Формирование и управление торговым ассортиментом предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 20:56, курсовая работа

Краткое описание

Правильный выбор ассортиментной политики предприятия служит своего рода гарантией, что выгодные возможности не будут упущены. Ассортимент предприятия должен быть по возможности широким. Расширение номенклатуры реализуемой продукции может оказаться ценным подспорьем в деле налаживания мелкой розницы и снижения издержек сбыта. Устойчивости ассортимента способствует утверждение для каждого магазина ассортиментного перечня, который составляется на основе данных по изучению спроса, профиля магазина, объема товарооборота, размера торговых площадей. Этот документ утверждается на один год и находится под постоянным контролем руководителем предприятия.

Содержание

Введение
1. Формирование и управление торговым ассортиментом в потребительском обществе, предприятии
1.1 Понятие и свойства торгового ассортимента
1.2 Ассортиментная политика
1.3 Процесс формирования ассортимента, его принципы и факторы
2. Обеспечение качества и безопасности товаров в торговом предприятии
2.1 Понятие качества и безопасности товаров
2.2 Изучение качества и безопасности товаров на торговом предприятии
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование и управление торговым ассортиментом предприятия забелина.docx

— 48.96 Кб (Скачать файл)

Гармоничность (согласованность) ассортимента - отражает степень совместимости различных товарных линий с точки зрения их использования, производства, каналов распределения и других показателей. Ассортимент является гармоничным, если предприятие предлагает близкие по назначению, удовлетворяемой потребности или еще какому-либо критерию товары, например, можно считать гармоничным ассортимент магазина детских товаров, если в продаже представлены такие группы товаров, как детская одежда, игрушки, детское питание, коляски, детская мебель и т.п.

Обновляемость ассортимента характеризуется количеством новых товарных позиций в ассортименте. Коэффициент обновления рассчитывается по формуле:

где ПН - количество новых ассортиментных позиций, появившихся за год;

ПОбщ. - общее количество ассортиментных позиций, выпускающееся в год.

Устойчивость определяется постоянным наличием товаров определенного вида (потребитель должен быть уверен, что в продаже окажется данный товар). Коэффициент устойчивости ассортимента определяется по формуле:

где Ку - коэффициент устойчивости ассортимента;

Рф1, Рф2, ..., Рфn - фактическое количество разновидностей товаров на момент отдельных обследований;

РН - количество разновидностей в соответствии с ассортиментным перечнем;

n - количество обследований.

Чем ближе значение коэффициентов к единице, тем полнее и устойчивее ассортимент. Оптимальное значение коэффициента устойчивости ассортимента товаров в магазине на протяжении квартала должно быть не ниже:

- для универсамов  и гастрономов - 0,90;

- для универмагов - 0,80;

- для магазинов  обуви и одежды - 0,75;

- для магазинов  по продаже культтоваров, спортивных, хозяйственных, галантерейных товаров - 0,85.

1.2 Ассортиментная  политика

Формирование ассортимента - это процесс подбора групп, видов и разновидностей товаров. Формирование ассортимента магазина должно согласовываться со стратегическими целями предприятия и его ассортиментной политикой. Ассортиментная политика - общие принципы, которых торговая фирма собирается придерживаться в области формирования ассортимента. Задачи ассортиментной политики:

- установление реальных  и предполагаемых потребностей  в определенных товарах;

- определение основных  показателей ассортимента (широты, глубины, насыщенности, гармоничности);

- принятие решений  относительно включения в ассортимент  новых товаров и исключения  их него убыточных или не  пользующихся спросом товаров;

- оптимизация структуры  ассортимента.

Решения, принимаемые фирмой в рамках ассортиментной политики, могут включать:

1. Сокращение (сужение) ассортимента - это изменения в  ассортименте, связанные с уменьшением  его широты. Причинами сокращения  ассортимента могут быть падение  спроса, недостаточность предложений  со стороны поставщиков, убыточность  или низкая прибыльность при  реализации отдельных групп товаров.

2. Расширение ассортимента - это изменение в ассортименте, связанные с увеличением его  широты. Причинами расширения ассортимента  являются изменения в стратегии  предприятия, расширение его материально-технической  базы, изменения в спросе, появление  на рынке новых видов товаров  и др.

3. Увеличение или  уменьшение длины товарных групп - это изменение глубины ассортимента. Чем больше товаров разных  наименований в товарной группе, тем ассортимент глубже. Решения, касающиеся увеличения или уменьшения  глубины ассортимента, принимаются  в зависимости от профиля и специализации магазина, от состояния спроса на отдельные товары, уровня их рентабельности, в связи с устареванием или появлением товаров-новинок.

