Экономическая сущность барьеров входа в отрасль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 16:10, курсовая работа

Краткое описание

Большое влияние на определение рыночной структуры и последующее функционирование фирм играет свобода входа и выхода с отраслевого рынка. На разных отраслевых рынках высота и длительность действия барьеров входа-выхода различаются. Степень свободы входа и выхода с рынка является также величиной переменной и во многом определяет динамику фирм на рынках, которая, в свою очередь, может иметь разные результаты. Одни рынки являются весьма динамичными, другие - более стабильны, и число действующих на них фирм изменяется незначительно.

Вложенные файлы: 1 файл

курсааааач.docx

— 79.79 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Большое влияние на определение рыночной структуры и последующее функционирование фирм играет свобода входа и выхода с отраслевого рынка. На разных отраслевых рынках высота и длительность действия барьеров входа-выхода различаются. Степень свободы входа и выхода с рынка является также величиной переменной и во многом определяет динамику фирм на рынках, которая, в свою очередь, может иметь разные результаты. Одни рынки являются весьма динамичными, другие - более стабильны, и число действующих на них фирм изменяется незначительно.

Вход новых фирм на рынок может вызвать изменения в рыночной ситуации, а именно усилить конкуренцию и давление на уже действующие на рынке фирмы в направлении необходимости повышения эффективности производства, то есть вынудить приспособиться к изменениям или искать другие, более адекватные для них рынки. Вход новых фирм может также способствовать внедрению новых продуктов и технологий.

Условия входа фирм на рынок определяются разными факторами, в связи, с чем входные барьеры классифицируются по видам. В частности, доминирующее положение фирмы на рынке может быть ею использовано для создания стратегических барьеров и установления монопольно высоких цен. На многих российских отраслевых рынках широко представлены, например, административные барьеры входа, что является специфической чертой экономики страны.

Все вышеприведенные факторы обуславливают актуальность и значимость тематики работы на современном этапе.

Целью данной курсовой работы является исследование отрасли телекоммуникационных услуг в России на наличие входных барьеров.

В соответствии с вышеуказанной целью предполагается решить следующие задачи:

1. Изучить экономическую сущность барьеров входа в отрасль.

2. Рассмотреть классификацию  барьеров входа в отрасль.

3.Исследовать отрасль телекоммуникационных услуг на наличие барьеров входа.

4.Рассмотреть государственные  меры по регулированию барьеров  входа в отрасль.

5. Рассмотреть методы  установления барьеров входа  в отрасль.

Курсовая работа написана с использованием отечественной литературы, законов и нормативных актов, ресурсы интернета.

Объектом исследования является отрасль телекоммуникационных услуг в России.

Предметом выступают барьеры входа в отрасль.

Методами исследования выступают анализ и синтез, благодаря которым обеспечивается системный комплексный подход к исследованию. Также используется графический метод, основанный на использовании различных  таблиц, графиков, рисунков и т. д.

Курсовая работа выполнена на 34 страницах, состоит из введения, 2 глав, заключения, проиллюстрирована 1 таблицей 2 рисунками, содержит список литературы из  источников.

В первой главе рассмотрены теоретические основы изучения барьеров входа в отрасль, экономическая сущность, современная классификация барьеров входа в отрасль, нестратегические барьеры входа в отрасль.

Во второй главе рассмотрена отрасль телекоммуникационных услуг                       в России: современное состояние и барьеры входа в него, методы установления барьеров входа в отрасль, государственные меры по регулированию барьеров входа в отрасль.

В заключении сделаны общие выводы по данной работе.

 

 

 

 

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ БАРЬЕРОВ ВХОДА В ОТРАСЛЬ

1.1. Экономическая сущность барьеров входа в отрасль

 

Попытка объяснить феномен того, что на отдельных отраслевых рынках у фирм устойчиво и систематически норма прибыли выше, чем у фирмы в других сферах деятельности, наталкивает предположение, что здесь могут иметь место препятствия для входа новых фирм на этот рынок, мешающие им использовать благоприятную рыночную ситуацию. Этому феномену Д.Бейн дал название барьера входа, позволяющего действующим фирмам получать сверхприбыль, не опасаясь входа конкурентов. В Работах Чемберлина также исследовались вопросы потенциальной конкуренции и связанные с ней затруднения входа фирм на отраслевой рынок. В них была показана решающая роль степени затруднения входа на рынок в установлении зависимости между кривыми издержек и выручки фирмы. Позднее появились работы других экономистов.

