Гипермаркеты, их роль в обслуживании населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2012 в 17:34, курсовая работа

Краткое описание

Основными задачами курсовой работы являются:
1. Исследование роли гипермаркетов в торговом обслуживании и определение основных задач по повышению уровня торгового обслуживания населения в отечественной практике;
2. Анализ торгово-хозяйственной деятельности гипермаркета ТЦ «Корона»;
3. Исследование торгового обслуживания в гипермаркете;

Содержание

1.Введение
2.Теоретическая часть
2.1.Гипермаркеты, их роль в обслуживании населения
2.1.1.Сущность понятия «Гипермаркет»
2.1.2. Роль гипермаркетов в обслуживании населения
2.1.3. Развитие гипермаркетов в торговой сети Республики Беларусь
3.Практическая часть
3.1.Организация обслуживания населения в гипермаркете «BIGZZ»
3.1.1.Общая характеристика гипермаркета «BIGZZ»
3.1.2.Организация продажи товаров
3.1.3.Организация дополнительного обслуживания покупателей
4.Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 686.50 Кб (Скачать файл)


Содержание:

 

1.Введение

2.Теоретическая часть

2.1.Гипермаркеты, их роль в обслуживании населения

2.1.1.Сущность понятия «Гипермаркет»

2.1.2. Роль гипермаркетов в обслуживании населения

2.1.3. Развитие гипермаркетов в торговой сети Республики Беларусь

3.Практическая часть

3.1.Организация обслуживания населения в гипермаркете «BIGZZ»

3.1.1.Общая характеристика гипермаркета «BIGZZ»

3.1.2.Организация продажи товаров

3.1.3.Организация дополнительного обслуживания покупателей

4.Заключение

Список используемой литературы

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение:

Для гипермаркетов на современном этапе развития особенно важно постоянно повышать уровень торгового обслуживания. В этом заинтересованы как покупатель, так и предприятие, поскольку качество торгового обслуживания предопределяет размер функциональных затрат свободного времени населения и конечные результаты работы универсамов. Так, одним из основных показателей, характеризующих процесс обслуживания покупателей, является уровень качества торгового обслуживания. Данный показатель является интегральным, включающим ряд частных показателей, таких как культура обслуживания покупателей, скорость торгового обслуживания, стабильность товарного ассортимента, спектр услуг, предоставляемых покупателям и т. д. Фактически уровень качества торгового обслуживания является показателем качества функционирования системы обслуживания на предприятии торговли. Под системой обслуживания в торговле (СОТ) будем понимать совокупность реализованных на предприятии торговли методов и средств различной природы, обеспечивающих удовлетворение потребностей покупателей в товарах и услугах приемлемого качества и за приемлемое время. Так, в современных условиях сущность требований населения к торговле сводится к обеспечению возможности своевременно приобретать все необходимые товары высокого качества и в нужном ассортименте с наименьшими затратами времени при наибольших удобствах. Однако все еще слишком много времени затрачивается на покупку. И не только работники магазинов повинны в этих потерях. Сокращение времени, связанного с покупками товаров зависит от рационального размещения торговой сети, совершенствования ассортимента и повышения качества товаров, поставляемых промышленностью. И только соединив усилия разных ведомств и служб можно обеспечить значительное повышение уровня торгового обслуживания населения. С позиции покупателей торговое обслуживание – это процесс получения определенных товаров (услуг), необходимых для удовлетворения личных, семейных, домашних потребностей. Объединяя толкование понятий с двух различных позиций, получаем, что торговое обслуживание в рыночной экономике – это процесс реализации товаров населению, в результате которого различные торговые предприятия получают прибыль, а потребители – определенные товары, необходимые для удовлетворения их потребностей. Все это определило актуальность выбранной темы работы. Целью курсовой работы является исследование роли гипермаркетов в торговом обслуживании и поиск возможных путей повышения ее эффективности в современных условиях. Объектом исследования является гипермаркет ТЦ «Корона». Проблему повышения эффективности торгового обслуживания необходимо рассматривать комплексно.

Исходя из данного подхода основными задачами курсовой работы являются:

1. Исследование роли гипермаркетов в торговом обслуживании и определение основных задач по повышению уровня торгового обслуживания населения в отечественной практике;

2. Анализ торгово-хозяйственной деятельности гипермаркета ТЦ «Корона»;

3. Исследование торгового обслуживания в гипермаркете;

4. Определение направлений повышения эффективности торгового обслуживания в гипермаркете. В процессе исследования указанных проблем используются, экономико-статистические методы, экспертные оценки, метод наблюдений и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Теоретическая часть

2.1. Гипермаркеты, их роль в развитии населения

2.1.1. Сущность понятия «Гипермаркет»

Гипермаркет — тип магазина, объединяющий в себе принципы организации магазина самообслуживания и магазина, разделенного на торговые отделы.

