Активная и пассивная безопасность дорожного движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 16:15, реферат

Краткое описание

Увеличение выпуска автомобилей и улучшение их эксплуатационных свойств приводит к повышению скорости и интенсивности движения, плотности транспортных потоков. В результате этого усложняются условия дорожного движения, повышается аварийность. Безопасность дорожного движения зависит от разных причин. Для удобства анализа все факторы, влияющие на дорожное движение и его безопасность условно делят на три взаимодействующих части: автомобиль, водитель, дорога.из трех элементов системы водитель-автомобиль - дорога наибольшей потенциальной опасностью обладает транспортное средство.

Содержание

Введение 3
1.Активная безопасность автомобиля 5
2.Пассивная безопасность автомобиля 22
3.Общие сведения о предприятии 28
Список использованной литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

КР Безопасность.docx

— 59.70 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение 3

1.Активная безопасность  автомобиля 5

2.Пассивная безопасность  автомобиля 22

3.Общие сведения о предприятии 28

Список использованной литературы 30 

Введение

 

Увеличение выпуска автомобилей  и улучшение их эксплуатационных свойств приводит к повышению  скорости и интенсивности движения, плотности транспортных потоков. В  результате этого усложняются условия  дорожного движения, повышается аварийность.

Безопасность дорожного  движения зависит от разных причин. Для удобства анализа все факторы, влияющие на дорожное движение и его  безопасность условно делят на три  взаимодействующих части: автомобиль, водитель, дорога.из трех элементов  системы водитель-автомобиль - дорога наибольшей потенциальной опасностью обладает транспортное средство.

Причиной дорожно-транспортного  происшествия часто является несоответствие одного из элементов системы водитель-автомобиль-дорога остальным элементам. Многие происшествия возникают из-за того, что требования дорожной обстановки выше возможностей человеческого организма или  конструкции транспортного средства. Воздействие на водителя дополнительных нагрузок, вызванных недостатками конструкции  автомобиля или его неудовлетворительным состоянием может резко ухудшить качество вождения, а в особенно неблагоприятных случаях привести к аварии. Напротив, удачная конструкция  автомобиля, компенсирующая психофизиологические недостатки человека, может способствовать повышению безопасности дорожного  движения.

Конструктивная безопасность автомобиля представляет собой сложное  свойство. Для удобства анализа ее делят на активную, пассивную, послеаварийную и экологическую безопасность.

Активная безопасность автомобиля - свойство автомобиля предотвращать  дорожно-транспортные происшествия (снижать  вероятность возникновения).

Пассивная безопасность автомобиля - свойство автомобиля уменьшать тяжесть  последствий ДТП.

Послеаварийная безопасность автомобиля - свойство автомобиля уменьшать  тяжесть последствий ДТП после  его остановки.

Экологическая безопасность автомобиля - свойство автомобиля, позволяющее  уменьшать вред, наносимый участникам движения и окружающей среде в  процессе его нормальной эксплуатации.

 Взаимосвязь различных  видов безопасности и противоречивость  требований, предъявляемых к конструкции  автомобиля, вынуждают конструкторов  и технологов принимать компромиссные  решения. При этом неизбежно  ухудшаются одни свойства, менее  существенные для автомобиля  данного типа, и улучшаются другие, имеющие большее значение.

 

1. Активная безопасность автомобиля

 

Сущность активной безопасности автомобиля заключается в отсутствии внезапных отказов в конструктивных системах автомобиля, особенно связанных  с возможностью маневра, а также  в возможности водителя уверенно и с комфортом управлять механической системой автомобиль - дорога.

Активная безопасность - это свойство автомобиля снижать  вероятность возникновения ДТП  или полностью его предотвращать. Оно проявляется в период, когда  в опасной дорожной обстановке водитель еще может изменить характер движения автомобиля. Активная безопасность зависит  от компоновочных параметров автомобиля (габаритных и весовых), его динамичности, устойчивости, управляемости и информативности  и т.д. Что мы сегодня с Вами подробно и рассмотрим на лекции.

Сущность основных функций  активной безопасности автомобиля - отсутствие внезапных отказов конструктивных систем автомобиля (отказная безопасность), особенно связанных с возможностью маневра, а также обеспечение  возможности водителя уверенно, с  комфортом управлять механической подсистемой «Автомобиль - Дорога» (эксплуатационная безопасность).