В результате исследований данной проблемы разными экономистами были предложены альтернативные трактовки барьеров входа. Их Обзор представлен в работе А. Шаститко1. Так, в соответствии с подходом Д.Бейна2, барьер входа существует, если новая фирма не может достичь того же уровня прибыльности после входа, который имели уже действующие фирмы до того, как они вошли на рынок. Следует отметить, что Д.Бейн рассматривает в качестве потенциальных фирм не все, а только те, которые обладают одинаковыми преимуществами, чтобы претендовать на вход в отрасль.

Позднее Д.Стиглер предложил определять барьеры исходя из асимметрии в поведении действующих и входящих на рынок фирм.3

Детализируя это определение, С.Вейцзекер рассматривал барьеры входа как затраты производства, которые должна нести фирма, стремящаяся войти на отраслевой рынок, и не несут действующие на нем фирмы, что приводит к искажению распределения ресурсов с точки зрения общества.

По Н.Демсетцу4, барьеры определяются через выявления различий, асимметрии в возможностях, которыми обладают фирмы – инсайдеры и аутсайдеры, прежде всего это более низкие издержки фирм инсайдеров.

Степень свободы входа фирм на отраслевой рынок непосредственно влияет на процесс эффективности использования ресурсов, вызывает стремление действующих фирм отвечать на достижения потенциальных конкурентов в сфере развития новых технологий, внедрение ими новых видов продукции. Входящие же фирмы, пытаясь реализовать имеющиеся у них конкурентные преимущества, постоянно находятся в поиске форм модернизациии развития отраслевого рынка. В самом общем виде барьеры представляют собой совокупность издержек, связанных с проникновением на отраслевой рынок новой фирмы или же с ее уходом с него 5.

В экономической теории под барьерами входа на рынок подразумевают факторы, которые увеличивают риск, отсрочку или издержки для предприятия, желающего начать бизнес на новом рынке, по сравнению с уже существующими на рынке производителями. Это могут быть единовременные инвестиции разного рода, размеры экономии на масштабах производства, государственная политика ограничения конкуренции, торговые привилегии, а также защитное стратегическое поведение участников рынка. Последнее может выражаться в понижении цен, агрессивной рекламе, инвестициях, то есть в том, что может препятствовать появлению новых конкурентов.

Доступность рынка, являющаяся важным фактором развития конкуренции, определяется условиями входа на рынок. Именно поэтому входные барьеры всегда являлись объектом пристального внимания со стороны экономической теории и практики. Большой вклад в определение роли входных барьеров в конкуренции внесла классическая политэкономия. По А.Смиту предприниматель должен располагать свободой доступа к области, обещающей высокую доходность. И ему нужны только опыт и время, чтобы его присутствие в этой области стало реальным.

Однако, по мнению Дж.Кэрнса, английского экономиста, придерживавшегося классических традиций, это условие полностью выполнялось только для капитала, поскольку в наличии были большие резервы финансовых средств, которые быстро вливались в необычайно прибыльные отрасли. По отношению к труду, по его мнению, существовали некоторые ограничения из-за наличия сложной иерархии профессиональных групп, до вершин которых работнику было трудно подняться6.

Первые принципиальные расхождения между теоретическими построениями и практикой возникли на базе существующих технологических ограничений темпов перемещения ресурсов из одной отрасли в другую. Эти ограничения легли в основу концепции А.Маршалла о краткосрочном нормальном периоде, которая послужила теоретической посылкой для изменения представлений о входных барьерах и их роли в конкуренции. Дж.Стиглер в своем определении рыночной конкуренции впервые упоминает, что лишь совершенная конкуренция характеризуется полным отсутствием входных барьеров. На всех других рынках производители и продавцы в большей или меньшей степени их ощущают7.Например, монополистическая конкуренция по Э.Чемберлину - это рыночная структура, в которой присутствует большое число продавцов, предлагающих дифференцированный товар. И вход в «отрасли» (группы продуктов, которые являются близкими субститутами друг для друга) практически не ограничен. Однако, как следствие такой свободы, для фирм данной отрасли будет невозможно зарабатывать более чем нормальную прибыль из-за доступности рынка 8.

Развивая эту идею, английский экономист Дж.Р. Хикс в работе «Теория монополии»(1935г.) описывает реальное несовершенство рынка, выражающееся в двух случаях:

1) когда производитель  имеет в распоряжении некий  специальный «фактор», такой как патент, легальную привилегию, местоположение или производственные возможности, для которых нет никакого определенного субститута;

2) когда экономия от  масштаба производства возможна  только при узкой специализации, так что другая фирма могла  бы выпускать товары, способные  конкурировать с товарами первой  фирмы, только со значительно  более высокими предельными затратами.

Следовательно, наличие высоких входных барьеров, является реальным фактором конкуренции и для монополии играет определяющую роль.

