Влияние механизма административно-правового регулирования на развитие отечественной науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 19:59, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: функциональный анализ механизма административно-правового регулирования и составляющих его элементов.
Для достижения поставленных целей в работе изначально были поставлены следующие задачи:
- Исследовать взаимодействие элементов механизма административно- правового регулирования;
- Отобразить понятие «правовое регулирование»;
- Рассмотреть взаимосвязь актов толкования и применения норм административного права;
- Обосновать область управленческих отношений как механизм правового регулирования.

Содержание

Введение 3
Глава I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕХАНИЗМА
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. 6
1.1.Понятие, сущность и элементы механизма административно-правового регулирования……………………………………………………………………..6
1.2.Совокупность государственных и муниципальных органов как
элемента механизма административно-правового регулирования на
современном этапе. 16
1.3.Административно-правовые нормы: понятие, виды и их значение. 30
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОТДЕЛЬНЫХ
ЭЛМЕНТОВ МЕХАНИЗМА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. 43
2.1. Характеристика административно-правовых отношений. 43
II.2.Акты толкования и акты применения норм административного права как элемент механизма административно-правового регулирования. 55
II.3. Дальнейшее совершенствование элементов механизма административно-правового регулирования. 67
Заключение 76
Список литературы 79

Вложенные файлы: 1 файл

МЕХАНИЗМ Дипл.раб.doc

— 427.00 Кб (Скачать файл)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Орловский юридический институт

Министерства внутренних дел Российской Федерации»

 

Кафедра административного права и

административной  деятельности органов внутренних дел

 

Дипломная работа

 

Тема: «Влияние механизма административно-правового

регулирования на развитие отечественной науки»

 

Выполнила: 

Студентка 402 учебной группы

внебюджетного факультета

(набор 2007 г.)

специальность 030501 65

Юриспруденция

Чернышова Марина Владимировна

 

Научный руководитель:

Старший преподаватель кафедры административного права

и административной деятельности ОВД

Орловского юридического института МВД России,

кандидат юридических наук,  подполковник милиции     

Кузминова Е.Ю.

 

Рецензенты:

Начальник отдела организации дознания МОБ

УВД по Орловской области

полковник милиции                       А.А. Цыганов

______________________________________________

Доцент кафедры

организации деятельности ГИБДД

Орловского юридического института МВД России,

кандидат юридических наук, 

майор милиции                                О.В. Зиборов    

______________________________________________

 

Допущена к защите 

Начальник кафедры

майор милиции                                                                             Ю.Н. Калюжный 

Дата защиты «____»   _________2011г.

 

Оценка __________________

Орел - 2011

Содержание

 

Введение             

Глава I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕХАНИЗМА

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.              6

1.1.Понятие, сущность и элементы механизма административно-правового регулирования……………………………………………………………………..6

1.2.Совокупность государственных и муниципальных органов как

элемента механизма административно-правового регулирования на

современном этапе.

1.3.Административно-правовые нормы: понятие, виды и их значение.

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОТДЕЛЬНЫХ

ЭЛМЕНТОВ МЕХАНИЗМА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.

2.1. Характеристика административно-правовых отношений.

II.2.Акты толкования и акты применения норм административного права как элемент механизма административно-правового регулирования.

II.3. Дальнейшее совершенствование элементов механизма административно-правового регулирования.

Заключение

Список литературы


Введение

 

Актуальность работы обусловлена тем, что в современный период развития нашего общества данный вопрос о средствах претворения в жизнь административно-правовых предписаний, все больше и больше привлекает внимания различных научных деятелей во всех отраслях права. Данная ситуация стала возможной ввиду того, что за последний, сравнительно не большой промежуток времени, происходят большие изменения российского законодательства, вносится масса поправок в нормативные акты, а следовательно, очень быстро изменяется механизм правового регулирования поведения человека. Таким образом, личность в своих действиях стоит под властью нормативной базы - норм права, не выполнение которых имеет определенные последствия для личности, человек вступает в административно-правовые отношения, он подвластен актам толкования и применения норм административного права. Гражданин и государство неразделимы, если есть одно явление - человек, значит неизбежно другое - общественные отношения в которые данный человек вступает. Указанная взаимосвязь реальна и она существует, ибо  государство приводит в действие некий механизм реализации средств воздействия на общественные отношения с целью их регулирования.

Объектом исследования являются общественные отношения, средства регулирования общественных отношений в их совокупности, а именно - нормы административного права, административные правоотношения, акты толкования и применения норм административного права.

Предметом исследования являются правовые и организационные основы механизма административно-правового регулирования.

Цель исследования: функциональный анализ механизма административно-правового регулирования и составляющих его элементов.

Для достижения поставленных целей в работе изначально были поставлены следующие задачи:

- Исследовать взаимодействие элементов механизма административно-          правового регулирования;

- Отобразить понятие «правовое регулирование»;

- Рассмотреть взаимосвязь актов толкования и применения норм административного права;

- Обосновать область управленческих отношений как механизм правового регулирования.

Новизна исследования в том, что в ней впервые комплексно исследованы вопросы механизма административно-правового регулирования как такового, а также внутренние закономерности существования и развития данного правового института, выражающие его природу и значение.

Практическая значимость исследования заключается в использовании приложенных выводов по совершенствованию законодательства, о необходимости проводить моральное и правовое воспитание граждан, а также регулирование деятельности законодательных, правоохранительных органов.

