Формирование ассортимента организации розничной торговли в современных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 23:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ коммерческой деятельности по формированию торгового ассортимента розничной торговой организации и выявление путей ее совершенствования. Необходимо отметить, что важнейшими показателями оптимального ассортимента продукции являются состояние розничного товарооборота, прибыль, рентабельность и другие показатели финансово-хозяйственной деятельности организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……..…………………………………………………………………3
1 Сущность и содержание коммерческой деятельности по формированию ассортимента в современных условиях………………………………………....5
1.1 Содержание коммерческой работы по формированию ассортимента розничной торговой организации…………………..….…………………….….5
1.2 Принципы и этапы коммерческой деятельности по формированию ассортимента организации розничной торгов-ле..……………….….......……..11
2 Оценка состояния коммерческой деятельности по формированию торгового
ассортимента в объектах СООО «Арвитфуд» магазин «Престон» ........26
2.1 Организационно-экономическая характеристика торговой организа-ции.26
2.2 Анализ коммерческой деятельности по управлению ассортиментом товаров в организации…………………....…………….……………………….36

3 Совершенствование коммерческой работы по управлению ассортиментом в СООО «Арвитфуд» магазин «Престон»………………………..….…...54
3.1 Сильные и слабые стороны в коммерческой деятельности по управлению ассортиментом в организации…...……………………………..……………....54
3.2 Пути совершенствования коммерческой деятельности по формированию ассортимента организации…………..……….……..………………………….59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..………………………………………………………………….68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНКОВ..……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Ассортимент.doc

— 6.41 Мб (Скачать файл)

Зачастую поставщики сами стремятся установить контакт с организацией СООО «Арвитфуд», направляя в адрес предприятия коммерческие предложения и прайс-листы. Иногда поставщики сами посещают предприятие, излагая свои предложения, или контактируют со специалистами отдела закупки на выставках. В дальнейшем полученные предложения анализируются, согласовываются со всеми заинтересованными службами (маркетинга, финансовый и юридический отдел, и др.) и принимается решение о возможном сотрудничестве с данным поставщиком. В дальнейшем проходит процедура оформления  договоров  и  специальных  документов.

Работа, как  с имеющимися поставщиками, так и  по поиску новых поставщиков входит в обязанности коммерческого отдела.  Сотрудники отдела  посещают выставки, презентации, ярмарки, где можно ознакомиться с новыми производителями тех или иных товаров. Также в их работу входит изучение и анализ предложений, которые крупные поставщики и производители товаров размещают в СМИ, в индивидуальных предложениях и т.д. Решающим фактором при выборе нового поставщика всегда является качество предлагаемого им товара. Выбор поставщиков продовольственных товаров СООО «Арвитфуд» обуславливается анализом спроса и уровнем предлагаемых цен.

В случае возникновения необходимости  изменения некоторых пунктов  договора, заключается дополнительное соглашение к контракту. Наиболее частными причинами заключения дополнительных соглашений являются – расширение ассортимента продукции, продление сроков действия контрактов, изменение  юридических реквизитов контрагента, отсрочка платежа, изменение цены.

Учет выполнения договоров и заказов на поставку товаров ведется товарными группами, отдельными экономическими отделами по видам продукции. В отделе закупки СООО «Арвитфуд» на каждого поставщика заводятся карточки (книги, журналы, файлы) учета договоров. Данные, указанные в карточках, являются основными для составления отчетов об исполнении договоров и предъявления претензий поставщикам.

В СООО «Арвитфуд» ведется  реестр договоров с поставщиками, где подшиты все оригиналы договоров поставки с основными клиентами. Контроль за соблюдением правил документооборота, принятого к исполнению на фирме, ведет бухгалтерия (экономист), который при обнаружении нарушений передает соответствующие документы ответственному менеджеру, для исправления в определенный срок, установленный регламентом.

  В 2012 году  обществом было заключено 1580 договоров  на поставку продукции, товаров, работ, услуг. Основными поставщиками товаров являются предприятия пищевой, перерабатывающей, легкой промышленности Республики Беларусь. Удельный вес товаров отечественного производства в объеме поставок товаров занимает около 70 %. В таблице 2.5 представлены основные поставщики продукции товаров, которые в течение очень длительного времени сотрудничают с СООО «Арвитфуд».

 

Таблица 2.5 – Основные поставщики товаров СООО «Арвитфуд»  в 2012 году

Название

Группа товара

Объем поставок %

РУП «Минск Кристалл», г. Минск; ОАО «Криница»,              г. Минск ; Минский завод шампанских вин и др.

Алкогольная продукция                                                  Соки и воды

25,3%

УП «Минский мясокомбинат» ;  Гродненский мясокомбинат; Витебский мясокомбинат и др.

