История развития товароведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 18:51, реферат

Краткое описание

Термин «товароведение» происходит от слов «товар» и «ведение». Последнее слово произошло от veda («веды»), что означает «знание». Следовательно, в этом смысле товароведение есть знание о товарах.

Увеличение производства товаров, сокращение их потерь и повышение их качества, совершенствование экономических отношений одни из главных задач за все время развития товароведения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………............3

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТОВАРОВЕДЕНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА…………………………………………………................4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....11

БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………….12

Вложенные файлы: 1 файл

Товароведение чистовик.doc

— 64.00 Кб (Скачать файл)


Министерство образования и науки Российской Федерации

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

Институт экономики

 

Дисциплина «Товароведение»

 

 

 

 

 

Реферат

История развития товароведения

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка

2 курса специальности

«Коммерция (торговое дело)»

Руководитель:

 

 

 

 

 

Кострома

2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………............3

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТОВАРОВЕДЕНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА…………………………………………………................4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....11

БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………….12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

На протяжении всей жизни человек непрерывно связан с товарами. Как только начался обмен одних товаров на другие, появилась необходимость в познании и оценке свойств товаров. Чтобы этот обмен был эквивалентным, сравнивались полезные свойства обмениваемых товаров, затраты на их получение. В связи с этим за многие сотни лет начинает формироваться самостоятельная наука - товароведение. Это наука и учебная дисциплина об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительскую ценность, и факторах обеспечения этих характеристик.

Термин «товароведение» происходит от слов «товар» и «ведение». Последнее слово произошло от veda («веды»), что означает «знание». Следовательно, в этом смысле товароведение есть знание о товарах.  

Увеличение производства товаров, сокращение их потерь и повышение их качества, совершенствование экономических отношений одни из главных задач за все время развития товароведения.

Знание товароведения и его теоретических основ актуальны сегодня не только для производителей, работников торговли и других категорий работников, связанных с предпринимательской деятельностью, но и для потребителей. В современных условиях (хозяйственные реформы, социально-экономическое развитие страны, развитие экономики, полное удовлетворение растущих потребностей народного хозяйства и населения) роль товароведения возрастает.

 
 

 

 

 

 

 

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТОВАРОВЕДЕНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

Первая ступень развития товароведения характеризуется накоплением фактов, описанием классификаций, объектов, явлений, событий, констатацией свойств и называется феноменологической, или описательной. Вторая ступень – аналитико-синтетическая, предсказательная. На этой ступени теория позволяет дать элементарное объяснение природы, свойств объектов, закономерностей явлений, а также создается возможность для предсказания возможных исходов явлений и процессов. На третьей ступени – прогностической – происходит моделирование основных процессов с аналитическим предсказанием законов и принципов, прогнозированием сроков и конечного результата процессов и явлений. Четвертая ступень – аксиоматическая – характеризуется высокой степенью обобщения явлений с глубоким проникновением в их сущность. Возможен точный и долгосрочный прогноз.

Первой ступени развития науки товароведения предшествовало накопление большого практического опыта по производству и торговле товарами ремесленниками, крестьянами, купцами, которые на практике методами наблюдений, проб и ошибок постигали свойства товаров, передавая свои знания последующим поколениям.

Необходимость в познании и оценке свойств товаров появилась, как только начался обмен одних товаров на другие. Чтобы этот обмен был эквивалентным, сравнивались полезные свойства обмениваемых товаров, затраты на их получение. Более того, ряд товаров (меха, золото, серебро, бобы какао и др.), особо ценных и обладающих длительной сохраняемостью, еще до появления металлических и бумажных денег выполнял функции эквивалента обмениваемых товаров.

Появление денег не ослабило интереса к знаниям о свойствах товаров. Меновая стоимость товара в денежном выражении определялась его полезностью для покупателя, или потребительной стоимостью.

На этом этапе товароведение как область знаний о товарах имело практическую направленность и носило эмпирический характер. Происходило накопление фактических сведений на основе практических описаний и наблюдений.

Поскольку на первом этапе развития науки еще не дифференцировались по областям, товароведение также не существовало как отдельная наука. Поэтому информация о товарах появлялись в трудах, посвященных сельскому хозяйству.

