Безалкогольные газированные напитки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 22:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение ассортимента и экспертиза газированных напитков. При достижении цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:

•Дать товароведную характеристику безалкогольным газированным напиткам;
•собрать данные по ассортименту безалкогольных напитков и описать его структуру в экспериментальной части работы;
•провести экспертизу качества предлагаемых газированных напитков и сделать вывод об их соответствии нормативным документам.

Вложенные файлы: 1 файл

Безалкогольные газированные напитки.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

При укладке бутылок в закрытые, а при необходимости и в открытые ящики используют упаковочные материалы.

Пакеты, таблетки, банки укладывают в ящики картонные и фанерные массой нетто не более 20 кг.

Маркируют бутылки (сосуды) с напитком путем наклейки этикетки (ярлыка - на бочке, емкости) по ГОСТ 16353-70 с указанием общепринятых реквизитов: товарного знака, наименования предприятия-изготовителя (может быть указано и на обратной стороне этикетки или оттиском на колпачке, надеваемом на горлышко бутылки) либо предприятия, производившего розлив (для минеральных вод и др.), его адреса и подчиненности, наименования изделий (продукта), вместимости бутылки (сосуда) или массы нетто, обозначения стандарта технических условий на продукцию, розничной цены (без стоимости посуды). На лицевой стороне этикетки в момент наклейки на сосуды должны быть нанесены компостером или штемпельной краской дата выпуска или розлива (число и месяц), номер бригады и бракеровщицы.

Маркируют транспортную тару (закрытые ящики, бочки и т. д.) с напитками трафаретом с указанием общепринятых реквизитов, кроме розничной цены и нанесением на ящики манипу-ляционных знаков: «Осторожно, хрупкое», «Верх не кантовать», «Боится сырости». В каждый закрытый ящик должен быть вложен ярлык с указанием наименования напитка, количества бутылок и их вместимости, фамилии упаковщика и даты упаковки.

3.2. Хранение и транспортировка товара

Хранят напитки в вентилируемых без посторонних запахов помещениях, изолированных от сильно пахнущих товаров и предметов, защищенных от солнечных лучей. Безалкогольные напитки и квас необходимо хранить без доступа света в темных помещениях.

Сиропы плодовые и ягодные натуральные, экстракты плодово-ягодные хранят при температуре от 0 до 20°С, напитки Пепси-кола и Фанта - при 2-25°С. Все остальные безалкогольные газированные напитки хранят при температурах не ниже 2°С и не выше 12°С.Относительная влажность воздуха при хранении напитков - не выше 75%.

Напитки в бутылках, укупоренные кроненпробками с корковыми прокладками, следует хранить в горизонтальном положении, чтобы не высыхали пробки. Напитки в бутылках, укупоренные кроненпробками с прокладками из полимерных материалов, хранят, как правило, в вертикальном, а также в горизонтальном положении.

Бутылки с напитками хранят вертикально, обычно в ящиках штабелями высотой не более 2 м. Бутылки с минеральной водой хранят в ящиках или без тары в штабелях, но не более 18 рядов. Допускается появление на внешней поверхности кроненпробки отдельных пятен ржавчины, не нарушающих герметичность упаковки.

Гарантийные сроки хранения безалкогольных напитков совпадают со сроками их стойкости. Приемке подлежат напитки, удовлетворяющие требованиям стандартов или технических условий, в посуде с ненарушенной укупоркой, в надлежащей упаковке и с необходимой маркировкой.

Транспортируют напитки всеми видами транспорта в соответствии с инструкциями и правилами перевозки пищевых грузов при соблюдении таких же температурных условий, как и при хранении. Напитки в бутылках и другой потребительской таре перевозят в ящиках, контейнерах и пакетах. Газированные безалкогольные напитки, перевозимые железнодорожным транспортом, должны быть с консервантом или пастеризованными.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4. Потребительские свойства газированных напитков

 

     Газированные  напитки должны быть прозрачными, без  осадка и мути, иметь цвет, соответствующий  данному виду напитка. Вкус и запах  должны быть приятными, свойственными  плодам и ягодам. Потеря прозрачности, появление мути и осадка могут свидетельствовать о развитии микроорганизмов,  химических  реакций. 

     Сухие нешипучие напитки. Полное растворение таблетки или порошка должно произойти не более чем за 2 мин. Сенсорные свойства полученного напитка должны полностью соответствовать его наименованию, содержание сухих веществ — 5,0-6,0%, кислотность — от 2 до 3,5 мл 1 н. раствора щелочи на 100 см3 напитка.