От традиционных магазинов самообслуживания и от супермаркетов гипермаркеты отличаются, прежде всего, масштабностью по всем параметрам. В разных странах к гипермаркетам относят магазины самообслуживания с торговой площадью: в США – от 4 000 м2, во Франции – от 2 500 м2. В Германии гиппермаркетами называют супермаркеты с площадью от 1 500 м2 и универмаги с площадью от 4 000 м2. В соответствии с Номенклатурой типов магазинов для  городских поселений, утвержденной Министерством торговли Республики Беларусь от 09.01.2002г. для гипермаркетов четко прописаны торговых площадей – от 5 000 м2. Но в то же время для данного типа характерно не только большие торговые площади, но ещё и громадный ассортимент товаров, относящихся как к продовольственному, так и непродовольственному сегментам рынка розничной торговли, насчитывающий обычно от 40 000 до 150 000 позиций. На непищевую продукцию в гипермаркетах приходится от 35 до 50 % общего ассортимента. Непродовольственный сектор представлен самыми различными группами товаров: одежда и обувь, косметика, бытовая химия, электроника, крупногабаритная бытовая техника, мебель, стройматериалы и многое другое.

Гипермаркеты обладают следующими признаками;

      это очень крупные предприятия розничной торговли, в которых представлен широкий и быстро обновляемый ассортимент как продовольственных товаров, так и товаров общего назначения;

      торговая площадь составляет не менее 5 000 м2;

      проводится политика низких цен и небольших наценок (система discount);

      продажа по системе самообслуживания с оплатой всех выбранных товаров сразу у кассы при выходе из магазина;

      наличие большой стоянки для автомобилей.

Также следует отметить, что гипермаркеты могут послужить основой для создания розничного торгового центра, что характерно для  «французской» модели розничных торговых центров. Главной целью расширения гипермаркета до торгового центра является привлечение в гипермаркет большого количества посетителей за счет расширения комплексности услуг. В качестве примера следует привести Торговый центр «Корона», который располагается по адресу г. Минск, ул. Кальварийская, 24. Он включает в себя гипермаркет торговой площадью 6200 м2, крупнейший супермаркет бытовой техники «Корона Техно», детский развлекательный цент «Дискавери», «Модный Молл» с галереей магазинов известных мировых марок (21 магазин, торговая площадь магазина варьируется от 90 до 270 м2), кафе-пиццерию «Амстердам» и ресторан быстрого питания «Пит-стоп».

 

 

2.1.2. Роль гипермаркетов в обслуживании населения

В мировой практике гипермаркеты  не являются новым явлением в розничной торговле. Например, во Франции первый Гипермаркет «Карфур» начал свою деятельность 15 июня 1963г. в Сент-Женевьев-де-Буа (пригород Парижа), а в 1967г. был открыт первый гипермаркет известной компании «Ашан». Идея постройки первого белорусского гипермаркета родилась в 1997 г. Его предполагалось соорудить на пересечении пр. Дзержинского и ул. Есенина в микрорайоне Малиновка. С такой инициативой выступили инвесторы из Польши. Был создан даже проект торгового комплекса, но этот проект так и был воплощен, а первый Гипермаркет порадовал своим открытием покупателей только в 2005г. За последние 3 года были открыты и успешно работают в Минске «Гиппо» иностранного предприятия «Белвиллесден» с торговой площадью 5 770 м2, «ProStore» совместного ЗАО «Простор-маркет» - 6 200 м2, «Корона» филиала ООО «Табак-инвест», «Biggz» иностранного частного торгового унитарного предприятия «Баниар» торговой площадью более 6 000 м2.По своим размерам отечественные гипермаркеты пока заметно уступают зарубежным аналогам.

Отметим, что 53,5% белорусских покупателей пользуются услугами крупных торговых объектов, в том числе и услугами гипермаркетов (см. прил. А, диаграмма 1). Из них:

      0,7% - делают покупки в них практически ежедневно;

      8,2% - несколько раз в неделю;

      19,9% - несколько раз в месяц;

      24,7% - реже, чем один раз в месяц.

Данные сведения показывают, что гипермаркеты в Республике Беларусь являются «магазином выходного дня», где осуществляются не каждодневные покупки, а покупки на неделю или месяц.

Также было проведено исследование в виде социологического анкетирования, направленное на определение популярности 4 гипермаркетов: «Корона», «ProStore», «Гиппо», «BIGZZ». Опрос проводился среди 400 активных пользователей интернета в возрасте от 16 лет и старше. Выборка репрезентирует взрослую интернет-аудиторию РБ. Статистическая погрешность не превышает ±4,1% при ДИ 90.

