, т.е. выделение автомобиля из транспортного потока;

-опознаваемость, т.е. обозначение при помощи цвета и маркировки назначения автомобиля (например, автомобили спецслужб).

Цвета высокой чистоты  с большими коэффициентами отражения (яркие), а также многоцветовая гамма при кратковременном наблюдении действуют возбуждающе на водителя, что способствует выделению автомобиля в транспортном потоке. При длительном наблюдении такие цвета оказывают резко утомляющее действие. Таким образом, красный и желтый цвета и их основные оттенки следует применять для окраски небольших по размеру автомобилей. Грузовые автомобили, автопоезда и автобусы необходимо окрашивать в так называемые холодные цвета (зеленый, голубой, синий и их оттенки) или темные цвета. Это снижает напряжение зрения и уменьшает утомляемость водителей встречных автомобилей. С этой же целью следует окрашивать в темные цвета с малым коэффициентом отражения части автомобилей, находящиеся постоянно в поле зрения водителя (капот, задняя часть кузова).

Неисправные указатели поворотов, стоп-сигналы, габаритные огни не позволят другим участникам дорожного движения вовремя распознать намерения водителя и принять правильное решение.

Передаваемая с помощью  светосигнальных приборов информация должна отвечать следующим требованиям: надежно восприниматься в любое  время суток и при любых  метеорологических условиях; быть понятной для всех участников движения, включая  и пешеходов; полностью исключать  двойственное толкование; быть надежной.

Информация о работе Активная и пассивная безопасность дорожного движения