Колбасы и изделия  из мяса,                                                            Полуфабрикаты , мясо

12,8%

ОАО «Савушкин  продукт», г. Брест;  КПУП «Гормолзавод №1», г. Минск; Минский хладокомбинат №2 г.  и др.

Молочная продукция                                                                   Сычужные сыры, масло

11,4%

ГТП УП«Белрыба», г. Минск; «Минскрыбпром»;                                     ОАО «Санта-бремор», г.Брест и др.

Рыба замороженная, соленая                     Морепродукты

3,5%

ОАО «Белбакалея», г. Минск; ОАО «Коммунарка»,                              г. Минск; ОАО «Аволонторг» г. Минск и др.

Кондитерские  изделия                        Чай и кофе

9%

ОАО «Белбакалея», г. Минск;                                                 УП «Минский оптовый рынок», г. Минск и др.

Крупы, макаронные изделия                                         Масло растительное

2%

ОАО «Белбакалея», г. Минск;                                                                             УП «Минский оптовый рынок», г. Минск и др

Соусы                                                   Консервы

1,4%

УП «Минский оптовый рынок», г. Минск;                                  Минский. парниковый тепличный комбинат и др.

Фрукты и  овощи                             Овощная консервация

5,2%

Минская птицефабрика; Солигорская птицефабрика и др.

Яйцо

0,8%

УП  Минскхлебпром, г. Минск и др.

Хлебобулочные изделия 

8,3%

ОАО Минбакалея ; ООО «ТабакИнвест»;                                      ЧП «Детави"и др.

Прочие пищевые продукты (сахар, соль, орехи и др.)

13,7%

ООО Белита , г. Минск, СООО «Новая Супра», ООО «ФлоренКосметик» и др.

Непродовольственные товары

6,6%

Итого

 

100,0


Примечание. Источник: собственная разработка на основе  данных СООО «Арвитфуд».

Среди крупных  фирм наибольшие объемы поставок пришлись на ОАО «Белбакалея», г. Минск , УП «Минский оптовый рынок»,  ГТП УП «Белрыба», УП «Минский мясокомбинат». К вышеперечисленным поставщикам можно еще добавить Минский парниковый тепличный комбинат, Минская птицефабрика, ОАО «Савушкин продукт», УП  Минскхлебпром, ОАО «Санта-бремор». Объемы поставок этих фирм не значительные, но они также являются постоянными партнерами СООО «Арвитфуд». Для более полного удовлетворения спроса на товары, не производимые в Республике Беларусь и завозимые из-за пределов, заключены договора с фирмами импортерами, удельный вес которых в общем объеме поставок составляет около 30%.

Розничная торговля характеризуется  большим числом наименований поставляемых товаров и поставщиков, высокой частотой поставок при относительно небольших партиях. Это заставляет уделять внимание комплексности поставок, выбирать тех поставщиков, которые способны сформировать наиболее широкий заказ.

Проведем анализ показателей оценки эффективности взаимодействия СООО «Арвитфуд» с поставщиками товарных ресурсов. Данные показатели – ориентиры, косвенно свидетельствующие об уровне соответствия и качества товарного предложения спросу и выраженные коэффициентами. Для исследований используем приложения: А, Б, В, Р .                                                                                 

  1. Коэффициент реализации товаров (Кр) [3, с. 324]:

 

                         Кр = Р / (Зн + П),                                                           (2.5)

где  Р – объем розничного товарооборота, р.;

       Зн  – товарные запасы на начало отчетного периода;

       П – поступление товарных запасов, р.;

 

Данный коэффициент показывает долю реализованных (т.е. нашедших покупателя) товаров в товарных ресурсах.

Подставив данные, получим:

   Кр 2011 = 133 661 / (5 891 +144 436) = 0,89

    Кр 2012 = 221 284 / (16 661 + 222 338) = 0,93

Полученные данные свидетельствуют об увеличении доли реализованных товаров в товарных ресурсах в 2012 году.

  1. Коэффициент оседания товаров в запасах (Кз) [3, с. 325]:

 

                      Кз = Зк / (Зн + П),                                                          (2.6)

        где Зн, Зк – товарные запасы на начало и конец отчетного                                                        периода;

  П – поступление товарных запасов, р.;

 

Данный коэффициент показывает долю нереализованных товаров в объеме товарных ресурсов.

Подставив данные, получим:

Кз 2011 = 16 661 / (5 891 + 144 436) = 0,11

Кз 2012 = 17 736 / (16 661 + 222 338) = 0,07

В 2012 году доля нереализованных товаров уменьшилась, что свидетельствует о том, что многие товары предложенные потребителю нашли своего покупателя.

