Влияние механизма административно-правового регулирования на развитие отечественной науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 19:59, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: функциональный анализ механизма административно-правового регулирования и составляющих его элементов.
Для достижения поставленных целей в работе изначально были поставлены следующие задачи:
- Исследовать взаимодействие элементов механизма административно- правового регулирования;
- Отобразить понятие «правовое регулирование»;
- Рассмотреть взаимосвязь актов толкования и применения норм административного права;
- Обосновать область управленческих отношений как механизм правового регулирования.

Содержание

Введение 3
Глава I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕХАНИЗМА
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. 6
1.1.Понятие, сущность и элементы механизма административно-правового регулирования……………………………………………………………………..6
1.2.Совокупность государственных и муниципальных органов как
элемента механизма административно-правового регулирования на
современном этапе. 16
1.3.Административно-правовые нормы: понятие, виды и их значение. 30
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОТДЕЛЬНЫХ
ЭЛМЕНТОВ МЕХАНИЗМА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. 43
2.1. Характеристика административно-правовых отношений. 43
II.2.Акты толкования и акты применения норм административного права как элемент механизма административно-правового регулирования. 55
II.3. Дальнейшее совершенствование элементов механизма административно-правового регулирования. 67
Заключение 76
Список литературы 79

Вложенные файлы: 1 файл

МЕХАНИЗМ Дипл.раб.doc

— 427.00 Кб (Скачать файл)

              Таким образом, административно-правовое регулирование служит интересам общества во всех сферах управленческой, исполнительной деятельности государства. Нормы административного права порождают новые управленческие правовые отношения, вызванные современными внутренними и внешними условиями развития общества, способствуют совершенствованию существующих общественных отношений.

Что касается структуры административно-правовых норм, то она традиционна и состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза как часть административно-правовой нормы содержит указание на фактические условия реализации норм, т. е. на те общественные отношения, на которые она призвана воздействовать и которые в свою очередь порождают конкретные правовые отношения. Следовательно, обстоятельства, предусматриваемые гипотезой нормы, являются юридическими фактами, порождающими административно-правовые отношения. Например, совершение гражданином административного правонарушения дает уполномоченным на то органам право привлечь виновного к административной ответственности. Гипотеза либо выражается в форме гипотетического суждения, либо не формулируется вообще, но может быть выведена из содержания нормы путем логического анализа последней.

Гипотеза содержит указание на фактические условия реализации нормы, т.е. на те общественные отношения, на которые она призвана воздействовать и которые в свою очередь порождают конкретные административно-правовые отношения. По существу это юридические факты, порождающие правоотношения.

Диспозиция - правило поведения сторон, предписываемое нормой. Она предполагает неразрывность, взаимосвязь прав и обязанностей участников административного правоотношения, всегда указывает на то, как должны (или могут) вести себя субъекты. Диспозиция в административно-правовых нормах излагается преимущественно как права, правомочия, дозволения или в виде предписаний, обязанностей, а также запрета или ограничений.

Санкция как элемент административно-правовой нормы содержит указание на меры административного воздействия, применяемые к правонарушителю. При этом важно иметь в виду, что санкция указывает не любое административное воздействие, а лишь такое, применение которого предусмотрено нормой в связи с правонарушением. Поэтому административно-предупредительные меры (установление карантина, закрытие границы, оцепление места наводнения, землетрясения, а также реквизиция) не могут быть отнесены к санкциям, поскольку они не связаны с совершением правонарушения. Подобные меры указываются не в санкции, а в диспозиции нормы права[26].