Важной функцией активной безопасности является соответствие тяговой  и тормозной динамики автомобиля дорожным условиям и транспортным ситуациям, а также психофизиологическим особенностям водителя. Возможность осуществления  маневра на ходу движения в основном зависит от тяговой и тормозной  динамики автомобиля:

-тормозная динамика влияет на величину остановочного пути, который должен быть наименьшим и, кроме того, тормозная система должна позволять водителю очень гибко выбирать необходимую интенсивность торможения;

-тяговая динамика в значительной степени влияет на уверенность водителя в таких дорожно-транспортных ситуациях, как обгон, объезд, переезд перекрестков и пересечение автомобильных дорог, т.е. при маневрировании в плане.

В тех же ситуациях, когда  торможение уже невозможно, тяговая  динамика имеет первостепенное значение для выхода из критических ситуаций.

Основными качествами конструкции  автомобиля, влияющими на активную безопасность, являются:

- компоновка автомобиля;

-устойчивость (способность автомобиля противостоять заносу и опрокидыванию в различных дорожных условиях при высоких скоростях движения);

-управляемость (эксплуатационные качества автомобиля, позволяющие осуществлять управление при наименьших затратах механической и физической энергии, при совершении маневров в плане для сохранения или задания направления движения);

-маневренность (качество автомобиля, характеризующееся величиной наименьшего радиуса поворота и габаритными размерами);

-стабилизация (способность элементов системы «ВАД» противостоять неустойчивому движению автомобиля или способность системы сохранить оптимальные положения естественных осей автомобиля при движении);

-тормозная динамичность;

-тяговая динамичность;

-информативность;

-комфортабельность;

-надежные шины;

-сигнализация и освещение.

К основным эксплуатационным свойствам, характеризующим "поведение" легкового автомобиля на дороге, относятся:динамичность, топливная экономичность, устойчивость, управляемость, проходимость и плавность  хода.

Автомобиль должен быть безопасным в любых условиях. Требования конструктивной безопасности должны быть сохранены  в течение всего срока службы автомашины. Каждый водитель должен уметь  критически оценивать эти свойства и принимать меры к их сохранению.

Возможность безопасного  управления зависит от умения водителя оценивать и использовать активную безопасность автомобиля - свойство автомобиля предупреждать ДТП или снижать  вероятность его возникновения. Овладев этим свойством, водитель сможет изменить характер движения автомобиля в начальной стадии опасной ситуации и предупредить ДТП.

Активная безопасность автомобиля - комплекс его свойств, снижающих  возможность возникновения дорожно-транспортных происшествий.

Ее уровень определяется множеством параметров, указанных в  первом вопросе и основные из них  мы рассмотрим ниже.

Безотказность автомобиля

Безотказность узлов, агрегатов  и систем автомобиля является определяющим фактором активной безопасности. Особенно высокие требования предъявляются  к надежности элементов, связанных  с осуществлением маневра - тормозной  системе, рулевому управлению, подвеске, двигателю, трансмиссии и т. д. Повышение  безотказности достигается совершенствованием конструкций, применением новых  технологий и материалов.

Безотказность - это свойство автомобиля непрерывно сохранять работоспособность  в течение определенного времени  или пробега. Для оценки безотказности  применяются следующие основные показатели: вероятность безотказной  работы; вероятность отказа; плотности  вероятности безотказной работы; средняя наработка до отказа; средняя  наработка на отказ; интенсивность  отказов; параметр потока отказов, ведущая  функция потока отказов.

Компоновка автомобиля

Переднемоторная - компоновка автомобиля, при которой двигатель расположен перед пассажирским салоном. Является наиболее распространенной и имеет два варианта: заднеприводную (классическую) и переднеприводную.

Последний вид компоновки получил в настоящее время  широкое распространение благодаря  ряду преимуществ перед приводом на задние колеса:

-лучшей устойчивости  и управляемости при движении  на большой скорости, особенно  по мокрой и скользкой дороге;

-обеспечению необходимой  весовой нагрузки на ведущие  колеса;

-меньшему уровню шума, чему способствует отсутствие  карданного вала.

