Бытовая химия. Ассортимент и экспертиза качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 10:02, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время более половины товаров, относящихся к бытовой химии, являются различного рода средствами для стирки. К ним относятся: стиральный порошок, кондиционер для белья, гель для стирки, а также разнообразные вспомогательные средства. Вторую по величине категорию товаров (около 25 процентов современного рынка) составляют средства, предназначенные для мытья посуды – моющие средства и порошки для посудомоечных машин. После них следуют чистящие, отбеливающие и дезинфицирующие вещества. К числу товаров бытовой химии также относят хозяйственное мыло, продажи которого каждый год идут на спад. Не смотря на это, именно мыло имеет наиболее богатую и многолетнюю историю.

Вложенные файлы: 1 файл

1) Русинов - Бытовая химия.doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

 

Автокосметика. Товары данного назначения объединяют средства для мытья и полировки кузовов автомобилей; средства для очистки и ухода за отдельными агрегатами автомобиля; средства для защиты от коррозии элементов автомобиля; средства прочего назначения (средства для удаления ржавчины, средства для подготовки автомобиля к покраске и др.).

 

Средства для  ухода за растениями и животными. В настоящую группу входят минеральные и органические удобрения, активаторы и стимуляторы роста, средства защиты растений и животных и т. д.

 

Средства для  борьбы с насекомыми, грызунами и  другими вредителями: средства для уничтожения ползающих насекомых; средства для уничтожения летающих насекомых; средства для отпугивания и уничтожения моли; средства для уничтожения древесных паразитов; средства для борьбы с грызунами; средства для уничтожения паразитов домашних животных; средства комплексного действия.

 

Абразивные  материалы. К абразивным материалам относят: круги, бруски, шкурки, пасты, используемые для обработки различных поверхностей меньшей твердости (заточка, шлифовка, полировка, притирка и др.). В качестве абразивных частиц применяются природные минеральные материалы (алмаз, корунд, песчаник), а также искусственные и синтетические материалы высокой твердости.

2.1.2 Идентификация товаров бытовой химии

Важной проблемой современного потребительского рынка товаров  является их фальсификация — обман  потребителя введением в оборот товаров, умышленно измененных или  имеющих скрытые свойства и качества, информация о которых является заведомо неполной или недостаточной. В число фальсификатов часто попадают ТБХ.

Фальсификация товаров бытовой химии может быть ассортиментной, качественной и количественной.

Ассортиментная фальсификация проявляется в умышленном изменении наименований, назначения, типа, марки товара. Особенно часто встречается незаконное использование известных марок продукции. Так, выявлены подделки китайского производства фумигаторов известных фирм «Райд» и «Раптор», не только не выполняющие свою функцию, но и отрицательно влияющие на здоровье потребителя. Усугубляет ситуацию то, что большинство товаров бытовойхимии не подлежит обязательной сертификации соответствия. Довольно часто реализуются моторные масла в канистрах, не имеющих защиты, без указания производителя, с маркировкой, применяемой до начала 90-х годов прошлого века.

Качественная фальсификация  особенно распространена. Основные ее способы: разбавление (выявлены случаи, когда чистящее средство Fairy разбавляли водопроводной водой, а затем  повторно фасовали в фальсифицированную упаковку); недовложение или отсутствие отдельных компонентов (моющее средство «Тайд», состоящее из измельченного мела, отбеливающее средство «Белизна» вместо 5 % активного хлора содержало его не более 1 %).

Мелкие производители  ТБХ фальсифицируют продукцию, используя  менее качественное сырье (например, в производстве ЛKM), нарушая технологию изготовления или вводя компоненты, имитирующие органолептическиехарактеристики товаров.

Предприятия, выпускающие продукцию крупными сериями, как правило, осуществляют количественную фальсификацию — фасуют продукцию со значительным отклонением от нормативной массы или объема. В ГОСТ Р 8.579—2001 впервые употреблено понятие «фальшивая упаковка». Оно означает, что упаковка не заполнена содержимым более чем на 30 %, но своим внешним видом создает ложное представление о количестве товара. Такой способ фальсификации отмечается в аэрозольных препаратах и порошкообразных средствах.

Среди фальсификаторов  встречаются копии, имитации и версии (аналоги).

