История развития товароведения продовольственных товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2012 в 11:15, курсовая работа

Краткое описание

В период становления рыночных отношений в России большое значение приобретает один из важнейших объектов этих отношений — товар. В настоящее время слово «товар» приобретает новое содержание, что также обусловлено происходящими изменениями в экономике и других областях. Так, в число объектов, попадающих под определение «товар», входит большое количество различных видов продукции, например средства транспорта, оборудование и средства производства, основные виды сырьевых продуктов и т.д.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава 1. Исторические предпосылки возникновения и развития товароведения продовольственных товаров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

1.1. Основные этапы возникновения и развития товароведения продовольственных товаров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

1.2. Современный период развития товароведения продовольственных товаров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15

Глава 2. Теоретические основы товароведения продовольственных товаров на современном этапе развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20

2.1. Содержание товароведения продовольственных товаров на современном этапе развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20

2.2. Проблемы развития товароведения продовольственных товаров и направления их решения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31

Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33

Вложенные файлы: 1 файл

прод.товары.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)


Тема курсовой работы: «История развития товароведения продовольственных товаров»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава 1. Исторические предпосылки возникновения и развития товароведения продовольственных товаров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

1.1. Основные этапы возникновения и развития товароведения продовольственных товаров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

1.2.   Современный период развития  товароведения продовольственных товаров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15

Глава 2. Теоретические основы товароведения продовольственных товаров на современном этапе развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20

2.1. Содержание товароведения продовольственных товаров на современном этапе развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20

2.2. Проблемы развития товароведения продовольственных товаров и направления их решения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31

Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В период становления рыночных отношений в России большое значение приобретает один из важнейших объектов этих отноше­ний — товар. В настоящее время слово «товар» приобретает новое содержание, что также обусловлено происходящими изменения­ми в экономике и других областях. Так, в число объектов, попада­ющих под определение «товар», входит большое количество раз­личных видов продукции, например средства транспорта, обору­дование и средства производства, основные виды сырьевых про­дуктов и т.д.

В период господства административной экономики к товарам, изучаемым товароведением, относили только так называемые «то­вары народного потребления», что существенно ограничивало возможности этой науки. Сейчас границы товароведения значи­тельно расширились.

Развитие науки, выявление новых научных фактов и данных настоятельно требует периодического обобщения накопившегося материала, на основании которого можно делать определенные выводы, обосновывать различные теоретические положения.

Все это относится и к товароведению продовольственных товаров, которое теснейшим образом связано с торговлей, пищевой промышленностью, сельскохозяйственным производством, а также с естественными, главным образом биологическими, науками.

Актуальность исследования связано с тем, что с развитием пищевой промышленности и расширением ассортимента выпускаемых изделий происходит постоянная дифференциация и специализация ее отраслей, а соответственно и научных исследований в товароведении. Специализация является естественным процессом, способствующим углубленному изучению отдельных узких областей товароведения; в то же время она обусловливает Ослабление естественных связей между его разделами и затрудняет широкие теоретические обобщения, что, в конечном счете, препятствует дальнейшему развитию самого товароведения как науки.

 

Накопление фактического материала в товароведении началось задолго до возникновения товарного производства, однако наиболее широкое развитие товароведение получило с возникновением и развитием международной и внутренней торговли.

Теоретической и методологической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых С.Л. Ермилова, Н.И. Козина, А.А. Колесника, Ф.С. Касаткина, B.C. Грюндера, Г.С. Инихова, B.C. Смирнова, С.Н. Бруева, Г.Г. Скробанского, И.Ф. Крюка, А.И. Гримма, А.Н. Рукосуева, и др., в научных трудах и учебниках которых получило дальнейшее развитие товароведение пищевых продуктов, основанное на результатах обширных экспериментальных исследований.

В развитие товароведения продовольственных товаров большой вклад внесли Н.А. Архангельский, А.И. Андрусевич, Н.С. Алексеев, Н.В. Булгаков, В.Г. Зайцев, Н.И. Егоркина, Г.И. Кутянин, Т.С. Остановский, М.С. Сергеев, В.П. Склянников, Н.В. Чернов и др.