4. Обновление ассортимента - изменения в ассортименте, которые  характеризуются увеличением показателя  обновляемости. При этом формируется  ассортимент, который способен удовлетворять  изменившиеся потребности за  счет новых товаров. Причины, побуждающие  ассортимент изменяться, как правило, связаны с заменой морально  устаревших или не пользующихся  спросом товаров, появлением товаров  лучшего качества.

5. Достижение большей  или меньшей гармоничности ассортимента - изменения в ассортименте, связанные  со степенью близости между  собой отдельных групп товаров  с точки зрения их назначения  или по другим признакам. Преимущество  гармоничного ассортимента для  покупателей связано с большим  удобством поиска близких по  назначению или дополняющих друг  друга товаров, для продавца - в  том, что гармоничным ассортиментом  проще управлять. В то ж время  отсутствие гармоничности не  является недостатком торгового  предприятия, если предлагаемые  товарные группы пользуются активным  спросом.

6. Стабилизация ассортимента  подразумевает высокую устойчивость  и низкую степень обновления  ассортимента. В основном такая  политика может реализовываться  в течение какого-либо периода  в отношении продовольственных  товаров и других товаров повседневного  спроса.

7. Совершенствование  структуры ассортимента - изменения  в соотношении отдельных групп  товаров (например, отечественных и  импортных товаров, товаров различных  видов, марок и т.п.). В рамках  оптимизации ассортимента принимаются  меры, в результате которых структура  ассортимента в большей степени  будет удовлетворять структуре  и содержанию спроса и задачам  максимизации прибыли предприятия.

Ассортиментная политика в розничной торговой сети - важная часть коммерческой стратегии в розничной торговле.

Проведение ассортиментной политики требует принятия решений не только о включении новых товаров, но и о снятии товаров с продажи. Фирмы - изготовители и поставщики товаров постоянно обновляют номенклатуру своей продукции, стремясь получить все новые и новые прибыли.

Ассортимент же есть часть розничной стратегии и оружие в конкурентной борьбе, и уже одно это предполагает его непрерывное и динамичное изменение. В некоторых случаях необходимость исключения определенного товара из ассортимента совершенно очевидна.

Однако часто подобное решение более или менее произвольно; тогда непременно следует учитывать критерий рентабельности в его широком понимании, т.е. задаваться вопросом: как исключение из ассортимента того или иного товара отразится на общей прибыли, получаемой товарным отделом в целом?

Ассортиментная политика магазина предполагает знание жизненных циклов производства и реализации товаров, без знания которых нельзя правильно управлять торговым ассортиментом.

Таким образом, формирование ассортимента товаров в магазинах должно быть в первую очередь подчинено интересам наиболее полного удовлетворения спроса населения, т.е. должна быть обеспечена достаточная полнота ассортимента товаров, хорошо известных населению, комплексность их предложения. Та часть ассортимента, которая удовлетворяет сформировавшийся спрос населения по объему, структуре, цене и прочим факторам, переходит в сферу потребления, и характеризует, с одной стороны, сумму расходов населения на покупку товаров, а с другой - денежную выручку торговли от продажи товаров, т.е. товарооборот.

1.3 Процесс формирования ассортимента, его принципы и факторы

Процесс формирования ассортимента товаров включает три этапа.

1. Установление группового  ассортимента товаров. Групповой  ассортимент соответствует профилю, специализации и типу магазина  и разрабатывается на основе  маркетинговых исследований рынка.

2. Определение структуры  группового ассортимента, т.е. количественных  соотношений отдельных групп  товаров (долей товарных групп  в общем товарообороте магазина). Структура ассортимента определяется  на основе анализа объема и  структуры товарооборота за прошлый  период, состояния спроса и конъюнктуры  торговли и т.д.

3. Определение внутригруппового (развернутого) ассортимента, т.е. подбор  конкретных разновидностей товаров  в рамках каждой группы. Этот  этап требует хорошего знания  покупательского спроса и ассортимента  товаров, предлагаемого промышленностью  и предприятиями оптовой торговли.

Товарооборот является одним из важнейших показателей в деятельности торгового предприятия, т.к. от него в конечном счете зависит величина валового дохода и прибыли. Кроме того, товарооборот характеризует величину реализованного спроса и, следовательно, является результатом и основным критерием эффективности управления ассортиментом. Следует учитывать, что ассортимент товаров постоянно обновляется. Этот процесс происходит под влиянием научно-технического прогресса, моды, сезонных колебаний в спросе и других факторов.

Поэтому на розничных торговых предприятиях постоянно должна проводиться работа по формированию спроса путем активного включения новых товаров в предлагаемый ассортимент. Кроме того, в период сезонной торговли розничные торговые предприятия должны расширять ассортимент соответствующих товаров. При этом покупателей надо проинформировать о появлении новых товаров.

