Товароведная характеристика шампуня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2015 в 11:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - дать анализ товароведных характеристик шампуня.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить основные сведенья о товаре и сферу его назначения;
рассмотреть классификацию средств по уходу за волосами;
проанализировать характеристику потребительских свойств шампуня;
рассмотреть факторы, формирующие и сохраняющие качество шампуня;

Содержание

Введение................................................................................................................ 3-4
1.Теоретическая часть............................................................................................ 5
1.1.Основные сведенья о шампуне и сфера его назначения.............................5-6
1.2.Классификация средств по уходу за волосами...........................................6-10
1.3.Кодирование средств по уходу за волосами…………………………….10-11
1.4.Потребительские свойства шампуня..........................................................11-13
1.5.Факторы формирующие качество шампуня............................................ 13-15
1.6.Факторы сохраняющие качество шампуня...............................................15-18
2.Практическая часть.......................................................................................... 19
2.1.Требования стандартов к шампуням.........................................................19-21
2.2.Экспертиза средств по уходу за волосами................................................22-24
2.3.Исследования шампуня............................................................................. .24-26
Заключение..........................................................................................................27-28
Список литературы............................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по непродовольственным товарам.docx

— 191.78 Кб (Скачать файл)

1.3Кодированиесредств по уходу за волосами

Общероссийский классификатор продукции 005-93 (далее - ОКП 005-93) входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации.

ОКП 005-93 разработан и введен в действие на территории Российской Федерации взамен Общесоюзного классификатора промышленной и сельскохозяйственной продукции.

Общероссийский классификатор продукции 005-93 предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации о продукции в таких сферах деятельности как стандартизация, статистика, экономика и другие.

Классификатор ОКП продукции представляет собой древовидную структуру кодов ОКП продукции, построенных по иерархическому принципу. Классификатор ОКП используется для решения проблем каталогизации при сертификации однородных групп продукции, построенных на основе группировок кодов ОКП.

Рассмотрим кодирование шампуня в соответствии с классификатором ОКП-5:

  • 91 0000 – Продукция пищевой промышленности;
  • 915000 – Продукция парфюмерно-косметической и эфирномасличной промышлености;
  • 915800 – Продукция косметическая;
  • 915830 – Средства по уходу за волосами;
  • 91 5833- Шампуни жидкие;
  • 91 5834 - Шампуни желеобразные, кремообразные;
  • 91 5835 - Средства для укрепления волос;
  • 91 5836 - Средства для укладки волос;
  • 91 5839 - Средства по уходу за волосами прочие.

1.4 Потребительские свойства шампуня

Шампуни придают красивый внешний вид и здоровое состояние волосам и коже головы, поэтому имеют большое гигиеническое, эстетическое и психологическое значение. Они очищают, увлажняют, питают, укрепляют, защищают от неблагоприятных факторов природы, устраняют воспалительные процессы.

 Потребительские свойства  шампуней можно разделить на  следующие основные группы:

    1. функциональные;                        2.эргономические;

3. надежность;                                  4. эстетические;

5.безопасность.

1. Функциональные свойства, определяющие эффективность действия шампуня, наиболее важны для потребителя. К ним относятся:

    • моющее действие шампуней, связано с наличием в рецептуре шампуня поверхностно-активных веществ (ПАВ);
    • блеск волос после применения шампуня. В понимании потребителя чистота и здоровье волос напрямую связаны с их блеском. Одними из наиболее эффективных компонентов шампуней, придающих волосам блеск, являются силиконовые полимеры, такие, как диметикон, фенилтриметикон.
    • хорошая вспениваемость. У потребительских шампуней пена должна быть обильной, пышной, мелкодисперсной, легко смываемой, кремообразной, приятной на ощупь, обладать структурной прочностью, чтобы самопроизвольно не сползать на глаза. Шампуни для чувствительной кожи головы и многие профессиональные средства каждодневного использования дают минимум пены или вовсе являются беспенными;
    • хорошее распределение по волосам является еще одним немаловажным свойством шампуня; это свойство во многом зависит от вязкости шампуня, т.к слишком жидкий шампунь не задерживается на волосах, а слишком густой остается там, где его нанесли;
    • легкость смывания. Шампунь должен легко смываться и не оставлять на волосах ощущения непромытости;
    • легкость расчесывания волос после применения шампуня. Это связано с кондиционирующими свойствами шампуня - любой современный шампунь содержит кондиционирующие добавки, даже если на этом специально и не акцентируется внимание покупателя;
    • снятие статического заряда, легкость укладки и предупреждение спутывания. Этому также способствуют кондиционирующие добавки.

