Шпаргалка по "Теория управления"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 19:38, шпаргалка

Краткое описание

1. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ
Для реализации процесса управления необходим механизм реализации управления.
Механизм управления – это среда, в которой реализовывается управленческая деятельность. Такой средой для управления является система управления и техника управления.
Две трактовки понятия «управление»:
1) как процесс управления организацией – управленческая деятельность;
2) как механизм управления.

Вложенные файлы: 1 файл

0344454_3F775_teoriya_upravleniya_shpargalka.doc

— 1.04 Мб (Скачать файл)

Полномочия, позволяющие  субъекту инноваций работать эффективно: 1) координация работы структурных  подразделений в процессе внедрения  новшества; 2) право самостоятельно готовить решения в пределах компетенции; 3) контроль за исполнением принятых решений.

Для проведения экспертной оценки проектов решений целесообразно привлекать к участию в заседаниях комиссии представителей вышестоящих организаций, а также ученых.

Объекты инноваций – подвергаемые целенаправленному изменению компоненты управленческой системы.

Объекты инноваций отражают предметную сторону организационного развития органов государственного и муниципального управления. Инновация  всегда является результатом изменения конкретного элемента организации. Выбор объектов инноваций всегда основывается на оценке фактического состояния управленческой системы.

От конкретного объекта  инновации зависит содержание планируемых  организационных изменений.

Виды объектов инноваций: цели; задачи; структура; технология; персонал.

Цели и задачи деятельности имеют стратегическое значение для функционирования органов управления. Взаимодействие с внешней средой создает условия для трансформации характера и содержания целей и задач. Максимальное влияние на изменение целевой ориентации административной деятельности оказывают объект управления и вышестоящие органы управления.

Особенность административной деятельности заключается в том, что ее цели и задачи не изменяются произвольно.

Цели и задачи органов государственного и муниципального управления закрепляются и регулируются нормативно-правовыми актами или решениями вышестоящих органов. Стабильность целей и функций административных учреждений необходима для исполнения возложенных на них полномочий.

Структура деятельности отражает устойчивые линейные и функциональные взаимосвязи между компонентами административной деятельности. Каждому  набору исполняемых функций соответствует  определенный тип структуры. Ее изменение  зависит от сложности и интенсивности управленческих проблем, от эффективности применяемых методов управления, от ресурсов.

 

51. МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ИННОВАЦИИ

Организация управленческих инноваций происходит с помощью  методов, обеспечивающих разработку и  реализацию нововведений в сфере административной деятельности.

Методы представляют собой разработанные и проверенные способы воздействия на объект инноваций с целью получения инновационного эффекта. Воздействуя на объект, субъект инновационного процесса выбирает способы изменения объекта инноваций в соответствии с задачами организационного развития административной деятельности. Такой выбор осуществляется по установленному критерию и организует деятельность субъекта инноваций по определенному принципу.

Метод распространения инноваций включает в себя набор действий субъекта инноваций в процессе целенаправленного изменения структуры и методов управленческой деятельности.

Пути формирования методов инновационной деятельности:

1. Как результат специальных научных исследований.

2. Как набор подтвержденных опытом правил.

Целесообразность применения того или иного метода зависит  от задачи, которая стоит на данном этапе организации инновационного процесса.

Диагностическое обследование помогает установить уровень фактического расхождения между реальной готовностью административного учреждения к улучшению управленческой деятельности и нормативным состоянием. Диагностика помогает получить оперативную и объективную информацию о наличии организационных проблем.

Показатели  оценки инновационного потенциала административной деятельности:

• наличие или отсутствие способов стимулирования и координации участия коллектива в инновационном процессе;

• уровень централизации (децентрализации) полномочий принятия управленческих решений в организации;

• уровень компетентности персонала в области подготовки и реализации управленческих нововведений.

Основываясь на полученных данных, принимается решение о  необходимости использования определенного  вида управленческих нововведений. Диагностика  создает информационную базу для принятия таких решений.

Анализ документов предполагает сбор и обобщение информации, закрепленной в виде текстов. Такие тексты имеют  вид официальных документов, регулирующих деятельность органа управления.

Организационно-распорядительные документы, отобранные для анализа, показывают, какая официальная позиция руководства учреждения по отношению к применению управленческих нововведений, какие формы имеют инновации в данной организации, какими нормами и правилами регламентируется инновационный процесс.

Возможности анализа: анализ документов дает количественные и качественные сведения о состоянии инновационного климата организации.

 

52. НАБЛЮДЕНИЕ, ОПРОС И ЭКСПЕРИМЕНТ КАК РАЗНОВИДНОСТИ МЕТОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ИННОВАЦИИ

Наблюдение как метод диагностики состоит в том, что в течение определенного периода времени фиксируются все явления, которые каким-либо образом выражают состояние инновационного климата организации.

События, фиксируемые  в дневнике наблюдения: формы участия коллектива в разработке и внедрении новшества, подготовка письменных (устных) указаний о необходимости внедрения управленческих нововведений, действия руководства учреждения в процессе подготовки и внедрения нововведения.

Опрос позволяет получить картину индивидуальных и групповых мнений служащих относительно перспектив осуществления управленческих инноваций в их учреждении. Формы проведения опроса: интервью и анкетирование. Интервью – фиксируются устные ответы респондентов на заданные вопросы. Вопросник для интервью составляется таким образом, чтобы можно было получить однозначное высказывание государственных и муниципальных служащих об их отношении к применению управленческих инноваций.

Анкетирование – респонденты дают ответы на вопросы специальной анкеты исходя из предложенных вариантов ответов. Полученные в ходе опроса данные обобщаются и представляются в табличной или графической форме. Вопросы в анкете могут иметь как открытую (различные варианты ответов), так и закрытую форму (варианты ответов «да» или «нет»).