В настоящее время формирование торгового ассортимента во многих магазинах осуществляется не только по товарно-групповому принципу, но и по признаку потребительского назначения товаров. Сущность этого подхода в том, что в торговом зале магазина все товары предлагаются не по отдельным товарным группам (например, «верхняя одежда», «головные уборы» и т.д.), а по потребительским комплексам, объединяющим товары, ориентированные на одну группу потребителей или определенную потребность (например, вместе с верхней одеждой предлагаются головные уборы и шарфы). Потребительский комплекс - перечень групп товаров, сформированных по функционально-потребительскому признаку (пол, возраст, особенности образа жизни покупателей). Формирование ассортимента по потребительским комплексам выполняет две задачи:

- минимизация времени  для покупателя, возможность удовлетворить  свои потребности в одном магазине  или отделе;

- использование  эффекта взаимосвязанности покупок  и извлечение дополнительной  прибыли.

Потребительские комплексы делятся на микрокомплексы. Например, в комплексе «Товары для женщин» выделяются микрокомплексы: «Одежда», «Головные уборы и шарфы», «Белье», «Чулочно-носочные изделия» и др. В состав каждого микрокомплекса входят товары определенных наименований, которые, в свою очередь, делятся на разновидности.

Основным инструментом, с помощью которого осуществляется планирование и регулирование ассортимента торгового предприятия, является ассортиментный перечень. Он содержит список наименований товаров, представленных в продаже. Ассортиментный перечень торговое предприятие формирует самостоятельно. Он должен быть утвержден руководителем организации. Ассортиментный перечень обычно разрабатывается на год, в течение года в него могут вноситься изменения.

Принципы формирования ассортимента товаров предприятий розничной торговли:

- обеспечение соответствия  ассортимента потребностям целевых  потребителей организации розничной  торговли; Осуществление этого принципа  предполагает формирование ассортимента  товаров по признаку потребительского  назначения товаров. Такой принцип  формирования ассортимента позволяет  создать большие удобства для  покупателей, облегчает им процесс  ознакомления с предлагаемыми  к продаже товарами, сокращает  затраты времени на осуществление  покупок, способствует совершению  «импульсивных покупок».

- обеспечение устойчивости  ассортимента; Устойчивый ассортимент  товаров в магазине обусловливает  сокращение затрат времени покупателей  на поиск товаров, позволяет стандартизировать все важнейшие торгово-технологические процессы и операции, организовывать их выполнение с минимальными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

- обеспечение рентабельной  деятельности предприятия. В условиях  перехода к рыночной экономике  рентабельность является необходимым  условием функционирования любого  торгового предприятия.

На построение торгового ассортимента в розничных торговых предприятиях влияет ряд экономических, социальных, демографических, природно-естественных, специфических и других факторов.

К экономическим факторам относят: денежные доходы населения и распределение их между отдельными группами населения; уровень розничных цен и их соотношение между отдельными видами и группами товаров; объем и состав нетоварного поступления продуктов питания в семьи за счет личных подсобных хозяйств; степень обеспеченности населения предметами длительного пользования. Социальные факторы - социальная и профессиональная структура обслуживаемого населения; уровень образования и культурного развития людей; исторические традиции, праздники, национальные обычаи, мода и др.

Демографические факторы: изменения численности населения и его состава по полу, возрасту, месту проживания; изменение размеров и состава семьи. Природно-естественные факторы: климатические условия, продолжительность времен года, физиологические особенности человеческого организма в зависимости от пола, возраста и т.д.

К специфическим факторам, оказывающим влияние на построение ассортимента товаров в каждом конкретном магазине, относятся тип и размер магазина, его специализация, техническая оснащенность, условия товароснабжения (наличие стабильных источников, отдаленность, вид поставщика), численность и состав обслуживаемого населения, транспортные условия, наличие других розничных торговых предприятий в зоне деятельности данного магазина. При формировании ассортимента продовольственных товаров в розничных торговых предприятиях следует учитывать некоторые особенности спроса на продукты питания. Так, спрос на продовольственные товары по сравнению со спросом на непродовольственные товары обладает более высокой степенью устойчивости, а в отдельных случаях - известной консервативностью.

Потребитель привыкает к определенным видам продуктов (сортам хлеба, сыра, масла, кондитерским изделиям и т.д.), поэтому важно достигнуть стабильности в формировании ассортимента таких товаров, обеспечивая их бесперебойную продажу. При формировании в розничной торговой сети ассортимента продовольственных товаров необходимо учитывать и фактор их взаимозаменяемости. В случае отсутствия в продаже нужного продукта или неудовлетворительного качества предложенного товара покупатель, как правило, не откладывает покупку, а ищет ему замену, покупая другой продукт с аналогичной пищевой ценностью. Особенно это касается товаров 1 группы, но есть и межгрупповая взаимозаменяемость: мясо можно заменить рыбой, картофель - крупами, макаронами и т.д.

Информация о работе Формирование и управление торговым ассортиментом предприятия