Экспертиза качества безалкогольных напитков, их идентификация и фальсификация на примере газированных напитков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 11:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение ассортимента и экспертиза безалкогольных газированных напитков.
При достижении цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:
 изучить литературные источники по данной теме и систематизировать полученную информацию;
 собрать данные по ассортименту безалкогольных напитков и описать его структуру в экспериментальной части работы;
 провести экспертизу качества предлагаемых газированных напитков и сделать вывод об их соответствии нормативным документам.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Безалкогольные напитки……………………………………………………5
1.1. Газированные напитки. Общие сведения. Классификация………………5
1.2. Экспертиза качества безалкогольных напитков, фальсификация………18
2. Характеристика предприятия ЗАО ТД «Перекресток»………………….28
2.1. Экспертиза качества газированных напитков, реализуемых магазином «Перекресток»…………………………………………………………………31
2.2. Экспертиза маркировки газированных напитков……………...………..32
2.3. Ассортимент безалкогольных напитков по виду упаковки…………….34
3. Выводы и предложения……………………………………………………35
Заключение………………………………………………………….………….40
Список литературы………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Коткова_КурсоваяПоТовароведению.doc

— 242.00 Кб (Скачать файл)

 

    Из  приведенных данных следует, что  газированные напитки, поступающие  в реализацию, соответствуют требованиям  стандарта. Производители дают полную информацию, требуемую ГОСТом на этикетках  своего товара. 

2.2. Экспертиза маркировки газированных напитков

    Таблица 3

     Маркировку  и упаковку оценивали визуально, проверяли на соответствие стандарту.

Показатели «Сиропчик»  Колокольчик, Омский завод розлива минеральной воды Фиеста

Лимонад  филиал ООО «ПЕПСИКО -ХОЛДИНГС»

Мега Дюшес

ООО «ОМСКВИНПРОМ» 

Буратино Иса-фрукт ООО «ЛЮАН»,
             1              2                3                 4                   5
Маркировка Состав: вода очищенная, двуокись углерода, идентичные натуральным  ароматизаторы,

лимонная кислота, подсластители омсвит, аспартам, бензоат  натрия.

Энергетическая  ценность: 0,4 ккал/100 см3,

Пищевая ценность: не содержит углеводов. ГОСТ 28188-89

Годен: б мес  Хранить при t от 0 до 18°С. Противопоказан больным фенилкетонурией.

Состав: очищенная  питьевая вода, двуокись углерода, регулятор  кислотности (ЕЗЗО), подсластители (ЕЭ50, Е951, Е952, Е954), идентичный натуральному ароматизатор Лимонад, консервант (Е211), краситель (E150d), натуральный ароматизатор ТУ 9185-001 -17998155. Содержит источник фенилаланина. Противопоказано применение при фенилкетонурии. Хранить в сухом месте при температуре от 0°С до 35ч;. Беречь от воздействия прямого солнечного света. Дата розлива, срок годности (хранения) указаны на плече бутылки. Пейте охлаждённым. ГОСТ.28188-89

 Энергетическая  ценность: 0,8 ккал/100 см'.   Пищевая ценность: не содержит углеводов. Температура хранения  от 0 до +18° С. Допускается легкая опалесценция  Дата розлива указана на бутылке

Годен 180 суток. Беречь от воздействия прямых солнечных  лучей.

Состав: вода питьевая исправленная, регулятор рН кислотности, лимонная кислота, усилитель  вкуса и запаха - идентичный натуральному ароматизатор «Груша Дюшес», краситель - сахарный      колер, подсластитель     «Аспасвит 200 KS»,  консервант - бензоат натрия.

Содержит фенилаланин. Противопоказан для больных фенилкетонурией.

Напиток безалкогольный сильногазированный

ароматизированный «Буратино».

Энергетическая  ценность: 0,4 Ккал/100 см3.

Пищевая ценность: не содержит углеводов.

Состав: вода очищенная, регулятор кислотности -

кислота лимонная, подсластитель - аспартам,

усилитель вкуса  и запаха - идентичный натуральному

ароматизатор  «Буратино», консервант - бензоат натрия,

краситель - сахарный колер.  Противопоказано больным  фенилкетонурией,

«Буратино» 

Заключение  о соответствии соответствует соответствует соответствует соответствует

2.3. Ассортимент безалкогольных напитков по виду упаковки

     По  виду упаковки ассортимент безалкогольных напитков делится на напитки в  тетра-паках, пластиковых бутылках, жестяных и стеклянных банках.