Наиболее распространенным способом подделки ТБХ является копирование. При этом незаконный производитель представляет свой товар как подлинный, выпуская его под тем же наименованием и в упаковке аналогичного дизайна. Например, фальсифицированный клей «Момент» отличается от подлинного, как предупреждает ОАО «Эра» (г. Тосно Ленинградской обл.) — его законный производитель, более насыщенным желтым цветом упаковки; надписью «Сделано в России» без указания конкретного изготовителя; датой изготовления, проставленной арабскими цифрами (на подлиннике римскими); нормативной массой упаковки 40 и 100 мл вместо 30, 50, 125 мл; колпачком тубы белого цвета (у подлинного клея он черного цвета с ребрами жесткости и длинным незапаянным концом).

Идентифицировать подделку достаточно-сложно, тем более рядовому потребителю. Для защиты своей продукции от фальсификации многие производители наносят специальной код, защищают упаковку от вскрытия (несанкционированного повреждения), патентуют наименование, марку, дизайн, логотип, фирменный стиль.

Фальсифицировать товар и в то же время избежать правовой ответственности позволяет такой способ, как имитация. При этом имитируется образ товара в целом, его фирменный стиль, но несколько изменяется его наименование, например: «Пемолюкс» — «Пемалюкс».

И наконец — версия (аналог), когда используется чужой имидж и об этом изготовитель информирует потребителя. Аналоги, как правило, значительно дешевле качественного товара.

По месту осуществления можно  говорить о технологической и  перефасовочной фальсификации.

Чаще всего ТБХ фальсифицируют в процессе изготовления. Например, типовая рецептура водно-дисперсионных красок должна содержать 40 —50 % связующего вещества, 18 —22 % пигмента и 10 — 20% наполнителя. Есть фирмы, которые выпускают краски, в которых содержание связующего вещества и пигмента в 5 — 10 раз меньше, а наполнителя в 2 —4 раза больше. При этом за счет введения специальных добавок технологические характеристики, стабильность при хранении, легкость нанесения обеспечиваются, а долговечность покрытия резко снижается.

Перефасовкой фальсифицируют в  основном продукцию промышленного  назначения, поставляемую в транспортной таре (мешки, бочки и т.д.) для строительных нужд (ЛKM, клеи), прачечных (CMC), медицинских нужд (дезинфицирующие средства). При этом фальсификатор фасует продукцию в мелкую тару, изменяя ее состав в целях удешевления.

Проблему фальсификации товаров, в том числе ТБХ, приходится рассматривать в международном аспекте. Транснациональные корпорации условием своей деятельности в России ставят защиту авторских прав на выпускаемую ими продукцию. Проблема требует скорейшего решения в связи с предстоящим вступлением нашей страны во Всемирную торговую организацию.

Экономический аспект проблемы заключается в тех финансовых потерях, которые несут производители  подлинной продукции, потребители, приобретающие фальсифицированные товары, и государство в виде уменьшения налоговых и таможенных платежей.

Социальный аспект проявляется  в необходимости защиты здоровья потребителя от фальсифицированной и зачастую небезопасной продукции. И так как процедуре обязательной сертификации подвержены не все ТБХ, рассмотрим особенности их идентификации.

Идентификация — это установление соответствия конкретной продукции образцу и описанию, т.е. заявленной о нем информации, и основным требованиям, предъявляемым к данному виду (наименованию) товара (ГОСТ Р 51293—99 «Идентификация продукции. Общие положения»). Идентификация ТБХ может проводиться при отборе проб, проведении испытаний разными способами. Если при отборе проб в основном используют анализ сопроводительных документов, реквизитов маркировки, количества продукции, то при проведении лабораторных испытаний набор методов более широк. Для описания внешнего вида применяются органолептические, экспертные методы, идентификация состава, назначения, потребительских свойств, требует комплекса инструментальных, экспертных и других методов. 

 

 

2.2. Сертификация  товаров бытовой химии

 

Гигиеническая сертификация химических товаров бытового назначения должна обеспечить санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и исключить поступление на потребительский рынок страны опасной для человека продукции. Она обязательна для продукции, которая может оказать неблагоприятное воздействие на здоровье человека в процессе производства, хранения, транспортирования, применения и утилизации.

 

Нормативная база гигиенической сертификации: Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» от 24 июля 2000 г. № 544, приказ министра здравоохранения Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологической экспертизе» от 15 августа 2001 г. № 325.

 

Санитарно-эпидемиологической экспертизе подлежат:

• химическая и нефтехимическая продукция производственного назначения и товары бытовой химии;

• дезинфицирующие, дезинсекционные и дератизационные средства, предназначенные для применения в быту;

• пестициды и агрохимикаты.

