Автомобили АЗЛК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 01:23, дипломная работа

Краткое описание

АЗЛК с конца шестидесятых годов активно работал над заднеприводными автомобилями, промежуточными по классу между моделями ВАЗ и «Волгой» (см. статьи Москвичи серии 3-5 и Москвичи серии С); к середине десятилетия работы были доведены до стадии предсерийных образцов. Однако, наладить серийное производство не удалось из-за начавшихся осенью 1976 года перестановок в руководстве АЗЛК и других причин. Один из разработчиков, дизайнер Игорь Зайцев, вспоминает: Полностью сменилось руководство завода: пришла «зиловская» команда с бредовыми идеями и смутным представлением о легковом автомобилестроении. Начались реорганизации и бесконечные поиски зарубежного партнера с готовой моделью и отработанной технологией, по аналогии с ВАЗом.

Вложенные файлы: 1 файл

москвич для диплома.docx

— 34.25 Кб (Скачать файл)

 

К сожалению, привязка формы  задней части автомобиля к французскому прототипу не дала в полной мере использовать имевшиеся на тот момент наработки по улучшению аэродинамики, — в частности, отмечается, что  одно лишь небольшое (на 5-10°) изменение  угла наклона задней стенки кузова в сторону уменьшения позволило  бы снизить коэффициент лобового сопротивления на существенную величину в пять-шесть сотых[4].

 

Между тем, характер обтекания  кузова «Москвича» был таким, что  заднее стекло — в отличие от хетчбэков ВАЗ — практически не забрызгивалось при езде, что позволило отказаться от стеклоочистителя задней двери в базовой комплектации.

 

Любопытно, что дизайн передней части в финальном виде весьма напоминал один из опытных «Москвичей»  серии «С»,— С-3, то есть, более  ранние собственные наработки АЗЛК в этой области всё же в какой-то мере оказались востребованы. Следует  отметить, что в процессе проектирования внешности автомобиля было перебрано  весьма большое число вариантов  оформления, и в серию из них  пошёл достаточно серьёзно переработанный относительно как оригинала, так и изначальных вариантов.

 

 Седан «Москвич-2142»  был предметом вожделения многих  российских автолюбителей, но  массовым так и не стал.

 

Наряду с базовой моделью  с кузовом «хетчбэк» была разработана и модификация с кузовом «седан» — «Москвич-2142», причём работы по нему велись уже на основе готового хетчбека, что существенно затруднило работу над автомобилем. Игорь Зайцев вспоминает[1]: Мы воевали с начальством: нельзя так проектировать автомобили. Все модификации должны создаваться параллельно: и хэтчбек, и седан, и универсал. А когда начинаешь вот так, вдогонку — ничего не стыкуется!

 

Доходило до смешного: приходилось бороться за то, чтобы сделали подсветку в перчаточном ящике или карманы в дверях. В ответ — аргумент: зачем это надо? Трудно это объяснить ведущему конструктору, который в свои сорок пять лет ни разу за рулем не сидел.

 

Пепельницу конструировал  человек, который никогда в жизни  не курил! Ты представляешь, спрашиваю, что ты сделал? Ей же пользоваться невозможно! Ни культуры проектирования, ни культуры производства. 

 

 

Как результат, эта модель так и не пошла в массовую серию, было построено только определённое количество прототипов и опытных  образцов, часть из которых впоследствии попала в руки к индивидуальным владельцам. Вместо пуска «народного» седана «2142», завод с конца девяностых сосредоточил свое внимание на создании «эксклюзивных» версий стретчей и купе на его базе, что на фоне стремительно падавшего качества серийных автомобилей (значительная часть из которых в последние годы работы предприятия отгружалась просто в недоукомплектованном виде) вполне закономерно стало одним из факторов, приведших к финансовому краху и последующему банкротству предприятия.

 

Югославская фирма «Прогресс» в своё время изготовила прототип универсала на базе «Москвича».

 

Кроме того, было выпущено определённое количество автомобилей с кузовом  «пикап», имевших рессорную зависимую  заднюю подвеску, часть из которых  была оборудована в качестве спецмодификации для таксопарков.

[править]

Особенности семейства

 

 Салон Москвича-2141 просторен  и достаточно комфортабелен, но  относительно плохо отделан даже  по меркам советского автопрома,  особенные нарекания вызывала  очень «шумная» панель приборов.

 

Для семейства «Москвич-2141»  характерны вместительные салон  и багажное отделение (увеличиваемое  за счет складывания заднего сиденья), эффективное отопление салона, лёгкое рулевое управление, хорошая управляемость  на высоких скоростях и проходимость по заснеженным и загрязненным дорогам. Высокая ремонтопригодность автомобиля частично искупала несовершенство и  ненадёжность применявшихся на нём  узлов и агрегатов.

