Анализ современных тенденции франчайзинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2013 в 08:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - изучить роль франчайзинга в развитие малого бизнеса.
Задачи:
рассмотреть сущность и виды франчайзинга;
рассмотреть процесс построения бизнеса франчайзингово формата;
выявить особенности развития франчайзинга в России;
изучить организационно-экономическую характеристику предприятия;
исследовать особенности франчайзинга предприятия;
разработать рекомендации по совершенствованию деятельности предприятия.

Содержание

Введение 2
1 Теоретические основы франчайзинга 5
1.1 Сущность и виды франчайзинга 5
1.2 Построение бизнеса франчайзингово формата 13
1.3Особенности развития франчайзинга в России 17
2. Анализ современных тенденции франчайзинга 20
2.1Организационно-экономическая характеристика предприятия 20
2.2Особенности франчайзинга предприятия 27
2.3 Рекомендации по совершенствованию деятельности предприятия 33
Заключение 35
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Андреева Ком.деят..doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

Франчайзинг товара может быть также использован  при продаже косметики и фирменной  одежды. Примером товарного франчайзинга в России является компания "Ло реаль". Однако в России в условиях повсеместного использования различных зачетных и вексельных схем оплаты продукции франчайзинг товара вряд ли получит широкое практическое применение.

Производственный  франчайзинг - это наиболее эффективная  организация производства определенного вида продукции. Фирма, обладающая секретом производства сырья и запатентованной технологией изготовления готового продукта, осуществляет обеспечение конечного производителя сырьем и передает права на использование этой технологии. [21, ст.137]

Наиболее ярким  представителем, использующим систему  производственного франчайзинга, является компания Coca-Cola. Централизованное производство безалкогольных напитков невыгодно  в связи с удаленностью от потребителей и большими неоправданными затратами. Поэтому комиссия обеспечивает конечных производителей специальными концентратом и предоставляет право на использование технологии. В 1995 г. компания вышла на российский рынок путем заключения франчайзинговых договоров. Она не ведет самостоятельного строительства заводов по производству продукции; предметом продаж является рецепт производства и хорошо зарекомендовавшая себя торговая марка. [12, ст.295]

Производственный  франчайзинг основывается на общих  для сторон целях:

а) разделение труда и специализация производства;

б) повышение  объема производства и расширения производственной программы;

в) обеспечение  экономичности производства;

г) увеличение гибкости производства и сбыта в соответствии с требованиями рынка;

д) освоение производства новых изделий в зависимости от изменений на рынке.

Производственный  франчайзинг имеет много общего с лицензионным договором, но не ограничивается им. Франчайзинг - не просто договор, это  система длительных отношений, детализированная основным договором и специальным Руководством по франчайзингу, которое также является собственностью франчайзера. Условия лицензионного договора являются лишь частью отношений, предусмотренных системой франчайзинга.

Сервисный франчайзинг  представляет собой нечто среднее  между двумя указанными выше видами. Сфера его применения - услуги. Сущность заключается в том, что франчайзи предоставляется право заниматься определенным видом деятельности под торговой маркой франчайзера. Франчайзер имеет ряд запатентованных прав, которые на основании договора передаются франчайзи. Сервисный Франчайзинг получил широкое распространение и является перспективной технологией ведения бизнеса. Основная направленность сервисного франчайзинга - высокий уровень обслуживания потребителей. Благодаря совместной политике, проводимой франчайзером и франчайзи, потребителю быстро становится известно, какое количество и качество услуг ему может быть гарантировано в определенный промежуток времени на предприятиях определенной торговой марки. Осведомленность экономит время потребителей на поиск и удовлетворение своих потребителей, а ожидаемое качество обслуживания оказывает, помимо всего прочего, положительное эмоциональное воздействие, что повышает вероятность повторных обращений к франчайзи. Потребитель идентифицирует правообладателя и пользователя товарной марки, что дает дополнительные импульсы развитию франчайзинговой системы. [3, ст.153]

Франчайзинг применим практически во всех направлениях сферы  услуг. Все активнее выходят на российский рынок зарубежные сервисные компании с предложением покупки франшизы. Франшиза - это весь пакет прав, технологии, оборудования, услуг и т.д., предлагаемых франчайзером к продаже.

На российском рынке сервисный франчайзинг  активно развивается в туристическом  бизнесе, в области недвижимости, трудоустройства и образовательской деятельности.