Под их руководством были проведены обширные исследования в области товароведения пищевых продуктов и промышленных товаров, позволившие значительно расширить банк данных о потребительских свойствах товаров и о методах их исследований. В результате этого существенно пополнилась учебная информация, усилилось теоретическое обоснование товароведения.

В настоящее время в товароведении продовольственных товаров накопилось большое количество фактического материала, без систематизации которого становится невозможным дальнейшее движение вперед.

Целью курсовой работы является изучение истории развития товароведения продовольственных товаров.

Для достижения цели исследования в работе были поставлены следующие задачи:

1) проанализировать исторические предпосылки возникновения и развития товароведения продовольственных товаров;

2) рассмотреть современный период развития  товароведения продовольственных товаров

3) изучить теоретические основы товароведения продовольственных товаров;

4) определить проблемы развития товароведения продовольственных товаров и возможные направления их решения.

Объектом исследования являются основные предпосылки появления и развития науки товароведения продовольственных товаров.

Предметом исследования является различные теоретические основы товароведения продовольственных товаров.

Для решения поставленных задач использовалась совокупность методов исследования: анализ теоретических и методических положений по выбранной теме, а также обобщение материала по развитию товароведения продовольственных товаров.

Теоретико-методологическая база исследования основана на использовании материалов учебной и периодической литературы и категориальном аппарате науки товароведения.

Научная новизна исследования состоит в том, что в ней предпринята попытка комплексного рассмотрения история развития товароведения продовольственных товаров, определение современных направлений развития товароведения продовольственных товаров.

Практическая значимость исследования заключается в том, что совокупность теоретических положений и выводов курсовой работы позволит определить перспективы развития товароведения продовольственных товаров в России.

Цель и задачи исследования обусловили выбор структуры работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих два параграфа, заключение, списка использованной литературы.

 

 

Глава 1. Исторические предпосылки возникновения и развития товароведения продовольственных товаров

1.1. Основные этапы возникновения и развития товароведения продовольственных товаров

Возникновение товара как предмета обмена обусловило необхо­димость его изучения и описания. Чтобы этот обмен был эквива­лентным, сравнивались полезные свойства обмениваемых товаров, затраты на их производство. Дальнейшее развитие производствен­ных отношений повлекло за собой и развитие товароведения продовольственных товаров, ко­торое можно разделить на три этапа: товароведно-описательный, товароведно-технологический, товароведно-формирующий.

Товароведно-описательный этап приходится на период возник­новения и становления капитализма как общественной форма­ции. Этот период длился с середины XVI до начала XVIII в. Совер­шенствование производства привело к расширению номенклату­ры товаров, развитие торговых связей — к расширению области их распространения.

С возрастанием значимости сферы товарного обращения и услож­нением ее функций возникает необходимость в квалифицирован­ной информации о товарах, особенно редких, так называемых «заморских», которая знакомила бы покупателя с назначением и свойствами этих товаров и формировала покупательский спрос.

Задачи товароведения на этом этапе развития торговли своди­лись к составлению руководств с описанием назначения, свойств и методов потребления продовольственных товаров. Первая кафедра товароведения, которая была учреждена в 1549 г. при Падуанском университете, занималась описанием таких редких и специфических товаров, как растительные и животные средства. В числе пер­вых отечественных книг, в которых имеется описание товаров, следует назвать «Торговую книгу», вышедшую в свет в 1575 г. и переизданную в 1610 г. В книге ставилась цель «како молодым лю­дям торг вести и знати всему цену и отчасти в ней описаны всяких земель товары различные».

На товароведно-описательном этапе продовольственные товары, как правило, опи­сывались в алфавитном порядке без систематизации. Однако были попытки более углубленного изучения товаров. Примером такой работы служит книга М. Себициуса (издания 1630 г.), в которой дано описание многих пряностей, а также способов приготов­ления хлеба, сыра, вин и других пищевых продуктов, способов увеличения сроков хранения фруктовых соков в результате нагре­вания.

