Автомобильный хладотранспорт, авторефрижераторы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 10:44, реферат

Краткое описание

Сохранение скоропортящихся продуктов может быть обеспечено, если для этого есть все необходимые средства, т.е. холодильники на местах сбора продуктов и производства их погрузки, изотермический подвижной состав и холодильники в местах потребления продукции. Необходимо, чтобы во всех звеньях этой цепи для каждого продукта поддерживался оптимальный режим хранения и перевозки.

Содержание

Введение 3
Автомобильный хладотранспорт, авторефрижераторы 4
Водный хладотранспорт 6
Воздушный холодильный транспорт 7
Железнодорожный холодильный транспорт 9

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 34.81 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 3

Автомобильный хладотранспорт, авторефрижераторы 4

Водный хладотранспорт 6

Воздушный холодильный транспорт 7

Железнодорожный холодильный транспорт 9

 

 

 

 

 

Введение

 

Обеспечение быстрой и качественной транспортировки  скоропортящефйся  продукции от  производителей  к потребителям  имеет не  только  важное  экономическое,  но  и социальное  значение,  поскольку снабжение населения продуктами  питания – одна  из  главнейших  задач любого  государства.

Большинство  сельскохозяйственных  пищевых  продуктов  относятся  к  группе  скоропортящихся,  которые  требуют  специальных  условий  хранения  и  транспортировки.  Даже  при  кратковременном  хранении  в  обычных  условиях  ухудшается  их  качество.  Сочетание  целого  ряда  причин  приводит  к  порче  продуктов – это  и  химический  состав  самого  продукта,  и  наличие  в  продуктах  и  на  поверхности  микроорганизмов,  и  неблагоприятные  условия  хранения.  Чтобы  продлить  срок  хранения  продуктов  с  давних  пор  использовались  различные  способы  их  консервирования,  в  том  числе  холод.

Сохранение  скоропортящихся  продуктов  может  быть  обеспечено,  если  для  этого  есть  все  необходимые  средства,  т.е.  холодильники  на  местах  сбора  продуктов  и  производства  их  погрузки,  изотермический  подвижной  состав  и  холодильники  в  местах  потребления  продукции.  Необходимо,  чтобы  во  всех  звеньях  этой  цепи  для  каждого  продукта  поддерживался  оптимальный  режим  хранения  и  перевозки.

В  условиях  рыночной  экономики  отправитель  вынужден  заботится о качестве  продукции,  о её  продвижении,  в противном случае  он  потеряет  клиентуру.  Все – и отправители,  и посредники,  и транспортные  организации,  и получатели  заинтересованы  в качественной  и своевременной доставке  грузов.  В новых условиях  проблему  доставки  скоропортящихся грузов  можно решать  путём системного  подхода,  базирующегося  на  принципах  логистики,  которая  нацелена  на  организацию  процесса  качественной  доставки  грузов  «точно  в  срок»,  без  сверхнормативных  потерь,  с  минимальными  затратами.

Автомобильный хладотранспорт, авторефрижераторы

Автомобильный холодильный транспорт является единственным средством, осуществляющим внутригородские перевозки пищевых продуктов. Его используют также для междугородных, межобластных и международных перевозок. Преимущество автомобильного транспорта заключается в том, что он позволяет осуществлять бесперегрузочные (прямые) перевозки от производителя до потребителя, где бы они ни располагались. По сравнению с железнодорожным транспортом он обладает большей мобильностью и оперативностью. Однако стоимость автомобильных перевозок выше и ограничена наличием сети автомобильных дорог.

Различают два  основных типа средств холодильного автотранспорта: изотермические автомобили и авторефрижераторы. Изотермические автомобили имеют теплоизолированный кузов, препятствующий недопустимому  повышению (понижению) температуры  перевозимых продуктов. Авторефрижераторы оснащены автономными холодильными установками и имеют теплоизолированный кузов. В качестве охлаждающей системы в них используют компрессорные холодильно-отопительные машины или установки с расходуемым охлаждающим веществом — жидким азотом, сухим льдом и др.

