Товароведение непродовольственных товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 21:31, курс лекций

Краткое описание

Основные задачи, стоящие перед товароведением: определение и изучение основополагающих характеристик товаров, составляющих потребительскую ценность; установление номенклатуры потребительских свойств и показателей качества товаров;- изучение свойств и показателей ассортимента товаров, анализ ассортиментной политики производственной или торговой организации;- товароведная оценка качества товаров, выявление градаций качества, диагностика дефектов товаров и причин их возникновения, принятие мер по предупреждению реализации некачественных, опасных товаров;- обеспечение качества и количества товаров на разных этапах их технологического цикла;- установление видов товарных потерь, причин их возникновения и разработка мер по их предупреждению или снижению;- информационное обеспечение товародвижения от изготовителя до потребителя.

Вложенные файлы: 1 файл

9.docx

— 124.66 Кб (Скачать файл)
  1. Товароведение — это научная дисциплина, изучающая потребительские свойства товаров. Название научной и учебной дисциплины «товароведение» является производным от слов «товар» и «ведать» (знать) и дословно может интерпретироваться на современном языке как «знание о товаре».

Основные  задачи, стоящие перед товароведением: определение и изучение основополагающих характеристик товаров, составляющих потребительскую ценность; установление номенклатуры потребительских свойств  и показателей качества товаров;-    изучение свойств и показателей  ассортимента товаров, анализ ассортиментной политики производственной или торговой организации;-    товароведная оценка качества товаров, выявление  градаций качества, диагностика дефектов товаров и причин их возникновения, принятие мер по предупреждению реализации некачественных, опасных товаров;-  обеспечение качества и количества товаров на разных этапах их технологического цикла;-     установление видов товарных потерь, причин их возникновения и разработка мер по их предупреждению или снижению;-    информационное обеспечение товародвижения от изготовителя до потребителя.

 Методы  научного познания направлены  на исследование товара, его характеристик  и изменений в процессе товародвижения. В эту группу входят эмпирические (основанные на опыте и наблюдениях), аналитические (основанные на мысленном или фактическом разложении целого на составные части) и оценка качества. Ещё методы: Метод эксперимента; Проверка теории практикой; Комплексная оценка качества товаров 

    2. Ассортимент товаров, выпускаемых промышленностью и поступающих в торговлю, насчитывает десятки тысяч самых разнообразных видов и разновидностей. С каждым годом количество их возрастает: под влиянием моды расширяется и обновляется ассортимент текстильных и одежно-обувных товаров; с развитием науки и техники появляются новые, более совершенные сложно-технические товары; новые виды сырья и материалов создаются химической промышленностью. Систематизировать всё многообразие товаров помогает научная классификация, которая постоянно совершенствуется. В товароведении объектом классификации являются товары, их свойства, показатели качества, а также сырье и материалы для их производства, методы оценки качества, виды контроля качества и т. д.(прод товары, непродтовары)

Иерархический метод классификации предусматривает последовательное деление заданного множества объектов (товаров) на подчинённые классификационные подмножества (группировки).Иерархический метод классификации имеет несколько ступеней классификации, число которых равно количеству использованных признаков общности объектов Ступень классификации – это этап разделения множества на составляющие его части по одному из признаков.Количество ступеней классификации, то есть количество использованных признаков, определяют  глубину классификации.Разделение множества объектов на подмножества только по одному признаку называется группировкой.

Фасетный метод классификации предусматривает параллельное разделение множества объектов по одному признаку на отдельные, независимые друг от друга подразделения (группировки) –  фасеты. 
Отдельные фасеты не зависят и не подчиняются друг другу, как в иерархической системе, но они связаны тем, что относятся к одному и тому же множеству, и каждый характеризует одну из сторон распределяемого множества. Таким образом, фасетный метод классификации позволяет получить систему отдельных (не подчинённых друг другу) группировок. 
 

                                                                                    

     3. Ассортимент товаров – совокупность товаров, объединенных по признакам, характеристикам сходства товара или единообразия удовлетворения общественных или личных потребностей.Ассортимент представляет собой подразделение множества на отдельные подмножества, детализирующее более общий признак.Подразделение множества на подмножества является основой построения любых эксплуатационных услуг. Товары, объединенные по сходному происхождению подразделяют на товары природного и производственного происхождения. Производственное происхождение формирует промышленный ассортимент. Товары находящиеся в сфере обращения формируют торговый ассортимент.

Принцип построения – иерархический. Предполагает подчинение нижестоящих уровней  вышестоящим. Геометрический способ изображения  в виде пирамиды, которая строится сверху вниз.В структуре ассортимента приняты следующие наименования: группа, подгруппа, вид, разновидности.

Формирование  и управление ассортиментом.

Цель  – удовлетворение потребительского спроса. Платежеспособность потребительского спроса формирует два важных параметра: количественный и качественный. Важнейшими формирующими факторами являются: обостренная  конкуренция, которая потоянно воздействует на структуру ассортимента; ценовые характеристики; мода; мода; психология потребительского рынка; образовательный уровень, реклама.

