Эстетические показатели мебели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 12:07, курсовая работа

Краткое описание

Эстетические показатели должны удовлетворять требованиям, исходящим из того, что мебель имеет не только утилитарное назначение, но и украшает жилище. Поэтому она должна иметь красивый внешний вид, пропорциональное соотношение между отдельными элементами, хорошо вписываться в помещение и сочетаться с другими предметами интерьера. Функциональные и декоративные элементы мебели должны быть подобраны по размерам, рисунку, цвету ткани, облицовочный материал должен быть без перекосов и морщин.

Содержание

Введение……………………………………………………………….…..3
1 Стилевые направления мебельных товаров…...…………………….4
2 Эстетические свойства………………………..………………..….…..22
Заключение…………………………...……………………………..…..28
Список используемых источников……………………………………..29

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик - копия.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)

В поздней романской мебели появляются формы выражения, характерные для  последующих стилей: первые признаки архитектурного членения — колонны, аркады, профильные карнизы.

В средневековье мебель в основном ставилась вплотную к стенам, позднее этот порядок нарушается, мебель размещается более свободно

Декоративные элементы романского стиля использовались беспорядочно, в сочетании с мотивами искусства  варварских народов: стилизованные  листья, гроздья, мистические животные, геометрические орнаменты.. В мебели часто применялась оковка железными полосами. Материалом для изготовления мебели служили дуб, ель, кедр.

Романская мебель в точности отвечала менталитету и уровню жизни раннего  средневековья, удовлетворяя лишь элементарные потребности. Она интересна лишь в историческом плане и вряд ли может служить оформлением современного интерьера.

 

1.2.6 Готика XII-XV вв.

Рассматривая очертания готической мебели, легко заметить простоту форм и стройность, придающих ей особое изящество и красоту. Легкость и натуральность достигается путем использования растительной тематики и орнаментов.

Не осталась прежней и сама конструкция  мебели того времени. Если раньше различные  конструктивные элементы соединялись между собой посредством шпонок и заклепок, то в эпоху готики в моду вошли соединения каркасов в лапу. Делая остов, прибегали и к использованию филенок, на которых зачастую присутствовала ярко выраженная резьба.

В декоре использовалась плиточная  мозаика, майолика; сундуки обтягивали кожей, использовалась богатая металлическая (железная и бронзовая) фурнитура, мотивы сталактитов, выточенные бруски. Фигурная лепнина подчас расписывалась и покрывалась позолотой. Было принято использовать в орнаменте гербы.

Типичные мебельные изделия: высокие двустворчатые шкафы с четырьмя, шестью или девятью филенками, а также буфеты на высоких ножках.

Кресло. В основе кресла стиля готики лежит форма обычного сундука. Его  добавляют глухие подлокотники и  глухая, непропорционально высокая спинка. Все составляющие детали кресла украшены непременной резьбой, включающей в себя как архитектурные мотивы, так и растительные. Одной из главных деталей такого кресла являлись угловые стойки, имеющие круглую или многогранную форму. Скамья ничем не отличалась от кресла, единственное – она была длиннее и украшалась балдахином, который крепился на всевозможных флеронах, шпилях и стойках..

Новинкой среди предметов мебели поздней готики стал складной стул, изобретенный в Италии. Его конструкция  состояла из нескольких изогнутых или прямых планок, пересекающихся между собой. При этом ножки стула имеют форму ножниц.

Кровать. Кровати в готический период продолжают украшаться балдахинами, либо встраиваются прямо в стену для  защиты от холода.

Шкаф. В основе современного шкафа на ножках также является сундук. Шкаф-поставец появился во времена готического стиля и довольно-таки быстро завоевал популярность. Модернизация происходила постепенно: сначала появились четыре ножки, затем они были соединены единой рамой. Впоследствии в нижней части шкафа начали делать импровизированную полку – ножки сзади и рама снизу обшивались досками. Верхняя же часть шкафа оборудовалась простыми или откидными дверьми. Тема балдахинов присутствовала и здесь – часто они венчали горку с навесом, находившуюся сверху шкафа. Для горок того времени были характерны стрельчатые своды. На дверях помимо богатой резьбы присутствовали замысловатые замки и петли. Вообще резьбой украшались практически все детали мебели: от столбиков-подпорок до филенок. Лишь в поздний период готики деревянную мебель стали красить и покрывать позолотой. Шкафы в первую очередь применялись для хранения посуды из серебра и меди.Большие шкафы с четырьмя дверцами появляются также в XV веке. Они были полностью закрыты, снабжены двумя дверцами и несколькими дверьми снизу и сверху. Впоследствии были придуманы и многочисленные выдвижные ящики. В средней же части шкафа помещались доски, способные опускаться и подниматься.

Стол. Конструкция стола почти  не изменилась со времён романского стиля, хотя влияние готики было заметно - в пространстве под столом стали делать полки и выдвижные ящики, а боковые стенки стола украшать все той же резьбой. Новшеством стал и проем в середине стола, выполненный в виде одинарного или двойного окна с замысловатым переплетом деревянных филенок.