Известны описания товароведного характера в агрономических работах древнеримских ученых: Катона Старшего (234-149 гг. до н.э.), Варрона (116-27 гг. до н.э.), Колумеллы (I в. н. э.) и Плиния Старшего (23 или 24-79 гг.). Катон описывал способы хранения и переработки сельскохозяйственных продуктов (винограда, мяса и рыбы); Варрон - методы оценки качества скота, молока, сыров и др.; Колумелла – способы хранения зерна, выдержку и старение вин, товароведную характеристику винограда и способы его хранения.

Наиболее капитальной работой этого периода является «Естественная история», написанная Плинием и изданная в 37 книгах. В ней даны описания многих видов сельскохозяйственной продукции, способов их выращивания, переработки и хранения. Особенно подробно дано описание винограда, способов приготовления качественных вин, а также их фальсификации.

В средние века развитие естественных наук (физики, химии, биологии) оказало существенное влияние на расширение и углубление товароведных знаний. Наряду с работами описательного характера появляются работы, основанные на испытаниях. К первым следует отнести труд М. Себициуса (1630 г.), в котором дано описание многих пряностей, а также способов приготовления хлеба, сыра, вин и других пищевых продуктов, способов удлинения сроков хранения фруктовых соков путем нагревания. К трудам исследовательского характера относятся работы Ф. Реди, который с помощью микроскопа установил причины порчи мяса.

Для развития научного направления товароведения большое значение имели работы Бургаве (1668-1738 гг.), в которых были разработаны основы химического анализа пищевых продуктов, а также Линнея (1707-1778 гг.), Бюффона (1707-1788 гг.), Жюсье (1699-1777 гг.), систематические исследования которых в области биологии послужили основой разработки научной классификации товаров.

Таким образом, уже в 18 в. товароведение как наука постепенно переходит на следующую ступень – аналитико-синтетическую, хотя еще значительное количество работ в области товароведения носило описательных характер.

             На этой ступени исследуется также материально-вещественная природа потребительной стоимости сырья, материалов, полуфабрикатов, готовых изделий и делаются попытки их количественной увязки с отдельными потребительскими свойствами продуктов.             

             Предсказательная ступень развития товароведения характерена для периода развитого промышленного производства, который сопровождается относительно быстрым развитием производительных сил и возвышением потребностей, повышением функциональных свойств товаров и расширением географии их производства.

            В этих условиях возникает необходимость в разработке объективных показателей для оценки отдельных потребительских свойств с целью их нормирования, а также в разработке научно обоснованных рекомендаций по сохранению товаров.

            Эти задачи уже фигурируют в определениях товароведения, относящихся к начальной стадии рассматриваемой ступени.
Так, И. Г. Людовицы в книге «Основы полной торговой системы» (1756 и 1789 гг.) пишет, что «предмет товаропознания в особенности есть познание товаров, смотра по купецкой в них нужде. Знание сие простирается на разделение и роды товаров, деление, свойство, испытание или разбирание, цену и доброту, порчу, сохранение и содержание, исправление, выделку, подделку, пользу и употребление, а также на знания суть лучшие сорта и роды товаров, и которые скорее с рук сбыть можно и наконец, где всякий товар лучше и дешевле достать можно».

             В 1856 г. И.  Вавилов издает «Справочный коммерческий словарь», в котором дает определение товароведения как науки и описание отдельных товаров.

             Разработка объективных методов оценки потребительной стоимости товаров потребовала раскрытия материально-вещественной природы отдельных потребительских свойств на уровне сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и установления между ними количественных связей.
Результаты этих исследований явились также мощным средством совершенствования технологии производства товаров, возвышения их потребительной стоимости.

             Научное товароведение в этой ступени своего развития тесно связано с технологией производства товаров. Это видно хотя бы из определения товароведения, которое приводится в энциклопедическом словаре, изданном в 1896 году: «Товароведение – отрасль технологии в широком смысле этого слова, имеющая целью возможно точнее распознать употребление в технике сырых продуктов, определить их происхождение и указать наилучшее употребление. Товароведение, как самостоятельная отрасль знания, обязано расширению торговли, способствовавшему успехам промышленности предоставлением в ее распоряжение многочисленных и разнообразных колониальных продуктов».