Административно-правовые нормы по различным основаниям классифицируются на определенные виды:

1) по конкретному содержанию общественных отношений административно-правовые нормы подразделяются на:

- общие - нормы, регулирующие общественные отношения общего характера (для всех сфер и отраслей);

- особенные - нормы, регулирующие общественные отношения в конкретной сфере управления;

2) по предмету регулирования:

- материальные - нормы, которые юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников управленческих отношений, регулируемых административным правом, то есть фактически их административно-правовой статус;

- процессуальные - нормы, определяющие методы (способы, порядок, процедуры) деятельности по реализации государственного управления и регламентирующие управленческие отношения;

3) по предмету воздействия на субъектов административного права нормы подразделяются на:

- обязывающие - нормы, предписывающие совершать определенные действия. Содержащиеся в таких нормах указания могут быть выражены как обязательное предписание;

- запрещающие - нормы, предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в определенных условиях. Запреты могут носить общий (например, запрещение действий (бездействий), подпадающих под признаки административного правонарушения) или специальный характер (например, запрещение применения специальных средств и огнестрельного оружия милицией в отношении женщин и несовершеннолетних);

- дозволительные (разрешительные) - нормы, в которых выражается возможность адресата действовать в рамках установленных требований по своему усмотрению;

- стимулирующие (поощрительные) - нормы, которые обеспечивают с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия должное поведение участников регулируемых управленческих общественных отношений (например, установление налоговых льгот, льготное кредитование и так далее);

              - рекомендательные - нормы, которые носят рекомендательный характер, чаще всего используются во взаимоотношениях субъектов исполнительной власти негосударственных формирований. Однако рекомендации иногда содержатся в нормативных актах, адресованных нижестоящим субъектам исполнительной власти или подведомственным объединениям;

              4) По целевому назначению делятся на:

- регулятивные - содержат правила нормативной деятельности;

- охранительные - призваны обеспечить защиту, охрану регулируемых отношений.

              5) По объему регулирования:

- общие;

- межотраслевые;

- отраслевые;

- местные.

6) По характеру предписаний:

- внутрисистемные;

- общеобязательные.

7) по адресату отмечают нормы, регламентирующие:

- организацию и деятельность механизма исполнительной власти, то есть различных звеньев аппарата государственного управления;

- административно-правовой статус государственных служащих - работников управленческого аппарата;

- вопросы организации и деятельности государственных предприятий и учреждений;

- административно-правовой статус общественных объединений;

- отдельные стороны функционирования различных коммерческих структур;

- административно-правовой статус гражданина.

8) по пределу действия нормы разделяют на три вида:

- по территориальному масштабу деятельности административно-правовые нормы подразделяются на территориальные - действующие в границах государства, государственно-территориальных образований (например, нормы Кодекса РФ об административных правонарушениях - общегосударственные, но правила охоты, установленные местными органами, действуют в границах территории), а также на межтерриториальные - нормы, действующие в границах нескольких административно-территориальных образований (например, акты в условиях чрезвычайного положения, которые могут действовать в указанных территориальных масштабах);

- по действию во времени административно-правовые нормы бывают: срочные, для которых определен срок действия, и бессрочные - нормы без указания срока действия, то есть до официальной отмены компетентным органом;

- по кругу лиц - нормы, действие которых связано с распространением устанавливаемых правил либо на всех (например, порядок уплаты налогов для всех юридических лиц), либо на отдельных юридических лиц (например, порядок уплаты налогов страховыми организациями), а также бывают нормы, действие которых связано с распространением устанавливаемых правил либо на всех граждан, либо на отдельные их группы (распространение льгот в осуществлении кредитования жилищного строительства на военнослужащих)[27].

              И, наконец, с учетом федеративного устройства России, существуют нормы, устанавливаемые :

- субъектами Федерации;

- обще федеральные нормы.

              Итак, в современном российском праве существует множество оснований классификации административно-правовых норм, подчеркивая тем самым важность и необходимость их существования.

Процесс реализации норм в наше время далек от идеального. Это обусловлено кризисом исполнительной власти, управленческой независимости многих органов исполнительной власти.

Но, тем не менее, проводятся реформы по устранению недостатков системы.

Реализация административно-правовых норм - практическое использование содержащихся в них правил поведения в интересах регулирования управленческих общественных отношений.