Варианты готического стиля  можно разделить на две группы: северную (Нидерланды, Франция, Англия и Северо-Западная Германия) и южную (южная Германия, Швейцария, Австрия). Северная готика оказалась более  живучей и в некоторых странах просуществовала до15 в. включительно.

Здесь использовались более твёрдые  породы древесины, поэтому широко применяется  резьба по дереву, и, как следствие  мебель, принимает почти архитектурные  формы.

На юге же применялись в основном полутвёрдая, хвойная древесина, и распространён неглубокий резной орнамент с многочисленными растительными элементами. Эта неглубокая резьба часто окрашивается в красный и зелёный цвета. В Италии от готического стиля переняли в основном орнаментику, но все острые готические углы обычно сглаживали.

Основные материалы: камень, мрамор, дерево (дуб, орех, ель, сосна, лиственница, кедр европейский, можжевельник).

Цветовая гамма: красные, синие, желтые, коричневые оттенки + золотые и серебряные нити, а также пурпурные, рубиновые, иссиня-черные, гвоздично-розовые, зеленые оттенки.

 

1.2.7 Ренессанс (Возрождение) XIV-XVI вв.

Мебель, оформленная в стиле  ренессанс, довольно громоздкая, и характеризуется  чёткой формой, ясным построением  и многообразием архитектурных  элементов, большое внимание уделяется декору Корпусная мебель решается как архитектурное сооружение, как миниатюрное палаццо с колоннами, пилястрами, карнизами, фронтонами.

После кровати второй по важности предмет  обстановки - сундук-кассоне (с резьбой, инкрустацией и росписью). Встречаются два типа столов: прямоугольной формы с толстой столешницей на двух массивных устоях и центральный, или одноопорный, со столешницами круглой, шести- или восьмиугольной формы. Особенной декоративностью славилась венецианская мебель: сундуки, шкафы украшались росписью, стукко, позолотой.

Для этого стиля интерьера актуальны  ножки мебели в виде звериных лап, но доминантами все же остаются опоры-колонны.

Ренессансная  орнаментика отталкивается от античных образцов. Широко используются различной формы колонны, пилястры, лист аканта, мотив канделябра, купидоны; вводятся в обиход гротески, развитые на основе орнаментов, обнаруженных на древнеримских стенных росписях; широко употреблялись арабески, плетенки, картуши, фестоны, гирлянды, львиные головы, грифоны и т.д.

Геометрический  рисунок: круг, квадрат, крест, восьмиугольник., мерой гармоничности форм служит правило золотого сечения.

Форма: круглая или пологая крыша  с башенными надстройками, арочные  галереи, колоннады, круглые, ребристые купола, высокие и просторные залы, эркеры.

Основные  материалы: черное и белое дерево (дуб, орех, экзотичные породы), слоновая кость, камень, мрамор, песчаник.

Цветовая гамма: мягкие и светлые, темные и мрачные, звонкие и насыщенные; холодные оттенки белого цвета и пастельные гаммы, пурпурный, синий, желтый, коричневый.

назад к списку

 

1.2.8 Барокко(кон. XVI — нач. XVII вв.)

Элементы декора этого стиля  внушительны по объему, в них часто  применяется резьба, металлические накладки из бронзы и благородных металлов, а также мозаика из различных пород дерева (интарсия). Эпоха барокко оставила потомкам такой предмет, как шезлонг (chaislonge – «длинный стул», на котором можно сидеть и лежать), так называемые канапе –кушетки на шести или восьми ножках,  а также комод с выдвижными ящиками, появляются первые «гарнитуры»

Варианты кроватей с различного вида балдахинами часто украшали султанами из перьев страуса. Ложе опиралось  на скульптуры в виде женских торсов, в ногах ложе опиралось на подобие античных ваз. На смену царившим в эпоху Возрождения сундукам (кассоне) в эпоху барокко пришли комоды, книжные шкафы и бюро.

В предметах мебели можно отметить следующие особенности, свойственные барочному стилю:

Все фасадные проекции (или, по крайней мере одна из них) любых видов мебели лишены замкнутой прямоугольности контура.Поверхности, тем или иным образом вычлененные внутри общего фасадного контура (например, поверхности шкафных дверей, выдвижных ящиков, пилястр), часто имеют также свой собственный фигурный контур.

В мебели барочного стиля отсутствуют  такие поверхности, единственным декоративным свойством которых была бы только естественная текстура древесины. Если в изделии и есть какая-либо большая  поверхность, например филенки шкафной двери или столешницы, то она разбивается инкрустацией (интарсия, мозаика), чаще всего узорочной. Впервые в истории мебели широк применяются изогнутые поверхности (гнутье массива древесины – достижение эпохи барокко).

