Зарубежный опыт в управлении качеством продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 19:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в рассмотрении систем управления качеством продукции в зарубежных странах, для чего решаются следующие задачи: изучение истории развития подходов к управлению качеством продукции, направлений управления качеством в США, Японии и Европе; оценка функций маркетинга в обеспечении качества продукции; определение роли стандартов ИСО 9000; рассмотрение «жизненного цикла» товаров и зарубежных организаций по управлению качеством товаров.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4
1. Системный подход к управлению качеством в экономически развитых странах…………………………………………………………………………….5
1.1 Опыт управления качеством в США……………………………………...5-6
1.2 Опыт управления качеством в Японии…………………………………...6-8
1.3 Опыт управления качеством в Германии………………………………....8-9
1.4 Опыт управления качеством во Франции………………………………10-11
2. Маркетинг и обеспечение качества………………………………………12-14
3. Роль международных стандартов ИСО 9000…………………………….15-17
4. Особенности управления качеством на всех стадиях «жизненного цикла» товара………………………………………………………………………….18-22
5. Зарубежные организации по управлению качеством…………………...23-29
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованных источников…………………………………………...31

Вложенные файлы: 1 файл

управление качеством.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

     Критерии обеспечения качества продукции при материально-техническом снабжении:

     а) наличие утвержденных инструкций по номенклатуре, порядку и объему входного контроля материалов и полуфабрикатов;

     б) наличие утвержденных разработчиком инструкций по контролю комплектующих изделий;

     в) наличие системы, позволяющей по результатам эксплуатации оперативно корректировать планы входного контроля;

     г) наличие заключения о совершенстве и эффективности стендов и других средств контроля, применяемых на входном контроле;

     д) наличие эффективной системы регистрации и идентификации результатов входного контроля;

     е) наличие системы оперативного оповещения поставщиков о дефектах, выявляемых на входном контроле;

     ж) наличие эффективной системы предотвращения попадания в производство материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, не прошедших входной контроль;

     з) наличие сертифицированной системы качества на предприятиях поставщиков;

     и) наличие информационной системы учета и анализа качества ответственных материалов и комплектующих изделий по результатам входного контроля;

     к) наличие системы помощи поставщикам со стороны предприятия, потребляющего их продукцию, в повышении ее качества, подготовке кадров и разработке систем качества[4, c. 83].

     На  этапе подготовки и разработки производственных процессов должен быть обеспечен принцип комплексности, предусматривающий готовность предприятия к моменту производства. Предприятие должно располагать необходимыми технологическими процессами на всех стадиях производства; различными видами технологического оборудования, транспортных средств, тары и упаковочных материалов; различными видами технологической оснастки и инструмента; договорами на поставку сырья, материалов, комплектующих изделий, вспомогательных материалов; средствами теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения; работниками (ИТР, рабочими, контролерами, наладчиками оборудования) основного, вспомогательного и обслуживающего производств; технически обоснованными нормами времени на производство работ; системами идентификации продукции и факторами производственного процесса на всех этапах производства.

     На  этапе производства объектами управления, проверки и оценки должны быть все элементы производственных процессов: технологическое оборудование, технологическая оснастка, рабочий инструмент, средства измерения и контроля, технологические процессы, кадры, материалы и комплектующие, вспомогательные материалы, нормативно-техническая документация, энергоресурсы, окружающая среда, программное обеспечение, организация работы с дефектной продукцией.

     По  каждому из перечисленных элементов должны быть четкие представления о их наличии, соответствии стандартам и состоянии. Сами же требования к большинству элементов связаны с отраслевой спецификой и должны быть тщательно сформулированы на каждом предприятии.

     На  этапе контроля, проведения испытаний и обследований система должна обеспечивать возможность выявления любых дефектов. С целью обнаружения дефектов на более ранних стадиях и обеспечения более полного контроля целесообразно развивать самоконтроль, применять средства автоматизированного контроля, встраивая их в технологические процессы.

     В системе контроля качества должен быть обеспечен оперативный анализ информации о несоответствующей (дефектной) продукции, дефектах и их причинах, а также анализ накапливаемой информации о несоответствующей продукции, дефектах и их причинах.