2. Эргономические свойства, удовлетворяют физиологические и психологические потребности в соответствии с определенными характеристиками потребителей. Они характеризуют способность товара создавать ощущения удобства и комфортности. Эргономические свойства шампуней определяются консистенцией, упаковкой, приспособлениями, облегчающими пользование.

3. Надежность шампуней для волос связана прежде всего с их сохраняемостью и определяется сроком годности, который может быть от нескольких месяцев до 3 лет. Более продолжительный срок годности косметики должен вызвать внимательное отношение к ее составу, и прежде всего к виду и количеству консерванта. Срок годности отечественных шампуней определен нормативными документами. Однако при использовании новых, более качественных консервантов срок годности увеличивается, поэтому в производстве сложилась практика установления срока годности самим изготовителем, который исходит из рецептуры средства.

4. Эстетические свойства косметических товаров призваны удовлетворять эстетические потребности человека. Показателями этих свойств являются внешний вид, цвет, запах, дизайн упаковки, информативность упаковки, стилевая направленность.

5. Безопасность шампуней зависит от состава, качества исходных компонентов, технологического процесса получения, условий хранения и продажи, условий потребления.

1.5  Факторы формирующие качество шампуня

Состав любого современного шампуня соответствует некой устоявшейся принципиальной схеме: моющая субстанция (поверхностно-активные вещества, ПАВ), добавки в виде вспомогательных ПАВ (СоПАВ), способствующие получению дополнительных заданных свойств шампуня (пенообразование и пр.), кондиционирующие компоненты, функциональные добавки и модификаторы (регуляторы рН, консерванты и пр.), эстетические добавки, придающие шампуню товарный вид (отдушки, красители, замутнители, консерваторы, перламутровые вещества и пр.), биодобавки, вода.

Приготовление шампуней относится к категории сравнительно простых производств. В общем случае единицей оборудования является аппарат из нержавеющей стали, снабженный рубашкой для нагревания и охлаждения и перемешивающим устройством (для жидких и кремообразных шампуней устройство мешалки несколько различается).

Важным является то, что все шампуни должны проходить обязательные испытания: сначала проводят оценку органолептических показателей - внешнего вида, консистенции, цвета, запаха, которые определяются путем сенсорной оценки. Затем исследуют физико-химические характеристики, в том числе показатели безопасности.

Технологический процесс получения шампуня (рисунок 1) начинается с подбора и проверки сырьевых компонентов. Они должны быть безвредны во вводимых концентрациях и не образовывать токсичные комбинации между собой.

Компоненты в составе шампуней должны быть совместимы, сбалансированы и стабильны при установленном значении водородного показателя рН.

Прежде всего необходимо подготовить воду, т.к. это основной компонент шампуня. Вода должна быть очищена от механических примесей, железа, умягчена и микробиологически обезврежена. Содержание тяжелых металлов в воде не должно превышать установленные нормы.

Рисунок 1 – Технологическая схема получения шампуней

1 – кран;

2 – смеситель 4 т;

3 – смеситель 10 т;

4 – нагрев воды;

5 – система очистки  воды;

6 – насос;

7 – фильтр;

8 – емкость 2 т;

9 – дозатор

     

ПАВ должны быть заранее подготовлены, взвешены, а в зимнее время помещены в теплое помещение, чтобы избежать их застывания, но при температуре не более 50 °С, чтобы не допустить их разрушения. В основном технология приготовления шампуня представляет собой смешивание и растворение компонентов.