Изотермические  автомобили имеют теплоизолированный кузов, но не оснащаются холодильной установкой. Температура в кузове изотермического автомобиля поддерживается в определенных пределах за счет холода, аккумулированного грузом, или одним из источников холода — сухим и водным льдом, льдо-соляной смесью, эвтектическими растворами в специальных аккумуляторах (зероторами). Источник холода вводится в кузов совместно с грузом.

Незначительный  запас холода — и невозможность регулирования температуры в рабочих помещениях изотермических автомобилей не позволяет продолжительно транспортировать в них скоропортящийся продукт. Поэтому изотермические автомобили применяют в основном во внутригородских или областных перевозках.

Для перевозки  в зимних условиях грузов, требующих  положительных температур, изотермические автомобили оборудуют отопителями. В качестве изотермических применяют автомобили малой (до 1 т) и средней грузоподъемности (2–5 т).

В качестве авторефрижераторов используются автомобили средней и большой (5–20 т) грузоподъемности. Авторефрижераторы большой грузоподъемности используют для перевозок на большие расстояния, включая международные перевозки.

Кузова изотермических автомобилей и авторефрижераторов могут выполняться заодно с автомобилем  или в виде полуприцепа. Основными  элементами кузова являются: каркас, внутренняя и наружная обшивка, теплоизоляция, дверная рама с дверным полотном и настил пола.

Для охлаждения изотермических автомобилей используют водный лед, льдосоляную смесь, а также зероторы с эвтектическими раствора-ми. Водный лед или льдосоляную смесь загружают в бочки различной формы, которые размещают в специальных «карманах» под потолком или у боковых стен кузова. Зероторы (специальные металлические формы различной конфигурации) заполняют эвтектическим раствором и замораживают в холодильных камерах. Затем зероторы размещают в кузове на потолке или боковых стенах. Таким образом, в кузове изотермического автомобиля температура поддерживается в определенных пределах за счет холода, аккумулированного грузом или введением источников холода.

В авторефрижераторах применяют следующие способы охлаждения: машинное, аккумуляционное, сухим льдом, сжиженными газами, комбинированное.

Для авторефрижераторов наиболее распространенным является машинное охлаждение с использованием автоматизированной холодильной установки компрессионного типа. Выпускают машины с приводом от двигателя автомобиля, с приводом от самостоятельного двигателя внутреннего сгорания, а также с электроприводом от собственной дизель-генераторной установки. Конденсатор и воздухоохладитель ребристотрубные с принудительным обдувом. Воздухоохладитель монтируют обычно на передней стенке грузового отделения.

Аккумуляционная система состоит из компрессорно-конденсаторного агрегата, установленного вне кузова, и охлаждающих приборов аккумуляционного типа, смонтированных в кузове. Охлаждающие приборы — плоские металлические сосуды, (плиты) из нержавеющей стали, заполненные эвтектическим раствором. Внутри плит размещены испарители холодильной машины — трубчатые теплообменники, по которым циркулирует хладагент или охлаждающий раствор. Эвтектический раствор в плитах замораживают во время работы холодильной машины на стоянке автомобиля. В кузове поддерживается необходимая для транспортирования температура за счет таяния эвтектического раствора. 

Водный  хладотранспорт

Транспортно-рефрижераторные морские и речные суда используют для внутренних и внешнеторговых перевозок скоропортящихся грузов. Суда могут быть универсальные, осуществляющие перевозку продуктов при различных температурах, и специальные — для перевозки отдельных видов продуктов, требующих определенной температуры. Для перевозки замороженных продуктов используют низкотемпературные суда, охлажденных —высокотемпературные. Эксплуатируют также и многоцелевые суда, перевозящие и обычные, и скоропортящиеся грузы (они имеют рефрижераторные трюмы). Объем трюмов рефрижераторных судов составляет: 3500 м (на рыболовно-морозильных), 9000 м3 (на плавбазах) и от 500–800 до 10 000–17 000 м3 (на транспортных) рефрижераторах. На судах пользуются следующими системами охлаждения: фреоновые системы непосредственного охлаждения (для провизионных и морозильных камер и трюмов малотоннажных судов), рассольная система (и особенно панельная — для перевозки мороженых грузов), воздушная система. Холодильные машины размещают по централизованной (в одном месте) и децентрализованной схемам.