Показатели  ассортимента:

   1)  широта - количество видов, разновидностей, наименование товаров однородных и разнородных групп; 2) полнота - перечень товаров различных видов, разновидностей однородной группы;3)  устойчивость - способность товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары;4)  обновление (новизна) - способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров;5)  ассортиментный перечень - минимально - допустимые количества видов товаров повседневного спр 
 

   4.Качеством называют совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

Существуют  следующие методы определения качества товара:

Органолептический метод — качество устанавливается с помощью органов чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса) по внешнему виду, цвету, консистенции.

Лабораторный  метод оценки качества требует специальной аппаратуры, инструментов, он более сложный и длительный, но точный и объективный.

Экспертный  метод. Решение о качестве продуктов принимается экспертами.

Измерительный метод. При этом методе численные значения показателей качества продукции определяют на основе технических средств измерений.

Регистрационный метод. Качество определяется путем подсчета числа определенных событий, предметов, а также на основе наблюдений.

Социологический метод. Показатели качества определяют на основе сбора и анализа мнений потребителей.

Всесторонние  исследования качества товаров возможны при сочетании органолептического и лабораторного методов. Качество товара лабораторным методом определяется по средней пробе.

Средняя проба — это образец, по которому можно судить о качестве всей партии товара. 

Чтобы получить среднюю пробу обычно берут  небольшое количество товара из разных мест (снизу, сверху, из середины).

При большом  количестве товарных мест в партии товара среднюю пробу берут не менее чем из 10% всех мест. При  небольшой партии товара пробу берут  из каждого тарного места. Жидкие и сыпучие товары перед взятием  пробы следует хорошо перемешивать. Точность определения качества всей партии товара во многом зависит от правильности взятия средней пробы.

                                  

                                                                         

5. Стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Основными целями стандартизации в соответствии с Государственной системой стандартизации Республики Беларусь являются:

защита  интересов потребителей и государства  в вопросах качества продукции, услуг,  обеспечивающих их безопасность для  жизни людей, охрану окружающей среды;повышение качества продукции в соответствии с развитием науки и техники, с потребностями населения и экономики государства;обеспечение технической и информационной совместимости и взаимозаменяемости продукции;содействие внедрению ресурсо- и энергосберегающих технологий;устранение технических барьеров в торгово-экономическом, научно-техническом сотрудничестве, обеспечение конкурентоспособности белорусских товаров на мировом рынке, участие республики в международном разделении труда;обеспечение единства измерений;

В настоящее  время все многообразие нормативно - технической документации, действовавшие  в промышленности, в основном заменяются следующими категориями стандартов: государственными стандартами; отраслевыми стандартами (ОСТ); республиканскими стандартами (РСТ); стандартами предприятий или объединений (СТП). Для стандартов каждой группы установлены область обязательного применения, объекты стандартизации и порядок утверждения.

В зависимости  от содержания и назначения стандарты  всех категорий подразделяют на стандарты  следующих видов: технических условий истребований; параметров, размеров, типов, конструкций, марок и сортаментов различных продукций; правил приемки и методов контроля; правил маркировки, упаковки, транспортировки и хранения; правил эксплуатации ремонта; типовых технологических процессов. В одном стандарте могут, содержатся данные, относящиеся к стандартам нескольких видов.

 В  работах по стандартизации в  Республике Беларусь применяется  системный подход, который реализуется  на основе ежегодных планов  государственной стандартизации, охватывающих  все отрасли промышленности, сельского  хозяйства и сферы услуг. 

6. сертификация позволяет документально узаконить качественные характеристики продукции и возможность появления ее на рынке.

Закон РБ «О сертификации продукции, работ, услуг» определяет виды и формы сертификации, обозначает основные этапы и методы проведения сертификационных работ.

Согласно  нему, сертификация подразделяется на обязательную и добровольную. Кроме того, процесс обязательной сертификации управляется еще и отраслевыми нормативными актами.

Сертификация  направлена на достижение следующих целей:

- содействие потребителям  в компетентном  выборе продукции  (услуги);

- защита потребителя  от недобросовестности  изготовителя (продавца, исполнителя);

- контроль безопасности  продукции (услуги, работы) для окружающей  среды, жизни, здоровья  и имущества; 

- подтверждение показателей  качества продукции  (услуги, работы), заявленных  изготовителем (исполнителем).

Правовые  основы сертификации товаров, работ  и услуг устанавливает Закон  Республики Беларусь от 5 января 2004 г. "Об оценке соответствия требованиям технических  нормативных правовых актов в  области технического нормирования и стандартизации". 

В соответствии с указанным законом, подтверждение  соответствия носит обязательный или  добровольный характер.

 Обязательное  подтверждение соответствия осуществляется  в формах обязательной сертификации  и декларирования соответствия. Добровольное подтверждение соответствия  осуществляется в форме добровольной  сертификации. 

Перечень  продукции и услуг,  подлежащих обязательной сертификации (декларированию соответствия), а также порядок ее проведения указан в Постановлении Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь 16.12.2008 г.  №60 «Об утверждении перечня продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия в Республике Беларусь», а также в соответствующих технических нормативных правовых актах (ТНПА). Согласно этому постановлению, без сертификата соответствия или декларации соответствия, на территории Республики Беларусь запрещается реализация товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия. Необходимые сертификаты и декларации выдаются Государственным Комитетом по стандартизации при Совете Министров или по его поручению аккредитованным органом по сертификации. 
 

                                                                          

Информация о работе Товароведение непродовольственных товаров