Эксперимент – позволяет адекватно диагностировать состояние управленческой системы. Основное условие проведения организационно-диагностического эксперимента – наличие контрольного объекта.

Составляющие  эксперимента:

1) создание экспериментальной ситуации (воздействие на экспериментальный объект);

2) измерение состояния экспериментального и контрольного объектов, сравнение результатов;

3) анализ полученных данных, подготовка выводов и рекомендаций.

Интенсификация  инновационного процесса – один из методов организации управленческих инноваций.

Возможности метода: решает проблему повышения эффекта нововведения при последовательном снижении издержек, связанных с его разработкой и реализацией. Особенность: результаты инновационного процесса будут соответствовать целям организационного развития органов государственного и муниципального управления при условии, что социальные и организационные издержки применения определенного нововведения будут минимальными. Добиться такого эффекта можно путем апробации разработанного проекта управленческого нововведения на ограниченном числе компонентов административной деятельности.

 

53. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ИННОВАЦИИ

Организация управленческих инноваций – создание организационного механизма реализации нововведения.

Основа для корректировки программы организационных изменений в организации – выявленные отклонения и специфические реакции управленческой системы на внедрение определенного вида управленческого нововведения.

Структура инновационного процесса воспроизводит состав и последовательность действий, направленных на организацию управленческих инноваций.

Этапы управленческих инноваций: 1)формирование организационной среды внедрения; 2) методическое обеспечение нововведения; 3) мониторинг инновационного процесса.

На этапе формирования организационной среды внедрения необходимо сформировать орган управления инновационным процессом и подготовить необходимые организационные условия для успешного внедрения нововведения.

Действия, присущие данному этапу: 1) основание комиссии по совершенствованию управления; 2) подготовка персонала к внедрению новшества; 3) информационно-аналитическое и материально-техническое обеспечение нововведения.

Для выполнения первой операции следует подготовить положение о комиссии по совершенствованию управления, в котором утверждаются функции, полномочия и организация ее работы. Комиссия считается образованной и начинает работу с момента издания приказа руководителя органа управления.

Для выполнения второй операции необходимо провести обучение персонала, чтобы служащие органа управления приобрели необходимые знания и навыки профессиональной деятельности в условиях изменения структуры и методов руководства.

Для реализации третьей операции необходимо установить каналы коммуникации в процессе разработки и реализации управленческого нововведения и сформировать материальную и финансовую базу реализации проекта.

На втором этапе ключевая задача – использование научных методов организации инновационного процесса на системной основе.

Необходимые действия: 1) разработка программы диагностического исследования; 2) выбор проекта нововведения; 3) подготовка программы внедрения нововведения.

Для осуществления первой операции необходимо определить процедуру сбора эмпирической информации о состоянии инновационного климата в органе управления. Для второй операции следует подготовить альтернативные варианты нововведения и отдать предпочтение наиболее оптимальному. Для реализации третьей операции следует разработать механизм реализации нововведения. В программе отмечаются: порядок ресурсного обеспечения, состав мероприятий, ответственные исполнители, график реализации нововведения.

На третьем  этапе необходимо организовать текущий контроль инновационного процесса в органе управления. Действия, выполняемые на данном этапе: 1) организация обратной связи; 2) оценка результатов нововведения.

 

54. СИСТЕМА И ЕЕ КОМПОНЕНТЫ. ПРИЗНАКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Система – некоторое множество взаимосвязанных частей – компонентов, объединенных для достижения общей цели в единое целое.

Характерные признаки системы: 1) существование взаимосвязанных частей в объекте; 2) взаимодействие между частями объекта; 3) упорядоченность данного взаимодействия для достижения общей цели системы.

Основные компоненты системы: 1) элемент системы; 2) взаимоотношения между элементами; 3) подсистема; 4) структура системы.

Первый компонент  системы – минимальная целая часть системы, которая функционально может отразить отдельные общие закономерности системы в целом. Второй компонент системы – взаимоотношения между элементами или связи.

Виды связей: 1. Нейтральные, когда оба элемента не претерпевают каких-либо структурных или функциональных изменений. 2. Функциональные, когда один элемент, воздействуя на другой, приводит к структурным или функциональным изменениям в этом элементе.

Третий компонент  системы – подсистема, состоящая из ряда элементов системы, которые возможно объединить по схожим функциональным проявлениям. Система может иметь различное количество подсистем.

Четвертый компонент  системы – структура системы.

Структура – совокупность связей, взаимоотношений между элементами системы, между ее подсистемами, между самой системой и внешней средой.

Внутренняя  структура системы – совокупность всех связей внутри системы.

Полная структура – совокупность всех связей как внутри системы, так и системы с внешней средой.

Целостность – все части системы объединены и составляют единое целое благодаря единству цели создания и функционирования (целевой признак), расположения (территориальный признак), управления (организационный признак).

1. Величина и сложность – существование большого количества элементов, многофункциональность системы и составляющих ее элементов, разветвленные связи между частями, сложная структура. 2. Адаптивность – способность приспособления к изменению условий в окружающей среде или иных условий функционирования путем изменения структуры, функций отдельных элементов и вовлечения в работу резервных частей и ресурсов. 3. Способность к развитию – существование потенциала развития системы для улучшения ее структуры. 4. Взаимообусловленность функционирования частей – элементы системы взаимосвязаны так, что функционирование одних элементов зависит от функционирования других. 5. Автоматизм – способность осуществлять отдельные функции автоматически при отсутствии управляющих команд, воздействий со стороны системы управления путем перехода на внутреннее самоуправление. 6. Динамизм – зависимость параметров функционирования от времени, вероятность внесения изменений в систему, позволяющих регулировать функции системы во времени.

Информация о работе Шпаргалка по "Теория управления"