В то же время переднеприводные автомобили обладают и рядом недостатков:

-при полной нагрузке  ухудшается разгон на подъеме  и мокрой дороге;

-в момент торможения  слишком неравномерное распределение  веса между осями (на колеса  передней оси приходится 70-75 % веса  автомобиля) и соответственно тормозных  сил;

-шины передних ведущих  управляемых колес нагружены  больше, соответственно более подвержены  износу;

-привод на передние  колеса требует применения сложных  узлов - шарниров равных угловых  скоростей (ШРУСов);

-объединение силового  агрегата (двигатель и коробка  перемены передач) с главной  передачей усложняет доступ к  отдельным элементам.

Компоновка с центральным  расположением двигателя, когда  он находится между передней и  задней осями, для легковых автомобилей  является достаточно редкой. Она позволяет  получить наиболее вместительный салон  при заданных габаритах и хорошее  распределение весовой нагрузки по осям.

Заднемоторная компоновка с  расположением двигателя за пассажирским салоном была распространена на микролитражных автомобилях. При приводе на задние колеса она позволяла получить недорогой  силовой агрегат и распределение  такой нагрузки по осям, при которой  на задние колеса приходится около 60 % веса. Это положительно сказывалось  на проходимости автомобиля, но отрицательно на его устойчивости и управляемости, особенно на больших скоростях. Автомобили с этой компоновкой выпускаются  в настоящее время практически  только фирмами, традиционно использующими  эту компоновку («Фольксваген», «Рено», «Порше» и др.).

Тормозная динамичность

Возможность предотвращения ДТП чаще всего связана с интенсивным  торможением, поэтому необходимо, чтобы  тормозные свойства автомобиля обеспечивали его эффективное замедление в  любых дорожных ситуациях.

То есть тормозная динамичность - это способность автомобиля к  экстренной остановке в случае внезапного появления препятствия на пути движения.

Для выполнения этого условия  сила, развиваемая тормозным механизмом, не должна превышать силы сцепления  с дорогой, зависящей от весовой  нагрузки на колесо и состояния дорожного  покрытия. Иначе колесо заблокируется (перестанет вращаться) и начнет скользить, что может привести (особенно при  блокировке нескольких колес) к заносу автомобиля и значительному увеличению тормозного пути.

Чтобы предотвратить блокировку, силы, развиваемые тормозными механизмами, должны быть пропорциональны весовой  нагрузке на колесо. Реализуется это  с помощью применения на передней оси более эффективных дисковых тормозов, а на задней - барабанных, причем с ограничителем тормозных  сил.

На современных автомобилях  используется антиблокировочная система  тормозов (АБС), корректирующая силу торможения каждого колеса и предотвращающая  их скольжение.

Зимой и летом состояние  дорожного покрытия разное, поэтому  для наилучшей реализации тормозных  свойств необходимо применять шины, соответствующие сезону.

Тяговая динамичность

Тяговая динамичность характеризует  способность автомобиля производительно  выполнять транспортные функции. Чем  динамичнее автомобиль, тем он способен быстрее разгоняться и двигаться  с более высокой скоростью  в разнообразных условиях движения. Повышение тяговой динамичности возможно за счет увеличения удельной мощности двигателя и улучшения  его приемистости, что достигается  уменьшением массы автомобиля, улучшением его обтекаемости, совершенствованием конструкции двигателя, трансмиссии  и ходовой части. Автомобиль, обладающий относительно более высокой тяговой  динамичностью, в реальных дорожных условиях обладает большим запасом  мощности, который может расходоваться  на преодоление дорожных сопротивлений  и на разгон.

Тяговые свойства (тяговая  динамика) автомобиля определяют его  способность интенсивно увеличивать  скорость движения. От этих свойств  во многом зависит уверенность водителя при обгоне, проезде перекрестков. Особенно важное значение тяговая динамика имеет для выхода из аварийных  ситуаций, когда тормозить уже  поздно, маневрировать не позволяют  сложные условия, а избежать ДТП  можно, только опередив события.

 

Так же как и в случае с тормозными силами, сила тяги на колесе не должна быть больше сцепления с  дорогой, в противном случае оно  начнет пробуксовывать. Предотвращает  это противопробуксовочная система (ПБС). При разгоне автомобиля она подтормаживает колесо, скорость вращения которого больше, чем у остальных, а при необходимости уменьшает мощность, развиваемую двигателем.

Информация о работе Активная и пассивная безопасность дорожного движения