Зарубежный опыт в управлении качеством продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 19:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в рассмотрении систем управления качеством продукции в зарубежных странах, для чего решаются следующие задачи: изучение истории развития подходов к управлению качеством продукции, направлений управления качеством в США, Японии и Европе; оценка функций маркетинга в обеспечении качества продукции; определение роли стандартов ИСО 9000; рассмотрение «жизненного цикла» товаров и зарубежных организаций по управлению качеством товаров.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4
1. Системный подход к управлению качеством в экономически развитых странах…………………………………………………………………………….5
1.1 Опыт управления качеством в США……………………………………...5-6
1.2 Опыт управления качеством в Японии…………………………………...6-8
1.3 Опыт управления качеством в Германии………………………………....8-9
1.4 Опыт управления качеством во Франции………………………………10-11
2. Маркетинг и обеспечение качества………………………………………12-14
3. Роль международных стандартов ИСО 9000…………………………….15-17
4. Особенности управления качеством на всех стадиях «жизненного цикла» товара………………………………………………………………………….18-22
5. Зарубежные организации по управлению качеством…………………...23-29
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованных источников…………………………………………...31

Вложенные файлы: 1 файл

управление качеством.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

     Международная организация по стандартизации создана  в 1946 г. двадцатью пятью национальными организациями по стандартизации. При создании организации и выборе ее названия учитывалась необходимость того, чтобы аббревиатура наименования звучала одинаково на всех языках. Для этого было решено использовать греческое слово isos — равный, вот почему на всех языках мира Международная организация по стандартизации имеет краткое название ISO (ИСО). Сфера деятельности ИСО касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники, относящихся к компетенции Международной электротехнической комиссии (МЭК). Некоторые виды работ выполняются совместными усилиями этих организаций. Кроме стандартизации ИСО занимается и проблемами сертификации. ИСО определяет свои задачи следующим образом: содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности в мире с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развития сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях[7].

     В последние годы ИСО уделяет много  внимания стандартизации систем обеспечения качества. Практическим результатом усилий в этих направлениях являются разработка и издание международных стандартов. При их разработке ИСО учитывает ожидания всех заинтересованных сторон—производителей продукции (услуг), потребителей, правительственных кругов, научно-технических и общественных организаций.

     На  сегодняшний день в состав ИСО  входят 120 стран своими национальными организациями по стандартизации.

     Организационно  в ИСО входят руководящие и рабочие органы. Руководящие органы: Генеральная ассамблея (высший орган), Совет, Техническое руководящее бюро. Рабочие органы — технические комитеты (ТК), подкомитеты, технические консультативные группы (ТКГ).

     Официальные языки ИСО — английский, французский, русский. На русский язык переведено около 70% всего массива международных стандартов ИСО.

     По  своему содержанию стандарты ИСО  отличаются тем, что лишь около 20% из них включают требования к конкретной продукции. Основная же масса нормативных документов касается требований безопасности, взаимозаменяемости, технической совместимости, методов испытаний продукции, а также других общих и методических вопросов.

     Международная электротехническая комиссия создана  в 1906 г. на международной конференции, в которой участвовали 13 стран, в наибольшей степени заинтересованных в такой организации. Датой начала международного сотрудничества по электротехнике считается 1881 г., когда состоялся первый Международный конгресс по электричеству. Позже, в 1904 г., правительственные делегаты конгресса решили, что необходима специальная организация, которая бы занималась стандартизацией параметров электрических машин и терминологией в этой области.

     После Второй мировой войны, когда была создана ИСО, МЭК стала автономной организацией в ее составе. Но организационные, финансовые вопросы и объекты стандартизации были четко разделены. МЭК занимается стандартизацией в области электротехники, электроники, радиосвязи, приборостроения. Эти области не входят в сферу деятельности ИСО.

     Основная  цель организации, которая определена ее Уставом — содействие международному сотрудничеству по стандартизации и смежным с ней проблемам в области электротехники и радиотехники путем разработки международных стандартов и других документов.

     Европейский комитет по стандартизации (до 1970 г. — Европейский комитет по координации  стандартов) существует с 1961 г. Членами  СЕН состоят национальные организации по стандартизации 18 европейских государств: Австрии, Бельгии, Великобритании, Греции, Дании, Германии, Испании, Исландии, Италии, Люксембурга, Норвегии, Нидерландов, Португалии, Финляндии, ФРГ, Франции, Швеции, Швейцарии. СЕН — закрытая организация, объединяющая только государства — участники ЕС и ЕАСТ[7].