 

По совокупности потребительских  характеристик, «Москвич-2141» в наибольшей степени отвечал понятию «семейный  автомобиль», превосходя более тесные малолитражные модели ВАЗ. По эргономике водительского места «Москвич», по многим оценкам, превосходит все остальные советские автомобили на десятилетие вперёд, включая более позднее «десятое» семейство ВАЗ’ов.

 

Однако, при всех своих  положительных качествах, «41-й» Москвич, «временно» стартовавший на двигателях ВАЗ-2106-70 («Москвич-2141») и УЗАМ-331.10 («Москвич-21412»), так и не дождался своего собственного современного двигателя, что в решающей степени и предопределило неудачную  судьбу автомобиля.

 

Кроме того, качество комплектующих  и сборки, а особенно — грунтовки  и окраски кузовов на АЗЛК было нестабильным и в целом откровенно неудовлетворительным, причём с годами всё более ухудшалось. Кузов среднестатистического  автомобиля начинал корродировать уже в первый год эксплуатации, что отрицательно сказывалось на имидже модели.

 

Во второй половине девяностых завод начал использовать импортные  комплектующие для повышения  надежности (новые двигатели, тормозные  системы, фары), но это приводило  к росту цены и не решало главной  проблемы с «цветущим» кузовом. Кроме  того, последние товарные партии автомобилей  были выпущены заводом в неукомплектованном виде и дособирались по сути в кустарных условиях.

 

Модификация М-21412 отличается неудачным сочетанием уфимского  двигателя УЗАМ-331.10 (модификация  устаревшего УЗАМ-412 с вихревыми  камерами сгорания), имевшего совершенно неадекватные массе и размерам автомобиля рабочий объём и мощность, с  более современной экипажной  частью. В результате, автомобиль не обладал необходимой мощностью и динамикой, к тому же адаптация мотора под новый моторный отсек была произведена не вполне удачно, так что ряд узлов и навесных агрегатов (прежде всего — распределитель зажигания и расширительный бачок системы охлаждения) оказались самыми уязвимыми и дополнительно снижали и без того невысокую надёжность автомобиля.

[править]

Модернизация: «Святогор»

 

 Москвич-214145 «Святогор»

 

 Москвич-214145 «Святогор»

 

Модернизированная версия автомобиля «Москвич-2141» дебютировала в 1997 году. Обновлённый автомобиль получил  не только новый индекс (2141-02) и собственное  имя «Святогор», но и заметно изменённую внешность и более мощный двигатель. Благодаря новым фарам фирмы «Hella», внешность автомобиля стала более привлекательной и меньше выделялась на фоне иностранных моделей середины девяностых годов.

 

Ввиду отсутствия собственного двигателя с удовлетворительными  характеристиками, руководство ОАО  «Москвич» решило использовать мотор F3R272 фирмы Renault объёмом 2,0 л (модификация −214145 «Святогор» — 104,5 л.с. (брутто — 113 л.с.)). Современный французский двигатель значительно улучшил надежность, динамические и скоростные характеристики автомобиля. Установка более мощного двигателя повлекла за собой изменение узлов трансмиссии и тормозов на более надежные и современные иностранного производства (использовалось сцепление Valeo и вакуумный усилитель тормозов фирмы Lucas). Кроме того, на М-214145 был уменьшен клиренс.

 

Однако, на значительную часть выпуска продолжали ставить прежние двигатели ВАЗ-2106 и УЗАМ-3317 (отдельные партии «Святогоров» комплектовались 1,8-литровыми двигателями ВАЗ-2130 и УЗАМ-3313/3318).

[править]

Проект дальнейшей модернизации

 

В конце девяностых годов  на заводе был разработан проект дальнейшей модернизации автомобиля. «Святогор» должен был получить новый передок, полностью новые бампера под  цвет кузова с резиновыми вставками, заднюю часть с выступающим третьим  объёмом, резиновые молдинги на боковине, современную светотехнику и полностью новый салон. Проект был доведён до стадии демонстрационных макетов — существовало несколько вариантов.

[править]

Москвичовские «князья»

 

Новое руководство предприятия  решило расширить модельный ряд  за счет более рентабельных (по его  мнению) автомобилей среднего класса.

 

В 1997 году появился мелкосерийный  М-2141R5 «Юрий Долгорукий» с удлинённым на 200 мм кузовом хэтчбэк и аналогично удлинённый седан Москвич-2142R5 «Князь Владимир». Именно «Князь Владимир» в декабре 1998 года стал 5-миллионным автомобилем марки «Москвич».