Франчайзинг бизнес-формата  является наиболее комплексным. Наряду со всеми перечисленными правами  франчайзер передает франчайзи разработанную  им технологию организации и ведения  бизнеса. Франчайзи полностью идентифицируется с франчайзером и становится частью общей корпоративной системы. Франчайзер при таком франчайзинге может быть предприятием, добывающим сырье, производителем, оптовым или розничным торговцем, предприятием сферы услуг, а может быть только владельцем прав, которые по договору передаются франчайзи на определенных условиях. Но при этом все предприятия, работающие в системе, должны работать по единой методологии, в едином стиле и соблюдать внутрисистемные интересы. Система франчайзинга бизнес-формата дает возможность не только расширить бизнес во внутриотраслевом масштабе и сопредельных отраслях, но и включить в систему различные направления бизнеса. Высокая репутация фирмы в одной сфере деятельности при использовании системы франчайзинга бизнес-формата на практике дает колоссальные возможности для расширения деятельности как самой фирме (в данном случае она, естественно, будет франчайзером), так и предприятиям, которые будут использовать эту репутацию для организации и развития своего бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Построение бизнеса франчайзингового формата

     Единого мнения о том, как должен выглядеть  идеальный отдел франчайзинга, разумеется, нет. На разных рынках, в разных компаниях  неизбежны вариации, причем значительные. Однако общие принципы построения структуры, отвечающие за развитие сетевого проекта, почти не вызывают споров. При этом абсолютно не важно, каков размер компании – франчайзера и как много партёров насчитывает франчайзинговая сеть сегодня. Куда важнее сколько сотрудников работает в отделе франчайзинга. Ведь, как это ни смешно, большинство проблем возникает вовсе не потому, что франчайзинг, как деловая схема – плох, а из – за крайне скромных человеческих ресурсов, призванных обслуживать рост сети.

Отдел франчайзинга должен обеспечить реализацию трех основных функций. Это развитие, поддержка и контроль. [4, ст.173]

С развитием  все ясно. При запуске  каждого  франчайзингового проекта  темпы  прироста сети являются одним  из ключевых элементов планирования. Расширение территории присутствия бренда,появление новыхфирменных предприятий, поиск и формирование более эффективных каналов дистрибуции – все это обязательные шаги на пути к главному: эффекту масштаба, который на определенном этапе развитиядолжна обеспечить созданнаясистема. При этомколичественные показатели вряд ли оказываются важнее качественных. Большое число партнеров - это хорошо. Но с оговорками. Ведь множество неустойчивых франчайзи делают нестабильной всю сеть. Вместо того, чтобы двигаться дальше, франчайзеру приходится тушить пожары кризисов и микробанкротств то тут, то там. На таком фоне меньшее количество крепких и устойчивых партнеров, с каждым годом наращивающих обороты, - явно куда более многообещающий результат. [11, ст.193]

Как следствие, трудно себе представить процесс развития франчай-зинговой сети без квалифицированной поддержки партнеров. В идеале построенная машина должна работать сама, но так бывает только в кино. На самом деле типовые формы содействия франчайзи(вроде обучения персонала, организации поставок товара и оборудования)редко работают при отсутствии комплексной, а порой «штучной» консультационной поддержки франчайзи. Нередко для ликвидации системных сбоев в бизнесе партнера представителям франчайзера приходится изучать множество мелких деталей, чтобы точно диагностировать истинные причины возникающих проблем. Поговорите с действующими франчайзи.Они в один голос подтвердят: объем и качество поддержки, а также способность оперативно реагировать на трудности—чуть ли не главные требования покупателей франшиз к франчайзерам.

Разумеется, не обойтись и без контроля. Порой  достаточно жесткого. Возможно, это  как раз самая сложная задача, которую должен реализовать отдел  франчайзинга. Так, почему-то принято  считать, что контролировать следует  франчайзи, хотя в действительности истинная цель куда сложнее. Контролируя партнеров, франчайзер пытается стандартизировать отношения с потребителем, прямой контакт с которым отсутствует. Другой разговор, что в России попытки поставить участников любой сети в жесткие рамки далеко не всегда успешны. В случае с франчайзингом все еще сложнее, поскольку на местах всеми процессами управляют не наемные менеджеры, а предприниматели, вложившие в дело собственные деньги инвесторы. В итоге все, что формально не является предметом контроля со стороны франчайзера, порой превращается в этакую казачью вольницу, не имеющую ничего общего с творческой инициативой.

 Эффективный контроллинг во франчайзинговых  сетях осложняется еще и тем, что на поверку зачастую вскрываются факты сговора между проверяющими и проверяемыми.

   А значит, придется поставить под жесткий контроль еще и сам отдел франчайзинга.