 

Процедура экспертизы включает прием и регистрацию заявки на проведение экспертизы продукции; определение необходимого объема экспертизы; оформление договора на оплату работ, связанных с экспертизой; проведение экспертизы документации; проведение лабораторных и инструментальных исследований и испытаний; принятие решения по результатам экспертизы продукции; выдачу заключения и внесение его в Реестр санитарно-эпидемиологических заключений на продукцию, прошедшую санитарно-эпидемиологическую экспертизу.

Экспертиза продукции  производится органами и учреждениями Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, организациями, аккредитованными в установленном порядке, экспертами.

Результаты экспертизы продукции могут служить основанием для выдачи санитарно-эпидемиологического  заключения установленного образца  и (или) нормативно-технической документации на продукцию о соответствии (несоответствии) продукции государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

Заключение вносится в соответствующий Реестр санитарно-эпидемиологических заключений.

Проведение экспертизы продукции осуществляется по договорам с гражданами, индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами.

Копии заключения заверяются органами и учреждениями Госсанэпидслужбы России, выдавшими заключение, и  защищаются двумя голографическими знаками в местах их размещения на оригинале.

 

Для проведения экспертизы продукции заявитель предоставляет:

• для отечественной продукции— нормативную и (или) техническую документацию (технические условия, технологические инструкции, состав продукции и др.); протоколы испытаний продукции (при наличии); другие документы, подтверждающие безопасность продукции; образцы продукции, необходимые для санитарно-эпидемиологической экспертизы;

• для импортной продукции — документ организации-изготовителя, подтверждающий безопасность продукции; сертификат безопасности страны-изготовителя, выданный уполномоченным на это органом; протоколы испытаний продукции (при наличии); образцы продукции, необходимые для санитарно-эпидемиологической экспертизы; технические описания продукции с указанием условий применения, другие нормативные и технические документы о составе и условиях применения; для товаров бытовой химии образцы или макеты этикеток; контракт (договор) или сведения о контракте (договоре) на поставку продукции.

 

Срок проведения экспертизы продукции определяется в зависимости от вида и объема исследований конкретного вида продукции, но не может превышать двух месяцев. Срок действия заключения составляет пять лет, на опытную партию — до одного года.

Правила сертификации химической продукции в системе ГОСТ Р утверждены Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 3 декабря 1999 г. № 61 с изменениями от 24 декабря 2002 г.

 

 

  В номенклатуру продукции, подлежащей обязательной сертификации, включены:

• нитроаммофоска (ГОСТ Р 50838—95);

• сульфат аммония (ГОСТ 9097—82);

• карбамид для растениеводства (ГОСТ 2081—92);

• суперфосфат (ГОСТ 5956—78);

• суперфосфат двойной (ГОСТ 16306—80);

• натрий азотнокислый (ГОСТ 828—77);

• селитра калиевая (ГОСТ 19790—74);

• аммофос (ГОСТ 18918—85);

• средства защиты растений химические — пестициды (ГОСТ Р 51247-99);

• средства дезинфицирующие, дезинсекционные, дератизационные (ГОСТ 12.1.007—76 и «Нормативные показатели безопасности и эффективности дезинфекционных средств, подлежащие контролю при проведении обязательной сертификации»);

• средства моющие синтетические порошкообразные (ГОСТ 25644-96);

• олифа натуральная (ГОСТ 7931—76);

• олифа оксоль (ГОСТ 190—78);

• белила цинковые (ГОСТ 478—80);

• кроны свинцовые (ГОСТ 478—80);

• ультрамарины для красок (ГОСТ Р 50357—92);

• пигменты кадмиевые (ГОСТ Р 50771—95).

 

Постановлением Госстандарта РФ «О внесении изменений и дополнений в номенклатуру продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация» от 13 января 2003 г. № 6 с 1 мая 2003 г. в этот перечень включены: эмали, грунтовки антикоррозионные, товары бытовой химии в аэрозольной упаковке.

В соответствии с Федеральным  законом «О внесении изменений и  дополнений в Закон Российской Федерации  «О сертификации продукции и услуг» в Правила сертификации введен раздел «Идентификация продукции», в котором устанавливается порядок проведения идентификации химической продукции. Идентификация производится на стадии отбора проб и при проведении испытаний продукции, для подтверждения соответствия конкретной продукции образцу или его описанию, представленному заявителем; принадлежности продукции к классификационной группе (код ОКП, код ТН ВЭД); для определения принадлежности продукции к определенной партии, марке, типу и т.д., ее назначения и соответствия основным характеристикам, определяющим принадлежность к группе однородной продукции.

Информация о работе Бытовая химия. Ассортимент и экспертиза качества