Товароведно-технологический этап развития товароведения продовольственных товаров длил­ся с начала XVIII до середины XX в. Он совпал с периодом разви­того промышленного производства, который сопровождался бур­ным развитием производительных сил и повышением потребно­стей, расширением функциональных свойств товаров и геогра­фии их производства.

Началом товароведно-формирующего этапа развития товарове­дения продовольственных товаров следует считать 30-е гг. XX в., когда произошло примерное разграничение объектов товароведения и материаловедения, и материаловедение выделилось в самостоятельную науку. Товаро­ведение как самостоятельная дисциплина перестает детально изу­чать сырье, материалы и технологию производства товаров, а за­нимается дальнейшим раскрытием сущности потребительной сто­имости, разработкой методов количественной оценки отдельных потребительских свойств товаров и потребительной стоимости в целом с целью оптимизации процессов управления качеством и ассортиментом товаров. На этом этапе в две самостоятельные дис­циплины выделяются товароведение продовольственных и непро­довольственных товаров.

Рассмотрим развитие товароведения продовольственных товаров  в разное историческое время.

В античные времена известны описания товароведного характера в агрономических работах древнеримских ученых: Катона Старшего (234—149 до н.э.), Варрона (116—27 до н.э.), Колумеллы (1 в. н.э.) и Плиния Старшего (23 или 24—79). Катон описывал способы хранения и переработки сельскохозяйственных продуктов (винограда, мяса и рыбы); Варрон — методы оценки качества скота, молока, сыров и др.; Колумелла — способы хранения зерна, выдержку и старение вин, дал товароведную характеристику винограда и способы его хранения.

Наиболее капитальной работой этого периода является «Естественная история» Плиния, изданная в 37 книгах, где даны описания многих видов сельскохозяйственной продукции, способов выращивания сельскохозяйственных растений, их переработки и хранения. Особенно подробно описаны виноград, способы приготовления качественных вин, а также их фальсификации. Плиний первым рассмотрел различные способы хранения в зависимости от климатических условий.

В средние века развитие естественных наук (физики, химии, биологии) оказало существенное влияние на расширение и углубление товароведных знаний. Наряду с работами описательного характера появляются работы, основанные на испытаниях. К первым следует отнести труд М. Себициуса (1630), который описал многие пряности, а также способы приготовления хлеба, сыра, вин и других пищевых продуктов, способы удлинения сроков хранения фруктовых соков путем нагревания. К трудам исследовательского характера относятся работы Ф. Реди, который с помощью микроскопа установил причины порчи мяса.

В XVIII в. наметилась дифференциация наук; одним из результатов этого процесса стало формирование научной терминологии — специфического языка каждой науки. Другим результатом дифференциации следует считать разработку собственных методов исследований (испытаний) или заимствование уже известных (релевантных) методов из других областей знаний.

Для развития научного направления товароведения продовольственных товаров большое значение имели работы Г. Бургаве (1668—1738), который разработал основы химического анализа пищевых продуктов, а также К. Линнея (1707-1778), Ж. Бюффона (1707-1788), Б. Жюсье (1699—1777), систематические исследования которых в области биологии послужили основой для разработки научной классификации товаров.

В этот период появляются первые самостоятельные работы по торговле и товароведению. Так, в 1575 г. впервые в России вышла «Торговая книга. Книжка описательная, как молодым людям торг вести и знати всему цену, и отчасти в ней описаны всяких земель товары различные, их же привозят на Русь немцы и иных земель люди торговые». В книге, авторы которой неизвестны, дана подробная для того времени характеристика ряда товаров, в том числе экспортно-импортных (меда, воска, зерна, пеньки, жиров, мехов и т.п.). Особенностями товароведной информации, сообщавшейся в «Торговой книге» и других источниках, являются ее описательный характер и отсутствие систематизации.

Информация о работе История развития товароведения продовольственных товаров