Положения, выносимые на защиту:

1.                   Анализ теоретического материала, раскрывающего понятие и правовой статус элементов механизма административно-правового регулирования, классификация административно-правовых норм, характеристика видов органов, исследование принципов построения системы органов исполнительной власти наводит на мысль о месте и значении механизма административно-правового регулирования в системе институтов административного права. Органы исполнительной власти выполняют важнейшую функцию администрирования (управления) различными сферами нашей жизни. Причем объем полномочий зависит от того, какой этот орган: федеральный или региональный. Без понимания сущности исполнительной власти и органа исполнительной власти – невозможно изучать органы исполнительной власти субъектов РФ как первого элемента механизма административно-правового регулирования.

2.                 Характеристика административно-правовых отношений как центрального элемента механизма административно-правового регулирования позволяет сделать вывод, что элементы административно-правовых отношений оказывают влияние на развитие государственных отношений в целом.

3.                 Анализ законодательства в исследуемой сфере показал огромный объем нормативных актов: норм законов и подзаконных актов; федеральных и региональных норм. За последние 4-5 лет проведена огромная работа по проведению регионального законодательства в соответствии с федеральным.

Структура данной работы поможет раскрыть в полном объеме ее содержание, поскольку в ней широко изучены, обобщены и проанализированы нормативные правовые акты различной юридической силы, регламентирующие деятельность исполнительной власти, а также научные труды ученых, специализирующихся в сфере административного, конституционного права, теории государства и права, теории управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕХАНИЗМА

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.

I.1.Понятие, сущность и элементы механизма административно-правового регулирования.

Право как инструмент социального управления призвано упорядочивать общественные отношения, обеспечивая реализацию позитивных интересов субъектов. Правовое регулирование в процессе своего осуществления складывается из определенных этапов и соответствующих элементов, обеспечивающих движение интересов субъектов к ценности.

Каждый из этапов и юридических элементов правового регулирования вызывается к «жизни» в силу конкретных обстоятельств, которые отражают логику правовой упорядоченности общественных отношений, особенности воздействия правовой формы на социальное содержание. Понятие, обозначающее данную стадийность юридического управления и одновременно участие в нем совокупности юридических средств, получило в литературе наименование «механизм правового регулирования».

Таким образом, механизм правового регулирования - это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права[1].

Из вышеназванного определения можно выделить признаки, характеризующие цель механизма правового регулирования, средства ее достижения и результативность.

Цель механизма правового регулирования - обеспечить упорядочение общественных отношений, гарантировать справедливое удовлетворение интересов субъектов. Это главный, содержательный признак, объясняющий значимость данной категории и показывающий, что роль механизма правового регулирования заключается в организации социальной жизни, осуществлении интересов людей. Механизм правового регулирования - специфический «канал», соединяющий интересы субъектов с ценностями и доводящий процесс управления до логического результата.

Механизм правового регулирования - система различных по своей природе и функциям юридических средств, позволяющих достигать его целей. Это уже формальный признак, который свидетельствует о том, что названный механизм есть комплекс правовых элементов, с одной стороны, различных по своей природе и функциям, а с другой - все же взаимосвязанных общей целью в единую систему. Механизм правового регулирования показывает, как работает то или иное звено при достижении его целей, позволяет выделить основные, ключевые, опорные юридические инструменты, занимающие определенное иерархическое положение среди всех иных[2].

Механизм правового регулирования - организационное воздействие правовых средств, позволяющее в той или иной степени достигать поставленных целей, т.е. результативности, эффективности. Как и любой иной управленческий процесс, правовое регулирование стремится к оптимизации, к действенности правовой формы, в наибольшей мере создающей режим благоприятствования для развития полезных общественных отношений.

В связи с тем, что механизм правового регулирования - сложное понятие, включающее систему правовых средств, возникает потребность отграничить его от другой не менее сложной категории, как, например, «правовая система». Тем более что, на первый взгляд, у них весьма схожие определения. Так, под правовой системой обычно понимают совокупность юридических явлений, существующих в обществе, весь арсенал правовых средств, находящихся в его распоряжении.

Названные категории соотносятся как часть (механизм правового регулирования) и целое (правовая система), ибо правовая система - более широкое понятие, включающее в себя наряду с категорией «механизм правового регулирования» и другие категории: «право», «юридическая практика», «господствующая правовая идеология»[3].

Таким образом, механизмом административно-правового регулирования именуется система административно-правовых средств, которые воздействуют на общественные отношения, организуя их в соответствии с задачами государства и общества.

Понятие механизма административно-правового регулирования позволяет собрать и систематизировать юридические средства правового воздействия на общественные отношения, обозначить место и роль того или иного юридического средства в правовой жизни общества.

Именно неоднозначность проблемы удовлетворения интересов как содержательного момента предполагает и разнообразие их правового оформления, юридического обеспечения[4].

Административно-правовое регулирование в процессе своего осуществления складывается из определенных этапов и соответствующих элементов, образуя определенную упорядоченную структуру.

Элементами административно-правового регулирования являются:

- нормы административного права и его принципы, объективированные в законах, указах Президента России и других нормативных актах;

- акты толкования норм административного права, издаваемые уполномоченными на то органами;

- акты применения норм административного права;

- административно-правовые отношения.

Рассмотрим кратко каждый из элементов.

Принципами административного права являются его основополагающие идеи, требования, лежащие в основе административного права и выражающие его сущность.

К числу основных принципов относятся:

1. Принцип демократизма нормотворчества и реализации права. В правотворчестве этот принцип проявляется в широком участии населения и общественных объединений в непосредственном (референдум) и опосредованном (через избранные ими органы власти) формировании норм административного права. В реализации административного права он проявляется в степени подконтрольности, открытости правоприменительных органов гражданам, а также наличии общественного контроля.

Информация о работе Влияние механизма административно-правового регулирования на развитие отечественной науки