     Необходимо  иметь целостный проект системы учета, накопления, анализа информации и принятия решения (корректирующих мер) по устранению дефектов и их причин. Выявление несоответствующей продукции включает следующие этапы:

     -  выявление несоответствия параметров качества;

     -  идентификацию технической документации, сырья, материалов, комплектующих изделий, готовой продукции;

     -  изоляцию несоответствующей продукции;

     -  обследование несоответствующей продукции на предмет возможного использования;

     -   утилизацию несоответствующих единиц (партий) продукции[4,c.83].

     Существуют  следующие критерии обеспечения качества при контроле и испытаниях продукции:

     -  наличие в технологической документации полностью оформленных операций контроля (с указанием фактической полноты и глубины контроля во всех контролируемых точках и параметрах, используемых средств измерений, с расчетом норм времени на каждую контрольную операцию и разряда выполнения работ);

     -  наличие заключения о полном оснащении технологических операций средствами измерений;

     -  наличие отметок в маршрутном листе о проверке «первых деталей»;

     -  наличие системы учета результатов контроля и выявления дефектов;

     - наличие системы типовых решений для обоснованных действий по выявленным дефектам, в том числе и по информации их цехов-потребителей;

     -  эффективность системы контроля, действующей в подразделениях предприятия;

     -  наличие контроля чистоты в зонах, закрепляемых при монтаже и сборке продукции;

     -  наличие утвержденной разработчиком программы испытаний продукции;

     -  наличие заключения о полной комплектации испытательной базы необходимым оборудованием и стендами;

     -  наличие утвержденного заказчиком состава промежуточных испытаний сборочных единиц;

     - наличие заключения о выполнении в полном объеме мероприятий, разработанных по результатам предшествующих периодических испытаний;

     -  наличие системы, обеспечивающей полное и достоверное выявление причин отказов (дефектов), обнаруживаемых на приемо-сдаточных и периодических испытаниях;

     -  оценка эффективности разрабатываемых мероприятий по повышению качества продукции [4, c. 84].

     На  этапах упаковки и хранения, транспортировки продукции должны быть разработаны соответствующие требования по сохранению качества, которые отражаются в нормативных документах или в условиях договора (контракта). Процедуры, обеспечивающие маркировку, упаковку, транспортировку, хранение, погрузочно-разгрузочные работы, должны быть направлены на создание условий для максимально возможного сохранения полученного качества продукции. Маркировка и этикетирование продукции должна быть четкой, соответствовать техническим требованиям, оставаться неизменной с момента изготовления продукции до ее поставки в пункт назначения.

     Регламентирование способов и процедур упаковки продукции  должно включать требования к условиям транспортировки, таре, методам затаривания, крепления и раскрепления.

     Регламентирование погрузочно-разгрузочных и транспортных операций должно включать соответствующие требования к контейнерам, конвейерам, транспортным средствам, погрузочным механизмам, предупреждающие нанесение ущерба качеству продукции.

     На  этапах реализации и обслуживания продукции должны быть разработаны требования по сохранению стабильного качества, инструктивные материалы по применению и техническому обслуживанию продукции. При реализации должны быть идентифицированы все виды продукции, разработаны, документированы и внедрены процедуры, предотвращающие отгрузку продукции с ухудшенными характеристиками.

     Процедуры монтажа должны включать документированные предостережения, способствующие правильному выполнению монтажных работ. Они содержат положения, исключающие неправильный монтаж или действия факторов, отрицательно влияющих на качество продукции.

     Процедуры обслуживания должны включать контроль за контрольно-измерительной аппаратурой и испытательным оборудованием, используемым на месте установки и эксплуатации реализуемой продукции; разработку документации по сборке и монтажу, эксплуатации, ведению каталогов запасных частей и обслуживанию техники в реальных условиях; систему раннего обнаружения случаев отказа или недостатков продукции, обеспечивающую оперативное проведение корректирующих воздействий.