     Вид упаковки      Число наименований      %
     Тетра-пак      23      63
     Пластик      6      17
     Жесть      5      14
     Стекло       2      6
     Итого      36      100

 

      Таблица 4.

Рис. 1. Ассортимент безалкогольных напитков по виду упаковки 

     Как видим из данных рисунка 1 и таблицы 4, основная масса ассортимента безалкогольных напитков магазина упакована в тетрапаки – 63% – упаковку для длительного хранения напитков. Второе место занимают пластиковые бутылки – 17%, затем следует упаковка из жести 14 % и стекла 6%.

      3. Выводы и предложения

     Определенное место на рынке занимает  фальсифицированная продукция. По оценкам специалистов правоохранительных органов, производством и бутилированием фальсифицированных безалкогольных напитков занимаются, в основном, этнические преступные группировки.

    Качество  реализуемой продукции - важный показатель в деятельности торгового предприятия, поэтому одним из способов обеспечения качества может стать выделение из ассортимента проблемных товаров и постоянный контроль за ними.

    Например, должна быть сертификация подтверждающая качество товара. Ее принцип заключается  в систематизации и оптимальной увязке всех взаимодействующих факторов, обеспечивающих требуемый технический уровень и качество продукции, в процессе установления и применения нормативной документации.

    Качество  продукции всецело зависит от используемых технологий по его обеспечению.

    Для изготовления качественной продукции  в точном соответствии с требованиями стандартов и технических условий  необходимо обеспечить высококачественное выполнение каждой операции.

     Случаи  пресечения деятельности подпольных цехов  по разливу минеральной воды "Боржоми", "Ессентуки", "Нарзан", фруктовой воды "Дюшес", "Колокольчик", "Ситро", "Крем-сода", "Байкал", "Тархун" в 1999 году исчислялись десятками. В летний сезон подделывали также и квас. Не обошли случаи фальсификации и такую известную торговую марку, как "Pepsi".

     Как правило, цеха по производству поддельных безалкогольных напитков располагаются  в отдаленных от центров предпринимательства  местах или на закрытых предприятиях военно-промышленного комплекса, что  значительно затрудняет пресечение деятельности таких "предпринимателей". Характерной особенностью деятельности по производству безалкогольных напитков является то, что для ее осуществления необходима специальная лицензия. Однако, разумеется, никто из обнаруженных сотрудниками правоохранительных органов подпольных производителей таких лицензий не имел.

     Так, в сентябре 2000 года сотрудники правоохранительных органов пресекли деятельность целого завода по выпуску ядовитого "Боржоми". Предприятие по разливу фальсифицированной минеральной воды находилось под вывеской автомастерской в гаражах одного из столичных вузов. Именно отсюда, в скрытое от посторонних глаз место, два уроженца Грузии по предварительному сговору с заведующим гаражом, привезли кустарное оборудование, приспособленное для разлива воды. Для повседневной работы были наняты несколько жителей Украины и Молдавии. Рецепт напитка был прост: водопроводная вода, сода, йод, соль. Полученную смесь затем газировали. Следует отметить, что фальсификат разливался в фирменные бутылки с соответствующими знаками защиты. Товар сбывался на рынках Москвы и Подмосковья по цене в 2-3 раза ниже оригинала. По сведениям сотрудников правоохранительных органов, всего кустарям удалось изготовить более 10 000 бутылок воды. По оценкам экспертов, ущерб потребителям превысил 50 000 руб., к тому же употребление такого "Боржоми" небезопасно для здоровья, так как может вызвать тяжелые отравления организма.

     Из  нормативных актов, регулирующих оборот безалкогольной продукции и направленных на пресечение ее фальсификации в г. Москве, некоторые положения которых могли быть использованы для борьбы с фальсифицированной продукцией в других регионах, можно отметить следующие.

     В соответствии с распоряжением премьера правительства Москвы от 23.07.1996 N 644-РП "О запрещении выпуска и реализации искусственно минерализованной воды с использованием в маркировке названий известных источников минеральных вод", а также в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и ст.180 УК РФ, а также в целях усиления контроля за качеством производимой и реализуемой в городе Москве искусственно минерализованной воды с использованием названий известных минеральных вод типа "Боржоми", "Ессентуки", "Нарзан" и других, в Москве запрещены производство и реализация искусственно минерализованных вод, в маркировке которых используются названия натуральных минеральных вод.

