Гипермаркеты, их роль в обслуживании населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2012 в 17:34, курсовая работа

Краткое описание

Основными задачами курсовой работы являются:
1. Исследование роли гипермаркетов в торговом обслуживании и определение основных задач по повышению уровня торгового обслуживания населения в отечественной практике;
2. Анализ торгово-хозяйственной деятельности гипермаркета ТЦ «Корона»;
3. Исследование торгового обслуживания в гипермаркете;

Содержание

1.Введение
2.Теоретическая часть
2.1.Гипермаркеты, их роль в обслуживании населения
2.1.1.Сущность понятия «Гипермаркет»
2.1.2. Роль гипермаркетов в обслуживании населения
2.1.3. Развитие гипермаркетов в торговой сети Республики Беларусь
3.Практическая часть
3.1.Организация обслуживания населения в гипермаркете «BIGZZ»
3.1.1.Общая характеристика гипермаркета «BIGZZ»
3.1.2.Организация продажи товаров
3.1.3.Организация дополнительного обслуживания покупателей
4.Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 686.50 Кб (Скачать файл)

      налаживание прямых поставок от производителей. Это особенно важно для поставок импортных товаров, так как многие товары поставляются из Российской Федерации, что приводит к двойному обложению таможенными пошлинами. В результате этого  стоимость товара может увеличиться на 10-20%. Примером сокращения числа посредников до нуля может послужить гипермаркет «Корона», который наладил прямые поставки продукции «Proctale&Gamble» из Чехии, снизив розничную цену более чем на 10%.

      применяются дисконтные карты, дающие обладателю совершать покупки со скидкой.

2. наиболее полное удовлетворение потребностей, что обусловлено большим ассортиментом товаров, который предлагает  гипермаркет покупателю. Но при определении ассортимента одной из проблем являлось то, что в соответствии с законодательством на прилавках должно быть не менее 70% товаров отечественных производителей. Данная норма была отменена Постановлением Совета Министров №1120 от 01 сентября 2006г., которое упростила формирование конкурентного способного ассортимента соответствующего масштабам гипермаркетов.

3. экономия времени покупателя. В гипермаркете можно купить практически все: от продовольственных товаров до принадлежностей для автомобиля, при этом покупатель не покидает здание торгового предприятия. В качестве ориентира между отделами в гипермаркетах широко применяются вывески, указатели и путеводители, которые помогают покупателю быстро найти нужный ему товар.

4. использование  распродаж, которые стали испытанным средством завоевания клиентуры во всем мире. Распродажи применялись большинством отечественных торговых предприятий, но не в таких масштабах по сравнению с гипермаркетами на современном этапе. Примером может послужить использование распродаж в гипермаркете «ProStore», где в конце каждой линии выкладываются товары, реализуемые со скидкой, о чем оповещает яркий флажок с надписью «Акция». Через каждые десять дней их сменяет другая продукция, и оживленная торговля не прекращается с утра до вечера. Другие товары по привлекательным ценам выставляют на поддонах прямо в  торговом зале. Скидки, в основном, производятся чаще всего по сезонному принципу, периодически устраивают распродажи производители.

5. используется самое передовое оборудование, которое обеспечивает максимальную механизацию всех торговых процессов, начиная от разгрузки товара и заканчиваю упаковкой. Это сводит к минимуму влияние человеческого фактора, который  по-прежнему является источником недоразумений, влияющих на уровень культуры обслуживания.

6. в значительной степени влияют на вид упаковки, маркировку, способ доставки. Маркировка идентификационными знаками с последующем считыванием специальными устройствами ставит вполне реальный заслон попыткам сбыта фальсифицированной и некачественной продукции.

7. гипермаркеты создают  собственные хлебопекарни, кафетерии.

8. на территории гипермаркетов расположена бесплатная стоянка, позволяющая покупателям приезжать на собственном транспорте и делать большие покупки.

Также со стороны Мингорисполкома было выдвинуто требование, в соответствии с которым при строительстве гипермаркетов, а также других крупных торговых центров, должны использоваться местные стройматериалы, что благоприятно влияет на экономику Республики Беларусь, и гипермаркеты обязаны отчислять не менее 1% с выручки от реализации продукции и от внереализационных доходов горисполкомам.

Что касается отрицательных сторон, то следует выделить основную: гипермаркеты создают конкуренцию среднестатистическим магазинам. Уже подсчитано, что в радиусе 500 м от гипермаркетов однопрофильный торговый  бизнес полностью вымирает, а в радиусе 1.5-2 км несет серьезные потери. Следовательно, с приходом гипермаркетов на белорусский рынок и открытием новых, большинство торговых объектов, находящихся в зоне из расположения, несут убытки. Единственный выход для них – это переквалификация на узкоспециализированную нишу (например, торговля молочными продуктами, хлебом, овощами). В противном случае открытие нового гипермаркета может послужить  закрытием работающего довольно продолжительное время более мелкого торгового объекта.