Холодильные камеры размещают в трюмах и твиндеках (надтрюмных помещениях) судов.

Воздушный холодильный транспорт

Воздушный холодильный  транспорт непрерывно развивается, так как потребность в свежих (высококачественных) продуктах постоянно  увеличивается. Им в настоящее время  перевозятся многие виды скоропортящихся  продуктов. Однако вследствие высокой  стоимости основную часть всего  объема перевозок составляют продукты, быстро теряющие качество и имеющие  высокую стоимость: морские деликатесные продукты, экзотические фрукты, ягоды, цветы. Существует много постоянно действующих линий воздушных перевозок, например: морепродуктов из Японии в США и Европу, мяса и ягод из Австралии в Европу, ягод и цветов из Израиля в Европу, цветов из Сингапура в Японию и др. Перевозимые продукты размещают на поддонах и в контейнерах, различных по вместимости, конструкции, с теплоизоляцией и без нее, приспособленных к транспортированию в самолетах. Предварительное охлаждение продуктов предусмотрено в основном на постоянно действующих линиях перевозок.

Современные контейнеры для воздушного транспорта имеют алюминиевый каркас, изоляцию из пенополиуретана толщиной 10—25 мм. Размерами, формой и вместимостью они также отличаются от контейнеров для наземного и водного транспорта. Их характеристики пока не регламентированы международными стандартами. Для перевозки относительно небольших партий продуктов используют контейнеры вместимостью до 3 м3, которые могут транспортироваться пассажирскими и транспортными самолетами с фюзеляжами различного типа. Пример тому — контейнер-тележка, теплоизолированная пенополиуретаном толщиной 10 мм, вместимостью приблизительно 0,25 м3, внутри которого поддерживается температура воздуха 4—10°С. На постоянно действующих линиях воздушных перевозок используют контейнеры большей вместимости, например контейнеры половинной ширины фюзеляжа (рис. 12.8, а) вместимостью до6 м3 и полной ширины фюзеляжа (рис. 12.8, б) вместимостью до 20 м3.

Для охлаждения продуктов, перевозимых в герметичных  помещениях, используют забортный воздух, температура которого на большой  высоте может быть ниже —55°С. Этим воздухом, сжатым и несколько подогретым, вентилируют герметичные помещения с кратностью приблизительно 15 объемов в час. Система охлаждения проста, но она работает только во время полета. При стоянке и разгрузке (загрузке) температура продуктов значительно повышается. Поэтому существуют и другие системы. Так, для охлаждения контейнеров используют бортовую (самолетную) холодильную установку (с воздушными и паровыми компрессорами), навесные парокомпрессорные агрегаты, жидкий азот, жидкий и твердый диоксид углерода. Последний наиболее распространен. Например, при транспортировании в контейнере-тележке предварительно охлажденных продуктов достаточно 2–2,5 кг сухого льда для поддержания температуры не выше 9°С в течение 5 ч полета при температуре окружающего контейнер воздуха 23°С.

Сухой лед  используют и в системах охлаждения, поддерживающих заданную температуру  в узком диапазоне. Вариант такой  системы охлаждения показан нарис. 12.9. Сухой лед размещают в бункере 2, корпус которого выполнен из металлических плит (панелей), заполненных хладоном, соединяющихся с металлическими панельными батареями 2, расположенными в охлаждаемом грузовом пространстве контейнера. Реле температуры, воздействуя на соленоидные вентили 1' и 2', поддерживает заданную температуру в контейнере. Есть более простые по устройству системы охлаждения, например содержащие бункер с сухим льдом и вентилятор с электродвигателем, питаемым от электрических батарей. Реле температуры, воздействуя на привод вентиляторов, поддерживает требуемую температуру.