Франчайзинговый бизнес основан на использовании  или продаже какого-либо товара. Этот товар должен иметь ограниченную номенклатуру и принадлежать известной торговой марке. В качестве товара может выступать продукт, услуга, производственный или бизнес-процесс, а также комплекс перечисленных объектов. [10, ст.173]

 За построение франчайзингового бизнеса отвечают, по крайней мере, две стороны, которые заключают франчайзинговый договор. Франчайзер – это компания, которая продает лицензию на право пользования ее брендом или ноу-хау. Например, франчайзер придумал особый стиль ведения ресторанного бизнеса или у него возникла идея, как создавать уникальные сувениры. Он изучил рынок, реализовал бизнес-идеи, сделал свою компанию успешной, создал положительную репутацию и узнаваемый бренд. На все это франчайзер потратил немалые деньги, но его бизнес стал известным, надежным и приносит реальную прибыль. После того, как на практике доказана жизнеспособность бизнес-идеи и ее воспроизводимость, компания может предлагать эту концепцию другим предпринимателям, которые хотят повторить успех франчайзера.[5, ст.382]

 Франчайзи – это компания или частный предприниматель, который покупает возможность обучаться и получать помощь во время становления собственного дела под брендом франчайзера. Франчайзи сам оплачивает создание своего бизнеса, но франшиза дает возможность при этом ощутимо сэкономить, получив скидки на поставку расходных материалов и оборудования. К тому же, франчайзи не нужно вкладывать значительные средства в рекламу, поскольку он продвигает уже раскрученную марку. Обычно прибыль от франчайзингового бизнеса превышает затраты на покупку франшизы и расходы на открытие и продвижение бизнеса.

Франчайзи оплачивает паушальный взнос, после чего имеет  право:

а) пользоваться торговой маркой, фирменным стилем франчайзера;

б) создавать  собственную франчайзинговую организацию;

в) получать набор  услуг, которые необходимы для открытия предприятия.

 После запуска нового магазина, ресторана или другого объекта по франшизе, франчайзер продолжает оказывать своему новому партнеру консультативную помощь, проводит ребрендинг марки, изучает потребительский рынок, разрабатывает какие-то новинки, то есть продолжает заниматься развитием своего бренда. Для покрытия этих расходов введено роялти, которое регулярно и обязательно выплачивают франчайзи. Однако некоторые компании отменяют роялти для своих партнеров. [9, ст.283]

Существует еще отчисления в рекламный фонд и дополнительные платежи. Все они указываются во франчайзинговом договоре.

Таким образом, запуск франчайзингового проекта  влечёт за собой  перераспределение  ресурсов предприятия, реструктуризацию системы  управления и перестройку оргструктур. Следует выстроить эффективный отдел франчайзинга. Именно он станет ключевым элементом в процессе реализации новой стратегии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Особенности развития франчайзинга в России

Развитие франчайзинга в России началось в 90-х гг. благодаря иностранным компаниям и было связано с необходимостью внедрения в отечественную экономику новых методов ведения бизнеса. На начальном этапе, несомненно, на рынке доминировали иностранные бренды, однако, сегодня они постепенно сдают позиции российским маркам.

Очевидно, что  развитие франчайзинга на территории России происходит неравномерно, поскольку  эффективность применения франчайзинговой  модели напрямую зависит от экономического положения и уровня развития бизнеса  на рынке определенного региона.

Что касается территориального аспекта - сегодня лишь несколько  российских регионов используют франчайзинг  достаточно широко. Прежде всего, это  крупнейшие экономические центры —  Москва и Санкт-Петербург. Специалисты  также приводят данные о перспективности с точки зрения развития франчайзинга и других городов и регонов. Среди них Нижний Новгород, Самара, Тольятти, Ростов-на-Дону, Краснодарский край, а также Пермь, Омск, Новосибирск, Екатеринбург, Иркутск и Владивосток. [6, ст.152]

Практика показывает, что внедрение определенных брендов, чаще всего, осуществляется через рынок Москвы или Санкт-Петербурга, и только после этого предприниматели выводят свою марку на региональные рынки.

Однако, по сравнению  с развитыми странами, в России аналитики отмечают более низкие темпы развития франчайзинга. Это обусловлено некоторыми негативными явлениями, которые препятствуют формированию российского рынка франчайзинга, а также ограничивают выход зарубежных франшизных компаний на российский рынок.

Прежде всего, сказывается несовершенство законодательной базы, обыденность применения «теневых» операций, а также невыполнение обязательств между партнерами. Сюда же можно отнести высокий уровень административного влияния, бюрократическую регламентацию бизнеса и взяточничество, а также высокий уровень криминализации данного сектора экономики. Кроме того, в кругу предпринимателей отсутствуют серьезные знания о франчайзинге, мешает непонимание действительной стоимости франшизы и возможностей, которые она открывает. Все это значительно осложняет применение бизнес-системы в России.

Информация о работе Анализ современных тенденции франчайзинга