Подсчитано, что 1 рабочее место в гипермаркете убирает 7 рабочих мест в смежных отраслях (торговля, производство, поставщики товаров). А сокращение рабочих мест ведет и к сокращению налогов, начисляемых с заработной платы, и увеличением социальных выплат. Гипермаркеты между собой конкурентами не являются, так как находятся на значительном расстоянии, а розничная сеть как Минска, так и Республики Беларусь, ненасыщенна таким типом торговых объектов как гипермаркет.

В качестве вывода, необходимо отметить, что гипермаркет – яркий пример рыночной экономики, в котором от качества культуры обслуживания населения, степени удовлетворенности покупателей как ассортиментом, так и ценами на предлагаемый товар зависит и прибыль данного типа розничного  объекта. Конкуренция со стороны гипермаркетов может послужить толчком для объединения мелких торговых предприятий и создания крупных торговых объектов. В любом случае выигрывает покупатель.

 

2.1.3. Развитие гипермаркетов в торговой сети Республики Беларусь

В рамках реализации Программы развития внутренней торговли Республики Беларусь на 2006-2010 годы планируется ввести в строй 44 крупных торговых центра, из них в Минске – 12. Часть подобных объектов уже вступила в строй. Курс Мингорисполкома на увеличение количества гипермаркетов изначально вызвал бурные споры и далеко неоднозначные оценки, поскольку естественная стратегии гипермаркетов направлена на вытеснение с рынка небольших конкурентов. Следовательно необходимо определить влияние дальнейшего развития гипермаркетов с учетом особенностей экономики Республики Беларусь, а также возможные последствия, к которым может привести увеличение данных крупных торговых объектов.

Что касается конкуренции между гипермаркетами и такими крупными объектами как  «ГУМ», «ЦУМ», Торговый дом «На Немиге», универмаг «Беларусь», которые работают уже длительное время и являются исправным источником налогов и сборов в бюджет, то открытие новых торговых объектов на их работу не повлияло. Это обусловлено тем, что, в первую очередь, соотношение продовольственных товаров к непродовольственных равно 60:40, в то время, как «ГУМ», «ЦУМ» и др. – это универсальные магазины, специализирующиеся в первую очередь на торговле товарами промышленного назначения. По ним в магазинах существует достаточно широкая ассортиментная линейка не очень дорогих товаров. Во вторых, гипермаркеты находятся на достаточном расстоянии для того, чтобы влиять на товарооборот этих универсамов. Исключением является Торговый дом «На Немиге» и гипермаркет «Корона», которые находятся на расстоянии двух остановок общественного транспорта.

Гипермаркеты между собой не являются конкурентами. Развитие гипермаркетов в Республике Беларусь пока только набирает обороты. Еще вырабатываются единые правила игры, которые учитывают интересы всех сторон. Бурный рост рынка этого сектора продлится еще 5-7 лет. Насыщение произойдет тогда, когда гипермаркеты смогут контролировать примерно 80% всей торговли. Именно как развивались события в Восточной Европе и Москве. После насыщения рынок будет расти не более чем на 2-3% в год. Возможно, только с открытием 12 гипермаркета в Минске, начнется настоящая конкуренция. В Европе конкуренция между гипермаркетами более серьезная, так как они находятся недалеко друг от друга, а парой образуют крупный торговый центр. Например, в городе Познань в Республике Польша гипермаркеты “PLAZA” и  “SATURN” находятся в  непосредственной близости, а для того, чтобы добраться до другого конкурента – гипермаркета «MediaMarket», необходимо потратить всего лишь 10 минут на автомобиле. «MediaMarket»  выделяется широким ассортиментом и привлекательными ценами на бытовую технику, радио аппаратуру, телевизоры, оргтехнику, навигаторы. А в 15 минутах находится другой представитель самых приемлемых цен –гипермаркет «Macro», но только посетители должны обладать специальной  картой, без которой даже войти в «Macro» не получиться. В центре города Познань находится один из самых крупных гипермаркетов Европы – «Stary Brovar», который располагается в здании бывшего пивоваренного завода. Если говорить о другом крупном городе Европы – Берлине, то недоезжая до самого города, все покупки можно совершить в гипермаркете «А10», названный как номер дороги, на которой он располагается. Если ехать в центр Берлина, то на пути можно посетить 4 гипермаркета. В самом же центре немецкой столицы, на площади Alexander pl, чтобы перейти из одного гипермаркета в другой достаточно пройти  пешком. На примере этих городов можно говорить о реальной конкуренции между этими крупными торговыми объектами.