Как видно из диаграммы 2 (см. прил. А, диаграмма 2), среди посетителей гипермаркетов наибольший интерес вызывает гипермаркет «ГИППО». Более 80% респондентов ответили, что посетили данный гипермаркет хотя бы раз. Скорее всего, это объясняется расположением в пределах города и тем, что он был вторым гипермаркетом, который открылся в РБ.

Гипермаркет BIGZZ, несмотря на то, что он был первым, хотя бы раз посетило 70% респондентов. Но это очень близко к результатам двух других гипермаркетов — Prostore (68%) и «Корона» (68%). Хорошее оформление зала и удачное расположение помогли им догнать BIGZZ, несмотря на то, что открылись они значительно позже.

Но разовое посещение – это не показатель. Далее в анкете следовал вопрос: «Какой гипермаркет Вам нравится больше всего?» (см. прил. Б диаграмма 3). Согласно исследованию, большинству покупателей (37%) нравится гипермаркет «Корона». Данный торговый центр открылся последним, возможно, при его создании были учтены все достоинства и недостатки ранее открывшихся гипермаркетов. Сказывается еще и его удобное расположение — в центре города — по сравнению со всеми остальными гипермаркетами. Однако Prostore и «ГИППО» не сильно отстают от лидера - 29% и 27% соответственно. Гипермаркет BIGZZ, несмотря на то, что он был первым на рынке, значительно отстает по популярности от остальных – он нравится только 19% опрошенных. Позицию «не нравится ни один» выбрали только 1,8% ответивших на анкету.

Следующие вопрос анкеты: «Какой гипермаркет посещаете регулярно?» (см. прил. В диаграмма 4). Согласно исследованию, гипермаркеты «ГИППО» и «Корона» можно назвать самыми посещаемыми. По 28% покупателей регулярно совершают покупки именно в этих двух торговых центрах. Во многом это связано с их расположением в густонаселенных районах Минска, и попасть в них намного проще как на личном, так и на общественном транспорте. За ними следуют гипермаркеты, которые расположены около кольцевой: Prostore - 25% и BIGZZ - 20%.

Как видно, распределение голосов по трем предыдущим вопросам различается. Но почему получается так, что гипермаркет, который нравится большей части покупателей, или который посетило наибольшее количество покупателей, не становится самым посещаемым? Попробуем определить, почему покупатели сделали такой выбор (см. прил. Г диаграмма 5).

Очевидно, что самым главным фактором при выборе гипермаркета является его расположение (73%). Именно от удачного выбора расположения гипермаркета во многом зависит его посещаемость. И это не удивительно, кому захочется ехать через пол города за покупками?

               Вторым фактором является широта ассортимента (60%). Именно возможность купить все в одном месте привлекает людей в гипермаркет. Далее следуют примерно равные по количеству ответов позиции : приятная атмосфера (42%), бесплатная парковка (39%) и хорошее оформление зала (39%).

               Правда, при этом следует учитывать, что некоторые позиции (бесплатная парковка, бесплатные пакеты и накопительная программа) присутствуют не во всех гипермаркетах, и это значительно влияет на распределение значимости данных показателей для каждого отдельно взятого гипермаркета. Кроме того, стоит отметить, что в зависимости от пола, возраста, дохода покупателя, места жительства и работы во многом зависит: предпочтения в выборе гипермаркета, частота и дни недели посещения, средняя сумма и состав покупок и т.д.

 Итак, какой же гипермаркет Минска наиболее популярен? Опираясь на данные проведенного исследования, можно сказать, что явного лидера среди них не наблюдается – все магазины посещаемы и нравятся посетителям.

С учетом размеров гипермаркетов и тенденции к увеличению количества торговых объектов такого типа необходимо определить их роль в обслуживании населения.  Для этого следует выделить как положительные, так и отрицательные аспекты, а также причины их возникновения, влияющие как  на покупателей, так и на торговлю в целом. 

В первую очередь следует рассмотреть положительные стороны:

1. низкие, привлекательные для покупателей цены, что достигается за счет следующих методов:

      в ценообразовании не применяются предельные розничные наценки, что позволяет гипермаркетам конкурировать с рынками Гипермаркет – это такой формат розничной торговли, который получение прибыли осуществляется не за счет применения больших в денежном выражении наценок, а за счет получения скидок от производителей или поставщиков и  увеличения товарооборачиваемости.

      гипермаркеты заинтересованы в хороших «нераскрученных» брендах. Эта стратегия позволяет выиграть в ценовом позиционировании и сформировать уникальный товарный портфель.

Информация о работе Гипермаркеты, их роль в обслуживании населения