 

 

В августе 1998 года на МИМС-1998 скандально дебютировал седан бизнес-класса Москвич «Иван Калита», (не)заслуживший уничтожительные отзывы общественности за нелепый дизайн передней части.

 

В 1999 году на его базе было выпущено двухместное купе «Дуэт», производившееся под заказ, а  несколько позднее — более  бюджетный вариант «Дуэт-2» на базе «Князя Владимира».

[править]

Прекращение производства

 

В связи с дефолтом 1998 года оснащение «Святогоров» импортными моторами Renault оказалось невозможным, а поставки двигателей ВАЗ и УЗАМ отличались нестабильностью и завышенными ценами. Кроме того, дорогие мелкосерийные «князья» не пользовались спросом даже у госорганов — хотя закупку партии седанов «Князь Владимир» и «Иван Калита» в конце девяностых предприняла столичная мэрия.

 

ОАО «Москвич» вынуждено  было постоянно сокращать объёмы производства всех моделей, распродавало сторонним организациям отдельные  производственные линии (например, производство пластмассовых изделий). В 2001 году «Москвич»  выпустил всего 800 автомобилей, в то время как для рентабельности производства нужно было продавать  хотя бы 40 тысяч машин в год. В  результате 4 марта 2002 года главный  конвейер АЗЛК был остановлен навсегда. В Киеве Москвич-2141 собирался  до 2002 года.

[править]

Пикап «Москвич-2335»

 

Коммерческий пикап «Москвич-2335» (его металлическая однобортовая платформа была унифицирована с прицепом производства того же АЗЛК) грузоподъёмностью 640 кг и выполненный на базе 2141 универсал повышенной вместимости «Москвич-2901» (надстройка 5-дверного кузова с высокой крышей была металлической), появился в 1991 году и через два года пошёл в серию. Задняя подвеска пикапа и УПВ была выполнена зависимой на рессорах. В конце 90-х производство пикапа было передано на Омский завод ОМП, а УПВ — на Киевский авторемонтный завод № 5. В 2000 году на базе пикапа были созданы модификации со сдвоенной кабиной и полным приводом, но серийно их уже не выпускали. Пикап, как и базовый хэтчбек отличался низкой коррозионной стойкостью кузова, неподходящим двигателем, а также неоптимальной развесовкой, не позволявшей при полной загрузке трогаться на обледенелом подъёме. Сборка пикапа была свёрнута в Омске в 2002 году.

[править]

Безопасность

 

Безопасность автомобиля Москвич-2141 довольно высокая даже по нынешним меркам, несмотря на то, что  он начал выпускаться ещё в 1986 году. Это объясняется наличием длинного переднего свеса, который в случае лобового столкновения принимает на себя большую часть удара, тем  самым защищая водителя и пассажиров.

[править]

Интересные факты

Виктор Цой являлся  владельцем автомобиля Москвич-2141, на котором и погиб в автокатастрофе.

Первые 245 автомобилей, выпущенных в конце 1986 года, по решению Московского  горисполкома достались работникам АЗЛК и ветеранам Великой Отечественной  войны; массовый выпуск начался в 1987 году.[5].

Главный дизайнер проекта  Игорь Зайцев так оценивает проблемы, существовавшие на АЗЛК, и в том  числе приведшие к относительной  неудаче проекта М-2141[1]: 

Ни культуры проектирования, ни культуры производства. А ведь это  достигается только опытом! Я, проработав на АЗЛК двадцать пять лет, спроектировал шесть машин. Это немало, хотя Джуджаро к тридцати шести годам сделал более тридцати автомобилей. Но те, кто проектировал, скажем, коробки передач, успевали за всю жизнь сделать одну-две. Это ничтожно мало! 

 

 

Это может быть отнесено и  к советской автомобильной промышленности этого периода в целом.

Борис Ельцин являлся владельцем автомобиля Москвич-2141 серебристого цвета.

По данным журнала "За рулём" за 2010 год появилось 4 новых автомобиля "Москвич". Это можно обьяснить либо ошибкой журналистов либо тем что эти 4 автомобиля были собраны из запчастей.

[править]

В игровой и сувенирной индустрии

 

Масштабная модель автомобиля 1/43 в СССР и России выпускается  на саратовском заводе "Тантал" с конца 1980-х гг., имея несимметричную форму задних дверей.

 

Модель «Москвича-2141» в  масштабе 1/43 вышла 3 августа 2010 года в  России в рамках серии «Автолегенды СССР» от издательства «ДеАгостини».

 

Также модель существует в  журнальной серии Культовые автомобили Польши того же производителя.


Информация о работе Автомобили АЗЛК