 Правильный орнамент с бордюрной симметрией уступает место свободному узору. Узоры делаются трехмерными, резными, или двухмерными - в технике инкрустации или наложения украшений. Для инкрустации используются такие материалы как желтая медь, слоновая кость, черное дерево, черепаха, драгоценные и полудрагоценные минералы и др.. В этом стиле основные мотивы объемных украшений в большинстве своем асимметричны – щиты сложного ломанного или округлого очертания, картуши, раковины, гирлянды, фестоны, голова, бюст и полная фигура человека. Они либо вырезаны из общего массива той или иной детали мебели, либо наложены на нее.

Для барокко свойственна сложная  фигурность всех опорных элементов (ножек) шкафов, столов, стульев, кроватей и др. Часто ножки имеют характерный  вид лапы, возможно с птичьими когтями, - так называемой «кабриоли» (от франц. cabriole – «прыжок»).

Основные материалы: кованные бронзовые  элементы, черное дерево, мрамор, шелк и бархат с золотой вышивкой

Цветовая гамма: красный, синий, синий  с золотом, зеленый, белый, белый с золотом цвета.

назад к списку

Цветовая гамма: красный, синий, синий  с золотом, зеленый, белый, белый  с золотом цвета.

 

1.2.9 Рококо (стиль ЛюдовикаXV (середина XVII в.))

Для форм мебели рококо характерен полный отказ от автономности отдельных  элементов конструкций (архитектоничности), симметрии и прямых линий. Главным становится стремление растворить детали в общем объёме предметов. Недаром мебель рококо кажется будто бы отлитой из одной пластичной массы.

Беззаботная жизнь светских салонов  была сосредоточена вокруг женщины, появляются чисто женские предметы мебели. Это секретер,  стоящий на высоких ножках, с наклонно расположенной откидной доской и множеством потайных отделений. Секретер представлял собой практичную комбинацию комода, письменного стола и кабинета); картоньерка (шкафчик для бумаг); туалет с откидным зеркалом и разнообразные тумбочки.

Именно секретеры и коммоды  с двумя ящиками (кстати, Основные характеристики — асимметрия, внимание к комфорту, тонкие кованые ножки, решетки, обработка мебели цветными лаками.

В мебели для сидения также рождаются  новые формы: канапе (диван в форме  нескольких соединённых кресел), шезлонг, бертер (глубокое кресло). В формах диванов  и кресел учитываются и особенности  пышной женской одежды. Мебель теперь старается быть не только репрезентативной, но и комфортной.

Цветовая гамма: преобладают нежные пастельные тона. Наиболее популярные цветовые сочетания — белое в  с голубым, зелёным или розовым  и непременное золото.

 

1.2.10 Ампир(кон. XVII — нач. ХIХ вв.)

Мебель в стиле ампир расставляется симметрично, центр композиции обычно занимает какой-нибудь массивный предмет - книжный шкаф, огромный сервант, монументальные напольные часы или величественная кровать с балдахином.

В мебельные формы вводят античные мотивы. В предметах корпусной мебели широко используют античные архитектурно-декоративные элементы. В орнамент вводят фигурки людей, животных, мистических чудовищ, символы императорского Рима (щиты и шлемы, мечи и копья, орлы, лавровые венки). Используют формы греческого стула-клисмоса, столы с опорами в виде античных колонн и мраморных римских.. Опорные конструкции часто решают в виде фигур грифонов, дельфинов, сфинксов, а также атлантов и кариатид.

Стремление к монументальности привело к созданию таких предметов, как напольное зеркало, кровати на ступенчатых цоколях или с балдахинами в виде палаток, диваны разных размеров. Были распространены письменные столы, секретеры, шкафы, туалетные столы, массивные тумбочки цилиндрической формы и др.

Монументальные кровати, высокие балдахины, затканная золотом шелковая обивка мебели.

Ампир подарил миру книжные шкафы  с решетками, туалетные столики, шкафы для фарфора, открытые серванты, витрины для драгоценностей, жардиньерки - круглые подставки для цветов, клавикорды, стоячие зеркала-псише.

Для стиля ампир характерно простое, но технически совершенное облицовывание. Гладкие, отполированные до блеска поверхности  мебели декорируются бронзовыми золочеными элементами.

Цвета — яркие красный, синий  и белый, благородные темные, сочетание  черного с золотом цвета.. Золото – обязательно, в крайнем случае его заменит благородная бронза.

назад к списку

 

1.2.11 Романтизм

Основными атрибутами интерьера являются: роскошная мягкая мебель с отделкой изысканными тканями, мебель из дорогих  пород деревьев, небольшой камин в гостиной, отделка стен шелкографией, покрытие полов – паркет, ковролин, арочные конструкции. Предметы и атрибуты романтического интерьера не должны перегружать помещения. Они должны быть гармоничны и представлять эстетическую ценность. Это изящные небольшие статуи или статуэтки, растения в красивых вазах и горшках, свечи в высоких подсвечниках, подушки разных размеров, фарфоровые куклы, книги и многое другое. Свет в романтическом интерьере должен быть мягким, завораживающим. Поэтому возможно размещение светильников на стенах. В спальне - это небольшая лампа с абажуром на ночном столике возле кровати.

Информация о работе Эстетические показатели мебели