При перевозке  контейнеров, охлаждаемых сухим  льдом, в герметичных фюзеляжах  возникает проблема, связанная с  повышением концентрации С02, значение которой не должно превышать 0,5% по объему. Значение концентрации можно изменять, влияя на кратность обмена воздуха  в герметичном пространстве, если известны скорость сублимации сухого льда и вместимость герметичного пространства. Например, самолет «Боинг-747» (объем 650 м3)может вместить до 50 контейнеров-тележек, содержащих не более 125 кг сухого льда, который сублимирует со скоростью 0,2 кг газа на 1 кг твердого С02 в час, должен вентилироваться с кратностью не менее 5 объемов в час.

Железнодорожный холодильный транспорт

Из общего объема междугородных перевозок  скоропортящихся продуктов на долю железнодорожного холодильного (рефрижераторного) транспортаприходится почти 90%. Хотя в объеме перевозок всех грузов по железной дороге доля перевозок скоропортящихся грузов составляет всего 3%, это оказывается существенным, так как стоимость перевозки 1 т скоропортящихся продуктов на порядок выше средней стоимости перевозки по железной дороге 1 т других грузов. Основным видом железнодорожного холодильного транспорта являются вагоны, которые по назначению подразделяют на универсальные и специальные. Специальные вагоны приспособлены для перевозки только отдельных видов продуктов, например молока, вина.Универсальные вагоны, предназначенные для перевозки всех видов продуктов, делят на изотермические и холодильные с машинным и безмашинным охлаждением.

Кузова вагонов  изготавливают в основном цельнометаллическими, с несущими гофрированными стенками, подкрепленными элементами из гнутых профилей. Между наружной и внутренней обшивками располагаются теплоизоляционный и паро-изоляционные материалы. Внутреннюю обшивку вагонов выполняют из гофрированных металлических (оцинкованная сталь, алюминий) или пластмассовых листов. Кузова вагонов могут быть и бескаркасными из трехслойных панелей типа сэндвич. Кузова грузовых вагонов имеют дверной проем, закрываемый дверями распашного или прислоненно-задвижного типа с резиновым уплотнением и запорным механизмом. Внутри на полу находится настил в виде металлических (стальных, алюминиевых) решеток, шарнирно прикрепленных к продольным стенкам, которые образуют каналы для прохода воздуха под грузом.

Изотермические  вагоны. Неохлаждаемые вагоны, имеющие теплоизоляцию, составляют незначительную часть отечественного изотермического подвижного состава. В основном это специальные вагоны — цистерны для молока и вина. За рубежом, например в США, изотермические вагоны преобладают в парке холодильного подвижного состава. Это обусловлено несколькими причинами, а в частности: хорошо развитой системой предварительного охлаждения продуктов; применением эффективной изоляционной конструкции, допускающей изменение температуры в кузове не более 0,8 К за сутки. В изотермических вагонах перевозят продукты, допускающие изменение температуры в процессе перевозки на 8 К и при этом сохраняющие приемлемое качество. Продукты, подлежащие перевозке в таких вагонах, можно разделить на три группы: мороженые, охлажденные и не допускающие подмораживания. Мороженые продукты (мясо, молочные продукты, рыба) перевозят при температурах −6…-12°С, охлажденные (масло, жиры, сыр)−5…-3°С. Существенным преимуществом изотермических вагонрв является отсутствие холодильного и нагревательного оборудования, а следовательно, и необходимости снабжения их энергоносителем, технического обслуживания в пути следования.

Информация о работе Автомобильный хладотранспорт, авторефрижераторы