     Сухие шипучие напитки - белый порошок. При растворении одного порошка в 200 мл холодной воды должна получиться бесцветная прозрачная жидкость без осадка и посторонних взвешенных частиц с обильным выделением газа, кисло-сладкого вкуса с освежающим ароматом (Освежающий) или ароматом груш (Грушевый).

      Массовая доля влаги в сухих напитках - 2,5 ± ±0,5%.

     Содержание  сухих веществ в напитках, приготовленных из порошков, — 5,5-6,5%. Содержание солей тяжелых металлов, мышьяка, консервирующих веществ не допускается.

     Стойкость напитков различна (в сут.): непастеризованных  и без консервантов — 10; пастеризованных — 30; с консервантами — 20; сухих шипучих напитков — 30 [1].

      После растворения в 200 мл воды одного порошка (шипучих напитков) или 20 г (нешипучих напитков) массовая доля сухих веществ в % должна составлять: для напитка Грушевого - 7,8, для Освежающего - 7,5, для нешипучих - 9,1, кислотность в моль/л (мл 1 н. раствора щелочи на 100 мл напитка): для шипучих напитков - 3,2, для напитка Вишневого и Яблочного - 2,0, для Черносмородинового - 2,5, для Клюквенного - 3,2. Стойкость напитков в виде порошка - 6 мес, в виде таблеток (нешипучие) - один год.

Допускаются отклонения массы нетто: для шипучих напитков - ± 0,5 г на каждый пакетик, для нешипучих в таблетках - ±0,6 г, для порошка- ±0,3% на каждую расфасовку; отклонение по массовой доле сухих веществ - ± 0,2 %, по кислотности - ±0,3 моль/л (мл 1 н. раствора щелочи на 100 мл напитка).

     Товарные сиропоы. После 10-кратного разведения питьевой водой с температурой 12-16°С сиропы должны быть прозрачными без осадка, помутнения и посторонних взвешенных частиц; цвет - характерный для каждого сиропа в зависимости от сырья - от бесцветного до темно-красного; вкус и аромат - характерные для каждого наименования, свойственные использованному сырью. Массовая доля сухих веществ (в %) в неразведенных сиропах - от 58,5 (Лимонный на сорбите для больных диабетом) до 63,7 (Черноплодно-рябиновый), кислотность в моль/л - от 12,5 (Крем-сода) до 20,0 (Лимонный, Хлебный), массовая доля инвертного сахара - не более 55%, содержание солей тяжелых металлов - по ГОСТ 2874-82. Стойкость сиропов со дня выработки без консервантов - 25 суток, с консервантами - 40 суток. Допускаются Отклонения: по массовой доле сухих веществ для сиропов на настоях и эссенциях- ±0,1%, для сиропов на вине и соках - ±0,2%, по кислотности (моль/л) - ± 1,0.

Экстракты плодово-ягодных должны иметь густую консистенцию, насыщенную окраску, соответствующую цвету исходного сока, свойственный сокам вкус и запах без посторонних привкусов и запахов. Содержат при 20°С сухих веществ, % (по рефрактометру), не менее: виноградный - 62, клюквенный - 54, облепиховый и черносмородиновый - 44, остальные - 57. Кислотность - от 1,8% в виноградном экстракте до 9% в черносмородиновом, 11,5% в красносмородиновом, 12,5% в брусничном и 20% в клюквенном, а в боль шинстве других - 4-6% (в пересчете на яблочную кислоту). Посторонние примеси не допускаются. Экстракты высшего сорта не должны содержать сернистого ангидрида, пектина; массовая доля осадка - не более 0,5%, олова - не более 0,02%, а меди - не более 0,005%. Растворимость экстракта в воде должна быть полной. Стойкость экстрактов при хранении в алюминиевых тубах и бочках - 1 год, в других видах тары - 1,5 года.

     5. Экспертиза качества безалкогольных газированных напитков, фальсификация

 

     При оценке органолептических свойств  безалкогольных газированных плодово-ягодных напитков пользуются 100-балльной системой (табл. 1) [6].

     Таблица 1

Показатели  качества Количество  баллов при оценке
 
отлично
 
хорошо
 
удовлетво

рительно

 
плохо
Прозрачность 15 14 13 Ниже 13
Вкус  и аромат 47-50 45-46 43-44 Ниже 43
Насыщенность  двуокисью углерода 34-35 31-33 29-31 Ниже 29
Итого баллов 96-100 90-95 85-89 84 и ниже
 

     При проведении экспертизы качества безалкогольных напитков могут достигаться следующие  цели исследования:

     1) установление вида безалкогольного напитка;

     2) установление показателей качества  напитка;

     3) установление фальсификации;

     4) установление срока хранения;    

     5) контроль технологических процессов.