Современные экономисты, в отличие от экономистов традиционной школы, исходят из того, что конкуренция -динамичный и развивающийся процесс. Классические же теории были, по существу, статичными, сосредоточенными на преимуществах факторов производства и эффекта масштаба. При статичном взгляде на конкуренцию факторы производства в стране неизменны. Изменения в технологии считались экзогенными, то есть лежащими вне данных теорий. Однако, как признал много десятилетий назад Й.Шумпетер, в конкуренции нет равновесия; конкуренция - непрерывно меняющийся ландшафт9, на котором появляются новые товары, новые пути сбыта, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты. В реальной жизни главную роль в конкуренции играют инновации и перемены. Главный смысл деятельности фирм не сводится к пассивной переброске ресурсов туда, где прибыль особенно высока, - они стремятся повысить ее за счет новых товаров и технологий.

Таким образом, несмотря на наличие целого ряда подходов к  истолкованию барьеров входа в отрасль, его  сущность остается единой: факторы, которые увеличивают риск, отсрочку или издержки для предприятия, желающего начать бизнес на новом рынке, по сравнению с уже существующими на рынке производителя.

 

1.2. Современная классификация барьеров входа в отрасль

 

На формирование определенного типа отрасли непосредственное влияние оказывает многообразие входных барьеров. Рассмотрим их классификацию.

Наиболее общая классификация барьеров представлена в тексте. Однако следует отметить, что она к настоящему моменту времени не завершена. Рынки развиваются, появляются новые формы конкуренции, что ведет и к появлению новых барьеров.

Также в научной литературе, посвященной анализу отраслевых рынков, можно встретить и более широкую трактовку барьеров, когда к ним относят любые факторы и обстоятельства, препятствующие новым агентам вступить на данный товарный рынок. В этом случае в состав барьера включаются практически все параметры структуры рынка, например вертикальная интеграция и диверсификация.

Нестратегические структурные барьеры:

1) Абсолютное преимущество  в издержках. При любом выпуске  затраты уже действующего на  рынке предприятия меньше затрат  предприятия, проникающего на рынок. Абсолютные преимущества в издержках  создаются за счет того, что  старые предприятия имеют доступ  к более дешевым или более  качественным источникам ресурсов  либо используют свои прошлые  инновации. Преимущества также связаны  с самим процессом функционирования старых предприятий в отрасли: накапливанием опыта экономии издержек и оптимальным распределением ресурсов.

Иными словами, абсолютные преимущества уже действующих в отрасли предприятий обусловлены тем, что затраты на единицу продукции уже действующих производителей ниже, чем у вновь входящих на рынок хозяйствующих субъектов, вследствие неравенства стартовых условий функционирования на рынке, ограниченного доступа новых производителей к относительно более дешевым и удобным сырьевым источникам, технологического превосходства, доступности для них заемного капитала при более низких процентных ставках и льготных условиях кредитования, сделанных ими ранее затрат на рекламу своей продукции и развитие сбытовой сети.

2) Экономия на масштабе  производства. Если минимально эффективный  масштаб деятельности на данном  товарном рынке высок, то входящие  на рынок фирмы-аутсайдеры на  период достижения этого уровня  могут иметь значительно большие  затраты, чем фирмы-инсайдеры. Поэтому  новые фирмы будут являться  менее конкурентоспособными. Например, если на предприятии экономически  оправдан выпуск десятков тысяч  единиц товара, а оно рассчитано  на выпуск всего ста единиц, то данное предприятие не будет  являться эффективным. Значительный  эффект масштаба повышает риск  входа на рынок для потенциального  конкурента, следовательно, будет препятствовать  входу новых предприятий в  отрасль.

3) Уровень капитальных  затрат характеризует возможность или невозможность создания нового производства на данном типе рынка. К капитальным затратам в данном случае будут относиться: затраты на освоение выпуска данного товара, стоимость нового строительства или реконструкции и технического перевооружения действующих мощностей, расходы на НИОКР, подготовку и найм персонала, организацию сбытовой сети, а также временной период освоения производства. Источниками получения необходимой информации могут быть данные отчетности или опроса уже функционирующих фирм, потенциальных конкурентов, отраслевых экспертов и специалистов.

4) Дифференциация продукта будет являться барьером входа тогда, когда потребители привыкают к определенному образу товара и/или фирмы, определенному товарному знаку. В данном случае фирме-аутсайдеру придется нести дополнительные временные и денежные затраты на преодоление стереотипов потребительского поведения. Имидж и репутация старого предприятия будет препятствовать новому в организации прибыльного производства. Необходимо подчеркнуть, что такой вид барьера, как дифференциация продукта, является одновременно и объективным, и стратегическим видом, поскольку предприятия на насыщенных рынках активно стремятся к ее увеличению.

Информация о работе Экономическая сущность барьеров входа в отрасль