     Основная  цель СЕН — содействие развитию торговли товарами и услугами путем разработки европейских стандартов (евронорм, EN), на которые могли бы ссылаться в своих директивах ЕС, ЕАСТ и другие межправительственные организации; путем обеспечения единообразного применения в странах-членах международных стандартов ИСО и МЭК; сотрудничества со всеми организациями региона, занимающимися стандартизацией; предоставления услуг по сертификации на соответствие европейским стандартам (евронормам).

     СЕН разрабатывает европейские стандарты в таких областях, как оборудование для авиации, водонагревательные газовые приборы, газовые баллоны, комплектующие детали для подъемных механизмов, газовые плиты, сварка и резка, трубопроводы и трубы, насосные станции.

     Межскандинавская  организация по стандартизации создана в 1952 г. Ее члены — Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция, входящие своими национальными организациями по стандартизации, а также десять других организаций, занимающихся вопросами стандартизации в этих странах.

     Главная особенность деятельности ИНСТА, отличающая ее от других подобных организаций, состоит в том, что она не разрабатывает региональных общескандинавских стандартов. Во многом это связано со значительной долей внешней торговли в экономике стран, что обусловило переход на весьма широкое применение международных стандартов. Например, Дания еще в начале 70-х годов полностью отказалась от разработки национальных стандартов и перешла на международные и региональные нормативные документы. Свои основные задачи ИНСТА видит в содействии созданию согласованных национальных стандартов скандинавских государств, унификации технических требований национальных нормативных документов; организации обмена информацией о работах по стандартизации для избежания дублирования; распространении опыта по созданию стандартов и в определении согласованной позиции стран—членов в ИСО, МЭК, СЕН и других организациях.

     За  основу разрабатываемых нормативных  документов принимаются международные  стандарты ИСО, МЭК, европейские  стандарты СЕН и СЕНЭЛЕК, других организаций. Разработанные нормативные документы принимаются странами-членами в качестве национальных после того, как их проекты одобряются всеми странами—членами ИНСТА.

     Важным  направлением своей деятельности организация  считает достижение взаимопонимания между скандинавскими странами. Для этого проводятся регулярные ежегодные встречи, на которых обсуждаются все спорные вопросы.

     Международная Ассоциация государств Юго-Восточной  Азии в 1994 г. создала Консультативный Комитет по стандартизации и качеству. В состав этой региональной организации входят национальные организации по стандартизации и сертификации стран—членов АСЕАН: Малайзии, Таиланда, Индонезии, Сингапура, Филиппин, Бруней Даруссалама, Вьетнама. Членами Комитета являются также торгово-промышленные палаты этих государств. В большинстве названных стран национальная стандартизация и применение международных стандартов находятся на довольно высоком уровне[7].

     В Малайзии национальная организация  по стандартизации — Малайзийский институт стандартов и промышленных исследований (СИРИМ) — существует с 1975 г. По своему статусу СИРИМ — ассоциация на правах акционерного общества, но основным держателем акций является малайзийское правительство. Под руководством СИРИМ в Малайзии создана национальная система стандартизации и сертификации. Основными задачами СИРИМ считает: дальнейшее развитие и совершенствование стандартизации для содействия торговле и промышленности; обеспечение безопасности продукции для жизни и здоровья людей; консультирование промышленных предприятий по внедрению стандартов; проведение научных исследований в области новейших технологий; обеспечение информацией промышленных кругов о международных стандартах ИСО и МЭК и содействие их принятию в качестве национальных.

     Национальный  орган по стандартизации и сертификации Таиланда — Таиландский институт промышленных стандартов (ТИСИ) — отличается особой организацией своей деятельности. Он ведет всю работу по стандартизации (от планирования до принятия). ТИСИ является структурным подразделением министерства промышленности, которое и утверждает стандарты. Проект стандарта принимается только после полного согласия заинтересованных сторон как по тексту, так и по техническим требованиям. Всю работу по согласованию проводит ТИСИ. Правительство Таиланда оказывает поддержку национальной стандартизации, осуществляя закупки продукции разных отраслей только при ее полном соответствии требованиям национальных стандартов. ТИСИ руководит также и сертификацией соответствия продукции, причем испытания проводят как непосредственно институт, так и промышленные и университетские лаборатории по его поручениям. В стране действует 10 систем сертификации.