     При проведении экспертизы качества с целью  установления вида безалкогольного напитка эксперт должен определить для себя круг решаемых при этом задач и методой, которыми он располагает. Рассмотрим круг задач, которые может решить эксперт при данной цели [3].  

     Установление  показателей качества безалкогольных напитков по стандартным показателям решает цель выявления соответствия качества того или иного образца требованиям действующих стандартов. Эту цель обычно ставят при решении простейших задач. Поскольку в настоящее время провести комплексное исследование безалкогольных напитков по соотношениям отдельных сахаров невозможно, то, с учетом возможностей оснащения пищевых лабораторий, в действующие стандарты на безалкогольные напитки и введены наиболее простые и доступные для лаборанта со средней квалификацией методики определения [3].

     Из  физико-химических показателей при  исследовании качества безалкогольных напитков определяют содержание сухих  веществ (оно в зависимости от вида изделия колеблется от 5,0 до 6,0%), кислотность в мл 1 н. раствора щелочи на 100 см3 напитка (1,7-3,5), количество растворенной углекислоты (не менее 0,42% в напитках высшей категории и 0,4% в напитках первой категории) и стойкость в хранении при температуре 20°С, которая в зависимости от вида и качества напитка колеблется от 7 до 11 дней.

     Наиболее  сложная экспертиза проводится для установления фальсификации безалкогольных напитков. При этом могут быть следующие виды фальсификации:

     Качественная  фальсификация безалкогольных напитков (введение добавок, не предусмотренных рецептурой; разбавление водой; замена одного типа напитка другим) очень широко применяется как в процессе их производства, так и в процессе реализации.

     Наиболее  опасная качественная фальсификация  напитков связана с заменой сахара на сахарозаменители без соответствующей надписи на этикетке. Больной сахарный диабетом, зная, что в напитке должны быть сахара, перед его употреблением вкалывает себе дополнительную дозу инсулина. В то же время в напитке сахара отсутствуют, и больной соответственно передозирует инсулин, что приводит к гипогликемии его организма.

     Введение  искуственного красителя (например, в Фанту) можно обнаружить следующим методом, основанным на изменении рН-среды путем добавления любого щелочного раствора (аммиака, соды и даже мыльного раствора) в объеме, превышающем объем напитка. При изменении рН-среды натуральные красители красного, синего, фиолетового цветов (антоцианы) меняют окраску: красный — на грязно-синий, синий и фиолетовый — на красный и бурый. Напитки желтого, оранжевого и зеленого цветов после добавления щелочного раствора необходимо прокипятить [2].

     Натуральные красящие вещества (каротин, каратиноиды, хлорофилл) разрушаются, и цвет напитка  изменяется: желтый и оранжевый обесцвечиваются; зеленый становится буро- или темнозеленым. В то же время окраска синтетических красителей в щелочной среде не изменяется.

     Напитки, имеющие в названии слово «кола» (Кока-Кола, Пепси-Кола, Кола и др.), вырабатываемые в России, практически не содержат экстракта колы и содержат только ароматизаторы, красители и жженые сахара. Поэтому происходит обман покупателя и, прежде всего, его организма.

     Напитки на сахарозаменителях предназначены только для больных сахарным диабетом 1 типа, а их рекламируют для употребления всему населению России, что приводит к нарушению углеводного обмена и формированию многих заболеваний у потребителей [2].

     Количественная  фальсификация безалкогольных напитков (недолив, обмер) — это обман потребителя за счет значительных отклонений параметров товара (массы, объема и т. п.), превышающих предельно допустимые нормы отклонений. Например, вес нетто упаковки или ее объем занижены. Выявить такую фальсификацию достаточно просто, измерив предварительно массу или объем поверенными измерительными мерами веса и объема.

     Информационная  фальсификация безалкогольных напитков — это обман потребителя с помощью неточной или искаженной информации о товаре. Этот вид фальсификации осуществляется путем искажения информации в товарно-сопроводительных документах, маркировке и рекламе.

     При фальсификации информации о безалкогольных напитках довольно часто искажаются или указываются неточно следующие данные:

     — наименование товара;

     — фирма-изготовитель товара;

     — количество товара;

     — вводимые пищевые добавки [5].

Информация о работе Безалкогольные газированные напитки