Стадии технологического процесса получения шампуней:

    1. Подготовка сырья. Сырье, поступившее на склад, перед использованием в производстве, обязательно подвергается внешнему осмотру и лабораторному анализу на соответствие требованиям, предусмотренным данной технологией, после чего оно подается на разгрузку в реактор.
    2. Приготовление средства. Шампуни готовят путем механического смешения компонентов с водой в реакторе, оборудованном мешалкой. Использование мешалки специальной конструкции предупреждает вспенивание массы. Смешение компонентов производится при температуре производственного помещения и атмосферном давлении.
    3. В реактор при включенной мешалке последовательно загружаются водно-спиртовой экстракт и ПАВ, которые затем перемешивают.
    4. Питьевая вода проходит очистку на водоочистительном комплексе и подается в реактор при выключенной мешалке. Предварительно берется проба этой воды на соответствие требованиям, предъявляемым к качеству воды для приготовления шампуней. Подача воды контролируется счетчиком для воды. Далее производится перемешивание компонентов шампуня с водой.
    5. Добавляются формалин и отдушка. Далее при выключенной мешалке с помощью насоса заливают предварительно приготовленный раствор хлористого натрия и перемешивают. Готовый продукт с помощью насоса подается в промежуточную емкость на отстой. Продукт отстаивается, после чего отбирается проба и делается анализ на соответствие техническим условиям, и при получении положительных результатов средство отправляется на расфасовку.

1.6 Факторы сохраняющие качество шампуня

К факторам, сохраняющим качество товаров, относятся упаковка и маркировка.

   Фасовка  и упаковка шампуней - конечная технологическая операция производства, влияющая на их качество и прежде всего на сохраняемость. При порче, шампуни могут выделять газ, изменятся окраска, вкус и консистенция, снижаться активность введённых в препарат животных и растительных экстрактов. Согласно ГОСТ 27429-87 «Изделия парфюмерно-косметические жидкие. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение» шампуни фасуют в полимерные бутылки, баллоны, тубы. Также допускается фасовка в пакетики вместимостью до 10 см3 . Потребительскую тару укупоривают всеми видами укупорочных средств, обеспечивающих сохранность продукции при транспортировании, хранении и использовании, не взаимодействующие с жидкостями. Укупорка должна быть герметичной. Герметичность - основное требование фасовки, так как при потере влаги в процессе хранения продукты могут затвердеть, потерять текучесть и стать непригодными к применению.  Потребительскую тару и укупорочные средства изготавливают из материалов, разрешенных органами санитарно-эпидемиологического надзора для применения в контакте с парфюмерно-косметическими товарами.

На стабильность качества косметических товаров влияют свет, кислород воздуха, упаковочный материал, побочные продукты распада растительных и животных экстрактов, которые образуются под воздействием микробов. В присутствии воздуха, при нарушении герметичности тары, количество микроорганизмов возрастает, что ведёт к порче косметического средства.

Еще одним фактором, сохраняющим качество товаров, является маркировка.

Маркировка должна соответствовать требованиям стандартов и других нормативных документов.

К маркировке предъявляются следующие требования:

1)     четкость  текста и иллюстраций;

2)     наглядность;

3)     однозначность  текста, его соответствие потребительским  свойствам продукта;

4)     достоверность  относительно количества, качества, изготовителя, страны, происхождения;

5)     использование  несмываемых красителей, разрешенных  для применения органами Госкомсанэпиднадзора.

На каждой единице потребительской тары с шампунем указывается:

    • Наименование, название (при наличии) и назначение изделия;
    • Наименование  изготовителя и его местонахождение (юридический адрес, включая страну) и местонахождения организации (адрес), уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителя (при наличии);
    • Товарный знак изготовителя (при наличии);
    • Объем, см3 , или масса нетто, г;
    • Состав изделия (с указанием ингредиентов в порядке их уменьшения их массовой доли в рецептуре изделия);
    • Условия хранения;
    • Дата изготовления (меся, год) и срок годности (месяцев, лет), или «годен (использовать) до (месяц, год)»;
    • Обозначение нормативного или технического документа, в соответствии с которым изготовлено или может быть идентифицировано изделие;
    • Информация о сертификации.

Наименование, название и назначение изделия указывают на лицевой стороне  этикетки. Остальные обозначения допускается указывать на обратной стороне. Шампуни должны сопровождаться информацией о способе применения и предостережениями  при использовании изделия.

Информация о работе Товароведная характеристика шампуня