     Согласно  идеологии, принятой в стандартах ИСО серии 9000, организация работ в системе управления качеством должна обеспечивать все необходимые условия выполнения этапов «петли качества» последовательно, в запланированные сроки и с высокой эффективностью, что приведёт к высокому качеству производимых товаров. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     5. Зарубежные организации по управлению качеством 

     Национальным  органом по стандартизации в США  является Американский национальный институт стандартов и технологии (NIST). Его предшественники: Американский комитет технической стандартизации, который в 1928 г. был реорганизован в Американскую ассоциацию по стандартизации (ASA); Организация по стандартизации США (USASI), просуществовавшая менее трех лет и преобразованная в ANSI, а теперь — NIST.

     NIST — неправительственная некоммерческая  организация, координирующая работы по добровольной стандартизации в частном секторе экономики, руководящая деятельностью организаций — разработчиков стандартов, принимающая решения о придании стандарту статуса национального (если в нем заинтересованы различные фирмы и стандарт приобретает межотраслевой характер).

     NIST не разрабатывает стандарты, но является единственной организацией в США, принимающей (утверждающей) национальные стандарты. Это отвечает основной задаче NIST — содействие решению проблем, имеющих общегосударственное значение (экономия энергоресурсов, защита окружающей среды, обеспечение безопасности жизни людей и условий производства).

     Институт  разрабатывает целевые программы. Программно-целевое планирование охватывает производство и транспортировку  топлива, снабжение электроэнергией, применение ядерной, солнечной и других видов энергии. Значительно меньше внимания уделяется разработке стандартов на готовую продукцию, поскольку в этой области действуют фирменные нормативные документы.

     Национальные (федеральные) стандарты содержат обязательные к выполнению требования, касающиеся в основном аспектов безопасности. Наряду с обязательными федеральными стандартами в США действуют технические регламенты, утверждаемые органами государственного управления — Министерством торговли, Министерством обороны, Управлением служб общего назначения, Федеральным агентством по охране окружающей среды, Федеральным агентством по охране труда и здоровья на производстве, Федеральным управлением по безопасности пищевых продуктов и медикаментов, Комиссией по безопасности потребительских товаров и некоторыми другими. NIST поддерживает тесные деловые контакты с этими организациями в плане информационного обеспечения фирм, частных организаций, разрабатывающих стандарты. Сами указанные выше органы управления нередко участвуют в разработке фирменных стандартов и учитывают наличие таковых при планировании создания федерального стандарта. Нередки случаи, когда фирменный стандарт, удовлетворяя их требованиям, принимается в качестве федерального[7].

     Разрабатывают федеральные стандарты авторитетные организации, аккредитованные Американским национальным институтом стандартов. Наиболее известные из них: Американское общество по испытаниям и материалам (ASTM); Американское общество по контролю качества (ASQC); Американское общество инженеров-механиков (ASME); Объединение испытательных лабораторий страховых компаний, Общество инженеров-автомобилестроителей (SAE), Институт инженеров по электротехнике и электронике (IEEE). Эти организации разрабатывают не только федеральные, но и стандарты, носящие добровольный характер. Всего в США разработкой добровольных стандартов занимается более 400 различных организаций и фирм, а добровольных стандартов насчитывается более 35 тыс.

     На  сегодняшний день членами NIST состоят  более 1200 фирм, свыше 250 производственных и торговых компаний, научно-технических и инженерных обществ.

     Национальная  организация по стандартизации Японии — Японский комитет промышленных стандартов (JISC) — основана в 1949 г. Это  консультативный орган при Министерстве внешней торговли и промышленности, подчиненный Управлению науки и техники, которое утверждает планы работ JISC, а отдел стандартизации этого управления по существу выполняет роль секретариата JISC.

     На  основании Закона о промышленной стандартизации в Японии проводится сертификация промышленной продукции на соответствие национальному стандарту. Свидетельством соответствия изделия служит знак JIS. Разрешение на выдачу сертификата и право маркировки продукта знаком соответствия стандарту дает министр отрасли по результатам отраслевого инспекционного контроля качества данной продукции и аттестации предприятия, в ходе которой оценивают состояние производственного процесса.

Информация о работе Зарубежный опыт в управлении качеством продукции