Реализация административно-правовых норм - это такие правомерные действия субъектов, которые согласуются с требованиями, установленными нормами административного права, и выражаются в приобретении, использовании прав, соблюдении или выполнении правовых обязанностей.

Реализация норм административного права, так же как и норм других отраслей права, представляет собой процесс практического претворения в жизнь выраженной в нормах государственной воли субъектами административного права.

Формами (способами) реализации норм административного права являются:

1) соблюдение;

2) исполнение;

3) использование;

4) применение.[28]

Реализация административно-правовых норм в форме соблюдения характеризуется добровольным подчинением субъекта права требованиям административно-правовых норм. Сущность данной формы состоит в воздержании субъекта от совершения действий, запрещенных нормами. Таким образом, соблюдением может осуществляться без вступления субъекта в конкретные административно-правовые отношения.

Реализация административно-правовых норм в форме исполнения заключается в активных правомерных действиях субъектов права по выполнению предписаний, содержащихся в этих нормах. В отличие от соблюдения исполнение характеризуется активным поведением субъекта. В определенных случаях пассивное поведение может рассматриваться как упущение, недобросовестность, халатность, неправомерное поведение.

Использование как форма реализации административно-правовых норм состоит в добровольном совершении субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления.

Подобно исполнению использование осуществляется активным способом, но в отличие от исполнения при использовании реализуются субъективные права. Осуществление, например, органом управления прав, предусмотренных положением о нем, немыслимо иначе как посредством совершения юридически значимых действий. Невозможно также реализовать право гражданина на перемену фамилии, не обращаясь с заявлением об этом в соответствующий орган. Кроме того, в отличие от первых двух форм реализации норм при использовании, субъект сам решает, воспользоваться или воздержаться от использования предоставленного административно-правовой нормой субъективного права. Посредством формы использования реализуются управомочивающие административно-правовые нормы, нормы-дозволения.

В отличие от других форм реализации права применение всегда носит активный, творческий, государственно-властный, организующий характер, осуществляется компетентными органами в установленном законодательством процессуальном порядке.

Сущность применения административно-правовых норм состоит в действиях компетентных органов государства, общественных организаций (объединений), должностных лиц по подведению конкретного, имеющего юридическое значение факта под соответствующую административно-правовую норму и принятии государственно-властного решения, т.е. в разрешении на основе административно-правовых норм индивидуально-конкретных управленческих дел и вопросов. По своему социальному содержанию применение административно-правовых норм представляет собой одну из правовых форм исполнительной, управленческой деятельности. Поскольку применение норм административного права носит государственный характер, то субъектами применения могут быть только правомочные органы и должностные лица, наделенные правоприменительной компетенцией. Основными требованиями правильного применения норм административного права являются: законность, обоснованность, целесообразность, научная организация правоприменительной деятельности[29].

Таким образом, норма права по своему юридическому значению есть определенное правило поведения, соблюдение которого гарантируется различного рода организационными, разъяснительными и стимулирующими средствами, а также применением в отношении тех, кто его не соблюдает, мер юридического принуждения (дисциплинарная, административная, материальная, уголовная ответственность). Подобные качества в полной мере присущи административно-правовым нормам. Нормы этой отрасли права несут на себе отпечаток общественных отношений, составляющих ее предмет. Соответственно проявляются определенные особенности, характерные для административно- правовых норм.

Исходя из вышесказанного, можно сказать, что административно-правовые нормы обеспечивают упорядоченность организации и функционирования всей системы исполнительной власти, устанавливают вариант должного поведения, имеют свои средства защиты, регулируют общественные отношения.

Однако существует множество проблем, связанных с административными нормами. Во-первых, длительное время законодательная власть действовала формально и в силу этого она фактически подменялась исполнительной властью. В результате большинство административно-правовых норм создавались не законным путем, а органами общей компетенции. Во-вторых, существовало обилие ведомственных административных норм.

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОТДЕЛЬНЫХ

Информация о работе Влияние механизма административно-правового регулирования на развитие отечественной науки