     К предприятиям, допускающим выработку  и реализацию продукции, не соответствующей  требованиям стандартов, технических  условий и использующим в маркировке продукции названия натуральных минеральных вод, должны применяться штрафы в соответствии с п. 2.1.7 Закона "О штрафных санкциях за нарушения в работе предприятий потребительского рынка и услуг".

     К примеру:  в соответствии с распоряжением  премьера Правительства Москвы от 10.08.1998 N 886-РП "О мерах по упорядочению реализации в городе Москве минеральной воды и пиво – безалкогольных напитков" (с изменениями на 23.09.1998), с 1 декабря 1998 года не допускается реализация:

     - безалкогольных напитков, в наименованиях которых используются названия натуральных фруктов, плодов и ягод, при отсутствии в составе напитков натурального сока;

     - искусственно минерализованных  вод, при маркировке которых  используются логотипы этикеток  природных минеральных вод.

     Постановление Правительства Москвы от 06.07.1999 N 605 "О введении идентификации качества минеральной и питьевой воды, безалкогольных напитков" предусматривает введение с 1 августа 1999 в г. Москве и Московской области на добровольной основе системы идентификации качества минеральной и питьевой воды, безалкогольных напитков.

     Подобные  постановления следует разрабатывать  не только в Москве и московской области, но и сделать общепринятым Постановлением по всей России.

     Тенденции развития и перспективы отрасли  безалкогольных напитков и минеральных вод. В общем и целом эта отрасль в России развивается вполне успешно и прогнозы позитивны – спрос на воду с каждым годом растет. Тем не менее, производители просят государство как можно скорее принять тех. регламент и национальный стандарт. Эти документы помогут, например, очистить рынок безалкогольной продукции от подделок.

     Производители безалкогольной продукции, со своей  стороны, обозначили несколько проблем, для решения которых нужно  участие государства, и заявили, что хотелось бы решить все вопросы как можно скорее. Так, руководитель проекта «Минеральная вода» компании «Вимм-Билль-Данн» Наталья Остапенко рассказала о фальсификации безалкогольной продукции. По ее данным, фальсификация в отрасли минеральных вод достигает 30%. К примеру, 423 кубических метра поставляемой на рынок воды под названием «Ессентуки» таковой на самом деле не является. «Причина такого количества подделок в том, что у контролирующих органов нет инструментария, который мог бы справляться с фальсификацией. Таким инструментарием мог бы стать новый тех. регламент и национальный стандарт, которые пока существуют только в проекте. Собственно, утверждения этих документов ждут от властей все производители», - передает корреспондент ИА «DV-NEWS» слова Натальи Остапенко.

     Вообще  говоря о фальсификации на рынке, Наталья Остапенко отметила, что  с самым сильным разгулом фальсификатов, который был в 90-е годы, сейчас удалось справиться. Сейчас минералку  подделывают в основном так: или  смешивают разные минеральные воды и выдают их за природную, или используют название всем известной воды (скажем, тех же «Ессентуков») для минералки из другого, менее известного или вообще неизвестного источника. Так, например, за «Ессентуки» чаще всего выдают воду с Нагутского месторождения. Между тем для минеральной воды очень важно именно место ее происхождения, именно от него зависит множество факторов, формирующих вкус и полезные свойства воды. Так что название минералки – это не бренд, а именно название месторождения.

     Опознать  фальшивку в магазине можно, хоть и сложно – для этого нужно знать как минимум стандарты оформления этикеток. Явная фальшивка перед вами, скажем, в том случае, если на этикетке написано «вода столовая типа «Ессентуки». Никаких «типов» тут быть не может - или это Ессентуки или нет. Кроме того, если на этикетке очень крупным шрифтом написано «ГОСТ», это скорее привлечение внимания и обман, чем действительно доказательство стандарта: легальный производитель укажет соответствующие данные обычным, а не «кричащим» шрифтом.

     Подводя итог, еще раз можно подчеркнуть, что производителям нужен тех. регламент и новый национальный стандарт – эти документы помогут очистить рынок от фальшивой воды. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Информация о работе Экспертиза качества безалкогольных напитков, их идентификация и фальсификация на примере газированных напитков