     В Индонезии национальная организация  по стандартизации — Национальный Совет по стандартизации Индонезии (ИСС) —создан в 1984 г. Декретом Президента. Задачи Совета включают координацию деятельности различных организаций по стандартизации и сертификации, а также программ по стандартизации, разработку национальной политики в области стандартизации и метрологии и представление соответствующих предложений Президенту; принятие национальных стандартов после достижения консенсуса всех сторон, участвовавших в разработке; поверку национальных эталонов в метрологических центрах мира и планирование национальных процедур поверки. ИСС также представляет Индонезию в международных организациях по стандартизации, но вопросы аккредитации испытательных лабораторий и сертификатов в ее компетенцию не входят.

     Рассмотренные примеры говорят о том, что  страны—участницы АСЕАН сделали достаточно весомый вклад в региональную стандартизацию, возглавляемую Консультативным комитетом по стандартизации и качеству.

     Панамериканский комитет стандартов существует с 1961 г. и объединяет национальные организации Аргентины, Боливии, Бразилии, Чили, Колумбии, КостаРики, Эквадора, Доминиканской республики, Мексики, Панамы, Парагвая, Перу, Тринидад-Тобаго, Уругвая, Венесуэлы, а также региональные организации пяти стран: Коста-Рики, Сальвадора, Гватемалы, Гондураса и Никарагуа[7].

     Главная цель организации — устранение технических барьеров в региональной торговле. Путь к достижению этой цели КОПАНТ видит в развитии сотрудничества между странами-членами по разработке и широкому применению региональных стандартов.

     Британский  институт стандартов (BSI) создан в 1901 г. по инициативе обществ инженеров-механиков, инженеров-судостроителей, инженеров-электриков и инженеров-металлургов. Это независимая организация, действующая в соответствии с Уставом, впервые принятым в 1929 г. и пересмотренным в 1981 г. Основные функции BSI — координация деятельности по разработке стандартов на основе соглашения между всеми заинтересованными сторонами и принятие стандартов[7].

     Кроме стандартизации, BSI возглавляет работы по управлению качеством и по сертификации. BSI имеет испытательный центр, который проводит испытания серийной продукции широкого диапазона — от электронного оборудования до детских кроватей. Испытания осуществляются как на соответствие требованиям безопасности, так и на соответствие продукции национальным стандартам. Центр BSI считается одним их самых авторитетных в мире, и практически все страны признают его сертификаты соответствия без повторных испытаний.

     Национальной  организацией по стандартизации во Франции  является Французская ассоциация по стандартизации (AFNOR), на которую возложены следующие функции:

     - организация, руководство и координация  деятельности по стандартизации;

     - анализ поступающих заявок на  стандарты и определение потребности  в новых стандартах;

     -    разработка и принятие национальных  стандартов;

     -  контроль за их внедрением;

     -   пропаганда и продажа стандартов;

     -   составление годовых программ  по стандартизации с учетом  национальных приоритетов развития экономики;

     -  управление деятельностью по  маркировке продукции знаком  соответствия национальному стандарту NF;

     -  обучение, подготовка и переподготовка специалистов;

     -  представление Франции в международных  организациях по стандартизации. Помимо непосредственно стандартизации, деятельность AFNOR включает сертификацию, метрологию, управление и контроль качества.

     В 1917 г. был создан Комитет нормалей для общего машиностроения, что считается датой возникновения национальной системы стандартизации в Германии. Комитет дважды менял название: в 1926 г. — Германский комитет стандартов и в 1975 г. — Немецкий институт стандартизации (DIN).

Национальной  стандартизацией в Германии охвачены следующие отрасли: строительство, электротехника, химические производства, точная механика и оптика, фотография и кинематография, документация и делопроизводство, здравоохранение, атомная техника, сельское хозяйство, машиностроение и судостроение, авиация, спорт и досуг, часовое, ювелирное и зубоврачебное дело, водное хозяйство и канализация и некоторые другие. Особое место отводится стандартизации в области обеспечения безопасности товаров и услуг, защиты окружающей среды и созданию основополагающих стандартов.

     Таким образом, на сегодняшний день практически  в каждой стране мира есть организация по управлению качеством продукции, стандартизации систем обеспечения качества. Главными организациями по управлению качеством продукции являются Международная организация по стандартизации, Европейский комитет по стандартизации и Международная электротехническая комиссия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Зарубежный опыт в управлении качеством продукции