История формирования и развития товароведения как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 14:05, доклад

Краткое описание

Начало обмена одних товаров на другие привело к необходимости познания и оценки свойств товаров. Первые описания товароведческого характера о способах хранения и переработке сельскохозяйственных продуктов известны из работ древнеримских ученых: Катона Старшего и Плиния Старшего. Впервые в мировой истории товароведение растительных и животных фармацевтических средств стало преподаваться в 1549 г. в Падуанском университете (Италия), где была открыта первая кафедра товароведения.

Вложенные файлы: 1 файл

товароведение.docx

— 17.35 Кб (Скачать файл)

«История формирования и развития товароведения как  науки»

Начало обмена одних товаров  на другие привело к необходимости  познания и оценки свойств товаров. Первые описания товароведческого характера о способах хранения и переработке сельскохозяйственных продуктов известны из работ древнеримских ученых: Катона Старшего и Плиния Старшего. Впервые в мировой истории товароведение растительных и животных фармацевтических средств стало преподаваться в 1549 г. в Падуанском университете (Италия), где была открыта первая кафедра товароведения.  В России преподавание товароведения началось в Московском коммерческом училище (1772), но только с 1842 г. в коммерческих учебных заведениях стали изучать товароведение как самостоятельную дисциплину.

 Развитие науки товароведения  на протяжении XIX века шло и  по линии углубления исследований  физической, материальной стороны  предмета, и одновременно — по линии совершенствования оценок коммерческой стороны, сбыта товаров. Это нашло отражение в двух определениях той эпохи, приводимых Е. В. Жиряевой в своём учебнике.

К концу XIX века в товароведение  вторгается новая тематика — изучение спроса, затем разработка рекламы и других форм продвижения товара на рынок вплоть до агрессивных, использующих психологические особенности человека для оказания на него давления с целью заставить сделать его выбор в пользу конкретного товара. Последние методы прямого отношения к товароведению не имеют, и потому эта тематика вскоре концентрируется в рамках новой прикладной экономической дисциплины — маркетинга. Товароведение исходит из товара, помогая доставить его в сохранности до покупателя, дать покупателю объективную информацию о товаре и т. п. , то есть удовлетворить потребности покупателя и избавить продавца от излишних потерь. Маркетинг же исходит не из товара, а из необходимости найти платёжеспособного потребителя, который готов купить нечто, причём в момент, наиболее удобный для продавца в контексте решения главной его задачи — извлечения прибыли.

В развитии товароведения как науки в  России учебники и методические разработки выделяют следующие три этапа развития:

  1. описательный(до XVIII века)
  2. товароведно-технологический (XVIII век — середина XX века)
  3. товароведно-формирующий (с середины XX века по настоящее время).

Товароведно-описательный этап приходится на период возникновения и становления  капитализма. Этот период длился с середины XVI до начала XVIII века. Совершенствование  производства привело к расширению номенклатуры товаров, развитие торговых связей – к расширению области  их распространения. Задачи товароведения  на этом этапе сводились к составлению  руководств с описанием назначения, свойств и методов потребления  товаров.

Товароведно-технологический этап развития товароведения длился с  начала XVIII до середины XX века. В это  время произошел переход от описания товаров к исследованию факторов, формирующих и сохраняющих качество товара, разработке методов исследования показателей качества. На этом этапе  товароведение приобрело характер научной дисциплины. Одним из основоположников отечественного научного товароведения  является профессор казанского университета М.Я.Киттары.

Началом товароведно-формирующего этапа  развития товароведения следует  считать 30-е годы ХХ века. В это  время произошло разграничение  товароведения и материаловедения, и материаловедение выделилось в  самостоятельную науку. Товароведение  перестает детально изучать сырье, материалы и технологию производства товаров, а занимается дальнейшим раскрытием сущности потребительной стоимости, разработкой  методов количественной оценки отдельных  потребительских свойств товаров  и потребительной стоимости в  целом с целью оптимизации  процессов управления качеством  и ассортиментом товаров.  
 
С начала 90-х годов ХХ века по настоящее время реализуется товароведно-коммерческий этап. При переходе России к рыночной экономике перед товароведением встали новые задачи. В рыночной экономике потребитель и производитель находят друг друга на рынке. Потребитель имеет выбор между наилучшими товарами различных производителей. Однако потребитель не всегда может правильно оценить качество товара. Иногда в результате приобретения некачественного товара возникает необходимость проведения его экспертизы. Товаровед в данной -ситуации должен уметь защитить права потребителя на некачественный товар. Поэтому товаровед должен владеть информацией по вопросам качества, ассортимента, условий хранения, маркировки товаров, а если необходимо, провести необходимые исследования.

 

 

 


Информация о работе История формирования и развития товароведения как науки