Как известно, гипермаркеты популярны за счет низких цен, но в структуре розничной торговли Республике Беларусь существует  еще один представитель, для которого характерна продажа товаров по более низким ценам. Здесь речь идет о рынках. Низкие цены являются результатом использования льгот в налогообложении, прохождении сертификации. Но также существует множество случаев, когда продажа товаров на рынках осуществлялась с нарушениями налогового, таможенного законодательства, правил сертификации, нарушения санитарно-гигиенических норм. За счет этих нарушений и получалась низкая цена и бюджет не недополучал денежные средства. Но самое важное, что есть случаи, когда покупатель покупал некачественный товар, который мог навредить здоровью покупателей. В то время, как в гипермаркете продаются товары с соблюдением всех норм в уютной обстановке по доступной цене. В данном случае, мне кажется, что дальнейшее развитие гипермаркетов необходимо, так как  рынки не соответствуют мировым нормам и теряют свои позиции в обслуживании покупателей.   

Развитие гипермаркетов в Республике Беларусь сопряжено с рядом проблем, с которыми столкнулись гипермаркеты. Первый год работы показал, что гипермаркеты в Беларуси далеко не в полной мере могут использовать свои конкурентные преимущества при закупке товаров.  Это связано с тем, что цены на продукцию отечественных госпредприятий регулируются государством. В результате независимо от закупаемого объема цена не меняется. Рентабельность большинства производств не превышает 10%, а значит, давать дополнительно какие-либо существенные скидки для гипермаркетов они просто не могут. С одной стороны, такая политика поддерживает мелкие предприятия, но она же оказалась большой проблемой крупных торговых объектов. Оптовые поставки импорта не всегда себя оправдывают, что обусловлено низкой покупательной способностью населения и размерами поставок, так как небольшие партии не позволяют получить большую скидку от иностранного производителя, а в сочетании с высокими затратами на транспортировку и сертификацию товара приводят к увеличению входной цены на импортный товар. Проблема может быть решена при наличии сети гипермаркетов.

Если более детально рассматривать товарооборот гипермаркетов, необходимо отметить, что только 20% ассортимента делает 80% товарооборота. Включение некоторых товарных позиций оказалось неээфективно для гипермаркетов.  Например, бытовая техника. В этом сегменте гипермаркеты пока явно проигрывают многочисленным Интернет-магазинам.  Так что ставка делается на продвижение нижнего ценового сегмента, которым узкоспециализированные магазины подчас пренебрегают. Существует один прием в формировании ассортимента гипермаркетов – включение тех моделей, которые уже неинтересны покупателям, стремящимся за последними новинками. Производители  бытовой техники ежегодно, а то и раз в полгода, обновляют модельный ряд, оснащая телевизоры или холодильники новыми функциями, в сущности, не влияющие на основные функции  продукта, или предлагая новое дизайнерское решение.  Именно такую аппаратуру стремится разместить у себя на полках специализированные и Интернет-магазины., а гипермаркеты вполне успешно продают устаревшие модели, предлагая их по выгодной цене. Поставщики заинтересованы в распродаже таких моделей и предоставляют скидки. Такая же схема действует и в торговле одеждой.

Развитие таких крупных объектов как гипермаркеты не может не обойтись без внимания со стороны высшего руководства Республики Беларусь. Посетив «Гиппо»,  Александр Лукашенко подчеркнул, что приветствует внедрение новых технологий в сфере обслуживания населения. Он позитивно оценил работу по обеспечению продовольственными и промышленными товарами гипермаркета. В свое время Президент лично держал на контроле вопрос строительства в стране гипермаркетов, в том числе и «Гиппо», а потому хорошо знаком со всеми проблемами и вопросами создания подобных объектов. Александр Лукашенко подчеркнул важность того, что людям нравится обслуживание в гипермаркете, в чем он убедился, общаясь с покупателями.

Как подчеркнул Глава государства, также «важно, что здесь приемлемые цены». «Главный вопрос в том, что с приходом в страну гипермаркетов приходят новые формы торговли. Нам необходимы новые технологии, передовые в мире. Но наличие такой формы обслуживания населения вовсе не означает, что погибнут маленькие магазины», - сказал Александр Лукашенко.

Вместе с тем, Глава государства считает, что гипермаркеты будут постепенно вытеснять мелких частников. Именно об этом он говорил предпринимателям во время встречи с ними, предлагая им кооперироваться и создавать совместно крупные торговые предприятия.

В качестве вывода необходимо отметить, что рынок Республики Беларусь еще не насыщен такими крупными торговыми объектами как гипермаркет. Дальнейшее развитие должно осуществляться с учетом особенностей не только розничной, оптовой торговли, но и экономики в целом. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Практическая часть

3.1. Организация обслуживания населения в гипермаркете «BIGZZ»

3.1.1. Общая характеристика гипермаркета «BIGZZ»

«BIGZZ» - это первый гипермаркет в Республике Беларусь, который располагается на территории ТВЦ «Экспобел», в районе пересечения Минской кольцевой дороги и улицы Мирошниченко. Впервые «BIGZZ» распахнул свои двери для покупателей  10 марта 2005 года, а 17 марта состоялась официальная церемония его открытия.

Информация о работе Гипермаркеты, их роль в обслуживании населения