            Хотя цели товароведения и технологии заметно различаются, научная основа у них едина – это естественные науки. Профессор М. Я. Киттары писал по этому поводу, что «изучение технологии и товароведения должно основываться на изучении химии, физики и других естественных наук». В этот период практически все известные товароведы были одновременно и технологами. Некоторые из них стали основоположниками того или иного вида материаловедения.

            Развитие товарного обращения на аналитико-синтетической ступени вызвало потребность в специалистах, вооруженных как знанием технологий производства, так и торгового дела. Их подготовкой занялись специальные учебные заведения, где товароведение преподавалось как самостоятельная дисциплина. В России первыми подобными заведениями были Московское коммерческое училище (основанное в 1772 году), Московская практическая академия коммерческих наук (1810 г.), Высшее коммерческое учебное заведение – Московский коммерческий институт (1907 г.) - с коммерческо-технологическим (товароведным) факультетом. В 1918 году на базе Московского коммерческого института был создан Московский институт народного хозяйства им. К. Маркса, который с 1924 года носит имя Г. В. Плеханова.
            Основоположник научного товароведения в России – профессор М. Я. Киттары (1825 – 1880 гг.) преподавал в Московской практической академии. В книге «Публичный курс товароведения» (1860 г.) он впервые изложил научные основы товароведения. М. Я. Киттары был автором первых российских учебников по товароведению. Публичные лекции профессора М. Я. Киттары в области товароведения пользовались большим успехом в 1851-1852 гг. в Казани, а с 1859 года – и в Москве.

            Дальнейшее развитие отечественного товароведения на аналитико-синтетической ступени связано с именами профессоров Московского коммерческого института П. П. Петрова (1850-1928 гг.) и М. Я. Никитинского (1854-1924 гг.). Учебники по товароведению, авторами которых являлись Я. Я. Никитинский, П. П. Петров, Н. С. Нестеров, А. М. Бовчар, В. Р. Вильямс, Ф. В. Церевитинов, выходили в период с 1906 по 1923 годы, причем первые два издания вышли под названием «Руководство по товароведению с необходимыми сведениями их технологии» (1906-1908, 1909). Все последующие издания учебника выходили под названием «Товароведение». Этот труд получил мировое признание.

Началом прогностической ступени развития товароведения следует считать 30-е годы ХХ столетия, когда произошло более или менее четкое разграничение объектов товароведения и материаловедения, и материаловедение выделилось в самостоятельную научную дисциплину. Товароведение как научная дисциплина отходит от детального изучения сырья, материалов и технологии производства изделий и концентрирует свое внимание на дальнейшем раскрытии сущности потребительной стоимости, на разработке методов количественной оценки, как отдельных потребительских свойств товаров, так и их потребительной стоимости в целом с целью оптимизации процессов управления ассортиментом и качеством товаров.
В 1933 году выходит учебник М. С. Бродского и Г. Р. Кореек «Основы товароведения», в котором была предпринята попытка использовать знания смежных с товароведением дисциплин для создания теоретических основ товароведения пищевых продуктов. Эта книга оказала значительное влияние на дальнейшее развитие товароведения. Авторы учебника уделяют особое внимание вопросам классификации и качества, разработки комплексных методов оценки качества и т. д.

В послевоенные года товароведно-формирующее направление получило дальнейшее развитие в многочисленных научных трудах ученых товароведов и различного рода учебниках и учебных пособиях. Среди них следует выделить принципиально новое по структуре построение курса и характеру изложения материала издание в девяти книгах под редакцией профессора Н.А. Архангельского, вышедшее в 1957-1962 годах. Общетеоретическая часть товароведения была изложена в отдельной книге.
На развитие теоретического и практического товароведения большое влияние оказывают систематически проводимые научно-теоретические конференции и симпозиумы.

В развитие товароведения большой вклад внесли работы многих ученых товароведов: профессоров Н. А. Архангельского (1899-1961 гг.),      Н. В. Чернова (1894-1971 гг.), Н. И. Егоркина (1882-1977 гг.), Н. В. Булгакова (1894-1980 гг.), Б. Ф. Цереветинова (1904-1979 гг.) и др.

Товароведение как научная дисциплина получила широкое распространение в мировой практике. Советская школа товароведения являлась одной из ведущих в этой области и внесла свой достойный вклад в ее развитие.

Информация о работе История развития товароведения