  1. Коэффициент обновления товарных ресурсов (Кнов) [3,с.325]:

                      Кобн = П / (Зн + П),                                                     (2.7)

 

Данный коэффициент показывает, насколько товарные ресурсы обновились за счет нового поступления товаров.

Подставив данные, получим:

Кнов 2011 = 144 436 / (5 891 + 144 436) = 0,96

Кнов 2012 = 222 338 / (16 661 + 222 338) = 0,93

В 2012 году ассортимент товаров в торговых объектах «Престон» практически не изменился.

  1. Коэффициентом широты (Кш) и рассчитывается по формуле [1.1] .

 

Кш 2011= 75 / 78 = 0,96                                                                                            

Полученный  коэффициент, равный 0,96, достаточно приближен к единице, поэтому можно сказать, что ассортимент в магазине достаточно широкий. Широта ассортимента магазина может также служить косвенным показателем насыщенности рынка товарами: чем больше широта, тем больше насыщенность.

 Широкий ассортимент в СООО Арвитфуд» позволяет ориентироваться на различные требования потребителей и стимулировать совершение покупок в одном месте. Вместе с тем он требует вложения дополнительных ресурсов в различные товарные группы и подгруппы.

  1. Коэффициент удовлетворения спроса по ассортименту (КQасс) характеризует широту ассортимента [3,с.325]:

 

                       (КQасс) = Чтп / Чтасс,                                            (2.8)

где Чтп – число наименований товаров, имеющихся в продаже;

       Чтасс – число товаров по  ассортименту.

 

 Подставив данные, получим коэффициент полноты торгового ассортимента:

  КQасс 2012 = 75 / 39 = 1,92

Данный  коэффициент свидетельствуют о  полноте ассортимента товаров в организации, так как наименований товаров в продаже значительно больше, чем по ассортиментному перечню. Кроме необходимых товаров в торговой организации реализуются: консервы из морепродуктов, ракообразные и моллюски, коньяк, бренди и прочие алкогольные напитки, сушенные и консервированные орехи, чулочно-носочные изделия, аксессуары для одежды, домашняя утварь, канцелярские товары, игры и игрушки, корма для животных и многие другие товары. 

Устойчивость (стабильность) характеризует постоянное наличие товара соответствующего вида (разновидности) в продаже. В торговых объектах «Preston» в 2012 год фактическое количество разновидностей (видов) товаров, из предусмотренных ассортиментным перечнем всегда находились в продаже в момент отдельных проверок, так как в книге проверок нет записей о несоответствия ассортимента товаров, ассортиментному перечню.

Следует отметить, что положительная оценка состояния ассортимента магазина по всем отмеченным показателям обеспечивает во многом экономически целесообразную коммерческую деятельность хозяйствующего субъекта на розничном рынке.

Из проведенного исследования видно, что коммерческий отдел СООО «Арвитфуд» проводит плодотворную работу с поставщиками, осуществляет внутренний контроль ассортимента товара, так как уровень качества товарного предложения соответствует спросу.

При внутреннем контроле в  СООО «Арвитфуд» ведется статистическая отчетность, которая представляет данных об издержкоемкости реализации групп, подгрупп, видов и разновидностей товаров. Такие расчеты проводятся сегодня специалистами коммерческого, планово-экономического отделов и бухгалтерской службы. Это позволяет выйти на прибыльность торговых товарных групп, видов и отдельных разновидностей товаров. Такие расчеты в условиях автоматизированной системы управления товарными потоками при использовании контрольно-кассовых терминалов с устройствами считывания в торговых залах позволяют оперативно управлять рентабельностью продаж.

Классификация товаров помогает систематизировать подход к формированию ассортимента, обеспечивает возможность учета особенностей отдельных товаров и товарных групп при их реализации. На основе знаний товароведной и торговой классификации ассортимента осуществляется коммерческая деятельность по формированию ассортимента в розничной торговле.

Огромная масса товаров доводится через розничную торговую сеть «Престон» до конечных потребителей. В целях управления товарной массой все товары народного потребления группируются по отдельным признакам. В СООО продовольственные и непродовольственные товары делят не только на группы, подгруппы, виды и разновидности, но и по частоте спроса, по характеру предъявляемого спроса, учитываются товары сезонного назначения, твердого спроса  и другие группы.

По частоте  спроса товары народного потребления  условно подразделяются на товары частого (повседневного) спроса (хлеб, сахар, табачные изделия и т.д.), товары периодического спроса, которые покупаются через определенный период внедрения (посуда, многие хозяйственные товары и т.п.) и товары редкого спроса (деликатесы из мясной и рыбной гастрономии и др.).

Информация о работе Формирование ассортимента организации розничной торговли в современных